Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шрайберг Я.Л.

первый зам. директора,
зам. директора по научной
работе и автоматизации
ГПНТБ России

Российский онлайновый библиотечно-
информационный центр: новые технологии
и новые возможности для библиотек

Создание онлайновых компьютерных библиотечно-информационных центров — неизбежный этап на определенной стадии развития библиотечно-информационной инфраструктуры страны. Такие центры могут создаваться на разных уровнях: районном, городском, региональном, межрегиональном, и наконец межгосударственном. При этом, наверное, неизбежна ситуация, когда будут функционировать и взаимодействовать различные центры, сотрудничая и конкурируя между собой. Такой путь прошли многие страны, в первую очередь США, и нам, очевидно, предстоит найти свое решение этого назревшего вопроса.

Сегодня в России уже существует небольшое число межбиблиотечных центров, в основном районного, городского и регионального статусов. Данный процесс нарастает с развитием компьютеризации библиотек, что в целом содействует повышению уровня и культуры взаимодействия библиотек и их вхождению в информационную инфраструктуру страны.

Одной из первых попыток создания подобных центров государственного статуса (в части некоторых функций) явилась Автоматизированная система Российского сводного каталога по научно-технической литературе, созданная на базе ГПНТБ России в конце 1980-х гг., ресурс которой поддерживался участием около 2 тыс. библиотек Советского Союза. Функционально система решала в основном задачи адресно-библиографического информирования о первоисточниках; представительная полнота информационных массивов полностью определялась числом участников и соблюдением ими правил работы.

АС РСвК ориентируется главным образом на службы МБА и доставки документов и сегодня продолжает оставаться единственной реально функционирующей автоматизированной системой межбиблиотечного взаимодействия государственного и межгосударственного статуса. Она является хорошим трамплином на пути к созданию унифицированного онлайнового библиотечно-информационного центра по трем главным причинам:

  1. отработан механизм взаимодействия библиотек в реальном времени в части поддержки и использования коллективного информационного ресурса;

  2. реализована задача создания, ведения и постоянного совершенствования банка данных сводного каталога библиотек-участниц системы, что является одной из главных задач проектируемого центра;

  3. в режиме реального функционирования системы отработаны все основные виды выходной информационной продукции и обслуживания пользователей: печатные издания, выпуск CD—ROM, онлайновый доступ через "dial-up", Интернет и другие возможные средства коммуникации (Х.25, "Искра"), доступ через рабочие станции ЛВС внутри библиотеки, выгрузка фрагментов информационных массивов на дискеты, распечатка запросов. Более того, эта универсальность в части видов обслуживания и предоставления информационных услуг является важнейшим компонентом будущего центра, которую непросто реализовать, но с учетом существующего опыта и технологий РСвК это сделать будет проще.

Вторым серьезным этапом на пути к созданию центра было решение Министерства культуры РФ о разработке проекта Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), порученное ГПНТБ России как базовой организации и творческому коллективу, состоящему из ведущих специалистов крупнейших библиотек страны.

Идея корпоративной каталогизации давно назрела, особенно если учесть масштаб дублирования в составлении библиографических описаний в стране. В основу идеи разработки проекта положены принципы OCLC, и в целом OCLC нами выбран как прототип построения не только РЦКК, но и всего центра, разумеется, с учетом национальных особенностей и принятых правил.

Суть технологии РЦКК: создается базовый библиографический массив текущих отечественных изданий на основе библиографических массивов Российской книжной палаты или других библиографирующих учреждений, который в режиме онлайнового взаимодействия дополняется библиографией, генерируемой базовыми центрами (библиотеками) РЦКК. Во многих случаях, с учетом реально складывающейся ситуации на издательском поле страны, библиографические описания, поступающие от базовых организаций с мест (региональные издания) появляются раньше, чем описания РКП или другого центрального библиографирующего органа, а в ряде случаев библиография этих базовых центров корректирует (уточняет) уже существующую "центральную" библиографию. Этот момент отражает величайший принцип корпоративной каталогизации, который принципиально отличается от каталогизации централизованной, осуществляемой РКП. Корпоративную каталогизацию создает библиотечное сообщество, а централизованную — главное (главные) библиографирующее учреждение страны. Поэтому единственно правильной схемой построения системы корпоративной каталогизации и является выбранная авторами проекта схема: на базе массивов централизованной каталогизации с учетом поступающей библиографии от базовых участников строить единый библиографический массив РЦКК.

Таким образом, была спроектирована система и началась отработка технологии в экспериментальном режиме (апрель—май 1998 г.). По завершению экспериментальных работ и подготовки соответствующего проекта и организационно-инструктивной документации, РЦКК начнет реальное функционирование, станет краеугольным камнем будущего онлайнового центра. Все это произойдет очень скоро: необходимые проработки и подготовительные работы уже завершены.

Итак, в ближайшее время в России появится новая профессиональная библиотечно-информационная структура государственного статуса — Российский онлайновый библиотечно-информационный центр, который впервые в стране начнет реализацию реальных корпоративных технологий библиотечной кооперации.

Обозначим основные аспекты этого нового, грандиозного межбиблиотечного проекта.

Цели: создание онлайновой распределенной структуры взаимодействия автоматизированных библиотек, содействие комплексной автоматизации российских библиотек и их планомерному вхождению в мировую библиотечно-информационную инфраструктуру.

Основные задачи:

  1. Обеспечение технологий корпоративной каталогизации и функционирования Российского центра корпоративной каталогизации;

  2. Реализация задач централизованной ретроспективной конверсии каталогов библиотек-участниц;

  3. Содействие в издании и предоставлении в доступ библиотечно-информационных продуктов и услуг библиотек-участниц;

  4. Содействие в создании специализированных баз данных и других информационных продуктов для предоставления зарубежным пользователям;

  5. Реализация системы Сводного каталога для распределенного фонда библиотек-участниц;

  6. Обеспечение функций МБА и доставки документов с использованием сканирования и телекоммуникационных технологий (с сохранением при необходимости функций традиционного МБА);

  7. Создание электронных библиотек на CD—ROM и страховых фондов на микроносителях для избирательного репертуара изданий;

  8. Использование библиографических массивов OCLC для корпоративной каталогизации зарубежных изданий, поступающих в фонды библиотек и организаций-участниц;

  9. Предоставление иных услуг OCLC и других библиотечно-информационных центров участникам и пользователям Центра.

Форма организации и учредители. Центр создается как бесприбыльная самостоятельная и самофинансируемая организация, учрежденная рядом юридических лиц по типу некоммерческого партнерства. Главными учредителями Центра выступили: ГПНТБ России, Министерство культуры РФ, Международная ассоциация пользователей и разработчиков систем CDS/ISIS и новых информационных технологий, фирма "Универсал". Свое желание участвовать в создании Центра высказали Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им М.И. Рудомино, Международный институт управления и информатики и ряд других организаций страны. Список учредителей пока открыт и ждет новых членов.

Местонахождение и адрес. Центр располагается в специально выделенном помещении в здании ГПНТБ России (Москва, Кузнецкий мост, 12), имеет независимый адрес, счет и формируемый персонал.

Сопутствующая инфраструктура. При Центре открыт учебный класс, оснащенный современными компьютерами, доступом к Интернет и техническими средствами обучения. Готовится специальный зал информационной продукции зарубежных стран для обслуживания пользователей Центра. Открываются специальные и постояннодействующие курсы повышения квалификации для пользователей Центра.

Перспективы развития. Российский онлайновый библиотечно-информационный центр должен стать ведущей автоматизированной библиотечно-информационной структурой страны, разработчиком современных информационных технологий, держателем главных библиографических адресно-справочных и полнотекстовых баз данных, научно-методическим, консультационным и практическим центром по работе с библиотеками страны. Центр будет связующим звеном между библиотеками страны и Международным библиотечным информационным и аналитическим центром в США и обеспечит цивилизованный и взаимовыгодный обмен информацией и эффективное библиотечно-информационное сотрудничество российских библиотек как внутри страны, так и с зарубежными партнерами и пользователями.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России