Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Кузьмин Е.И.
Министерство культуры РФ

К новой России с новыми библиотеками:
проблемы интеграции и доступности информационных
ресурсов российских библиотек

Логика социально-экономического развития ведущих стран мира показывает, что достижение высоких целей должно быть основано, с одной стороны, на вовлечении в процесс управления их развитием максимально широких слоев населения, в идеале — каждого человека, а с другой — на рациональном использовании и минимизации общих затрат природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Проекция этих глобальных целей на библиотечную сферу означает необходимость обеспечить равную доступность информации, т. е. идей и знаний, всем людям независимо от места их проживания, профессии, имущественного достатка. Новые технологии и современные средства коммуникации позволяют это сделать за счет объединения информационных ресурсов всех библиотек и распространения их на единой технологической основе. Для этого требуются осознанные целенаправленные усилия и поддержка двух противоположных, но взаимообусловленных тенденций — специализации, т. е. разделения труда и ответственности, и интеграции деятельности всех библиотек в совокупности.

Опыт ведущих зарубежных стран показывает усиление роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы. Эволюция миссии библиотек происходит за счет расширения их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям.

Сейчас уже можно утверждать, что эта эволюция затронула и российские библиотеки, где в последние годы начались глубокие качественные перемены. К сожалению, они еще не приобрели массового характера на уровне маленьких публичных библиотек. Но эти изменения начинают восприниматься и пониматься в российском обществе, в государственных и коммерческих структурах.

Закономерно, что по результатам парламентских слушаний в Совете Федерации вопроса "О библиотечном обслуживании населения Российской Федерации", состоявшихся 24.04.98 г., выработан широкий круг рекомендаций правительству РФ, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, нацеленных на всестороннюю поддержку библиотек, усиление их роли в обществе.

Симптоматично, что эта, пока только моральная поддержка высоких властных структур уже начинает приносить плоды.

Так, в последнее время по инициативе Федерального агентства Правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) Министерство культуры прорабатывает двустороннее соглашение о порядке взаимодействия в области правовой информации. Речь идет о бесплатном массовом внедрении в библиотеках России информационно-правовых систем ФАПСИ "Официальные периодические издания (сборники) правовой информации в электронном виде" и "Банк правовых актов" и их последующей регулярной актуализации.

Тем самым будет практически начато формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. На центральные региональные библиотеки при этом возлагается организация внедрения этих систем в регионах и их последующее массовое тиражирование в районных библиотеках.

Кроме того, по инициативе Российского информационного центра по вопросам внешней торговли Министерство культуры рассматривает возможность создания информационных центров обеспечения внешней торговли в центральных региональных библиотеках. Создаваемая Российская сеть центров внешней торговли, которая объединит региональные центры через сеть Интернет, обеспечит выход на международный рынок экспортеров и импортеров из регионов России и даст представителям малого бизнеса реальные возможности участия во внешнеторговой деятельности.

* * *

Что же сделано в направлении информатизации библиотек в последние годы? Буквально на днях Управление библиотек и информации Министерства культуры РФ совместно с издательством "Либерея" выпустили в свет сборник "Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации". В этом сборнике приведен детальный анализ деятельности центральных универсальных библиотек всех субъектов Российской Федерации с 1993 по 1997 г., в том числе в сфере информатизации. Основные выводы сводятся к следующему.

Существенно улучшилась оснащенность региональных библиотек компьютерной техникой. По сравнению с 1993 г. число персональных компьютеров в них выросло в 12 раз, по сравнению с 1996 г. — более чем на 30%.

Средние показатели информатизации центральных универсальных
библиотек субъектов Российской Федерации в 1993—1997 гг.

Количество

1993

1994

1995

1996

1997

ПЭВМ

2

4

15

18

24

Записей в собственных базах данных

2315

5246

39299

61564

92430

Почти во всех центральных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объединяют от 30 до 40 компьютеров, а в Самаре даже более 100.

Созданные в центральных библиотеках Мурманска, Тулы, Перми, Москвы, Ставрополя, Челябинска, Омска, Смоленска и Петрозаводска собственные электронные информационные ресурсы превышают уже 200 тыс. записей, а в Кемерове и Екатеринбурге они равны 342 и 375 тыс. записей.

В совокупности собственные электронные ресурсы региональных библиотек за последние 5 лет выросли в 40 раз и сегодня составляют около 7 млн записей.

Более половины региональных библиотек подключены к Интернет, во многих открыты электронные читальные залы и классы коллективного пользования Интернет.

Активно используется информация сторонних производителей на CD—ROM, количество которых в ряде библиотек порой достигает нескольких сотен. Например, в Российской государственной библиотеке читателям предоставлены свыше 600 CD—ROM 170 наименований — новейшая мировая информация по всем отраслям знаний, в ГПНТБ России — 500 CD—ROM 80 наименований, в ВГБИЛ — 100 баз данных на CD—ROM.

Совсем недавно Российская книжная палата, компания "Мир—Диалог" и издательство "K.-G.Saur" выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD—ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и базу данных о диссертациях (60 тыс. записей).

Созданные собственными силами федеральных библиотек
электронные ресурсы составляют:

Название библиотеки

Суммарный объем баз данных (количество записей)

ИНИОН

более 2 млн

РНБ

около 2 млн

РГБ

более 1 млн

ГПНТБ России

более 1 млн

ЦНСХБ

750 тыс.

БЕН РАН

500 тыс.

ГЦНМБ

400 тыс.

ВГБИЛ

150 тыс.

Рос.гос. детская библиотека

91 тыс.

Гос.публ. историческая библиотека

58 тыс.

Рос.гос. юнош. библиотека

55 тыс.

Рос.гос. библиотека по искусству

26 тыс.

Гос. обществ.-полит. библиотека

23 тыс.

Рос.гос. библиотека для слепых

21 тыс.

На повестке дня — задача максимального представления всех этих немалых ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги, но абсолютным лидером является ГПНТБ России — все электронные ресурсы этой библиотеки доступны на ее www-сервере, лучшем из всех библиотечных серверов России. На этом сервере, кстати, находится и Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны и содержащий около 480 тыс. библиографических записей.

Все актуальнее становится и задача продвижения информационных ресурсов российских библиотек на Западе, на первом этапе — в США. Большую роль здесь предстоит сыграть Международному библиотечному информационному и аналитическому центру (МБИАЦ), созданному крупнейшими российскими библиотеками, Министерством культуры РФ и Министерством науки и технологий РФ. МБИАЦ объединяет информационные ресурсы более ста российских библиотек.

* * *

В 1996 г. началось набирающее силу сотрудничество российских библиотек с OCLC, где большую организаторскую роль играет ГПНТБ России, первой из наших библиотек начавшая использовать библиографические записи OCLC в онлайновом режиме для каталогизации своих новых поступлений и ретроконверсии.

В октябре—ноябре 1997 г. успешно прошел эксперимент по онлайновому использованию баз данных First Search OCLC, в котором приняли участие 20 российских библиотек. В ходе эксперимента особую активность проявили из федеральных библиотек — РНБ, а из региональных — Вологодская ОУНБ и Национальная библиотека Карелии. Опыт Вологодской ОУНБ опубликован в журнале "Библиотека" (1998. № 4).

Сейчас по предложению OCLC Министерство культуры РФ предпринимает меры по организации консорциума российских библиотек для дальнейшего коллективного использования ресурсов OCLC на льготных условиях.

Во многих регионах начаты работы по созданию региональных библиотечных компьютерных сетей.

* * *

Таким образом, можно сделать несомненный вывод о том, что федеральные и региональные российские библиотеки с начала 1990-х гг. прошли первый и, наверное, самый трудный этап информатизации, на котором внедрялись автоматизированные библиотечные и телекоммуникационные технологии.

Все лучшие и самые передовые зарубежные идеи библиотечной компьютеризации в общем-то уже усвоены российским библиотечным сообществом. И теперь перед нами стоят задачи практической реализации этих идей, последовательного перехода к корпоративным методам работы в глобальных информационных сетях.

Ведущие специалисты в этой области, объединенные вокруг Министерства культуры РФ, разработали программу создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ, где учтены потребности и современной библиотечной системы России, и общества, и государства.

Только полная реализация этой программы в состоянии обеспечить модернизацию всех федеральных и региональных библиотек — важнейшего звена или даже фундамента формирующейся в России новой общенациональной информационной инфраструктуры. Она решает одну из ключевых социальных проблем обеспечения необходимой информацией всех граждан России в сфере культуры, науки, образования, медицины, сельского хозяйства, экономики, права и т. д. Только так можно обеспечить равные возможности доступа к информации населения разных регионов России; и это будет на деле, а не на словах означать создание единого информационного пространства страны для всех ее граждан, нашу реальную интеграцию в мировую информационную инфраструктуру, в мир идей, которые выработала цивилизация, и решений тех проблем, которые вставали на ее пути.

ЮНЕСКО с самого начала активно поддерживала программу ЛИБНЕТ и финансировала первые этапы ее создания.

Первая презентация проекта программы ЛИБНЕТ, тогда еще не имевшей официального статуса, прошла на Крымской конференции 1997 г. В октябре того же года программа ЛИБНЕТ обсуждена и утверждена коллегией Министерства культуры РФ, полностью опубликована в журнале "Библиотека" (1997. № 12) и представлена на www-серверах ряда федеральных библиотек. 24 апреля 1998 г. парламентскими слушаниями в Совете Федерации дана рекомендация российскому правительству начать целевое финансирование этой программы.

Понятно, что в сегодняшней тяжелой экономической ситуации финансирование этой программы из федерального бюджета остается скудным. По другому, наверное, и не может быть. Вместе с тем политически очень важно то, что на отдельные проекты программы ЛИБНЕТ средства выделялись не только Министерством культуры РФ, но и Министерством науки и технологий РФ, а ряду библиотек — участниц программы ЛИБНЕТ удалось привлечь региональные и внебюджетные средства, в том числе от российских и зарубежных фондов и инвесторов.

До сих пор задачи информатизации в подавляющем большинстве российских библиотек решаются на основе отечественных локальных автоматизированных систем, которые сыграли большую роль на этапе становления библиотечной автоматизации, но на новом этапе, к сожалению, не могут обеспечить безопасности растущих электронных ресурсов, выхода в глобальные сети, а, следовательно, и интеграции систем и ресурсов.

Недостатки применяемых систем осмыслены при разработке программы ЛИБНЕТ, и в ней сформулирована задача создания отечественных систем, основанных на высоких информационных технологиях и связанных с применением современных СУБД типа ORACLE, INFORMIX, ADABAS, SYBASE, DB2 и т. п.

Хотя идеология программы ЛИБНЕТ не ограничивает библиотеки в закупках зарубежных программных продуктов, мы считаем, что на этапе создания и использования в российских библиотеках больших информационных ресурсов предпочтительнее внедрение отечественных информационно-библиотечных систем нового поколения. Основные их преимущества в том, что они изначально ориентированы на российские библиотечные традиции, языки, стандарты, правила и технологии. К их достоинствам следует отнести гораздо более низкие цены, а также то, что их производители живут в России, говорят на русском языке, всегда и легко доступны и могут обеспечить поддержку их внедрения и непрерывного развития.

К тому же многолетние попытки внедрения в России зарубежных систем типа VTLS, DYNEX, JEAC, ALEF, TINLIB и т. п. показали крайне низкую эффективность этих усилий, поскольку после трудной, длительной и дорогостоящей адаптации эти системы используются далеко не в полном объеме.

Многое из задуманного в программе ЛИБНЕТ не удалось сделать из-за недостатка средств. Но многое удалось! Поскольку коренного улучшения с финансированием в ближайшее время не предвидится, в качестве первоочередной задачи программы ЛИБНЕТ нами определена интеграция технологий и информационных ресурсов библиотек. Эту задачу можно назвать системообразующей, так как ее решение обеспечит функционирование российских библиотек как единой информационной системы страны.

В 1997 г. утверждено техническое задание на разработку отечественного программного продукта OPAC-R, обеспечивающего надежное хранение больших информационных ресурсов и их онлайновое предоставление в глобальные информационные сети типа Интернет.

За истекший год такое программное обеспечение создано российской компанией "ДИТ-М" на базе СУБД ADABAS с возможностью работы системы OPAC-R на различных вычислительных платформах (персональные компьютеры, RISC-компьютеры и mainframe).

Система впервые продемонстрирована на Всероссийской конференции в С.-Петербурге в ноябре 1997 г. Заключен договор об адаптации системы для Российской национальной библиотеки. Можно сказать, что в России появился автоматизированный информационно-библиотечный модуль по поиску библиографической информации, отвечающий мировым стандартам. К сожалению, до сих пор нет бюджетной поддержки этим работам, что, конечно же, замедляет ход их выполнения.

Вместе с тем мы полагаем, что в рамках ЛИБНЕТ должны быть предприняты усилия по разработке единого общероссийского стандарта ОРАС, который можно было бы рекомендовать всем библиотекам России. Это значительно облегчит онлайновый поиск информации для пользователей российских библиотек.

К настоящему времени разработана проектная документация Российского центра корпоративной каталогизации и на базе ГПНТБ России начат соответствующий эксперимент, финансируемый Министерством науки и технологий РФ.

* * *

Значительные успехи достигнуты как в плане лингвистического обеспечения каталогизации в целом, так и в области предметного поиска. В первую очередь, надо отметить создание нормативного файла предметных рубрик Российской национальной библиотеки (около 1 млн 300 тыс. записей), ЦНСХБ (предметные рубрики по сельскому хозяйству), списка ключевых слов по общественным наукам ИНИОН, тезауруса по науке и технике, разработанного в ГПНТБ России, а также предметных рубрик по медицине и здравоохранению ГЦНМБ (40 тыс. записей), совместимых с предметными рубриками MeSH Национальной медицинской библиотеки США. Благодаря этой работе стал возможен поиск на русском языке медицинской литературы в базе данных Medline.

Одновременно с этим почти все федеральные библиотеки в соответствии со своей специализацией создают предметные рубрикаторы (ВГБИЛ, ГПИБ, РГБИ, РГЮБ, РГБС, РГДБ). К сожалению, эти рубрикаторы, создаваемые в целях более глубокого описания специализированных изданий, автономны и пока не сопряжены со списком предметных рубрик РНБ. Создаются также нормативные файлы имен индивидуальных и коллективных авторов. Наибольшие успехи в их создании тоже достигнуты в РНБ.

В ближайшие 1—2 года в РНБ планируется завершить создание системы основных авторитетных файлов для электронного каталога этой библиотеки, которая будет основой системы национальных авторитетных файлов. А это, в свою очередь, обеспечит реальную возможность унификации лингвистического обеспечения библиотек России и процессов создания и использования их информационных ресурсов.

В рамках программы ЛИБНЕТ завершен первый этап работ по российскому коммуникативному формату представления библиографических записей в машиночитаемой форме (книги, сериальные издания и авторитетные записи). До конца года будет завершена работа над форматом для всех остальных видов документов. Планируется в самое ближайшее время довести издания формата до федеральных и региональных библиотек, включая ведомственные, и приступить к последовательному его внедрению в практику межбиблиотечных коммуникаций. Полный текст формата доступен в Интернет на сервере Российской библиотечной ассоциации. Сейчас формат опробуется в рамках эксперимента по началу работы Российского центра корпоративной каталогизации.

На фоне этих реальных достижений и многообещающих перспектив становится актуальной и даже переходит в разряд первоочередных задача создания постоянно действующей службы ведения и поддержки системы национальных авторитетных нормативных файлов, а также машиночитаемых форматов библиографических и нормативных записей.

Учитывая большой вклад в эти работы Российской национальной библиотеки, эти службы, по всей видимости, должны базироваться именно в ней.

Очевидно и то, что перед разработчиками автоматизированных систем встала актуальная задача создания двустороннего конвертора обмена информацией через российский коммуникативный формат.

* * *

В ряде библиотек начата ретроспективная конверсия традиционных каталогов в электронные.

Квалифицированно и интенсивно эти работы ведутся в РНБ, которая специально для этих целей приобрела мощный программно-технический комплекс. Уже сегодня там ежедневно переводятся в графическую форму 10—12 тыс. каталожных карточек. В ближайшее время планируется довести производительность работ до 20 тыс. каталожных карточек в день. Таким образом, весь каталог РНБ, являющийся основой национальной библиографии, будет переведен в графическую форму до конца 1999 г., и у других библиотек появится возможность доступа к нему как в онлайне, так и на CD—ROM.

Более 3,5 млн карточек переведены в электронную форму рядом библиотек в сотрудничестве с фирмой "Прософт", обладающей высокопроизводительным оборудованием и технологиями ретроконверсии мирового уровня.

Заслуживает внимания опыт Краснодарского края, где создание типового электронного каталога публичных библиотек распределено между пятью наиболее продвинутыми районными библиотеками. Это позволило сформировать электронный каталог объемом в 45 тыс. записей в кратчайшие сроки.

Однако проблема координации работ по ретроконверсии остается нерешенной: процессы здесь идут стихийно, с большим дублированием труда и финансовых средств. В апреле 1998 г. в С.-Петербурге состоялась Всероссийская конференция по ретроспективной национальной библиографии, которая выявила отсутствие в профессиональной среде реальных, глубоко проработанных и скоординированных подходов к выработке стратегии ретроконверсии в общенациональном масштабе. Наиболее рационально, на наш взгляд, было бы начать с РНБ и РГБ и повторно использовать результаты этих работ в других библиотеках — от федеральных до муниципальных.

* * *

Достаточно успешно идут работы по подключению библиотек к Интернет — сотни библиотек от федерального до муниципального уровня подключены к этой сети по выделенным и коммутируемым линиям. Большую роль здесь играют федеральные и международные благотворительные фонды. Однако качество подключения к Интернет далеко не всегда удовлетворяет возрастающие потребности библиотек и их читателей. Перегруженность бесплатных "благотворительных" каналов настолько велика, что в некоторых случаях доступ к ресурсам Интернет оказывается невозможным. Это подтвердилось в ходе уже упоминавшегося эксперимента по онлайновому доступу к базам данных OCLC.

Отдавая должное роли благотворительных фондов в популяризации современных информационных технологий, мы все же убеждены в том, что реальная работа библиотек в глобальных сетях передачи данных в будущем будет обеспечена коммерческими сервис-провайдерами.

В этой связи нам видится перспективным создание корпоративной компьютерной сети главных библиотек России с единым управляемым выходом в глобальные сети и подключение к этой выделенной корпоративной сети большинства библиотек России в качестве пользователей.

Продолжают оставаться перспективными задачи использования электронных и телекоммуникационных технологий в области межбиблиотечного абонемента, заказа копий первоисточников и передача их по каналам связи, а также создание полнотекстовых баз данных как прообраза будущих электронных библиотек.

Активно использует систему электронной доставки документов Ariel ГЦНМБ. Российская национальная библиотека также приступила к освоению этой системы и организовала эксперимент по электронной доставке в региональные библиотеки статей из 325 ведущих зарубежных журналов. На основе собственных разработок технология электронной доставки документов внедрена в БЕН РАН и ГПНТБ России.

В инфраструктуре проводимых и планируемых работ по созданию сетевого взаимодействия библиотек и интеграции их технологий и ресурсов все большее значение приобретают подготовка новых инструктивных методических материалов и на их основе массовое обучение библиотекарей новым технологиям и методам корпоративной работы. К сожалению, сложившаяся система подготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов существенно отстает от быстро меняющейся практики.

* * *

В настоящее время в российском библиотечном сообществе происходит перераспределение ролей библиотек в становлении новой информационно-библиотечной системы России и формировании информационно-библиотечных ресурсов страны, доступных как российским, так и зарубежным пользователям. При этом для большинства библиотек эта роль будет определяться не существующим сегодня официальным статусом, а их постоянными настойчивыми инициативами и реальными успехами в информатизации.

Каждой библиотеке — и крупнейшей федеральной, и маленькой муниципальной — надо трезво оценить реальное положение дел, свои возможности и стремиться определить для себя те направления работ, где она может наилучшим образом себя проявить, внести свой неповторимый вклад в общее дело, добиться успеха и признания.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России