Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Ершова Т.В.
Институт "Информационное общество", Москва

Усиление роли публичной библиотеки
в информационном обществе

Информационное общество: сущность и возможности

В течение последнего десятилетия активно дискутируется тема формирования общества нового типа, получившего название информационное общество. Первоначально речь велась в основном о совершенствовании средств распространения и обеспечения доступа к информации и в обсуждении доминировали технологические, инфраструктурные и экономические аспекты. Это было естественным образом обусловлено взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий, повлекшими за собой существенные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты становления нового общества, в особенности социальные проблемы, стали активно исследоваться лишь в результате осознания того, что очередной качественный скачок в развитии технологий породил новую глобальную социальную революцию, нисколько не уступающую революциям прошлого по своим масштабам и воздействию на человеческое общество.

С конца 1994 — начала 1995 г. в ряде стран на самом высоком уровне — Совета Европы, Европейского Парламента, Комиссии Европейских Сообществ, Конференции “Большой Семерки”, правительств отдельных государств — на основе проведенных исследований начали вырабатываться и распространяться рекомендации, резолюции, меморандумы, которые в итоге оказали серьезное влияние на формирование правильной концепции информационного общества, ставящей человека в центр внимания.

Наиболее емкой представляется концепция, предложенная германскими специалистами: информационное общество — это общество, в котором решающую роль играет приобретение, хранение, обработка, передача, распространение и использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и присущих ему постоянно совершенствующихся технических возможностей.

Будущее каждой страны напрямую зависит от выбора — использовать или игнорировать возможности, предоставляемые информационным обществом. "Если мы упустим свой шанс, мы отстанем от других стран, которые будут предоставлять новые услуги и потому окажутся более конкурентоспособными. Мы станем потребителями не своих, а чужих продуктов и технологий" (Австралия). "Невключение в процесс формирования информационного общества весьма негативно скажется на культуре страны, так как она рискует быть поглощенной глобальным обществом" (Исландия). "Неиспользование преимуществ информационной супермагистрали приведет к критическому ослаблению наукоемких отраслей промышленности и к резкому сокращению высококвалифицированных рабочих мест, а значит и к серьезным социальным последствиям. Наша национальная культура без диалога начнет чахнуть, а наше правительство не сможет адекватно реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства электронного века" (Канада).

Использование предоставленного шанса может обеспечить для страны: "лидерство" (США), "экономический рост" (Канада), "формирование благодаря развитию сетевой коммуникации продвинутого общества" (Финляндия), "формирование постоянно обучающегося общества" (Европейский Союз), "активное участие граждан в управлении государством" (Ирландия), "доступ к сетям, от которых будет зависеть получение информации" (Таиланд), "укрепление чувства сообщества и национального самосознания" (США), и т. д.

Публичная библиотека: ожидания общества

В информационном обществе определяющим фактором становится знание, поэтому жизненно важное значение приобретает доступ к информации независимо от ее типа, места и времени, а также умение работать с ней. Во всем мире первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения, являются публичные библиотеки. Это объясняется уникальным сочетанием ресурсов, услуг и индивидуальной поддержки, оказываемой пользователю.

В период становления информационного общества роль публичных библиотек исключительно велика. Они должны:

  • помогать гражданам пользоваться преимуществами информационного общества, реализуя их право на доступ к информации и знанию;
  • поддерживать баланс интересов производителей и потребителей информации с точки зрения соблюдения авторских и других прав;
  • смягчать диспропорции, возникшие в силу неравномерного развития информационной инфраструктуры путем организации доступа к информационным сетям для жителей удаленных или технологически отсталых регионов;
  • нейтрализовать опасность органичения доступа к отдельным информационным ресурсам, вытекающую из соображений узкой коммерческой выгоды, что приводит к расширению и углублению пропасти между информационно богатыми и информационно бедными слоями общества.

Доступ к информационным сетям означает для пользователей принципиально иные нежели прежде объемы информации и средства ее получения. В этой ситуации им потребуется поддержка квалифицированного, ответственного и доброжелательного посредника, каковым вполне может стать специально подготовленный библиотекарь. Последний должен уметь оказывать помощь в поиске, отборе, оценке и интерпретации доступных информационных ресурсов. Огромные возможности открывает сочетание преимуществ сетевых технологий с возможностями сложившейся разветвленной сети библиотек — каждая, даже самая маленькая и удаленная библиотека в конечном счете сможет обеспечить те же объем, глубину, разнообразие и качество информации, что и любая крупная библиотека.

Доступ к сетям позволит каждому гражданину через посредство публичной библиотеки взаимодействовать в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями и агентствами. Появляется возможность для коммуникации внутри различных сообществ и между ними независимо от их масштаба — будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей. Кроме того, доступность библиотек, внедряющих информационные и коммуникационные технологии, позволит значительно активизировать жизнь людей с ограниченными физическими возможностями.

С точки зрения содержания своей деятельности публичные библиотеки в информационном обществе должны стать:

  • источниками знания, творчества и непрерывного образования для людей всех возрастов;
  • инструментом активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством;
  • информационной опорой экономики и бизнеса, подготовки и повышения квалификации кадров во всех сферах деятельности;
  • хранителями и активными проводниками истории и культуры народа (местности, сообщества и т. п.).

Публичная библиотека в информационном обществе:
содержание и сервис

Выступая в качестве незаменимой части системы образования и обучения, публичные библиотеки должны как минимум обеспечить пользователям доступ к электронным каталогам других публичных библиотек, справочным (в особенности энциклопедическим) базам данных, электронным журналам, Word Wide Web (всемирной информационной "паутине"), электронным коллекциям профильных нетекстовых документов (картографических, нотных и изоматериалов, звуко- и видеозаписей и др.), мультимедийным учебным материалам, электронным пакетам для самообразования, электронным материалам досугового характера и наконец электронным библиотекам. С точки зрения сервиса пользователям должны быть обеспечены: поддержка в поиске глобальных информационных ресурсов; оценка достоверности полученных данных; помощь в изучении возможностей для образования и обучения; интерактивное взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями; участие в виртуальных мероприятиях (выставки и т. п.); помощь в поиске Интернет сообществ по интересам.

В целях усиления социальной защищенности и активности граждан в публичный доступ должны быть предоставлены: правительственная информация и официальные публикации; законы, законодательные и иные материалы, определяющие права граждан; электронные СМИ; информация о деятельности федеральных, региональных и местных органов власти, включая вопросы формирования и использования бюджета; о системе налогообложения; о порядке выдачи лицензий; о системе социального обеспечения и здравоохранения; о деятельности муниципальных служб; о развитии района, города/села, региона; об общественных организациях, включая политические партии, объединения по интересам и т. п. Дополнительный сервис, который должна предоставить гражданину публичная библиотека в информационном обществе, включает обеспечение интерактивного взаимодействия с депутатами, специалистами, объединениями; осуществление теледемократии — выражение мнения по тому или иному вопросу, электронное голосование.

Рассматривая роль библиотеки в развитии экономики, следует исходить из того, что любой успешный бизнес использует информацию в качестве важнейшего организационного ресурса. В сбалансированной экономической системе подавляющее большинство предприятий — средние и малые, значительное число людей занимается индивидуальным бизнесом. Перечисленные категории практически лишены возможности нанимать информационных специалистов или приобретать дорогостоящие базы данных по бизнесу или иные источники информации, необходимые для маркетинга и развития. Публичные библиотеки должны с помощью накопленных коллекций и сетевого взаимодействия обеспечить доступ к законодательным и нормативным документам и базам данных, стандартам, информации о различных регионах и странах и их рынках, базам данных о разнообразных продуктах и услугах, производителях и потребителях и т. д. Неоценимую поддержку бизнесу публичная библиотека может оказать путем предоставления информации о состоянии рынка рабочей силы, возможностях обучения и подготовки кадров.

Традиционно присущая библиотекам культурно-просветительская функция в информационном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. В публичных библиотеках сосредоточены уникальные краеведческие фонды, обладающие с этой точки зрения безграничном потенциалом. Перевод наиболее значимых документов в электронную форму с одной стороны послужит их сохранности, с другой — обеспечит их широкое распространение. Локальные коллекции электронных документов должны стать неотъемлемой частью национальной электронной библиотеки, доступной в общенациональном и мировом масштабе. Помимо этого, использование в библиотеках сетевых технологий может помочь этническим, религиозным и другим меньшинствам приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь.

Вышеизложенное отнюдь не исчерпывает всего разнообразия задач и возможностей публичной библиотеки в информационном обществе. Очевидно, что мрачные прогнозы, связанные со свертыванием или прекращением функционирования библиотеки в эпоху бурного развития информационных и коммуникационных технологий, не только не оправдались, но благополучно опровергаются оценками экспертов самого высокого уровня, успешным развитием национальных сетей публичных библиотек, активной деятельностью по созданию электронных библиотек. Что касается публичной библиотеки, то ей в системе социальных институтов принадлежит одна из ключевых ролей в формировании информационного общества на локальном уровне. При этом очевидно, что для выполнения такой ответственной задачи в ныне существующих публичных библиотеках многое должно измениться — от функций до технологий. Но это тема для следующего серьезного обсуждения.

Список литературы

1. Building the European Information Society for us all: Final policy report of the high-level expert group, April 1997 / European Commission. Directorate-General for employment, industrial relations and social affairs. Unit V/B/4. — [Brussels, manuscript completed in April 1997].

2. New Library: The People's Network: Access to knowledge, imagination & learning // http://ukoln.ac.uk/services/lic/newlibrary.html

3. National and Global Initiatives on Libraries in the Information Society / European Commission. DG XIII/E-4 Telematics for Libraries // http://www2.echo.lu/libraries/en/natpol.html

4. Public libraries and the information society: Study / Ed. by J. Thorhauge et al. — Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, (1997). — 8 p.

5. Green Paper on the Role of Libraries in the Information Society / European Commission. DG XIII. Telematics for Libraries // http://www2.echo.lu/libraries/en/green.html (Updated: 09 February 1998).

6. Resolution on the information society, culture and education (Morgan Report) — with amendments / The European Parliament. Committee on Culture, Youth, Education and the Media. Draftswoman Eluned Morgan. — Brussels-Lixemburg: ECSC-EC-EAEC, 1997 // http://www2.echo.lu/libraries/en/morgan.html

7. Электронные библиотеки: Научный электронный журнал // http://www.risi.ru/el-bib


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России