Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Гриханов Ю.А.
Министерство культуры РФ

Проблемы регионального библиотечного
законодательства России

Начиная с 1994 г., когда были приняты первые в истории страны Федеральные законы "Об обязательном экземпляре документов" и "О библиотечном деле", библиотечное сообщество России последовательно, хотя и медленно, формирует правовые основы демократической организации библиотечного дела.

Эти законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны ограничиться регулированием самых общих вопросов системы обязательных экземпляров документов и работы библиотек. Конкретные правовые нормы в сфере библиотечной деятельности могут определяться только законами субъектов Российской Федерации либо нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, жизненно важные правовые гарантии библиотечно-информационного обслуживания населения, а также нормы социальной защиты библиотечной профессии в большей мере зависят от разработанности регионального законодательства.

Это наглядно показывает, например, регулирование организации сети публичных библиотек. В федеральном библиотечном законе удалось закрепить важный, но декларативный по юридической сути принцип обязанности государства создавать условия для всеобщей доступности информации, предоставляемой библиотеками. Правда, далее в статье 14 этот принцип закрепляется двумя нормами прямого действия:

"1. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики;

2. Правительство Российской Федерации разрабатывает ... федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры в Российской Федерации".

Тем не менее конкретные нормативы размещения публичных библиотек и другие социальные гарантии развития библиотечного дела невозможно, да и нецелесообразно устанавливать на всероссийском уровне, учитывая громадное разнообразие типов расселения, местных культурных, природно-климатических, экономических и других условий на территории страны.

Однако принятие региональных актов сопряжено с большими трудностями, поскольку библиотечное дело все еще нередко воспринимается как непривычный предмет законодательного регулирования. Дополнительную сложность вызывает существующий в некоторых региональных парламентах "синдром незыблемости" документов центральной власти. Как ни шумят средства массовой информации о самоуправстве на местах, в большинстве случаев парламентарии в регионах предпочитают почти дословно повторить федеральный закон, внеся в текст лишь местные географические названия и некоторые чисто фразеологические нюансы.

Созданная при Министерстве культуры Российской Федерации рабочая группа по библиотечному законодательству, предвидя подобные затруднения, организовала регулярное разъяснение в печати важности детализации Федерального закона региональными правовыми актами, опубликовала в "Информационном бюллетене Российской библиотечной ассоциации" (№ 1 за 1996 г.) методические советы по разработке законопроектов в субъектах Российской Федерации.

Наряду с этими публикациями и выступлениями на библиотечных конференциях, семинарах, совещаниях, опыт регионального законотворчества регулярно анализируется и представляется в многотомном справочнике "Библиотека и закон", выпускаемом с 1996 г. издательством "Либерея".

Но перечисленных мер далеко не достаточно. Необходима более высокая, чем имеется в настоящее время, степень организованности работников библиотек.

Современная деятельность региональных библиотечных ассоциаций, за редкими исключениями, еще далека от того, чтобы оказывать влияние на органы власти. Таким образом, вся ответственность за разработку и реализацию библиотечных правовых и нормативных актов в регионах ложится на руководителей центральных региональных библиотек.

Нужно организовать на всех уровнях государственной и муниципальной власти лоббирование правовых мер по защите прав жителей России на библиотечное обслуживание и бесплатное получение информации в библиотеках как в традиционной форме выдачи литературы, так и в виде доступа к электронным источникам информации, включая глобальную супермагистраль Интернет.

Не менее важно закрепить в региональных правовых актах предусмотренное Федеральным законом "О библиотечном деле" принятие специальных государственных программ развития и модернизации библиотек, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, а также обязанность органов государственной власти обеспечивать бесперебойное выделение средств на деятельность библиотек, комплектование их фондов, выписку периодических изданий.

Сегодня уже есть примеры успешного решения перечисленных задач в республиках Карелия, Саха (Якутия), Вологодской, Сахалинской, Тюменской и некоторых других областях.

Все более острыми становятся вопросы достойной оплаты труда библиотечных специалистов и их занятости по мере постоянного сокращения сети библиотек. Без сомнения ее кардинальное решение за Правительством России, но очень многое, как показывает опыт, можно сделать региональными актами.

Так, доплаты за длительный стаж работы, дополнительные оплачиваемые отпуска за сложные условия труда и работу в библиотеках более 10 лет уже введены в целом ряде субъектов Российской Федерации, как и доплаты работникам крупнейших региональных библиотек, являющихся государственными информационными и научно-методическими центрами.

Только на местах можно решить самую острую проблему нынешнего этапа — нахождение разумного компромисса между насущной потребностью как можно скорее модернизировать библиотечную систему страны и необходимостью сохранить доступность библиотечных услуг миллионам сельских жителей, что до сих пор обеспечивается тысячами карликовых библиотек, которые тормозят модернизацию, поглощая и без того скудные средства местных бюджетов культуры и образования.

Для гармоничной структурной реформы сети библиотек на основе новейших информационных технологий целесообразно спасти от расформирования централизованные библиотечные системы и другие формы библиотечных объединений. Ведь только они, располагая крупными информационными, кадровыми и финансовыми ресурсами, могут осуществлять программы компьютеризации библиотечных процессов, развития всех видов дистанционного обслуживания пользователей, взаимоиспользования библиотечных фондов.

Хорошим примером в этом отношении является библиотечное законодательство Псковской области, где установлено: "В области действуют централизованные библиотечные системы (ЦБС), в структуре которых в городе (районе) функционируют: центральная городская (районная) муниципальная библиотека с юношеским подразделением, имеющая статус юридического лица; городские, сельские, поселковые, волостные библиотеки — филиалы центральной библиотеки, а также центральная городская (районная) муниципальная детская библиотека".

Большие возможности открывает региональное законотворчество на пути включения вопросов библиотечно-информационного обслуживания и развития библиотечной инфраструктуры в общие и отраслевые правовые акты — по налогообложению, административным правонарушениям, охране природы и экологическим проблемам, социальной защите и другим отраслям права.

Таким образом, дальнейшее развитие и обогащение библиотечного законодательства в большой степени зависит от инициативности, энергии и творческого подхода к работе местных библиотечных сообществ с парламентариями.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России