Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
ИФЛА-98

Отчет о работе делегации ГПНТБ России
на 64-й Генеральной конференции ИФЛА

С 15 по 22 авг. 1998 г. делегация ГПНТБ России участвовала в работе 64-й Генеральной конференции ИФЛА в Амстердаме. В ее состав входили директор библиотеки А.И. Земсков, первый зам. директора, зам. директора по научной работе и автоматизации Я.Л. Шрайберг, заместители директора по библиотечной работе Е.А. Еронина и И.А. Скорикова, начальник НИО Б.И. Маршак, зав. отделами М.В. Гончаров, Е.М. Зайцева, О.П. Фишман, Н.П. Гармашова, Т.С. Чубукова, М.В. Залужская и зав. сектором А.Н. Грязнова.

Участие в заседаниях постоянных комитетов секций
и исполнительных комитетов "круглых столов"

Члены постоянных комитетов (ПК) секций и исполнительных комитетов (ИК) "круглых столов" А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг, Е.А. Еронина, Б.И. Маршак, М.В. Залужская, принимали участие в обязательных заседаниях ПК и ИК в соответствии с повестками дня. Другие члены делегации посещали выборочно заседания на правах наблюдателей. М.В. Гончаров приобрел статус постоянного наблюдателя ПК секции "Информационная технология".

На заседании ПК секции "Информационная технология" (IT) Я.Л. Шрайберг вместе с Ю.Е. Хохловым (Институт информационного общества, Москва) и М.В. Гончаровым защитил I этап большого проекта секции "Кириллические системы и выбор единого стандарта для Интернет". Выяснено, что на прошлогодних заседаниях Исполнительного бюро (ЕВ) и Профессионального бюро (РВ) ИФЛА этот проект не рассматривался, хотя руководители секции (старые и новые) утверждали обратное. Высказана настойчивая просьба повторно провести проект через ЕВ и РВ. 21 августа в Амстердаме состоялось заседание ЕВ и проект одобрен. (Заседание РВ намечено на декабрь 1998 г.) Одновременно с этим Я.Л. Шрайберг предложил включить в программу ИФЛА-99 семинар по вопросам библиотечной автоматизации и выразил готовность его провести. Решение пока неизвестно, так как программу ИФЛА-99 будут утверждать на РВ.

Ю.В. Хохлов предложил организовать новую дискуссионную группу (discussion group) ИФЛА по теме "Электронная библиотека" и провести по ней же открытый форум (Open forum) секции IT.

В. Ньюман (Wilda Newman, Университет Джона Хопкинса, США) выступила с итоговым отчетом по проекту графики в Интернет, который уже три года поддерживается секцией.

В целом работа секции IT полностью переключена на Интернет и электронные библиотеки. Вопросам автоматизации библиотек, программного обеспечения, методам разработки автоматизации и т. п. вообще не уделяется внимание.

На заседании ИК "круглого стола" "Управление библиотечными ассоциациями" Б.И. Маршак внес предложение о проведении регулярного семинара "круглого стола" на конференциях "Крым".

На заседании ПК секции "Доставка документов и МБА" Е.А. Еронина выступила с краткой информацией о конференции "Крым-98" и о планах проведения конференции "Крым-99". Объявлено, что международная конференция по МБА и доставке документов будет проходить 25—29 окт. 1999 г. в Претории, ЮАР.

Заседания ПК секции научно-технических библиотек, как и прежде были очень непродуктивными, многословными и пустыми. Помимо вопросов подготовки к мероприятиям текущей Конференции ИФЛА (семинара и открытого форума), активно обсуждались вопросы следующей Конференции в Бангкоке (подготовка семинара, ознакомительной поездки в какую-либо организацию); при этом удивляет ограниченность взглядов практически всех членов ПК: предложение А.И. Земскова проработать программу и список предполагаемых национальных лекторов с хорошо известной региональной группой ИФЛА "Программы ALP по Юго-Восточной Азии" показалось им чуть ли не верхом российской изобретательности.

Г-жа Н. Андерсон отказалась от выполнения ранее объявленного проекта "Оценка нужд и потребностей научно-технических библиотек в слаборазвитых и развивающихся странах" и таким образом появилась вакансия на проект ПК секции НТБ. Важным технологическим (или политическим) фактором является высказывание г-жи Хельги Шварц (Германия) с явными намеками на засилье американцев в работе ПК и несоразмерную роль английского языка. Ранее такие же речи вел представитель Французской национальной библиотеки. Бывший директор ГПНТБ России А.С. Сорокин (ныне директор библиотеки МАГАТЭ, Австрия) принимал участие во втором заседании и, возможно, будет и далее участвовать в работе ПК.

По-видимому, следует продумать необходимость дальнейшего участия представителей ГПНТБ России в работе этого очень слабого Постоянного комитета (уже четвертый созыв этот многострадальный ПК возглавляют женщины — библиотекари из США, Франции, Финляндии); определенный Правилами ИФЛА 8-летний срок пребывания А.И. Земскова в составе ПК истекает и до конца ноября 1998 г. нужно подать предложения на номинацию.

С учетом предполагаемого выхода из ПК секции научно-технических библиотек, А.И. Земсков вступил в состав Комитета ИФЛА по реализации Статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека — свобода выражения мнений и право на получение информации. Эти позиции являются фундаментом существования библиотек. Создана группа CAIFE (Committee on Access to Information and Free Expression) под руководством г-на Тони Эванса. В 1997 г. в Копенгагене работа этого коллектива получила моральную поддержку в виде соответствующей Резолюции ИФЛА и материальную базу, а именно решение Национальной библиотеки Дании организовать у себя соответствующий центр с освобожденным работником. В Амстердаме эта группа, получившая название Форум (FAIFE), выглядела достаточно солидно: в заседании принимали участие Роберт Веджворт, Марианна Такс Чолден, Бьерн Соренсен, представители Американской библиотечной ассоциации (ALA), руководители библиотечных систем Испании, Норвегии, Швеции, Великобритании и др. А.И. Земсков оказался единственным представителем от Восточной Европы. Его выступление на заседании Форума содержало следующие идеи:

  • работа по мониторингу должна иметь практическое завершение, например в виде регулярно публикуемой "Белой Книги" о состоянии выполнения права на информацию в разных странах;
  • поскольку нарушение прав человека на информацию в какой-то мере равносильно загрязнению среды его обитания, можно бы перенять определенные наработки у организации Гринпис;
  • несмотря на схожесть конечных целей, практические условия работы по мониторингу свободы высказывания в странах с развитой демократией, например в США, серьезно отличаются от реально возможных методов в России и некоторых других странах.

Американский опыт, опирающийся на горячо любимую американцами и широко используемую в практической жизни Первую поправку к Конституции США, которая гарантирует всем гражданам США право на выражение своих идей вне зависимости от вмешательства государства, весьма богат. Библиотечный Билль о правах (Library Bill of Rights, перевод прилагается) принят ALA еще в 1948 г. В 1969 г. при ALA создан Фонд Свободы чтения, различные варианты членства в котором предполагают взносы от 35 долларов в год (просто член Фонда) до 1000 долларов в год (благодетель Фонда); издается несколько журналов: Freedom to Read Foundation News, The Newsletter of the Intellectual Freedom Action Network, списки запрещенных властями книг, листовки, многочисленные агитационные материалы.

Как пример "их забот" можно привести требование не запрещать книги по мотивам содержания (слишком много насилия, секса, пьянства, больной фантазии и ужасов, других глупостей); в то же время список содержит и запрещенные местными идиотами книги Вильяма Шекспира, Марка Твена, Астрид Линдгрен, Джона Апдайка, Курта Воннегута, Дж. Сэлинджера.

Фонд Свободы чтения выступает истцом на многих судебных процессах против правительств штатов или Федерального правительства (Министерства юстиции США). Еще один пример, (может быть, уже неактуальный) "их нравов" касается конфиденциальности библиотечных записей конкретного читателя (содержания его формуляра). Небезызвестный независимый прокурор Кеннет Старр попытался было затребовать расписки, ваучеры и другие записи относительно того, что читала г-жа Моника Левински за последние 29 месяцев в независимом книжном магазине-кафе Kramersbooks & Afterwards и еще в одном месте. Прокурору крепко досталось, целая команда общественных организаций во главе с упомянутым Фондом подали иск в окружной суд федерального округа Колумбия. Вместо чтения чужого формуляра Старру посоветовали самому прочитать еще раз Первую поправку к Конституции США и "не внедрять нравы Багдада или Тегерана в Америку".

Открытый форум ЮНЕСКО

Впервые представители ГПНТБ России приняли участие в работе открытого форума ЮНЕСКО в качестве выступающих. Было два доклада: постоянного докладчика г-на Абдельазиза Абида (ЮНЕСКО) и Я.Л. Шрайберга "CDS/ISIS и международное библиотечное сотрудничество", а также демонстрация мультимедийной базы данных ЮНЕСКО и системы ИРБИС (демонстрацию обеспечили Б.И. Маршак и М.В. Гончаров). В этом заседании участвовали Т.С. Чубукова, Е.М. Зайцева, М.В. Залужская, Н.П. Гармашова, А.Н. Грязнова. Доклад Я.Л. Шрайберга и демонстрация ИРБИС вызвали интерес у представителей Йемена, Сирии, Эфиопии, Мексики, Испании, Венесуэлы. Достигнута договоренность с г-ном А. Абидом о более развернутом выступлении и демонстрации наших наработок по CDS/ISIS на ИФЛА-99. Участники открытого форума получили приглашение на "Крым-99".

Участие в работе Комитета ИФЛА по авторскому праву
и другим правовым вопросам

Это новое образование в структуре ИФЛА. Главная задача Комитета — стать лидером при решении проблем, связанных с авторским правом, для всех дивизионов и секций ИФЛА. Именно этот комитет должен будет от имени ИФЛА налаживать контакты с официальными организациями (EBLIDA, WIPO и др.) и выполнять роль посредника между ними и ИФЛА.

Комитет должен участвовать в подготовке специалистов-экспертов — защитников прав библиотек от имени ИФЛА, а также координировать соответствие законов о авторском праве в различных странах.

Скандинавские члены комитета проинформировали о тенденции, существующей в их библиотеках: сегодня там работают очень много юристов и эта тенденция развивается (так, в Шведской Королевской библиотеке — уже 10 юристов и их количество предполагается увеличить).

Участие в других мероприятиях ИФЛА

В соответствии с предварительной регистрацией А.И. Земсков посетил семинар по электронным публикациям (Electronic Publishing: Librarian and Publisher Challenges, Now and Beyond the 21-st Century), великолепно организованный компанией МСВ University Press ltd., Library Link (Брэдфорд, Великобритания). Компания выпускает периодику, ведет две базы данных (ANBAR, EMERALD), работает с 1989 г. как в онлайн (предоставляя, по словам ее представителей, очень либеральные лицензии), так и с CD-ROM, осуществляет доставку полнотекстовых документов и услуги в библиотечном бизнесе (такие, как Library Link, International Free Press, каталогизация и систематизация, архивация, подготовка, как они выразились, Cybrarian, т. е. специалистов по автоматизированным библиотечным технологиям по аналогии с Librarian).

На семинаре прозвучали некоторые полезные идеи: увеличение разрыва между индустриальными и развивающимися странами ввиду разницы в качестве телекоммуникаций; доступность одного и того же по содержанию материала, например базы данных, может быть весьма различной ("Гарвард лучше, чем Хайдарабад", — образно заметил выступающий); плохая коннективность означает переход в низшую категорию; проблемы архивации динамичных (в первую очередь электронных) публикаций; возможность подписки или выпуска журнала, рассчитанного на единственного пользователя. Семинар отличался высоким уровнем докладчиков и участников. Полезная беседа о тенденциях и будущих проблемах ИФЛА состоялась у А.И. Земскова с Майклом Кенигом.

На семинаре секции "Классификация и индексирование" Я.Л. Шрайберг и Е.М. Зайцева выступили с совместным докладом "Создание русской базы данных УДК и ее использование в автоматизированных библиотечных системах". Демонстрацию работы БД помог провести Б.И. Маршак. Доклад вызвал большой интерес, так как впервые в мировой практике классификационная система УДК оказалась представленной не только в виде реляционной базы данных, но и инструментальным средством, сопряженным с АБИС. С руководителем секции, главным редактором УДК г-жой А. Маккилвейн (Ia McCilwain) обсуждались вопросы лицензирования базы данных и условия вступления в консорциум.

В специальных семинарах по УДК и по системе Дьюи принимали участие Е.М. Зайцева и Б.И. Маршак. В частности, интересной получилась беседа с представителями французских библиотек, обеспечивающих перевод и издание на французском языке руководства и таблиц 21-го издания Дьюи. Официально анонсировано завершение в 1999 г. всех работ по переводу и изданию Дьюи-21 на русском языке.

В очередном заседании Международного комитета по UNIMARC принял участие Я.Л. Шрайберг — действительный член PUC. Обсуждались вопросы текущего состояния выполняемых работ, отмечена недопустимая задержка с выпуском Guideline по электронным ресурсам (Национальная библиотека Германии), снят ряд присланных замечаний, отмечено, что к декабрю 1998 г. ГПНТБ России направит всем членам PUC 1-й вариант Guideline по патентам для рассмотрения и замечаний. Подтверждено, что на следующем заседании PUC в Риме в начале марта 1999 г. будут проведены перевыборы действительных членов PUC. На соподчиненном мероприятии — обсуждении разработки формата для классификационных данных рассматривалась 2-я редакция формата. В работе группы приняла участие постоянный член группы Е.М. Зайцева.

На открытом форуме программы UBCIM и PUC выступили представители РНБ с информацией о завершении 1-й очереди разработки Российского коммуникативного формата. Отмечена активная роль специалистов ГПНТБ России в разработке формата. В работе форума приняли участие Я.Л. Шрайберг, Б.И. Маршак, Е.М. Зайцева, О.П. Фишман, Н.П. Гармашова.

В работе семинара OCLC приняли участие Е.А. Еронина, М.В. Залужская, Н.П. Гармашова, Е.М. Зайцева, М.В. Гончаров, О.П. Фишман. Особое внимание уделялось развитию новых форм обслуживания пользователей гибридными технологиями, например, пользователям системы Online Cataloguing предоставлялись средства ILL без дополнительной оплаты. Отмечалось широкое использование баз данных FirstSearch и постоянное расширение их номенклатуры. В рамках отдельного трейнинга М.В. Залужская уточнила ряд практических вопросов, возникших у читателей ГПНТБ России.

После семинара подробно обсуждалась работа ГПНТБ России и ILIAC по дистрибьюции продуктов и услуг OCLC на территории стран бывшего СССР. Отмечен первый положительный опыт работы сотрудников ГПНТБ России с клиентом OCLC — Вологодской областной универсальной научной библиотекой.

Все наиболее важные семинары, открытые форумы и другие заседания в рамках программ дивизионов, секций, "круглых столов" и программ ИФЛА согласно заранее подготовленному плану посещались членами делегации ГПНТБ России. Наиболее важные мероприятия, в которых делегация ГПНТБ России принимала участие: открытые форумы и семинары программ UBCIM, UAP и UDT; семинары "Доставка документов и МБА в развивающихся странах", "Комплектование и управление фондом", "Менеджмент и маркетинг", "Цифровые библиотеки", "Образование и трейнинг" и др.

Интерес вызвал семинар "Новые фонды в системе новых рыночных отношений". Основу всех представленных докладов составил тезис об обязательном наличии электронного каталога и создании координирующих центров кооперативной обработки (упоминалась неоднократно PICA). В докладах предлагались схемы удешевления процесса приобретения изданий за счет современных технологий, усовершенствования процессов МБА и МКО. В семинаре от ГПНТБ России участвовала А.Н. Грязнова. На этом и других семинарах неоднократно рассказывалось о новой политике комплектования, связанной с цифровыми библиотеками.

Интересным получился семинар по сохранности фондов для специалистов (от ГПНТБ России — И.А. Скорикова), где предлагались рецепты новой долговечной бумаги.

Достаточно интересной и познавательной была выставка. У стенда фирмы IBM состоялась дискуссия о современных системах в библиотеках, позволяющих обрабатывать изображения и мильтимедиа (Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров). Б.И. Маршак продемонстрировал ИРБИС и высказал идею о возможном модульном сопряжении ИРБИС с блоком обработки изображений в системе фирмы IBM.

Б.И. Маршак, Е.М. Зайцева, М.В. Гончаров, М.В. Залужская провели серии переговоров с представителями фирм DYNIX, ExLibris, VTLS, ELIAS и ряда других, ознакомились с действующими и представленными на выставке системами автоматизации для библиотек. Здесь же состоялись встречи и демонстрация ИРБИС заинтересованным представителям Украины, Казахстана, Армении, Узбекистана, Таджикистана.

На выставке с издательскими стендами работали И.А., Скорикова, А.Н. Грязнова, Т.С. Чубукова, Н.П. Гармашова, О.П. Фишман.

Проведены предварительные переговоры с германским издательством Walterdegruyter о выставке литературы в ГПНТБ России в целях дальнейшего ее приобретния библиотекой на льготных условиях.

На выставке были представлены несколько электронных сканирующих систем и стенд кооператива EKZ (Германия, Ройтлинген) который осуществляет широкий спектр технических услуг для лучших европейских библиотек. Сотрудникам ГПНТБ России (А.И. Земскову, Е.А. Ерониной) следует пытаться подключить этот кооператив к программам российско-германского сотрудничества, чтобы получать реальную и ощутимую пользу.

Среди визитов в библиотеки необходимо отметить два. 20 августа делегация в составе Е.А. Ерониной, И.А. Скориковой, А.Н. Грязновой и Т.С. Чубуковой посетила библиотеку Амстердамского университета, которая основана в 1877 г. и располагает большим количеством ценных и уникальных изданий с уклоном на гуманитарные науки. Библиотека включает в себя центральную и 11 факультетских, расположенных в 30 различных местах города. Они дополняют друг друга и в целом составляют единый комплекс. В ближайшем будущем в результате увеличения количества факультетов библиотека станет центральной по гуманитарным, естественным, социальным наукам и медицине.

Библиотека университета связана с большим количеством академических, специальных и публичных библиотек Амстердама с помощью автоматизированной системы Adamnet; в результате обеспечен доступ к 7 млн книг и 100 тыс. журналов. Сотрудничает она и с различными библиотеками как внутри страны, так и за рубежом.

Собственные фонды библиотеки Амстердамского университета составляют 4 млн книг, 14500 текущих (подписных) изданий, 200 средневековых и 70 тыс. современных рукописей, 500 тыс. писем, 145 тыс. атласов и 130 тыс. печатных работ, датированных до 1800 г. Большинство из этих коллекций находится в закрытых фондах и получить их можно по запросам.

Посещение библиотеки Технического университета г. Делфт было организовано членом ПК секции НТБ г-жой Марианной Норландер. В этом университете 7 факультетов, 13 тыс. студентов и 5 тыс. сотрудников. Новое здание библиотеки открыто 15 мая 1998 г. (Предыдущее здание, также специально предназначенное для библиотеки, построено в 1915 г.) Новое, необычайно красивое и функциональное здание (архитектор — фрау Франсин Хуберт): снаружи с одной стороны — газон (зеленый пологий холм) и с двух сторон — стеклянные стены; посередине газона возвышается конус, который на самом деле пронизывает все здание, внутри его размещены коллекции с открытым доступом к фондам (вместимость полок 75 тыс. экз., сейчас расставлены 40 тыс.) и читательские места по периметру. Невиданное соединение простора и уюта. Основная коллекция (около 1 млн книг, 1 млн микрофиш с отчетами NTIS и 8 тыс. периодических изданий) хранится в подвальных этажах на компактных подвижных стеллажах с ручным приводом. Литература на руках (или в магазинной тележке) подносится к малому лифту (один ствол) и подается наверх в основной зал книговыдачи на первом этаже. Есть залы для групповых занятий и кабинеты индивидуальной работы.

Всего в библиотечную систему Технического университета входят 16 отраслевых библиотек (200 сотрудников). Библиотека является национальным центром Нидерландов по научно-технической литературе, держателем сводного каталога (правда, недавно из-за финансовых трудностей библиотека прекратила ведение сводного каталога НТЛ для книг, оставив только периодику).

Библиотека комплектует сейчас 6 тыс. наименований периодических изданий (каждый год отказываются от 5—6 наименований журналов из-за их дороговизны) и на входном потоке обрабатывают до 2 тыс. экз. поступлений в день.

В 1995 г. приступили к программе тотального контроля качества (Total Quality Management Program), начали с международного аудита и разработки индикаторов эффективности (Performance Indicators) и руководствуются в работе стандартом ISO 9002.

Библиотека открыта с 9 до 23 час. с понедельника по четверг, с 9 до 17 час. по пятницам и субботам, с 13 до 17 час. по воскресеньям. Если издание заказано непосредственно в библиотеке и находится в ее фондах, вы получите его через 25 мин.; если заказ поступил по простой или электронной почте, он будет выполнен не более чем за 4 дня, но реально свыше 60% заказов выполняются в тот же день. Работает компьютерная система отслеживания отказов и жалоб (их бывает от 20 до 70 в месяц). Читателям доступны около 200 компьютеров; отдельно стоят компьютеры поиска в каталоге и отдельно — на CD—ROM. Система теледоступа базируется на использовании протокола Z39.50. Библиотека предоставляет доступ к электронным журналам, в том числе и депозитарным из Королевской библиотеки Гааги, но сама не комплектует электронные издания. Наиболее активные читатели — те, кто готовится к защите диссертаций. Из внешних, не университетских клиентов, выделяются крупные (а не малые или средние) предприятия.

Система доставки документов DocU-Trans работает с 1996 г., базируется на системе, разработанной японской компанией Minolta (5 рабочих станций сканирования, которые при нас работали на разрешении 300 dpi и с импульсным включением дополнительной подсветки в момент сканирования; сервер для выхода в Интернет; программное обеспечение, которое включает оптическое распознавание текста OCR и программу отслеживания заказа). В день поступает до 900 заказов. Отсканированный образ либо распечатывается и рассылается как hard copy, либо отправляется электронной почтой как pdf файл; файл на сервере хранится несколько дней и затем уничтожается по требованиям Copyright. Minolta осуществляет техническую поддержку системы. Прямая обработка файлов полнотекстовых электронных журналов, на которые библиотека подписана (вместо сканирования), также невозможна из-за характера лицензии. Большинство запросов — внешние по отношению к Техническому университету (в том числе 50% из Бельгии). Сейчас система включает 75 подписчиков и обеспечивает отправку 475 документов в месяц по электронной почте. Весь процесс контролируется компьютером, заказу присваивается штрих-код, ситуация отслеживается во времени и по технологическим позициям.

Новые продукты и услуги не бесплатны; выгодна консультационная деятельность, например, анализ эффективности работы информационной службы какой-либо компании, информационный аудит организации, рекомендации по повышению качества работы и даже предоставление взаймы своих специалистов; цены — договорные.

Помощь в поиске нужного материала из более чем тысячи БД может быть оказана информационным специалистом с базовым техническим образованием с выдачей результатов в виде библиографического списка (плюс полные тексты статей, докладов, трудов конференций, книг и диссертаций) максимум через 5 дней после подачи заявки; стоимость работы — 40 гульденов за каждые 15 мин. работы специалиста, плюс стоимость отчислений за доступ к БД, плюс компенсация расходов библиотеки (стоимость времени компьютера и телекоммуникационных систем).

Предлагается подписка на дифференцированное распространение информации из появляющихся статей и трудов конференций на условиях, очень близких к вышеуказанным. По договорным ценам осуществляется анализ цитирования. Ведется платное обучение пользованию Интернет: группа не более 12 человек, каждый при компьютере.

В качестве коммерческой инициативы библиотека в свое время закупила Maritime collection, включавшую биографии и историю судов, подработала ее и продала государству.

Доставка документов в целом пока не окупается. Схема платежей диверсифицирована: для голландских пользователей и для заграничных доставляются копии, оригиналы, микрофиши как почтой, так и курьером в стандартном или экспресс-режимах.

В библиотеке университета большое количество специальных собраний, подлинных документов, которые могут быть использованы для научно-исследовательской работы. Ими можно пользоваться только в специальных читальных залах: рукописей, редких книг, карт и атласов, религиозной литературы. Имеются также общий читальный зал, зал периодики с открытым доступом и справочно-библиографический. Делегация ГПНТБ России посетила последних два. В зале периодики не нашли ни одного издания из России или стран СНГ.

Очень интересным нам показался справочно-библиографический зал, где расположены 50 терминалов для работы с электронным каталогом. Имеется и предметный каталог (традиционный — на карточках). В этом зале сосредоточено более 80 тыс. томов печатной библиографической информации по различным вопросам науки, большое собрание микрофильмов и микрофиш, аппараты для их чтения.

Заказанная литература доставляется читателю в течение 30 мин. после подачи требования; если издание находится в другом помещении, требуется полдня или день для его доставки. Издания остаются на кафедре до 2 недель со дня запроса. Издания до 1851 г. и специальные публикации доставляются в соответствующие специальные читальные залы.

Любой читатель, который хочет заказать издание, взять его на время или узнать о его наличии в библиотеке, должен иметь действующую библиотечную карточку. Она выдается бесплатно студентам и сотрудникам голландских университетов, Королевской библиотеки и Королевской академии наук. Материалы выдаются сроком до 30 дней.

В случае, если интересующая читателя книга отсутствует в библиотеке, ее можно заказать в других библиотеках Амстердама по межбиблиотечному абонементу. Для этих целей используется автоматизированная система Pica Online System, которая связана с Нидерландским центральным каталогом (NCC). В последнее время пользователи могут делать индивидуальные запросы по Нидерландскому центральному каталогу и Pica Online Contents (база данных статей из примерно 12500 журналов) с помощью специального счета (ILL account), который приобретается в библиотеке. Запрошенные книги поступают в библиотеку на счет пользователя, а статьи — прямо на домашний адрес. Активно используя электронные службы, библиотека Амстердамского университета участвует в разработке многих проектов цифровых библиотек.

В беседе с директором этой библиотеки г-ном Лео Вайерсом А.И. Земсков получил разрешение на перевод и публикацию его острого нестандартного выступления на ИФЛА и предложил продумать возможность кооперации наших библиотек.В принципе Л. Вайерс согласился.

Посещение библиотеки Технического университета г. Делфт, одновременно являющейся национальной научно-технической библиотекой, наводит на мысль, что нам в ГПНТБ России нужно активнее развивать (например для подписчиков системы приоритетного обслуживания) тотальное сканирование полных текстов. Надо бы и у нас подумать о создании собственного мультимедийного проекта: "Москва", либо "Авиация", либо "Машиностроение".

Анализ материалов конференции

Имеет смысл выделить следующие доклады и проблемы, обсуждавшиеся на данной Конференции:

обзор национальных стратегий в области информатики и библиотечного дела, (доклады 123-137-E by Hellen Niegaard и 055-137-E by Kerstin Hassner);

пилотный проект Biblioteca Universalis под программу сотрудничества Европейского Сообщества и G-7, в наиболее полном виде вобравший в себя как современные глобальные идеи в области информатизации, так и возможности (в том числе перспективные) автоматизации библиотечного дела (доклад 031-98-E by Sonia Zillhardt);

измерение эффективности работы библиотек и библиотекарей (например доклады 003-125-E by Hazel Dakers и 027-137-E by Beverly Lynch); эти измерения опираются на богатую и достаточно достоверную библиотечную статистику, получаемую от систем автоматизации библиотек. Новым и полезным для нас является анализ спроса на те или иные базы данных научно-технической информации с разбивкой по темам; интересный подход представляет доклад об общественном аудите работы библиотеки (054-94-T by Bob Usherwood and Rebecca Linley). Сюда же (с определенной неточностью) можно отнести серию докладов по проблемам маркетинга и продвижения платных услуг, а также традиционные сообщения о проблемах переподготовки библиотекарей и обучению пользователей;

взаимоотношения между требованиями каталогизации ( в том числе при генерации ОРАС) и требованиями при генерации коммерческих метабаз, призванных обеспечивать запрос неквалифицированного заказчика (доклад 007-126-E by Stefan Gradmann). Ключевым здесь являются понятия Document Like Object и Dublin Core Set, см http://purl.org./metadata.dublmcore. В принципе эти мотивы могли бы быть интересными и для нас при проработке проблем эффективности сводного каталога НТЛ и развития системы доставки документов;

в рамках устоявшийся тенденции к стандартизации прозвучала тема Unicode; в этом же русле лежат и доклады специалистов ГПНТБ России Е.М. Зайцевой и Я.Л. Шрайберга о базе данных УДК и проект М.В. Гончарова и Я.Л. Шрайберга, посвященный проблемам передачи знаков алфавита кириллицы в Интернет;

продолжает развиваться кризис во взаимоотношениях подписчиков (в первую очередь библиотекарей) и издателей коммерческих научных журналов из-за чрезмерного роста стоимости подписки, в частности можно отметить материалы SPARC (The Scholarly Publishing & Academic Resources Coalition, Коалиция научных изданий и академических ресурсов — союз библиотек, созданный для противодействия алчным издателям), в который входят хорошо нам знакомые крупнейшие университетские библиотеки США и Канады (Illiois at Urbana, Rutgers, Wisconsin, California in Irvine, Stony Brook, McGiffl, Maryland, MIT, Princeton и многие другие), более подробно см. www.arl.org/sparc

Командировочное задание выполнено.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России