Home page | Каталоги и базы данных

УДК 025.5:028

Щербинина О.В.

Воспитание библиографической культуры
пользователей в НТБ

Опыт работы Жамбылской областной научно-технической библиотеки.

В НТБ пользователь приходит уже после детской, школьной или публичной библиотеки, имея определенный багаж библиотечных знаний, он разбирается в библиотечной терминологии и может вполне логично изложить тему своего запроса. Однако лишь считанные единицы пользователей могут свободно оперировать библиографическими поисковыми средствами, комфортно чувствовать себя среди каталожных шкафов. Особенно низок уровень культуры чтения и библиографической грамотности у студентов. Они порой библиотеку принимают за юридическую консультацию, не умеют прочитать библиографическую запись, слабо воспринимают библиографическую информацию, что порождает определенные трудности в обслуживании.

Библиографическую безграмотность, узкий информационный кругозор пользователей необходимо ликвидировать, если мы хотим иметь достаточно времени для профессионального роста самих библиотекарей. Исходя из этого, Жамбылская ОНТБ поставила перед собой задачу - научить читателей умело пользоваться информационными ресурсами, без затруднений разыскивать необходимые сведения и документы в СБА, свободно ориентироваться в информационных потоках.

Сегодня одним из основных условий успешной работы библиотекаря сегодня стало умение пользоваться компьютером, совмещать традиционные и автоматизированные библиотечные технологии. Главная цель такого синтеза - оперативное и полное обслуживание пользователя, предоставление современного сервиса. Имея хорошо подготовленные кадры, упорядоченный документный фонд, СБА необходимо активизировать работу с пользователями, чтобы ни одна хорошая книга не осталась не прочитанной.

Услугами справочно-библиографического сектора Жамбылской ОНТБ пользуются различные категории читателей - представители государственных учреждений, промышленных предприятий, предприниматели, студенты и школьники. Библиографом и работниками отдела обслуживания ежегодно выполняется более 150 фактографических, уточняющих и адресных справок; постоянно ведутся консультации у каталогов и картотек в каталожном зале.

Социально-экономические реформы в Республике Казахстан определили запросы государственных административных учреждений: вопросы функционирования свободных экономических зон, развитие рыночных отношений в АПК республики, состояние промышленности и транспорта, внешней торговли и др. Постоянными пользователями ОНТБ стали представители малого и среднего бизнеса. Для них составляются тематические подборки и списки литературы по технологии и оборудованию различных производств. Например, для одной из крупнейших фирм области ТОО "БМ" подготовлено несколько тематических подборок по современным методам совершенствования технологии спиртового производства, использованию и переработке отходов, технологии промышленного разлива меда. Для других малых и средних предприятий выполнены тематические подборки по производству сухого молока, яичного порошка, майонеза, узбекских лепешек, мыла, поролона и др.

Наиболее часто с тематическими запросами обращаются студенты учебных заведений города; в 1998 г. для них были подготовлены 107 тематических подборок. Основные заказчики тематических списков - представители учебных заведений.

Фонд тематических списков ОНТБ составляет 468 списков. В течение года по рейтерной картотеке библиографических списков велся анализ их использования читателями. В 1998 г. пользователями запрошены 25 названий списков и обращались к ним 41 раз. Наибольшим спросом пользовались списки по экономическим вопросам. Частично списки выполнялись по инициативе библиографа, что в корне противоречит маркетинговой концепции ОНТБ. Поэтому было принято решение составлять списки лишь по запросам пользователей, активизировать их рекламу и создать базу данных "Списки".

Небольшая обращаемость списков дает основание говорить о том, что пользователи отдают предпочтение тематическим запросам. Быстро, качественно и за умеренную плату библиограф составляет списки и подборки по интересующей потребителя теме не только по фонду ОНТБ, но и включает в них (по желанию заказчика) другую литературу. Списки и тематические подборки готовятся частично в автоматизированном режиме: поиск материала за 1998 г. осуществляется по базе данных "Статьи".

Справочно-библиографический сектор ОНТБ ведет индивидуальное информирование пользователей. Абонентами индивидуальной информации стали преподаватели, аспиранты и студенты ТарГУ, занимающиеся научными исследованиями. Они регулярно оповещаются о новых поступлениях литературы по заявленным темам.

Библиотека начала активно использовать для решения задачи информационного обслуживания электронную почту и Интернет, но сдерживает слабое знание английского языка и недостаточный опыт работы. Доля услуг, оказываемых с помощью автоматизированных баз данных, пока невелика по сравнению с традиционным библиографическим обслуживанием.

Выполнение библиографом платных услуг - отдельная тема. Усиление деятельности библиотеки в этом направлении выгодно для ее финансового положения. Однако это приводит к тому, что пользователи, получая готовый список литературы, тематическую подборку не развиваются как читатели. Если раньше пользователю давались консультации, например по поиску информации для списка литературы к курсовой, дипломной работе, диссертации, то теперь многие предпочитают переложить эту святую обязанность диссертанта и студента на плечи библиографа. Для развития информационного кругозора пользователей необходимы специальные мероприятия для студенчества по распространению библиотечно-библиографических знаний. С этой целью в ОНТБ создана "Школа информационного комфорта" (экскурсии, обзоры, премьеры книг).

Для распространения библиографических знаний и обучения правилам библиографического поиска проведены день библиографии, библиотечные практикумы для школьников.

С февраля 1999 г. в местной городской газете "Жамбыл-Тараз" открыта "Заочная школа информационного комфорта". На страницах периодического издания в интересной, деловой форме рассказывается о секретах библиографического поиска, структуре каталогов и картотек, электронных библиографических ресурсах, поисковом аппарате отдела специальных видов литературы.

Вместе с тем имеются и тревожные симптомы. Основная причина - недостаточное соответствие СБА запросам пользователей, в том числе отсутствие новых библиографических изданий, реферативных журналов. Ограничение финансирования привело к тому, что библиотека не имеет возможности выписывать "Летописи", бюллетени ИНИОН и РЖ. Нелегкое положение и со справочными изданиями: имеются бизнес-карты, но 1993 г. издания, и это - при условии их ежегодного обновления.

Совершенно очевидно, что традиционное справочно-библиографическое обслуживание занимает и, вероятно, будет занимать значительное место в структуре услуг, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей. При любых обстоятельствах автоматизированные базы данных не смогут покрыть весь спектр информационных потребностей, и справочные отделы будут оставаться той последней инстанцией, куда отправляется читатель, не нашедший требуемую информацию в каталогах или специализированных отделах.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России