Home page | Каталоги и базы данных

Обзоры. Рецензии

УДК 02(470)(03)

Высоцкая Е.К.

Путеводитель "Библиотеки России"
Информация к размышлению

Российская Федерация располагает огромными документными богатствами, сосредоточенными в различных библиотеках, фондах, частных собраниях. Однако доступ населения к этим уникальным коллекциям часто серьезно затруднен из-за отсутствия широкой, достоверной и доступной информации, а также ведомственных барьеров.

Неоценимую помощь в раскрытии возможностей библиотек и других источников информации оказывают справочники и справочники-путеводители - региональные, тематические, отраслевые... Не случайно в последние годы выпущено так много справочных изданий: "Справочник-путеводитель по библиотекам Санкт-Петербурга" (СПб., 1993); "Путеводитель по фондам библиотек вузов Северного Кавказа" (Ростов-на Дону, 1992); "Путеводитель по фондам научно-технических библиотек России". Вып. 1 (М., 1995); "Библиотеки Владивостока" (Владивосток, 1996); "Большие и малые библиотеки России" (М., 1996), "Путеводитель по фондам научно-технических библиотек России". Вып. 1-3 (М., 1995-1998) и др. Издавался путеводитель и по библиотекам России: это был 2-й выпуск справочника "Библиотека СССР", вышедший в 1974 г., пожалуй, самый полный в те годы путеводитель.

За прошедшие четверть века значительные изменения произошли не только в количестве, структуре, объемах фондов библиотек, но и в их типологии, статусе и пр; появились документы, определяющие изменения в библиотечной политике. Поэтому в 1994 г. в рамках Федеральной программы "Сохранение и использование памятников истории и культуры, историко-культурных и природных территорий, музейных и библиотечных фондов" решено подготовить новое справочное издание - путеводитель "Библиотеки России". (СПб., 1996. Вып. I. 251 с.; СПб., 1998. Вып. II. Ч. 1. 144 с.; СПб., 1998. Вып. II. Ч. 2. 416 с.). Его основное назначение - "раскрытие национально-культурного и информационного достояния с целью повышения доступности документальных богатств России для отечественных и зарубежных пользователей" (Предисловие ко всему изданию). Инициатор и финансист программы - Министерство культуры РФ; основной исполнитель - группа сотрудников РНБ.

В трех выпусках Путеводителя планировалось отразить сведения о библиотеках практически всех типов и видов, различного ведомственного подчинения, а также ряде частных библиотечных коллекций всех регионов Российской Федерации. Оригинальность издания прежде всего в том, что Путеводитель впервые представляет библиотечно-информационные ресурсы России, существующей как суверенное государство. В справочнике 1974 г. отражена информация о различных отраслевых и ведомственных библиотеках, но в него не вошли библиотеки профсоюзные, ЦБС и многие другие, которые, по мнению составителей, не представляли научного интереса. Тем не менее в него включено около двух тысяч (1 927) статей о библиотеках.

В новом Путеводителе должны быть отражены материалы о библиотеках без ограничений по объему их фондов, типовидовой, территориальной или ведомственной принадлежности. При подготовке справочника не ставилась цель представить исчерпывающие сведения о каждой библиотеке, тем не менее данные достаточно полны. Каждая статья включает: адресные координаты, полное наименование библиотеки (или библиотечной сети) и ее аббревиатуру, год открытия, историческую справку, степень доступности и структуру подразделений, осуществляющих обслуживание, подробную количественную и качественную характеристику фонда и СБА, членство в различных обществах и ассоциациях, литературу о библиотеке и др. Следует подчеркнуть, что все данные представлены в основном с той степенью полноты, с какой они получены с мест, но во многих случаях собиралась дополнительная и уточняющая информация.

Столь полные и разнообразные сведения о библиотеках России, указание всех имеющихся каналов связи, дающих возможность контактов с конкретной библиотекой, наличие целого ряда разнообразных приложений (географического указателя, перечней библиотек - особо ценных объектов и библиотек, имеющих обменные, депозитарные фонды и др.), сплошной нумерации библиотек во всех трех выпусках и, наконец, сводных приложений (в третьем выпуске) - делают практически неограниченным круг юридических и физических лиц, которым настоящий справочник будет и полезен, и необходим.

В первый выпуск вошли сведения о 210 крупнейших библиотеках федерального уровня и субъектов Федерации, в третий - планируется включить данные о централизованных библиотечных системах, школьных, профсоюзных библиотеках и частных библиотечных коллекциях. Второй выпуск кумулирует информацию о юношеских и детских областных (краевых, республиканских) библиотеках, библиотеках для лиц с ослабленным зрением и слухом, библиотеках высших и средних специальных учебных заведений (2-я часть); межотраслевых и отраслевых библиотеках (и библиотечных сетях) регионального уровня (медицинских, НТБ, библиотеках НИИ, КБ, музеев, архивов, творческих союзов, различных обществ и др. 3-я часть).

Именно на этом этапе работы организаторы и участники программы столкнулись с серьезными проблемами. В последние годы разрушились традиционные межведомственные связи, перестали действовать межведомственные библиотечные комиссии и советы. В отдельных случаях и УНБ ослабили свои координационные функции. Происходит ломка библиотек и библиотечных связей, одни из них (например партийные библиотеки) исчезли, другие (такие, как библиотеки негосударственных вузов) возникают, третьи (технические, сельскохозяйственные, профсоюзные) реорганизуются или просто находятся в своеобразном анабиозе (библиотека юридически не ликвидирована, но читатели не обслуживаются и фонд не пополняется). Поэтому сбор сведений о библиотеках различных ведомств оказался очень трудоемким и не всегда эффективным.

На первом этапе работы практически повсеместно "Паспорта" на библиотеки своих ведомств запрещали заполнять руководители учреждений МВД, Министерства обороны, церкви и др. Преодолеть такую ситуацию помогла серьезная активная работа центральных библиотек регионов. Теперь мы имеем сведения о библиотеках МВД, включая библиотеки специальных школ милиции, подготовки начальствующего состава, тюремных и ОМОН, библиотеках Министерства обороны - в том числе военных академий и училищ, воинских частей. Получены "Паспорта" на библиотеки Московского, Калужского епархиальных управлений, С.-Петербургской духовной академии и семинарии, библиотеку православной литературы при Преображенском кафедральном соборе Белгорода и монастыря Свято-Введенской Оптиной Пустыни и др.

Не менее сложным оказалось собрать данные о школьных библиотеках. Конечно, большинство территорий (например Республика Карелия, Кемеровская, Костромская и др. области) прислали достаточно полные сведения о совокупном фонде, наличии читальных залов, справочном аппарате библиотек школ, гимназий и лицеев. Но многие не смогли представить таких данных. Так, администрация Магаданской области сообщила, что школьные библиотеки не могут заполнить "информационные карты", так как давно не комплектуются, а многие - на грани закрытия в связи с отсутствием средств на содержание.

Необходимо отметить, что практически во всех региональных законах о библиотечном деле имеются статьи или главы, в которых специально оговаривается организация взаимодействия различных библиотек с органами НТИ и архивами. При этом, в законах республик Саха (Якутия), Бурятия, Мордовия, Кировской области и ряде других подчеркивается роль центральных библиотек (национальных и областных) как центров координации деятельности библиотек всех типов, видов и различной ведомственной подчиненности. Это заставило некоторые УНБ еще в ходе работы над выпуском начать создавать (или обновлять) на основе собранных сведений свой банк данных о библиотеках региона, и продумывать формы координации с ними.

Как инструмент координации "Путеводитель" может рассматриваться не только потому, что работа над ним позволила уточнить состояние и количество библиотек разных типов и видов, различной ведомственной подчиненности в каждом регионе, и заставила УНБ задуматься о реальности своей роли как координационного центра. Каждый выпуск "Путеводителя" является предметом анализа многих направлений деятельности библиотек и источником сведений для принятия решений. В частности, анализ ответов на вопрос о доступности позволяет определить, как развита система библиотек, обслуживающих различные категории населения, или иначе: в какой мере доступны однотипные библиотеки регионов. Так, в большинстве библиотек государственных университетов обслуживаются различные группы читателей. На вопрос "информационной карты" ("Паспорта") о доступности библиотеки в Ростовском государственном университете ответили - "общедоступная"; библиотеки Чувашского и некоторых других университетов - "сторонних читателей обслуживают на платной основе"; в Томском университете "обслуживаются студенты и преподаватели университета, а также других вузов, учреждений, НИИ Томска и многих библиотек Сибири, Урала и Дальнего Востока. По охвату различных категорий читателей научная библиотека фактически выполняет функции публичной библиотеки на территории Западной Сибири". В то же время во многих университетских библиотеках обслуживаются только "свои студенты", аспиранты и преподаватели.

То же, например, и в научно-справочных библиотеках архивов. Так, из Тамбовского государственного областного архива пишут: "Обслуживаются аспиранты, студенты, преподаватели вузов, художники-реставраторы, журналисты, писатели, краеведы, Тамбовская епархия, предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане". Библиотека центрального государственного архива Кабардино-Балкарии "обслуживает сотрудников архива, исследователей, преподавателей, учителей, учащихся школ, лицеев, гимназий". В библиотеке Курганского государственного областного архива "обслуживаются работники архива и посетители (в читальном зале)". Но, например, библиотека государственного архива Брянской области "обслуживает только работников архива", в качестве исключения - "исследователей". А в целом ряде республик и областей библиотеки этих учреждений открыты исключительно для работников архивов.

Подобные примеры мы приводим не для того, чтобы немедленно сломать сложившиеся традиции, изменить давно существующие правила, но чтобы подумать, хороши ли они сегодня?

Большое место в материалах, подготовленных для справочника, отведено сведениям о фондах библиотек, справочно-поисковом аппарате. Анализ этих данных позволит наметить пути координации комплектования (что сейчас особенно важно) и справочно-информационной работы, в частности, создания тематических сводных каталогов, электронных, печатных каталогов, каталогов малодоступных материалов - таких, как редкие книги, зарубежные журналы, малотиражные ведомственные издания и др. Причем, если до сих пор в подобных работах обычно были задействованы только крупные библиотеки региона, то Путеводитель (2-й выпуск) позволит включить и библиотеки различных союзов (писателей, театральных деятелей), редакций, театров, располагающих фондами, небольшими по величине, но значительными по содержанию.

Материалы о информационных массивах машиночитаемых баз данных, имеющихся в библиотеках, и автоматизированном доступе к внешним БД на международном, российском и региональном уровнях, включенные в Путеводитель, сегодня являются, пожалуй, самым полным источником сведений, которые помогут обеспечить их взаимодействие в едином информационном пространстве отдельных регионов или России в целом.

Проблемы, которые выявляются при внимательном прочтении Путеводителя (типологии библиотек, их ранжирования, структуризации такого объемного и многоаспектного издания), можно множить так же, как и примеры, их иллюстрирующие. Нам хочется, чтобы все его потенциальные пользователи, и в первую очередь - библиотекари - в полной мере использовали его потенциал.

И тогда, если основную цель библиотечной системы (а в нашем случае мы можем говорить о библиотечной системе и для каждого региона, и для страны в целом) определить как "качественное обслуживание населения путем обеспечения равного для всех ... доступа к библиотечно-информационным ресурсам при гарантированной сохранности книжных богатств" (Библиотечная система крупнейшего города: состояние и перспективы. СПб. 1993, 143 с.), - то достижение ее напрямую будет зависеть от уровня взаимодействия всех составляющих этой системы и полноты информирования пользователей о совокупных библиотечно-информационных ресурсах. И мы полагаем, что издание справочника такого масштаба, как "Путеводитель по библиотекам России" - реальный шаг на пути достижения этой цели.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России