Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Агаджанян А.С.

East View Publications, Москва

Две функции Интернет и перспективы
его использования для библиотек

Бурное развитие Интернет в России за последние несколько лет создает новые, еще трудно прогнозируемые возможности для общего информационного климата, систем коммуникации и хранения информационных ресурсов. Еще несколько лет назад доминировали крайние оценки — скептицизм и романтический восторг. Сейчас признание Интернет как данности смешано с весьма обоснованными опасениями.

Никто уже не оспаривает того, что Интернет стал частью цивилизации, одним из главных факторов ее глобальности, многообразия, символом свободы слова, ниспровергателем границ и комплексов, своеобразной выставкой, или витриной современного мира. Но Интернет также — практический инструмент во многих областях жизни (образование, коммерция, финансовые услуги, научный обмен и т. д.). Именно на стыке двух этих функций и возникает принципиальная проблема. Ибо функция витрины основана на безграничной свободе, так сказать, "плодотворном хаосе". Функция же практическая требует системы и ограничений. Таково фундаментальное противоречие Интернет, и я не думаю, что оно будет преодолено в ближайшее время.

Кроме того, люди стали зависимы от Интернет. Появилась проблема информационной безопасности — главная и самая модная сегодня. Она касается как государственных секретов, так и безопасности банковских сетей, платежных систем и много другого. В ответ на мощную ограничительную волну и бурный рост целой индустрии сетевой безопасности началось столь же бурное сопротивление — от активного либерального протеста в масс-медиа (вспомним дискуссии прошлого года в Думе и прессе по поводу претензий ФАПСИ) до блистательного, а иногда и гениального мошенничества хакеров — то ли воров, то ли Интернет-романтиков.

Другую проблему я бы назвал синдромом информационного пресыщения. Это одна из бед уходящего столетия. Впрочем, Россия ее избегала "благодаря" тоталитарному контролю над информацией и манипулированию ею. В свободных странах научились за это время контролировать неудержимое расширение информационного горизонта. На Россию лавина свалилась разом, и страна, похоже, утонула в ней, не владея навыками отбора, сортировки, пользования информацией. И это "барахтанье" совпало с ростом Интернет — символа информационного общества. Поэтому для России опасность пресыщения, хаоса без ориентиров вдвойне актуальна.

Наконец, третья проблема, которая также вызвана растущей зависимостью от Интернет, — постоянная угроза отставания, что порождает затратную спираль, вечную задачу upgrade, лихорадочную погоню за новыми продуктами, услугами, возможностями, и это тоже противоречит системному практическому использованию Интернет, который как бы не успевает за своим собственным развитием.

Общие закономерности развития Интернет имеют огромное значение для библиотек, которых прямо касаются все перечисленые выше проблемы. На первый взгляд Интернет кажется великолепной находкой для библиотеки. Ведь библиотека — это своего рода база данных, всемирная информационная паутина, а Интернет, в свою очередь — это виртуальная супер-библиотека. Кажется, что они созданы друг для друга.

Но все не так просто. Во-первых, доступ к ресурсам Интернет разрушает все привычные классификационные схемы и методы работы с информацией, которыми с давних времен пользовались библиотеки. Старые иерархии знаний, дисциплин и тем рушатся и заменяются свободным browsing по информационной паутине, где мы наталкиваемся на конкурирующие, альтернативные узлы-серверы. Вертикальная таксономия каталога сменяется горизонтально растянутой "паутиной".

Во-вторых, действуя как свободная витрина, Интернет не гарантирует достоверность информации и даже не исключает опасности лжеинформации.

Как должна реагировать библиотека на открывающиеся возможности?

Библиотека, конечно, не может быть в стороне от кардинальных изменений информационного общества и, безусловно, будет в него интегрирована. Препятствовать этому может только одна проблема — недостаток денег, которая со временем будет преодолена путем естественного перераспределения финансов и вследствие дальнейшего удешевления оборудования.

Но есть и другая сторона вопроса. Библиотека по природе своей консервативна. Она является до некоторой степени одним из хранителей консервативных ценностей. Самые древние и самые современные библиотеки имеют, быть может, больше сходств, чем различий. Библиотека должна очень осторожно менять традиции классификации, поиска, хранения и потребления информации. Поэтому библиотека не может принимать Интернет как он есть, и не может не относиться к нему с некоторой осторожностью.

Следовательно, библиотека будет использовать Интернет выборочно. Я бы сформулировал это так: библиотека будет пользоваться только теми возможностями Интернет, которые не столько отменяют привычные библиотечные формы, сколько совершенствуют, упрощают и дополняют их.

Такое избирательное "вовлечение" Интернет включает:

  • во-первых, его справочные и энциклопедические возможности. Нужна тщательная экспертиза сетевых ресурсов на предмет их надежности, фундаментальности и полноты. Скажем, ясно, что Britannica online для любой библиотеки была бы прекрасным дополнением к основной энциклопедии. Это пример использования специфических возможностей Интернет как дополнительного источника;
  • во-вторых, решение задач удаленного доступа и виртуального документообмена (книгообмена). Интернет позволяет выставить во всемирную сеть каталоги библиотек, вести упрощенный межбиблиотечный обмен, осуществлять удалнный доступ к части документов (с использованием "оцифровывающих" технологий). Все эти примеры также не столько отменяют традиционные библиотечные формы, сколько придают им новое дыхание;
  • в-третьих, оперативный доступ к новостной информации. Современная библиотека должна быть снабжена средствами оперативного предоставления быстро меняющейся информации, идет ли речь о библиографии или политических новостях. И в этом смысле многие ресурсы Интернет и некоторые специальные Интернет-технологии могут дать очень много;
  • в-четвертых, доступ к базам данных, снабженным модными поисковыми механизмами. Это позволяет библиотеке предложить читателям совершенно уникальные возможности работы с источниками информации, особенно в тех случаях, когда цель потребления состоит во вторичной обработке данных;
  • в-пятых, некоторое облегчение проблемы сохранности. Как известно, библиотека всегда ищет золотую середину между двумя задачами — доступностью и сохранностью. Сегодня вряд ли в России кто-то рискнет рассчитывать на Интернет как средство сохранности. Но когда Интернет станет столь же обыденным явлением, как телефон, это положение изменится и ряд виртуальных ресурсов может быть вполне надежным хранилищем.

Продемонстрирую некоторые из выше указанных положений на примере сервера East View Publications (URL: http://www.eastview.com).

Сервер существует несколько лет и принадлежит компании, которая предоставляет широкий спектр информационных услуг, связанных с Россией и всеми странами бывшего СССР. Сервер East View иллюстрирует обе функции Интернет — витринную и инструментальную. Это витрина компании, ее продуктов и услуг. И в то же время он содержит практические инструменты для тех, кто интересуется Россией, постсоветским пространством, работает в различных научных дисциплинах. Например, книжный каталог с удобной системой поиска содержит более 200 тыс. названий книг (с библиографическими данными и аннотациями), вышедших на территории бывшего Союза после 1991 г. Это, конечно, не единственная из существующих, но, возможно, одна из наиболее полных библиографических баз данных последних 7—8 лет. Любая из книг может быть заказана на том же сервере. Для библиотек крайне любопытны подобные библиографические базы, доступ к которым мог бы стать прекрасным дополнением к библиотечным каталогам. Более того, на сервере можно подписаться (бесплатно) на еженедельные сообщения по электронной почте о новых книгах по тематике, которую указывает подписчик. И это тоже может быть интересно для отделов комплектования.

Второй пример — каталог микроформ (фирма давно и широко занимается микрокопированием) или каталог периодических изданий, который включает более 5 тыс. названий газет и журналов из всех постсоветских стран, фактически все, что издается (на уровне столиц и областей). Разумеется, база постоянно корректируется. Уже само использование этого каталога может представлять интерес для библиотек как справочный материал. Конечно, любое из изданий может быть заказано также непосредственно по сети.

Третий пример — периодические издания в режиме онлайн, и на этом хотелось бы остановиться подробнее. Сегодня на сервере East View самое большое собрание полных текстов основных российских и ряда газет стран СНГ. Здесь с самого начала ставилась задача сугубо инструментальная — создать своего рода электронную библиотеку прессы, ориентированную на исследователя и аналитика. Поэтому на сервере нет развлекательных журналов и газет (хотя они вполне уместны на серверах, ставящих другие задачи и ориентированных на другую аудиторию), периодических изданий в графическом формате, а только в текстовом (хотя и графический формат может быть важен для других задач). Подключившись к этому серверу, библиотека предоставляет читателям те услуги, о которых говорилось выше — оперативный доступ к свежим периодическим изданиям и одновременно — к архиву, с возможностью работы с ним, как с полнотекстовой базой данных. Библиотека, скажем, в Лос-Анджелесе, Новосибирске, Екатеринбурге или Алма-Ате получает на экранах своего компьютерного зала газеты, только что вышедшие, например, в Москве. "Живые" газеты они получат только чрез два-три дня в лучшем случае, а, как правило, через неделю и позже (за редким исключением тех изданий, печать которых дублируется в других городах).

Особенно большие возможности открываются с применением системы логического и контекстного поиска по одному, нескольким или сразу всем изданиям, в случае подписки на всю электронную библиотеку как базу данных.

Конечно, постоянное поддержание и обновление названных баз данных требует немалых затрат, и потому сразу же возникают вопросы коммерческие и юридические. В принципе, Интернет в своей первой функции ("витрина") с самого начала был ориентирован на бесплатную информацию (в таком случае автоматически снимаются и вопросы копирайта, и прочие юридические вопросы). Но в своей второй функции, предоставляя сложные высокотехнологичные инструменты анализа типа баз данных, Интернет не может быть абсолютно бесплатным, а значит и права автора и издателя должны строго регламентироваться.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России