Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Веселаго В.Г.

Московский физико-технический ин-т, г. Долгопрудный

Система распространения библиографической
информации по электронным сетям
(служба ИНФОМАГ)

Среди многих типов библиографических источников в Интернет заметное место занимают базы данных, содержащие оглавления научно-технических журналов. Они удовлетворяют запросы пользователей, желающих оперативно отслеживать появление статей на интересующую их тему.

Еще в 1993 г. в МФТИ организовала службу ИНФОМАГ с целью распространения по глобальным электронным сетям оглавлений научно-технических журналов и другой научной информации. Служба является внештатным подразделением МФТИ и пользуется поддержкой Миннауки РФ, РФФИ, РОСННИРОС и ассоциации РЕЛАРН. Материалы, распространяемые службой, представлены WWW-серверах http://www.ripn.net/infomag и http://infomag.mipt.rssi.ru. Они доступны также по электронной почте через сервер рассылки ims@ripn.net. Полная информация о работе ИНФОМАГ и доступе к распространяемым службой материалам высылается в ответ на команду HELP, посланную по адресу ims@ripn.net. Замечания, предложения и вопросы, касающиеся службы ИНФОМАГ, принимаются по адресу infomag@lgrant.mipt.msk.su

Все материалы, распространяемые службой ИНФОМАГ, бесплатны для пользователей.

ИНФОМАГ начала свою работу осенью 1993 г. с рассылки оглавлений нескольких журналов по физике и нескольких полнотекстовых научных бюллетеней. Общее число адресов рассылки непрерывно растет и сейчас превышает тысячу.

За 5 лет успешной работы служба ИНФОМАГ создала и испытала полную технологическую цепочку сбора, обработки и рассылки библиографической информации. Можно подвести некоторые итоги.

Что и как предлагает ИНФОМАГ своим пользователям. Сегодня ИНФОМАГ предлагает своим пользователям почти 200 наименований различных материалов. Это прежде всего около 150 оглавлений научно-технических журналов, русских и иностранных. ИНФОМАГ предлагает пользователям семь полнотекстовых научных бюллетеней, перечни книг, поступивших в библиотеки, и ряд других материалов, полный перечень которых высылается в ответ на команду LISTS, посланную на адрес ims@ripn.net.

Тематика рассылаемых материалов охватывает практически все разделы естественных наук и несколько гуманитарных. Важно отметить, что ИНФОМАГ обеспечивает своими материалами две категории пользователей. Те, кто имеет "полноценный ИНТЕРНЕТ" по протоколу TCP/IP, могут читать и скачивать их прямо с наших серверов. Но в России есть очень большая категория пользователей, которые имеют только электронную почту. Для них ИНФОМАГ предлагает списки рассылки, по каждому из которых высылает тот или иной материал на основе предварительной подписки. Кроме того, пользуясь системой команд, по E-mail можно получить любой из имеющихся материалов.

Кто пользуется ИНФОМАГ. Служба ИНФОМАГ ведет точный учет пользователей, получающих ее материалы по спискам рассылки. На 1 апр. 1998 г. общее число пользователей, подписавшихся хотя бы на один рассылаемый материал, было 1269. Это число растет непрерывно и почти равномерно, начиная с основания службы ИНФОМАГ, так что каждый месяц приносит примерно 20 новых подписчиков.

Из общего числа подписчиков — 1204 (по состоянию на 1 янв. 1998 г.) 685, т. е. более половины относятся к России; 175 подписчиков — из Украины. Доля других стран — 209 подписок, т. е. примерно 18%. На Москву и Петербург вместе — 208, т. е. меньше трети.

Важно отметить заметную роль зарубежной подписки. Это относится не только к Украине, но и к дальнему зарубежью. Рост такой подписки связан с непрерывным ростом зарубежной русскоязычной диаспоры. Это обстоятельство находит свое выражение в непрерывном увеличении числа зарубежных русскоязычных WEB-серверов, на одном из которых — webideas.com/rusam, принадлежащем службе RUSSIAN AMERICA, недавно проведено присуждение награды RUSSIAN AMERICA AWARD десяти лучшим русскоязычным серверам. Первое место в этой десятке завоевал сервер ИНФОМАГ informag.mipt.rssi.ru.

Как организована работа службы ИНФОМАГ. Организация такой службы, как ИНФОМАГ, требует прежде всего четкой технологической дисциплины получения, обработки и рассылки информации. Эта задача не проста, так как сама исходная информация получается разными способами, и ее обработка требует разных методик.

Служба получает свой основной материал — оглавления журналов — из трех основных источников: редакции журналов, ВИНИТИ и БЕН РАН, Интернет.

Из редакций журналов оглавления получают на основе прямой договоренности, которая в некоторых случаях оформляется договором о сотрудничестве между редакцией и МФТИ. К сожалению, многие редакции не имеют выхода в Интернет и пересылка оглавлений по электронной почте для них невозможна. Поэтому практикуется их получение непосредственно в редакциях. Далее следует обработка полученных оглавлений, которая часто бывает довольно трудоемкой, так как редакции журналов предоставляют оглавления в произвольных, нестандартных форматах. Более того, форматы часто от номера к номеру меняются без какого-либо предупреждения. Для приведения различных форматов в формат .ТХТ, в котором файлы рассылаются пользователям, у нас разработан ряд простых утилит.

В то же время ясно, что на очереди введение и ряда других форматов, особенно в тех случаях, когда надо передавать аннотации статей с формулами или рисунками. Так, электронные журналы "Курьер РАН и высшей школы" и "Курьер образования" мы выставляем в формате *.НТМ. Однако его применение, особенно в случае больших файлов, практически исключает распространение такого материала по подписке через электронную почту.

Оглавления, получаемые из ВИНИТИ и БЕН РАН, подготовлены на основе принятых у них технологий. Это же относится и к материалам, поступающим через Интернет из-за рубежа.

Проблемой для нас является разнобой в чисто библиографических форматах распространяемых оглавлений журналов. Очевидно, целесообразен переход на систему, которая за единицу измерения принимает не оглавление одного номера журнала, а библиографическое описание одной статьи. Нами разработан единый формат журнального оглавления, который утвержден как внутренний стандарт для службы ИНФОМАГ.

Сейчас служба ИНФОМАГ столкнулась с проблемой гибели и(или) реорганизации ряда журналов, оглавления которых она распространяла. В подобных случаях журнал из нашего архива не исключается. Старые архивы остаются доступными, пользователи предупреждаются о гибели журнала, на его оглавления новая подписка не принимается.

Служба ИНФОМАГ уделяет большое внимание изучению всех возможностей, которые дает пользователям Интернет. Ведется регулярное "прослушивание" множества телеконференций, просмотр содержания многочисленных файловых серверов, проводится подписка на многие рассылаемые электронные бюллетени и газеты. Сегодня ИНФОМАГ располагает заметным резервом материалов, которые он может предложить своим пользователям в ближайшем будущем.

Рост числа пользователей приводит к увеличению потока писем с замечаниями, предложениями и просьбами. Ответ на них требует все больше времени. По-видимому нам предстоит организовать что-то вроде "службы поддержки пользователей".

Многие пользователи просят сообщить, где и как они могут получить сами тексты статей из журналов. Сейчас явно необходимо создать систему рассылки статей в форме электронных или ксерокопий. Естественно, что такая служба должна быть организована на коммерческой основе.

Опыт ИНФОМАГ показал, что в его материалах заинтересованы многие пользователи, не владеющие русским языком и(или) не имеющие возможность принимать 8-ми битную русскую кодировку. В то-же время для русскоязычных пользователей интересен доступ к библиографическим базам данных на западных языках. В настоящее время мы ищем партнеров для создания системы многоязычного доступа к ИНФОМАГ.

Наше место в стране и мире. Пятилетний опыт существования службы ИНФОМАГ позволяет четко ответить на ряд вопросов, касающихся роли и значения библиографической информации, распространяемой через Интернет, в общем потоке такой информации, поступающей к пользователям. Сейчас можно указать три основных типа библиографической информации, циркулирующей в Интернет: оглавления журналов, аннотации журнальных статей, полнотекстовые электронные версии журналов, препринтов и книг.

Оглавления журналов распространяются в Интернет многими службами; Типичным примером являются службы издательств Elsevier и Springer Verlag. Все подобные службы бесплатны для пользователей. Сейчас можно считать, что через Интернет доступны оглавления всех сколько-нибудь значимых журналов. ИНФОМАГ по своим параметрам достаточно близка к двум упомянутым, хотя и уступает им по общему числу распространяемых материалов. К сожалению, ИНФОМАГ сегодня, как и пять лет назад, остается единственной в России службой, распространяющей достаточно широкий спектр журнальных оглавлений.

Службы второго типа сравнительно малочисленны и обычно сочетают распространение аннотаций статей с рассылкой тем или иным способом (на платной основе) бумажных копий статей.

Наиболее интересная и динамичная третья группа служб. Сейчас все сколько-нибудь серьезные журналы выходят в двух версиях — на бумажном и электронном носителях. Доступ к электронной версии всегда платный, кроме, может быть, отдельных рекламных проектов. Как правило, подписчик на бумажную версию имеет и бесплатный доступ к электронной.

Очевидно, что электронные версии журналов будут все более и более многочисленными. Электронным научным журналам принадлежит будущее. Служба ИНФОМАГ готова к распространению полнотекстовых электронных версий научных журналов. Более того, в порядке эксперимента мы начали публикацию полнотекстовой версии журнала "Физика и химия обработки материалов". Однако создание и распространение электронных версий журналов наталкивается на проблему очень настороженного отношения редакций, которые опасаются, что появление электронных версий, тем более в свободном доступе, уменьшит подписку на бумажные. На самом деле это заведомо не так, о чем свидетельствует опыт четырех физических журналов, издаваемых в Петербурге. Наличие свободного доступа к электронным версиям никак не уменьшило доходов от подписки. Не сократило подписки и появление в свободном доступе электронной версии английского перевода журнала УФН (PHYSICS USPEKHI).

При обсуждении спектра услуг, оказываемых службой ИНФОМАГ, часто задается вопрос — зачем ИНФОМАГ распространяет свои материалы по электронной почте, когда к ним имеется доступ через WWW-сервер. Ответ прост — в нашей стране пока очень много пользователей, имеющих только электронную почту. Кроме того, регулярное получение материалов по электронной почте из одного источника гораздо удобнее, чем "лазание" по многим серверам и скачивание с них нужных материалов. Это особенно справедливо с учетом темпов нашей связи.

Второй вопрос, возникающий у многих — зачем мы распространяем по электронной почте некоторые зарубежные материалы, которые можно получить через е-mail, прямо из зарубежного источника. Это объясняется прежде всего тем, что для большинства пользователей получение одинаковой по объему информации из России гораздо дешевле, чем из-за рубежа. К тому же, далеко не все знают где именно и что именно лежит. Все эти обстоятельства объясняют непрерывно растущее число наших пользователей и большое число благодарных писем от них.

Вступая в свое второе пятилетие, служба ИНФОМАГ постарается сделать все возможное для того, чтобы стать еще более нужной и полезной для ее пользователей.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России