Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Проблемы информационного общества

Хэйнс М.

исполнительный директор Британской комиссии по библиотекам и информации

Будущее библиотек в информационном обществе:
позиция Британской комиссии по библиотекам
и информации

Этот доклад представлен на 4-м Европейском коллоквиуме "Библиотеки и издатели как основные участники информационного общества" (10—12 февр. 1998 г., Билефельд, Германия); публикуется в сборнике с разрешения его организаторов.

Во многих странах рассматриваются или пересматриваются способы достижения необходимой координации в среде все усложняющейся системы информации, в которую наряду с библиотеками различных типов входят и многие коммерческие организации. В 1995 г. (после достаточно продолжительных дебатов) образована Комиссия по библиотекам и информации (КБИ) как неправительственная общественная организация, призванная быть центром сбора передового опыта в библиотечно-информационной сфере для Англии и Северной Ирландии. Хотя нижеследующие рассуждения относятся к Великобритании, можно полагать, что они будут в какой-то мере интересны и для других стран, стоящих перед теми же проблемами.

Цели Комиссии по библиотекам и информации:

  • обеспечивать выдачу консультаций правительству по всем вопросам в данной области из единого, согласованного и эффективного источника;
  • привлекать внимание правительства к возникающим вопросам и предлагать варианты ответных действий;
  • представлять интересы Великобритании при разработке международной политики в библиотечно-информационной сфере;
  • вырабатывать и предоставлять рекомендации на основе как можно более полных консультаций с членами библиотечно-информационного сообщества.

КБИ также поручены некоторые конкретные задачи, в том числе:

  • разработка национальной стратегии исследований в данной области;
  • управление Национальным центром по программе Европейского Сообщества Телематикс для библиотек;
  • разработка рекомендаций по повышению эффективности работы публичных библиотек и государственных служб информации путем налаживания координации и кооперации в библиотечно-информационной сфере.

Структура КБИ.

В комиссию входят 13 человек, назначаемых Государственным секретарем (Постоянным заместителем министра) с учетом их специальности и опыта, в том числе — председатель КБИ г-н Мэтью Эванс. По отдельности никто из членов КБИ не является представителем какой-либо организации или библиотечного направления, однако как коллектив они охватывают широкий спектр видов информационного обслуживания — управление библиотечным делом, библиотечное образование, местные органы власти, службы информации корпораций и т.п.

Основной задачей КБИ является консультирование по библиотечно-информационным проблемам в Англии и Северной Ирландии, но входящие в ее состав два постоянных комитета (Комитет по исследованиям и Международный комитет) охватывают более широкий регион — по всей Великобритании, поэтому в них входят также представители Шотландии и Уэльса.

Комитет по исследованиям занимается разработкой национальной стратегии Великобритании по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам в библиотечно-информационной области, а также реализацией этой стратегической программы в координации с исследованиями, проводимыми Британской библиотекой и другими смежными организациями.

Международный комитет вырабатывает рекомендации по вопросам, относящимся к воздействию политики Европейского Сообщества на библиотечный сектор Великобритании, а также осуществляет мониторинг и консультации по проблемам информационной политики в других странах, прежде всего входящих в "Большую Восьмерку" (G-8). Этот Постоянный комитет руководит также работой Национального центра Великобритании по программе Европейского Сообщества.

В конце 1997 г. создана специальная проблемная группа для рассмотрения межведомственных проблем подготовки библиотечных и информационных работников. По замыслу деятельность группы должна фокусироваться на проблемах управления знанием (knowledge management), однако ведущая роль названной группы пока незаметна.

В дополнение к структуре КБИ имеется еще весьма небольшой Секретариат во главе с руководителем (исполнительным директором). Секретариат отвечает за то, чтобы КБИ могла действовать в качестве эффективного и ответственного неправительственного общественного учреждения. Секретариат готовит все внутренние документы для Комиссии и все материалы, связанные с консультированием, является связующим звеном с правительственными департаментами и учреждениями библиотечно-информационной сферы, а также планирует управление всеми исследовательскими работами в интересах КБИ.

КБИ финансируется правительственным Департаментом по культуре, общественным организациям и спорту, однако ее советами может воспользоваться любой департамент правительства.

Методы работы КБИ.

Комиссия должна работать так, чтобы наилучшим образом использовать ресурсы и не дублировать без необходимости работу других национальных агентств. Поэтому методы КБИ включают:

  • использование целостного подхода. Комиссия придерживается мнения, что для обеспечения наиболее полного вклада библиотечно-информационного сообщства в общество в целом требуется целостный (интегральный системный), а не частный подход. Следовательно, наше внимание должно быть сконцентрировано на проектах, имеющих межсекторное, межведомственное значение или предусматривающих передачу накопленного опыта;
  • концентрация на работах общенационального и международного уровня. В качестве национального консультационного органа КБИ концентрирует внимание на национальных проблемах, стратегически важных для всей Великобритании. КБИ может участвовать в решении локальных проблем в том случае, если удастся показать, что затрагиваемые вопросы могут быть обобщены;
  • налаживание и укрепление сотрудничества. Связи с национальными координирующими органами и профессиональными организациями важны для продвижения и разъяснения подхода Великобритании к проблемам информационного общества. Связь с европейскими организациями является базисом для гармонизации и согласования направлений национальной политики с европейской; связи с неевропейскими организациями дают возможность обмениваться опытом и понимать проблемы в глобальном масштабе;
  • активная позиция в консультировании. КБИ реагирует на запросы Британского правительства, но занимает также активную позицию и в постановке тех или иных проблем перед правительством, которые могут иметь значение для деятельности библиотечно-информационного сектора или по которым ожидается активное общественное обсуждение;
  • консультирование и широкое освещение результатов деятельности. Все предложения правительству готовятся путем консультаций с широкими слоями библиотечно-информационных специалистов и общественности. Зачастую временные рамки требуют привлечения узкого круга консультантов, отсюда принципиальная важность отлаживания партнерских связей. В то же время КБИ считает своей задачей распространять информацию о своей деятельности как можно шире — на конференциях, семинарах, через Интернет и путем публикаций;
  • демонстрация высокого качества. КБИ консультирует правительство по вопросам обеспечения высокого качества библиотечно-информационного обслуживания и равным образом стремится продемонстрировать наилучшее качество в собственной работе.

Взгляд КБИ на будущее библиотек в информационном обществе

КБИ разработала документ — заявление "Взгляд на 2020 год", в котором изложены взгляды на значимость библиотечно-информационного обслуживания, сформулированы принципы собственной деятельности и выработаны рамки для инициирования действий правительства в демонстрации значимости библиотек и информационных служб при разработке проблем в области экономики, образования и социальной политики. Ниже дается сокращенная версия текста этого документа.

КБИ считает, что Великобритания будет играть ведущую роль в глобальной экономике информации путем:

  • коннективности — обеспечения универсального доступа к продуктам человеческого гения;
  • содержания — создания цифровой библиотеки, отражающей интеллектуальное наследие Великобритании и технические открытия;
  • компетенции — обеспечения как отдельных лиц, так и организаций возможностью выполнить полностью свою миссию в обучающемся и информационном обществе.

КБИ осознает, что библиотеки и информационные центры действуют в быстро меняющемся внешнем окружении, в котором:

  • свободный доступ к информации составляет основу демократического общества;
  • информация является международным товаром;
  • знание — основа любой экономической активности;
  • промышленность все больше и больше оказывается в зависимости от информированного работника;
  • информация должны быть доступной, организованной и управляемой;
  • искусство (или ремесло) информации относится к фундаментальным искусствам копирования;
  • информационные потребности становятся все более сложными;
  • технологические достижения создают потенциал для обеспечения всеобщего доступа к информации.

КБИ уверена, что библиотеки и информационные службы внесут существенный вклад в повышение уровня жизни, поскольку они:

  • составляют заметный сектор экономики;
  • представляют собой необходимую часть благополучия отдельных лиц, сообществ и общества в целом;
  • являются памятью общества, собирая и сохраняя знание;
  • повышают ценность знания путем его оценки, обеспечения доступности, осуществления посреднических функций, формирования и продвижения;
  • обеспечивают доступ к повышению грамотности, непрерывному образованию и творческому самовыражению, а также к возможности социального участия в культурно-творческих мероприятиях;
  • расширяют возможности личности, открывая доступ к ресурсам и предоставляя информацию соответствующим группам пользователей, облегчая усвоение навыков работы с информацией, столь необходимых для жизни в современном мире;
  • воплощают ценности коллективной деятельности, формируют ощущение общности в данном регионе и обеспечивают эмоциональную безопасность каждого человека в современном обществе;
  • КБИ считает, что для полной реализации потенциала библиотек и информационных центров в обществе необходим целостный, а не узко секторный подход.

КБИ также считает, что улучшение качества работы библиотек и информационных центров может оказать позитивное воздействие на окружающий мир, помогая созданию общества 2020 года, в котором:

  • правительства, частные компании и отдельные лица осознают первостепенную важность информации;
  • Великобритания будет представлять собой общество, базирующееся на знании и информации, и явится мировым лидером в коннективности, стандартах, наращивании электронных ресурсов, искусстве управления информацией и посредничества в ее передаче;
  • промышленность и торговля будут в еще большей степени стремиться к интенсивному усвоению знаний;
  • будет создана сеть информационных центров — центров знания, которые дадут возможность гражданам развить свои способности путем приобретения знаний и повышения потенциальных возможностей как в индивидуальном порядке, так и коллективно;
  • будет сформирована библиотечная цифровая (электронная) коллекция, скоординированная как в национальном, так и в международном масштабе, охватывающая созданное во всем мире; в этой коллекции интеллектуальное наследие Великобритании в цифровой форме будет доступно для всего мира;
  • гарантией того, что каждый сможет получить свободный доступ к мировым сокровищам знания и информации, станут универсальная коннективность и обработанное нужным образом содержание.

Для того, чтобы воплотить это видение Великобритании как информационного общества 2020 года, КБИ будет поддерживать и продвигать:

  • роль Великобритании в мировой информационной индустрии;
  • согласованный подход к информационной политике на национальном уровне;
  • инициативы по улучшению коннективности и наращиванию электронных ресурсов;
  • универсальный доступ к информации и обучение правильному ее использованию;
  • значимость библиотечно-информационных наук в рамках экономической, образовательной и социальной политики;
  • место библиотек в будущем обществе;
  • исследования, нацеленные на демонстрацию важности библиотечно-информационных наук;
  • обеспечение равного доступа людям со специальными потребностями (ограниченными возможностями).

Достижения КБИ к настоящему времени

Данная работа посвящена изложению задач КБИ и планов на будущее, однако возможно полезно рассказать и о том, что уже удалось сделать, начиная с момента опубликования целей КБИ в 1996 г.

Исследовательский комитет организовал проведение исследований по следующим направлениям: доступность Интернет в публичных библиотеках; программы оцифровки в библиотеках местных органов власти и местных архивах; участие библиотек в осуществлении программ непрерывного образования в различных секторах экономики и народного хозяйства. Международный комитет КБИ обеспечил работу Национального центра Европейской библиотечной программы Генеральной дирекции XIII Европейского Сообщества (ГД XIII ЕС) в 1996 г. и предоставлял Европейскому Союзу консультации по вопросам защиты данных, авторскому праву, роли библиотек и т.п.

КБИ подготовил доклад, посвященный возможностям проведения в Великобритании национальной политики в области информации, в котором содержался обстоятельный обзор разработок в области информационной политики в других странах, подготовленный Н. Муром (Nick Moore, Институт политических исследований).

Наиболее внушительным достижением КБИ стала разработка национальной стратегии Великобритании, показывающей то, как публичные библиотеки могут реагировать на развитие информационных технологий, принося существенную пользу гражданам Великобритании. Этот документ, названный "Новая библиотека: сеть для народа, констатирует, что публичная библиотека уже сейчас представляет наиболее популярный, недорогой и успешный вид общественного обслуживания, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы повысить вклад библиотек в жизнь конкретного сообщества, особенно в век информационного общества.

В этом документе библиотекам предлагается дополнить их традиционные услуги и коллекции новым содержанием и обслуживанием на базе цифровых и сетевых технологий. Это позволит библиотекам усилить свою роль в решении следующих задач: поддержка непрерывного образования; облегчение гражданам доступа к информации; обслуживание бизнеса; помощь в создании краеведческих и исторических баз данных местного сообщества, региона. В докладе приводятся доводы в пользу создания сети, связывающей местные публичные библиотеки воедино и обеспечивающей доступ в другие сети. Такая сеть должна строиться по принципу "от потребностей" (т. е. снизу), чтобы избежать избыточной информации и предоставить стабильный и надежный источник знаний. В докладе признается, что хотя уже сейчас библиотечный персонал представляет собой высококвалифицированную рабочую силу, необходима национальная стратегия образования и подготовки в этой области, чтобы обеспечить всем 27 тыс. сотрудникам публичных библиотек получение необходимых навыков и знаний для работы в новом окружении.

Реакция правительства на этот доклад опубликована в апреле 1997 г. и получено согласие использовать средства от распространения Национальной лотереи для организации переподготовки и обучения навыкам информационных технологий, а также для наработки машиночитаемых ресурсов; предложено также продолжить работу КБИ по специализированной библиотечной сети, подбору партнеров и отработке технологических процессов.

Следующим важным достижением КБИ является выработка национальной стратегии исследований в библиотечно-информационной области. Проведена экспертиза научных работ с целью оценки их эффективности и определения их соответствия позициям КБИ по отношению к перспективам развития библиотечно-информационного сектора. В то же время опрошено множество организаций как внутри данного сектора, так и сторонних, для уточнения содержания национальной стратегии исследований в библиотечно-информационной области. Результаты проведенной работы включены в проект национального плана научных исследований, названный "Перспективы: стратегия к действию", который был широко распространен в Великобритании и Европе. Окончательная версия стратегии выпущена в мае 1998 г.

Этот стратегический план предусматривает определенное сотрудничество между организациями и учреждениями, ведущими исследования в библиотечно-информационной области как в Европе, так и в мире. Пять тематических направлений определяют структуру стратегически важных исследований: коннективность, содержание, правовые вопросы, роль и воздействие библиотечно-информационных исследований, а также экономические проблемы. В дополнение предложен план действий по совершенствованию планирования, финансированию научных работ, обеспечению качества, распространению результатов исследований и внедрению научных работ. При реализации этого плана КБИ будет сотрудничать с основными участниками научных работ в Великобритании, прежде всего с Британским центром библиотечных исследований и инноваций, а также с ключевыми международными учреждениями, такими, как ГД XIII ЕС.

Новые проблемы и возможности

Планируя свою работу на предстоящие четыре года, КБИ заново пересматривает приоритеты с учетом основных принципов деятельности и задач, стоящих перед новым правительством Великобритании, а также с учетом изменений, происходящих в социальной, экономической и технологической сферах. Наибольшее влияние на работу КБИ могут оказать изменения в следующих областях.

Образование и переподготовка. Предполагаемая позиция Британского правительства по отношению к непрерывному образованию, по-видимому, будет представлять собой некую взаимно перекрывающуюся систему из обязательного и добровольного образования, в которой как основные места получения знаний обозначены дом, оффис, район (регион); вся работа будет основана на определяемых общих принципах.

Правительственная политика сфокусируется на революционных изменениях, произошедших в понимании роли и возникновении потребности в непрерывном образовании. По-видимому, расширятся возможности выбора для потребителя (имеются в виду как способы получения образования и повышения квалификации, так и упрощение процедуры получения кредитов на обучение при введении новой национальной системы кредитования).

Основным принципом этой политики является принцип Индустриального университета, позволяющий поддерживать механизм предоставления обучающих услуг и инфраструктуру, дающую рабочим возможность выбрать способ обучения, отвечающий их потребностям. Предлагается также "Национальная образовательная сеть", объединяющая системой телекоммуникаций школы с постепенным присоединением к ним и других элементов системы непрерывного образования, таких, как публичные и национальные библиотеки, учреждения высшего образования и рабочие места.

Экономическое восстановление, региональное развитие и децентрализация. Как для общественного сектора, так и для частного успешное управление потоками информации станет непременным условием получения конкурентных преимуществ. Будет происходить изменение национальной информационной системы и соответствующих систем на предприятиях и в организациях по мере формулирования новых задач и потребностей.

На региональном уровне в Великобритании предполагается, что агентства регионального развития будут играть существенную роль в спонсировании и поддержке региональных инициатив, например региональных сетей информации и образования. Это потребует поиска новых средств создания экономичных кооперативных сетей, соединяющих библиотеки, учреждения образования и переподготовки кадров и акционеров частных компаний.

Воздействие децентрализации, политической реорганизации и конституционных реформ в Великобритании приведет к большему региональному разнообразию, стремлению к региональной и местной автономии и созданию децентрализованных структур принятия решений по социальным и экономическим вопросам. Именно на региональном и местном уровнях будет сосредоточено большинство стратегических и внедренческих запросов.

Открытое правительство. Предполагается, что вопросы изменения позиции общества к проблемам конфиденциальности и свободы информации будут предметом активного обсуждения и противоречивых оценок. Это такие вопросы, как разделение на информационно-богатых и информационно-бедных, доступность социально нежелательного материала, гарантии персональной конфиденциальности и доступа к правительственной информации. Предполагается, что будет найдено их законодательное решение и юридические обоснования.

Предложения сделать работу правительства более открытой (в том числе Белая книга "Свобода информации") обеспечат подотчетность государственных органов, т. е. гласность их работы, и тем самым позволят расширить рамки вовлечения граждан в процесс демократического управления. Эти инициативы увеличат объем и полному публично доступной информации, необходимой для принятия обоснованного, грамотного решения.

Анализ состояния дел в Европе и странах "Большой Восьмерки" — G8. КБИ должна быть в курсе разработок, выполняемых по заданиям Европейского Союза и стран G8, поскольку это входит в круг задач Британского правительства. С данной точки зрения особенно важны следующие проблемы:

  • телекоммуникационные сети и доставка цифровой информации;
  • права интеллектуальной собственности;
  • информационные и коммуникационные технологии и соответствующие исследовательские программы, например такие, как оцифровка мультимедийного материала;
  • направления работ и программы, содействующие развитию культурного и мультимедийного сектора и обеспечивающие улучшение доступа к культурному наследию.

В связи с этим КБИ очень заинтересована участвовать в подготовке Зеленой книги "Роль библиотек в информационном обществе", которую готовит к выпуску ГД XIII ЕС.

Социальные и технологические перемены. Роль отдельно взятой личности в сообществе может изменяться по мере того, как социальная вовлеченность становится все более высоким приоритетом. Существует постоянно растущий сектор общества, который ощущает себя либо социально исключенным, либо дискриминированным по отношению к включению в общественную жизнь. Это те, кто находится в худшем положении из-за физических недостатков, языковых проблем, изолированности в сельских районах или оторванности от общества по другим причинам. Уже сейчас разрыв между информационно-богатыми (обеспеченными) и информационно-бедными становится предметом публичных дебатов.

Разработка новых технологий и их приложений будет оказывать глубокое воздействие на общество. Частично это явится следствием использования уже имеющихся технологий и процессов, а также будет иметь отношение и к социальным или экономическим воздействиям технологии на общество, таким, как цифровая информация и системы телекоммуникаций. Интеграция информационных и телекоммуникационных навыков в частную жизнь может оказать решающее значение, если преимущества возросшего благосостояния и социальной конвергенции будут доступны большинству граждан.

В целом КБИ отмечает как возможности, так и трудности в библиотечно-информационной деятельности, создаваемые новой политической, социальной и технологической реальностью, в частности:

  • доступ к ресурсам и возможностям непрерывного образования, к сокровищам национального культурного наследия;
  • связи между школами, колледжами, учреждениями высшего образования и широким кругом лиц, стремящихся получить образование;
  • механизмы, улучшающие кооперацию и сотрудничество между библиотеками и информационными учреждениями путем развития партнерства на локальном, региональном, национальном и международном уровнях;
  • инициативы, направленные на признание и продвижение ведущей роли публичных библиотек в укреплении социального единства;
  • реализация проектов "Новая библиотека: сеть для народа", т. е. национальная сеть образования, Фонд новых возможностей и Индустриальный университет.

КБИ нуждается также в развитии сотрудничества с библиотечно-информационным сообществом для уверенности в том, что:

  • профессиональные работники библиотечно-информационной сферы имеют необходимую квалификацию и возможности для переподготовки в контексте работы и управления в новых условиях;
  • исследовательские программы в библиотечно-информационной сфере направлены на решение наиболее актуальных проблем быстро изменяющегося политического, экономического, социального и технологического окружения, а результаты научных исследований эффективно распространяются с тем, чтобы усилить воздействие исследований в библиотечно-информационной науке на указанные выше области человеческой деятельности;
  • выявляются главные проблемы и достижения в области информационных технологий и телекоммуникаций, и их значение для библиотечно-информационной науки правильно понимается, оценивается.

Предполагаемая программа действий КБИ

В последующие четыре года КБИ будет развивать роль национального лидера по нижеуказанным семи линиям действия. Конкретные проекты и проблемы будут расписаны в годовых бизнес-планах по соответствующим линиям действия в дополнение к основным функциям КБИ:

  • ответы на вопросы правительства по широкому кругу проблем, включая национальную политику в сфере информации;
  • поддержка межведомственной координации, особенно в области профессионального развития;
  • руководство разработкой и выполнением исследовательской стратегии в данном секторе;
  • мониторинг международных работ и направлений развития по библиотечным и информационным проблемам;
  • осуществление функций эффективного и энергичного неправительственного учреждения.

Выбор целей на текущий год по каждому из вышеуказанных пяти основных направлений работы КБИ, особенно в отношении развертывания научных исследований, сможет самым серьезным образом повлиять на совместимость с приводимыми ниже линиями действия.

КБИ считает за честь отреагировать на требование правительства создать национальную сеть публичных библиотек Великобритании, но остается приверженной идеям межведомственного, а не внутриведомственного подхода к реализации потенциальной роли библиотек и информационного обслуживания в обществе.

Семь линий действия:

Линия действия 1. Организация через правительственные органы содействия в выработке основных направлений национальной политики Великобритании в области информатики.

КБИ подготовила для правительства доклад с изложением требований к национальной политике в области информатики. Он будет использоваться в дальнейшем при организации более тесного сотрудничества с ключевыми учреждениями и лицами в правительстве, особенно из департаментов культуры, общественных организаций и спорта, образования и занятости, торговли и промышленности, а также с Кабинетом. Будут организованы семинары и подготовлены сообщения о международных усилиях по разработке национальных программ в области информатики. КБИ считает создание библиотечной сети телекоммуникаций неотъемлемой частью любой проактивной национальной стратегии в данной сфере; КБИ видит себя в качестве своеобразного канала, посредством которого библиотечное сообщество содействует разработке национальной политики в области информатики.

Линия действия 2. Сохранение активной ведущей роли КБИ в реализации проекта обслуживания граждан Великобритании через библиотечную сеть телекоммуникаций.

КБИ намерена играть ведущую роль в мониторинге сети телекоммуникаций публичных библиотек, отслеживать прогрессивные решения и проводить сравнение с европейскими и другими зарубежными разработками, а также укреплять кооперацию и сотрудничество с помощью соответствующих программ поддержки. КБИ будет давать советы устроителям лотерей относительно направления вырученных средств на финансирование проектов оцифровки, переподготовку и обучение библиотекарей в области информационных технологий и телекоммуникаций. КБИ будет тесно сотрудничать с местными органами власти с тем, чтобы поддерживать их заинтересованность и участие в работе по созданию сети, координировать продвижение Национальной сети образования и другие соответствующие инициативы в системе высшего образования. КБИ планирует сотрудничать с другими организациями, подчеркивая важность обучения широких слоев населения навыкам работы с информационными технологиями, непрерывной переподготовки, а также роли библиотек в ее осуществлении.

Линия действия 3. Руководство разработкой национальной программы "Электронная библиотека Великобритании".

Национальная политика в области конверсии в машиночитаемую форму (оцифровки) должна быть межведомственной, междисциплинарной и иметь общебританский национальный масштаб. КБИ будет координировать национальные программы оцифровки на основе рекомендаций доклада "Виртуально новое: создание электронных коллекций". Комиссия планирует участвовать в национальных и международных обсуждениях по проблемам интеллектуальной собственности и копирайта применительно к материалам в электронной форме и консультировать правительство по соответствующим вопросам. КБИ будет готовить предложения для финансирующих агентств, например лотерейного, по критериям отбора и приоритетности коллекций, подлежащих конверсии в машиночитаемую форму, а также сотрудничать с соответствующими библиотечно-информационными организациями в продвижении национальных стандартов оцифровки.

Линия действия 4. Неуклонно проводить разъяснительную работу в отстаивании центральной роли библиотек и информационных центров в выполнении планов правительства по созданию обучающегося общества.

Роль библиотек и информационных центров в поддержке системы непрерывного образования уже признается в правительственных документах. КБИ предвидит, что по мере продвижения правительственных планов в области образования, библиотеки и центры информации займут в них центральное место. Это значит, что КБИ при помощи Департамента культуры, общественных организаций и спорта установит более тесные связи с Департаментом образования и занятости, отвечающим за Национальную сеть образования и за Индустриальный университет, а также с соответствующими агентствами, например Агентством переподготовки учителей, Британским агентством телекоммуникаций и технологий. КБИ будет стремиться к разработке совместных планов с ключевыми участниками в области высшего и непрерывного образования, такими, как Объединенный комитет информационных систем Совета по финансированию высшего образования.

Линия действия 5. Развитие роли библиотек и центров информации в расширении социальной вовлеченности.

Библиотеки и центры информации играют основополагающую роль в упрочнении социальной вовлеченности, поскольку они создают информационную инфраструктуру, позволяющую гражданам с ограниченными возможностями сделать информационно обоснованный выбор в своей жизни, реализовать свои демократические права и обязанности наравне с другими членами сообщества. КБИ будет поддерживать стратегически важные связи библиотек, центров информации с другими организациями и учреждениями сообщества с тем, чтобы усиливать значение библиотек как узловых центров местного сообщества, преодолевать барьеры и стирать разницу между информационно-богатыми и информационно-бедными.

Линия действия 6. Демонстрация вклада библиотек и центров информации в развитие региона и его экономики.

КБИ будет оценивать возможности библиотек и центров информации в поддержке экономической активности на местном и региональном уровнях, в частности, оказывать помощь малым и средним предприятиям в партнерстве с Советом по переподготовке кадров и Советом по предприятиям, Торговой палатой и другими поставщиками бизнес-информации. Роль библиотек и центров информации в инициативах по возрождению регионов и в отношении к деятельности агентств регионального развития будет изучаться, а результаты — сообщаться правительству и агентствам.

Линия действия 7. Поддерживать важность и значимость всех библиотек и центров информации в глазах тех, кто формирует позицию в правительственных кругах и вне их.

КБИ намерена разрабатывать планы воздействия на лиц, формирующих общественное мнение и имеющих влияние на развитие библиотек и центров информации, в том числе на те 58% населения Великобритании, которые являются читателями библиотек. Полезные и оправдавшие себя инициативы, такие, как "Друзья Нью-Йоркской публичной библиотеки", будут рассматриваться в качестве моделей. Ценность, значение и позитивное воздействие библиотек в таких областях правительственной политики, как образование и здравоохранение, уже общепризнаны. КБИ будет способствовать формированию положительного образа библиотек всех типов и центров информации через правительство, прежде всего правительственные департаменты — торговли и промышленности, окружающей среды и транспорта, Казначейство.

В дополнение к вышеприведенным линиям действия КБИ будет продолжать работы по реализации уже одобренных инициатив Комиссии, Исследовательского и Международного комитетов. Имеются в виду формирование национальной стратегии в области исследовательских работ, дальнейшее развитие роли КБИ в разработке национальной политики в области информатики, научные исследования по обучению библиотечно-информационных специалистов управлению знаниями и распространением услуг.

Заключение

"Взгляд на 2020 год" привлек внимание и увлек специалистов библиотечно-информационного сектора Великобритании. Основные позиции этого документа, такие, как коннективность, содержание, компетентность, стали исходными при разработке дальнейших планов КБИ. "Взгляд на 2020 год" явился достаточно надежным фундаментом для разработки собственных программ КБИ на ближайшие три года и на будущее.

Список литературы

2020 Vision. London: Library and Information Commission, 1997.

New library: the people's network. London: Library and Information Commission, 1997.

( http://www.ukoln.ac.uk/services/lic/newlibrary)

Prospects: a strategy for action. London: Library and Information Commission, 1997. ( http://www.ukoln.ac.uk/services/lic/research)

Prospects: a strategy for action. London: Library and Information Commission, 1998. (http://www.lic.gov.uk)

Virtually New: Creating the Digital Collection. London: Library and Information Commission, 1998.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России