Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Информационные сообщения

Библиотека — населению, образованию, бизнесу

Как публичная библиотека решает информационные проблемы местного населения, образования и бизнеса? Каково ее место на рынке информационных товаров и услуг? Как развиваются контакты библиотеки с местной властью? Чего желает пользователь библиотеки? Как ему помочь?

Все эти вопросы стояли в центре внимания специалистов России, Германии, США, которые собрались на международный семинар "Публичная библиотека как местный центр информации для населения, образования и бизнеса" (13—19 сент., Москва — Рязань). Организаторы встречи — Межрегиональная ассоциация деловых библиотек (МАДБ), Централизованная библиотечная система "Киевская" (Москва), Немецкий культурный центр им. Гете, Рязанская областная универсальная научная библиотека.

Живой интерес и дискуссию вызвало сообщение Э. Симон, зав. Международным бюро Немецкого библиотечного института (Берлин) "Деловые библиотеки в помощь экономическому и социальному развитию общества". В отличие от российских публичные библиотеки Германии всегда зависели не от федерального, а от местного бюджета, и потому их благополучие определялось тем, насколько довольно их услугами местное население. В последние годы значительно возросли потребности деловых кругов в бизнес-информации. Публичная библиотека успешно удовлетворяет их, что позволяет ей укрепить свое финансовое положение.

Самоопределение библиотеки на рынке информационных товаров и услуг, выработка стратегии и тактики ее развития начинаются с маркетингового исследования. Этот тезис развит в докладе Х. Хобома, преподавателя Высшей библиотечной школы (Потсдам) "Публичные библиотеки как местные информационные центры: проблемы и перспективы". Чрезвычайно полезен был обзор зарубежных исследований, посвященных экономической значимости библиотеки. Их результаты дали руководству библиотек веские аргументы для убеждения местной администрации и других финансирующих институтов. В Германии, например, все чаще говорят о более высокой посещаемости библиотек в сравнении с другими учреждениями культуры. Маркетологии показывают налогоплательщикам, насколько положительно сказывается этот фактор на экономическом развитии региона. Прежде такие подсчеты делались, в основном, специальными библиотеками. Одной из первых попыток применить данную методику к публичным библиотекам стала экономическая оценка книговыдачи австралийскими коллегами. На основе анализа статистических данных и опросов населения они показали, что один инвестированный в библиотеки австралийский доллар приносит два — это достаточно сильный стимул для политиков.

Библиотека по-прежнему остается наиболее востребованным культурным институтом. Пользователи связывают ее развитие с активным применением новейших компьютерных технологий. В профессиональной среде устоялся термин библиотека — информационный центр. Этой проблеме был посвящен доклад И.Б. Михновой, директора ЦБС "Киевская", президента МАДБ "Публичные библиотеки как местные информационные центры: проблемы и перспективы". Вниманию участников семинара предложены признаки, на основании которых можно говорить о такого рода библиотеке: наличие у населения и организаций информационных потребностей; наличие у библиотеки информационных ресурсов, персонала, подготовленного к работе с информацией и продвижению связанных с ней услуг; наличие самих этих услуг, а также специализированных информационных подразделений, рекламно-информационной системы; признание этой роли библиотеки со стороны местной власти и населения.

Теме "Публичная библиотека и местная власть: грани сотрудничества" посвящен один из дней работы семинара. Дискуссия началась с доклада Т.Л. Маниловой, зав. отделом библиотечных фондов и обслуживания Управления библиотек и информации Министерства культуры РФ "Библиотека и местное самоуправление".

О конкретном примере такого сотрудничества рассказала И.Б. Михнова в докладе "Место публичной библиотеки как информационного центра в жизни региона". В начале 1996 г. по предложению управления культуры ЗАО Москвы ЦБС "Киевская" разработала Программу создания и функционирования Распределенной информационно-библиотечной сети (РИБС) района "Дорогомилово" на базе библиотек ЦБС "Киевская". Под реализацию программы управой района в 1996—1998 гг. выделены значительные средства. Сейчас в "Дорогомилове" созданы и успешно работают: Компьютерная библиотека и Интернет-клуб для молодежи (на базе детской библиотеки); Центр социальной и деловой информации (Информационная служба для населения, Информационно-аналитическая служба, Зал делового сотрудничества с киноклубом, Бюро социальной рекламы с видеостудией и мини-типографией); Центр информационной поддержки образования, который объединил службы ЦБС, работающие в помощь учебному процессу, и вновь созданную на базе детской библиотеки Информационную службу "Образование". Участники семинара посетили все эти структурные подразделения.

Опыт внедрения данной библиотечной программы может быть полезен всем, кто берется за инновационные проекты с участием местной администрации. Стоит выделить несколько непременных правил игры. Самое надежное доказательство целесообразности ваших предложений и начинаний — мнение населения. Местная власть, как всякий инвестор, готова финансировать не то, что вы считаете целесообразным, а то, что нужно ей, исходя из ее подчас весьма прагматичных целей. Все предложения должны быть оформлены в виде целевой программы с точно просчитанной финансовой частью. Библиотека, желающая получить финансы, должна быть готова к тому, что местная администрация будет ожидать от нее услуг, порой не связанных напрямую с выполнением данной программы. Очередная программа будет профинансирована только при том условии, если выполнены все обязательства по предыдущей.

Анализ практики публичных библиотек прозвучал в сообщениях коллег из Москвы, С.-Петербурга, Киева, Йошкар-Олы, Новгорода, Саратова, Новоуральска, Рязани, Дмитрова (Московская обл.). Об использовании западных стандартов в информационном обслуживании российских читателей рассказали представители библиотеки Гете-института в Москве, Американского центра в России и Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Публичные библиотеки России, принявшие для себя деловую ориентацию, переживают довольно бурный период. Это подтвердило сообщение Г.Л. Цесарской, вице-президента МАДБ "Межрегиональная ассоциация деловых библиотек — содружество партнеров". Об этом говорят и материалы сборника по итогам Всероссийского конкурса "Деловые библиотеки России: идеи, концепции, разработки" (М.: ЦБС "Киевская", МАДБ, 1998), презентация которого прошла в рамках семинара.

Может служить примером опыт Челябинской областной универсальной библиотеки. Создав в 1994 г. отдел деловой и коммерческой информации, библиотека сумела поставить информационное обслуживание предпринимателей и других групп пользователей (студентов-экономистов, учащихся средних специальных учебных заведений) на серьезный профессиональный уровень. По итогам маркетинговых исследований информационных потребностей пользователей сформированы необходимые ресурсы — в печатном и электронном виде, определены набор услуг, включая доступ в Интернет, их стоимость, разработаны документы, проведена рекламная кампания.

Интересно описание опыта Делового информационного центра Соликамской ЦГБ (Пермская обл.), включающее также пакет документов и рекламной продукции библиотеки, программы повышения квалификации библиотечных работников в сфере деловой информации, материалы маркетингового исследования.

Деловые библиотеки-лидеры независимо друг от друга постепенно расширяют направления своей работы. Они предоставляют клиентам не только коммерческую и юридическую информацию, но и информацию в помощь социальной защите населения и образованию.

Этот аспект отражен в конкурсной работе Выборгской ЦГБ (Ленинградская обл.), где в выполнении информационных запросов предпринимателей, преподавателей экономических дисциплин и учащихся участвуют и взрослые, и детские библиотеки, используя разнообразные информационные ресурсы — от правовых баз данных до глобальной некоммерческой сети FIDO. В городе работают над созданием единого информационного пространства при участии библиотеки.

Значительно пополнила российский опыт работы деловых библиотек конкурсная работа Мурманской областной универсальной научной библиотеки, которой принадлежит лидерство в региональной законотворческой деятельности, связанной с информационным обеспечением. Отдел деловой информации ОУНБ раскрывает уникальный для России опыт постоянного и системного партнерства региональной библиотеки и региональной администрации в области информационного обслуживания населения.

Оригинальны материалы, предоставленные Центром делового информационного бизнеса Новосибирской областной юношеской библиотеки. Конкурсанты предложили проект "Школа-клуб информационного менеджера" — с положением, программами занятий, позволяющих учащимся не только знакомиться с основами дела, но и реализовать полученные знания на практике в "Молодежном информационном агентстве".

В номинации "Лучшая продукция и услуга" можно отметить проект создания базы данных "Рынок Череповца" муниципального объединения г.Череповца (Вологодская обл.). Авторы предлагают сметную документацию, включающую все этапы реализации проекта.

Другим несомненно интересным и уже реализованным проектом является электронный справочник "Учебные заведения Республики Марий Эл" (имеется и печатное издание), созданный сотрудниками Научной библиотеки Марийского государственного университета.

Брянская областная универсальная библиотека представила на конкурс сборник методических материалов по деловой тематике. Здесь стоит отметить целевую программу Дятьковской ЦБС "Библиотека — центр деловой информации".

Бизнес-план по созданию центра деловой информации на базе центральной библиотеки представила Искитимская ЦБС (Новосибирская обл.).

Раскрытие проблемы, заявленной организаторами встречи, было бы не полным без обращения к теме "Место публичной библиотеки на рынке информационных услуг и компьютерных технологий". Этот аспект прозвучал в сообщениях зав. кафедрой Института повышения квалификации работников искусства, культуры и туризма Т.Я. Кузнецовой "Информационное общество и библиотека: стратегия развития" и управляющей Международным бюро информации и телекоммуникации И.А. Андреевой "Российский рынок информации как ресурс публичной библиотеки". Для участия в профессиональном разговоре были приглашены производители и поставщики информации (компьютерные и торговые фирмы, издательства, пресса). Они представили свою продукцию, рассказали об условиях ее поставки.

О том, как добротная ресурсная база работает на современный имидж библиотеки, можно судить на примере Компьютерной библиотеки для молодежи (КоБи) ЦБС "Киевская". Сегодня в ее фондах около 1000 названий печатных изданий по компьютерной тематике, свыше 20 названий периодических изданий, включая электронные журналы; более 750 CD—ROM (все лучшее, что есть на московском рынке — в том числе энциклопедии, словари, обучающие курсы, издания по искусству, литературе, истории, страноведению); обширный набор обучающих электронных игр, образовательных программ и других электронных изданий на дискетах; каталоги фирм, выставок, справочники метаданных о рынке информации, ценовая информация о рынках РС и программных средств; подборки материалов с научных конференций и семинаров, документов по актуальным проблемам, информационно-рекламных материалов. Техническое обеспечение КоБи: восемь ПЭВМ на базе процессора Pentium, объединенных в локальную сеть, принтеры, сканер, ксерокс, модем, ламинатор и т. д. Библиотека подключена к сети Интернет.

Наличие новых ресурсов ведет за собой необходимость новых нестандартных навыков и умений в работе библиотечного персонала. О важности этой проблемы говорит интерес, проявленный слушателями, к консультации Б.Л. Самохина., зав. Службой формирования информационных ресурсов ЦБС "Киевская", "Электронные фонды публичной библиотеки: как их формировать и использовать". На примере демонстрации CD—ROM из фонда КоБи удалось показать, как можно эффективно использовать подобную коллекцию для самообразования пользователей, при подготовке рефератов, докладов, уроков, лекций, дипломов по широкому спектру дисциплин. Это касается всех групп населения — от учащихся общеобразовательных и музыкальных школ, специализированных колледжей и лицеев, до специалистов-искусствоведов.

Большой интерес вызвала и консультация зав. Службой Интернет ЦБС "Киевская" Д.А. Боганова "Home-page библиотеки — способ ее представления во внешнем мире", показавшая возможности "домашней страницы", которая позволяет клиентам, партнерам, возможным инвесторам и спонсорам библиотеки получить наиболее оперативную, исчерпывающую информацию о ее ресурсах и услугах прямо из дома или офиса.

Два дня участники семинара провели в Рязанской областной научной универсальной библиотеке, где познакомились с информационным обеспечением деловых запросов пользователей и информационными потребностями пользователей немецко-французского зала, а также с опытом работы других учреждений культуры.

Вторая международная встреча в рамках Межрегиональной ассоциации деловых библиотек позволила подвести итоги двух лет, наметить новые совместные, в том числе и международные проекты, связанные с обучением и обменом информацией, развитием сотрудничества между библиотеками и органами местной власти, информационными и книготорговыми фирмами, издательствами и средствами массовой информации.

Цесарская Г.Л.

ЦБС "Киевская", Москва


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России