Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Колодина Н.А., Штрауб З.М.

Научная библиотека ПГУ
им. С. Торайгырова, Павлодар,
Казахстан

Общественные связи учебной библиотеки

Научная библиотека Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова относится к числу типичных университетских библиотек провинциальных городов. Основанная более 30 лет назад, она завоевала признание в регионе как информационно-библиографический центр по техническим и гуманитарным наукам. Многоотраслевой фонд библиотеки насчитывает 1 млн 106 тыс. документов. В 1997 г. ее услугами воспользовались 10 336 студентов и преподавателей; выдано 1 млн 107 тыс. документов.

Приведенные цифры позволяют судить и о статусе библиотеки, и о параметрах ее работы. При относительной стабильности основных показателей качество и содержание работы библиотеки меняется под влиянием общественных преобразований в республике и университете. Произошедшая в начале 1990-х гг. переоценка ценностей в общественном сознании, смена социальных и экономических приоритетов пользователей библиотеки заставила коллектив отказаться от наивного заблуждения, что наши профессиональные позиции разделяются всеми. Необходимо было по-новому осознать природу отношений библиотеки с читателями и теми социальными структурами, от которых в немалой степени зависит ее благополучие.

Осмыслить собственную практику, взглянуть на жизнь своего коллектива как бы со стороны нам помогла книга Б. Ашервуда “Азбука общения, или Public relations библиотеки” (М.: Либерея, 1995. 174 с. Прилож. к журн. "Библиотека": Сб. из 10 ч. Ч. 6.). В условиях дефицита профессиональной информации единственный в области экземпляр этой книги стал для нас неожиданным откровением авторитетного специалиста, той моральной поддержкой, что позволила начать трудный процесс переоценки привычных стереотипов профессионального мышления и поведения. Эта книга способствовала закреплению в коллективе нового правила: никогда не говорить "мы всегда так делали". Логически стройные советы Б. Ашервуда, дополненные анализом публикаций в профессиональных журналах, убедили нас в необходимости сознательной целенаправленной деятельности всего коллектива по формированию общественного имиджа библиотеки, созданию атмосферы доверия и уважения в отношениях с отдельными пользователями и структурами университета.

Проблема пополнения библиотечного фонда постоянно находится в центре внимания нашего коллектива. С этой целью мы ведем активную деятельность по привлечению книжных пожертвований читателей. В ходе индивидуальных бесед, многократных выступлений перед читателями мы откровенно делимся своими проблемами, убеждаем читателей в социальной значимости актов дарения, личным примером библиотекарей призываем к поддержке родной библиотеки. Большое значение придается широкой пропаганде каждого акта пожертвования, формированию общественного признания дарителей. Имена читателей, подаривших свои книги и журналы в библиотеку, заносятся в специальный мемориальный альбом, на каждой книге ставится специальный штамп "Дар читателя" с указанием имени дарителя, книги экспонируются на постояннодействующей выставке "Щедрый дар читателя". В конце каждого учебного года на самом видном и почетном месте в университете вывешивается плакат "Научная библиотека благодарит своих читателей". Таким образом удается привлечь в фонд интересные и нужные издания, восполнить пробелы прошлого комплектования. Хотя, конечно, это пока только складывающаяся традиция поддержки библиотеки.

Другой формой общественного внебюджетного пополнения библиотечного фонда стали читательские досуговые клубы. Попечительский совет и дарители обеспечивают поступление в фонд учебной и научной литературы. И хотя библиотека университета обладает богатым собранием художественной литературы советских лет издания, отсутствие новых поступлений современных бестселлеров вызывало чувство неудовлетворенности наших читателей. Идея создать читательские клубы на принципах самообеспечения получила поддержку различных читательских групп. Учредителями клубов стали библиотечный коллектив и профсоюзная организация университета. Они первыми внесли свои членские взносы. На сегодняшний день в Научной библиотеке ПГУ работают три читательских клуба, объединяющих любителей определенного литературного жанра. Внося ежегодно членский взнос в виде одного экземпляра новой книги или его денежного эквивалента, члены клуба в течение года бесплатно пользуются всей клубной коллекцией. Остальные читатели библиотеки могут ей пользоваться на платной основе (цена незначительна), а все полученные средства идут на пополнение коллекции и организацию литературных вечеров.

Принцип любительского объединения не только помог решить проблему поступления популярной художественной литературы, но и привлек читательскую общественность к управлению библиотечной деятельностью, сплотил друзей, помощников и единомышленников библиотеки. Организация читательских клубов еще раз подтвердила, что коллектив библиотеки не игнорирует интересы своих пользователей, даже если они не связаны с основной учебной и научной деятельностью университета.

Понравиться людям, сформировать атмосферу доверия и партнерства — важнейшая цель паблик рилейшнз, потому что те, кому мы симпатичны, более охотно поддерживают нас в трудную минуту, оказывают бескорыстную помощь. Опираясь на эти симпатии, библиотека университета привлекает добровольных консультантов из числа читателей-специалистов для решения технологических и организационно-методических вопросов своей деятельности. В условиях, когда все подразделения университета перешли на хозрасчетные взаимоотношения, коллектив библиотеки всегда может рассчитывать на безвозмездную помощь. Внедрение автоматизированных библиотечных технологий, обучение библиотекарей основам компьютерной грамотности, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, разработка маркетинговых программ — решение этих и других не менее сложных задач библиотечного коллектива было бы невозможно без поддержки и конкретной помощи ведущих специалистов университета. Читатели-студенты активно помогают в ремонте ветхих книг, различных хозяйственных проблемах. Конечно, до появления настоящих библиотечных волонтеров нам еще далеко, но намечается возврат к понятиям взаимопомощи, бескорыстной поддержки через преодоление ложно истолкованных рыночных идеалов и принципов.

Программа общественных связей библиотеки предусматривает налаживание более тесных контактов с читательской средой. С этой целью библиотека университета осуществляет постоянный мониторинг удовлетворенности потребителей качеством библиотечного обслуживания с помощью анкетирования и экспресс-опросов различных читательских групп. Формы и темы анкет различны в зависимости от конкретных обстоятельств. Это и заочная читательская конференция "Что может библиотека", и анкетирование студентов и преподавателей факультетов по проблемам обслуживания, и экспресс-опросы по новой форме услуг, и сбор отзывов на конкретное мероприятие, а также опросы по оценке квалификации сотрудников при проведении конкурса на приз "Читательские симпатии". Подобные опросы позволяют получить достаточно объективную картину отношения читателей к библиотеке, критически оценить реальное библиотечное обслуживание, повлиять на его совершенствование, устранить причины читательской неудовлетворенности. Итоги анкетирования и опросов анализируются внутри библиотечного коллектива, а также становятся предметом обсуждения на ученом совете университета, на заседаниях кафедр и в других заинтересованных структурах.

Опираясь на мнение своих читателей, библиотечный коллектив пришел к убеждению о необходимости рекламировать себя любыми способами. Для этого в библиотеке создана небольшая пресс-группа. В ее задачу входит подготовка рекламных материалов (буклетов, афиш, информационных плакатов) и пресс-релизов для местных и республиканских средств массовой информации. Пресс-группа стремится сделать достоянием общественности все важнейшие события в жизни библиотеки. На наиболее интересные зрелищные мероприятия приглашаются тележурналисты и корреспонденты местных газет. Ведущие специалисты библиотеки выступают на страницах массовой и профессиональной печати с обзорными и проблемными статьями. И хотя нам пока не удается следовать совету Б. Ашервуда — публиковаться не реже одного раза в неделю, в течение последнего года наша информация настолько часто привлекала внимание общественности региона, что в городе сложилось мнение о нас, как о самом пишущем библиотечном коллективе.

Неформальное обращение к оценкам пользователей, учет общественного мнения во всех сферах нашей деятельности способствуют укреплению имиджа Научной библиотеки как социально необходимого подразделения университета с высоким уровнем профессионализма сотрудников. Формирование имиджа библиотеки — процесс длительный и требующий осознанной, целенаправленной деятельности. Вначале необходимо было уяснить для себя, какой образ библиотеки и библиотекаря мы хотели бы запечатлеть в восприятии нашего читателя и руководителей университета. И лишь затем, используя разнообразные формы и методы влияния, мы приступили к формированию имиджа квалифицированных, незаменимых, благожелательных, достойных и творческих партнеров. В этой разноплановой деятельности не может быть мелочей. Все имеет решающее значение для усиления хороших и исправления плохих впечатлений. Будь то введение персональных бэджей, способствующих устранению безличного общения или проведение акций поздравлений, когда к празднику все руководители университета, друзья и помощники библиотеки, члены попечительского совета получают оригинальные сугубо библиотечные стихотворные пожелания.

Сотрудники библиотеки, помня о своем имидже, сознательно принимают самое активное участие в общественной жизни университета. Мы не забываем о том, что мнение читателей, их оценка библиотекарей в значительной степени зависит и от того, что делают наши коллеги в свободное время. Поэтому мы не ограничиваемся формальным участием в общественных организациях, а часто сами выступаем инициаторами различных социальных акций, общественных действий. Это и организация помощи "Красному Кресту" и ветеранам, и проведение праздничных концертов, и участие в творческих конкурсах, и многое-многое другое. Главное, к чему мы при этом стремимся, — заручиться поддержкой лидеров коллектива, вызвать восхищение читателей и желание с нами сотрудничать.

Важнейшим элементом программы по привлечению общественности к деятельности библиотеки университета стало проведение большого Праздника Друзей Библиотеки. Неформальное общение, рассказ о добровольных помощниках и щедрых попечителях, вручение благодарственных писем дарителям, чествование ветеранов библиотечного коллектива, концертная программа, фирменный библиотечный пирог делают этот праздник значительным событием в жизни не только библиотеки, но и университета.

Работая над программой "Общественные связи учебной библиотеки", мы сумели подняться на качественно новый уровень деятельности, преодолели настрой пассивного отношения к сложным проблемам выживания библиотеки. Многое нам пока не удалось сделать, но благодаря этой программе мы смотрим в будущее с определенной долей оптимизма.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России