Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Сукиасян Э.Р.

Российская государственная библиотека, Москва

Анализ содержания и структуры начального
класса универсальных классификационных систем

В современной классификационной практике наибольшую известность получили всего несколько универсальных классификационных систем (КС), каждая из которых имеет свои собственные особенности, границы распространения и формы использования. Специалисты в области классификации уже много лет назад отрицательно решили вопрос о так называемой единой классификации, способной заменить все или многие существующие сегодня КС. Время от времени появляющиеся в печати высказывания в пользу той или иной системы, как якобы "единственно" удобной, "наиболее" международной и отражающей "все и вся" могут свидетельствовать только о непрофессионализме: нет и не может быть всеобъемлюще универсальной КС точно так же, как нет и не может быть единого и единственного языка в мире.

Необходимость отражения уровня развития науки и общественной практики ставит перед каждой КС проблему постоянного развития ее структуры и содержания. На современном этапе задачи опережающего развития или прогнозирования новых явлений, тем или проблем практически не ставятся. Более того, по меньшей мере в двух КС — Десятичной классификации Дьюи (ДКД) и Классификации Библиотеки Конгресса США (КБК) — правила предполагают обязательное подтверждение каждого нововведения фактом публикации в литературе (принцип "Literary warrant").

Требование стабильности, в реализации которого заинтересована библиотечная практика, приводит к тому, что развитие КС определенным образом лимитируется. Каждое серьезное структурное изменение тщательно и по возможности широко обсуждается, в то же время "мелкие" дополнения и исправления вводятся относительно просто и, можно сказать, бесконечно. История подтверждает тот факт, что "закрыть" то или иное деление не так уж сложно. Можно обещать при этом быстро его "открыть" с другим значением. Гораздо сложнее принять решение, радикально меняющее привычную картину. Когда Международная федерация по документации принимала решение (документ С 42-17 от 19.10.1962) об освобождении класса 4 Универсальной десятичной классификации (УДК) и переносе его содержания в класс 8, никто не сомневался в том, что в сроки, предусмотренные "правилом десяти лет" (в этот период по канонам УДК старый индекс не может получить новое значение), будет предложен новый класс 4, с содержанием, соответствующим его месту между общественными и естественными науками. Прошло ни мало ни много... 36 лет, а решения так и нет.

Вспомнилось об этом в связи с проблемой, вставшей перед разработчиками отечественной Библиотечно-библиографической классификации (ББК), в которой по понятным соображениям оказался свободным один из основных классов. В другом случае, возможно, не был бы поднят вопрос о замене — без "Марксизма-ленинизма" можно обходиться. Но дело в том, что класс А (или 1 — в ББК еще в 1977 г. введена альтернативная цифровая индексация для делений основного ряда) является начальным, возглавляет ряд основных делений.

Интересно отметить, что впервые идеи об изменении наименования этого класса появились еще в 1989 г. Предложения, в которых класс А (или 1) назывался "Общенаучным и междисциплинарным знанием", тогда были разосланы по областным, краевым, республиканским библиотекам СССР. Ответов пришло слишком мало: многие библиотеки, судя по всему, посчитали письмо кощунством. Однако прошло несколько лет и смелая идея превратилась в насущную проблему, которую надо решать. Уже вышло в свет немало изданий, в том числе — таблицы ББК для массовых, детских и школьных библиотек, в которых класс А отсутствует.

У разработчиков ББК, конечно, имеются свои мысли о том, какие научные дисциплины или проблемы следовало структурировать в классе А/1. Однако в любом случае интересно рассмотреть проблему шире и глубже, например, поставив вопрос так: какие научные дисциплины, проблемы, темы в других универсальных КС оказались за пределами отраслевой структуры, как они отражены в ББК?

Для анализа были выбраны ДКД, УДК, КБК и Классификация двоеточием Ш.Р. Ранганатана (КД). КС рассматривались по последнему доступному для нас изданию (КД — по 7-му изданию).

В ДКД за пределами отраслевой структуры находится лишь один класс: 000 Generalities, в котором наибольший интерес представляют деления 001/006 (001 Knowledge, 002 The book, 003 Systems, 004 Data processing. Computer science, 005 Computer programming, programms, data, 006 Special computer methods). Основной ряд делений 010/090 включает 010 Bibliography, 020 Library and information sciences и 070 Documentary media, educational media, news media; journalism; publishing, а также деления для литературы универсального содержания за исключением 069 Museology (Museum science).

Хорошо известный российским библиотекарям класс 0 (Общий отдел) УДК имеет аналогичные два ряда делений: 00 Общие вопросы науки и культуры (с подразделениями: 001 Наука в целом. Науковедение. Организация умственного труда; 002 Печать в целом. Документация. Научно-техническая информация; 003 Системы письма и письменности. Знаки и символы. Семиотика в целом. Коды. Графическое представление мысли; 005 Изучение проблемы организации: методология, анализ, синтез, классификация и таксономия, систематизация в целом; 006 Стандартизация и стандарты; 007 Деятельность и организация: общая теория информации, связи и управления (кибернетика); 008 Цивилизация. Культура. Прогресс; 009 Гуманитарные науки в целом) и 01/09 (01 Библиография. Каталоги. Указатели литературы; 02 Библиотечное дело. Библиотековедение; 030 Справочные издания общего типа. Энциклопедии, словари и т. д.; 050 Сериальные издания (периодические издания, журналы, продолжающиеся издания, серии): их назначение (функции), издание, редактирование, распространение; 06 Организации и прочие типы объединений. Ассоциации. Конгрессы. Выставки. Музеи; 070 Газеты, пресса: значение, подчинение и контроль, вопросы управления деятельностью по изданию, редактированию, распространению. Журналистика; 08 Издания смешанного содержания. Сборники; 09 Рукописи. Редкие книги).

В КБК за пределами отраслевой структуры находятся два класса: A General works (это в основном литература универсального содержания), и Z Library science and Bibliography. Совсем недавно введены впервые новые таблицы ZA Information resources.

7-е издание КД (1987), которое пока мало известно в России, содержит ряд интереснейших нововведений, существенно отличающих его от известного в русском переводе 6-го издания. В КД отраслевые классы имели буквенные обозначения, а общенаучные классы, вынесенные за пределы ряда отраслей, обозначались арабскими цифрами: 1 Наука в целом, 2 Библиотековедение, 3 Книговедение, 4 Журналистика. Теперь класс 4 называется "Массовые коммуникации" и глубоко детализирован. В этой группе делений появилось новое: 8 Управление. Ш.Р. Ранганатан всегда был против условного отнесения комплексных или междисциплинарных вопросов к тому или иному "условному" месту и предложил приемы решения подобных классификационных задач.

Проведенное исследование обогатило нас огромным предварительным материалом. Стало ясно, в каком направлении вести дальнейший поиск. Можно сказать, что самой сложной проблемой окажется проблема преобразования структуры уже сложившихся классов ББК — ведь придется что-то "вырезать" оттуда, переставлять в новый отдел. Мы предполагаем, что многие острые вопросы можно решить с помощью альтернативных рекомендаций, предоставив окончательный выбор самим библиотекам. Надеемся, что новый класс "Междисциплинарное и общенаучное знание" будет с интересом встречен библиотекарями нашей страны.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России