Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Семенова Т.А. Школа реставрации книг и рукописей "Раритет", Москва Сохранность документов на традиционных носителях Прогресс и развитие электронно-вычислительной техники ввели в нашу жизнь новые нетрадиционные виды носителей информации и в ряде случаев они являются первичными, единственными и наиболее удобными. Широкое распространение получила идея перевода информации с традиционных носителей на новые, по существу, вторичные носители. В этом случае проблема их сохранности является дополнением к основной проблеме — сохранности первичных носителей и должна рассматриваться в совокупности проблем физической сохранности традиционных носителей. К сожалению, представление проблемы сохранности и доступности документов на традиционных носителях несколько сместилось в сторону сохранности и доступности вторичных (нетрадиционных) носителей информации и увело в тень основную — сохранность и доступность первичных документов на традиционных носителях, являющихся не только источниками информации, но и объектами материальной культуры, а нередко и произведениями искусства. Предлагается разделить проблему сохранности и доступности документов на четыре позиции и каждую из них рассматривать как с точки зрения физической сохранности и доступности конкретного носителя, так и с точки зрения экономических затрат, требуемых на реализацию сохранности того или иного документа на выбранном виде носителя:
Что касается сохранности документов, в первой и во второй позиции формально возникают одни и те же задачи — хранение, реставрация, консервация. Во второй позиции консервация только нетрадиционных носителей недостаточна, необходимо одновременно подвергать консервации и устройства воспроизведения информации. Иначе уже через 10 лет прочесть ее будет не на чем. Для этой позиции также необходимой и трудоемкой, а следовательно, дорогостоящей операцией является процесс регулярного перевода информации, уже переведенной на нетрадиционные носители, с устаревающих носителей на более современные. В результате помимо негативного воздействия на первичный документ действий по переводу на нетрадиционные носители возникают проблемы, связанные уже с самими нетрадиционными носителями, что должно заставить просчитать, для каких документов имеет смысл (с точки зрения доступности, экономической и исторической целесообразности, комфортности использования) применять нетрадиционные носители, а для каких — нет. Важным моментом в цепи обеспечения сохранности и доступности библиотечных фондов является проведение постоянного слежения, анализа, систематизации и представления данных по частоте спроса, времени использования, степени доступности, характеру размещения фондов и т. д. Необходимо в реальном виде получить информацию о положительном и отрицательном воздействии нетрадиционных носителей на первичные документы. И если в библиотеках ведется соответствующая статистика, то ее необходимо использовать при направлении книг из фондов на восстановление. В связи со сказанным насущной проблемой является подготовка и переподготовка хранителей библиотечных фондов по таким дисциплинам как: палеография, основы реставрации и консервации документов, книговедение (с акцентом на историю книги, историю переплета), экономические основы сохранности и доступности библиотечных фондов. Это даст возможность хранителям библиотечных фондов с достаточной степенью осведомленности составить задания и определить политику сохранности каждого отдельного документа, учитывая и оценивая его совокупный показатель, который включает стоимость, хранения первичного документа; его перевода на нетрадиционный носитель; реставрации первичного носителя информации после его использования для воспроизведения копии; хранения вторичного носителя и слежения за уровнем его технической актуальности; периодического перевода информации с устаревающего нетрадиционного носителя на новый; а также спрашиваемость одних и тех же документов на нетрадиционных и традиционных носителях; воспитательное воздействие на читателя эстетического вида и комфортности восприятия предоставленной информации. Последняя позиция, к сожалению, не вызывает должного внимания и интереса библиотечных работников. Понятно, что подход к проблеме сохранности и доступности документов с применением нетрадиционных носителей должен быть дифференцированным. Как бы ни развивалась техника, проблема сохранности и доступности документов на традиционных носителях остается злободневной и вечной, если только мы не захотим исключить книжную культуру из истории развития человечества. Опыт работы Школы реставрации книг и рукописей "Раритет" (негосударственное, некоммерческое, образовательное учреждение; зарегестрировано в декабре 1996 г., ранее, с декабря 1992 г. этой деятельностью занималось АО — Учебно-производственный центр реставрации документов "Инкунабула") позволяет сделать отдельные заключения по проблеме сохранности книжных фондов.. За пять лет деятельности Школа прошла несколько этапов взаимодействия с библиотеками, начиная с этапа, когда книги для реставрации отбирались библиотеками только по критерию их физического состояния, до сегодняшнего дня, когда стало понятно, что необходим тщательный отбор книг и дифференцированный подход к выбору технологии восстановления книги. При физическом восстановлении книги в настоящее время, к сожалению, существуют два крайних подхода — научная реставрация книги или ремонт книг на уровне мастерских службы быта (т. е. обрезка полей книги, шитье на прокол, переплет без укрепления блока и т. д.). Первый слишком дорогой, зачастую нецелесообразный, второй, при кажущейся сиюминутной недороговизне, не только не решает проблемы физического восстановления библиотечных фондов, но и наносит нравственный урон читателю и хранителю книги, вынужденным общаться с уродцем. К тому же долговечность жизни книги-уродца после ремонта невелика. Предлагается ввести пять категорий книг, требующих восстановления:
Естественно, что в каждой библиотеке необходимо выработать свою политику физического восстановления книг, когда вполне сознательно часть книг не подлежит ремонту совсем, их жизнь оканчивается списанием; с отдельных книг снимается копия, какая-то часть переводится на нетрадиционные носители, а книги, которые пользуются спросом и представляют определенную ценность (что определяют хранители), подлежат реконструкции, консервации или реставрации. Причем на реконструкцию поступают книги не только из общих хранилищ. Не всякий переплет, не для каждой книги XIX в. стоит реставрировать. Для многих достаточно произвести консервацию и сделать футляр. Помимо внутренней проблемы восстановления библиотечных фондов существует внешняя — формирование культурной среды в обществе — способствующая сохранности библиотечных фондов. Ни одно государство в мире не способно только на бюджетные средства решить проблему сохранности книжной культуры. Тем более у нас, в России, имеющей огромное бесценное книжное наследие. Если все — от ребенка до пенсионера — ощутят потребность в книге как памятнике культуры, общество начнет искать способы сохранения, развития и защиты книжной культуры. С целью привлечения общественного внимания к проблемам сохранения библиотечных фондов, Школа "Раритет" предложила программу "Сохрани книгу — спасешь душу". Программа предусматривает привлечение спонсоров для реставрации редких книг. Распоряжением Правительства Москвы учреждена Книга для записи имен благотворителей, внесших вклад в реставрацию редких книг из музеев, библиотек, храмов Москвы. Школа "Раритет" организует краткосрочные курсы подготовки реставраторов. Составлены учебные планы и программы по подготовке реставраторов (трехгодичные, годичные курсы); подготовлены программы для краткосрочных стажировок учителей средних школ. В 1996 г. по инициативе Школы проведен семинар для муниципальных библиотек. В 1997 г. по заказу Министерства культуры РФ организован Российский семинар для областных библиотек по режиму хранения с более широкой программой. В 1997 г. проведен "круглый стол" "Сколько стоит реставрация книги?". Создана концептуальная схема автоматизированной консультационно-информационной обучающей системы "Ассистент реставратора". Перспективы деятельности школы "Раритет" — в наличии свежих идей и возможности их реализации, в использовании системного подхода в организации работ и в широком ассортименте услуг высокого качества. |
Copyright © 1995-99 ГПНТБ России |