Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 002.009.7:303.6

Дворкина М.Я.

Московский государственный
университет культуры

О коммуникационных и информационных потребностях

Учебное пособие А.В. Соколова "Коммуникационные потребности" (Учеб. пособие для бакалавров образования. Краснодар. гос. академия культуры. Краснодар, 1996. 161 с.) вновь продемонстрировало блистательность и глубину исследований известного ученого в области информатики, библиографоведения. Однако пособие издано тиражом 500 экз. и, следовательно, почти недоступно не только студентам, но и многим исследователям.

В пособии анализируется и обобщается огромный материал по проблеме потребности. Используются труды философов, психологов, социологов, информатиков и др. В результате проблема представлена комплексно.

Пособие включает четыре основных раздела. В первом многосторонне исследуются потребности как объект научного познания, во втором и третьем — личностные коммуникационные и коммуникационные потребности общества, четвертый посвящен информационному подходу к коммуникационным потребностям.

Потребность рассматривается как функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности. При этом различаются три типа субъектов (носителей) потребностей: биологические организмы, осуществляющие обмен с внешней средой бессознательно; человек — личность, обладающая индивидуальным психологическим миром; социальные общности, которые отличаются общественным сознанием. Выделяются функции потребностей — сигнальная (отражательная) и побуждающая.

Особое внимание уделяется классификации потребностей. Предлагается детальная, многоуровневая, глубоко обоснованная, оригинальная классификация: потребности распределяются по уровням организации живой материи — биологические, личностные (психологические), социальные. При этом подчеркивается несводимость личностных и социальных потребностей. В свою очередь личностные потребности делятся на биогенные и социогенные (материальные, духовные), а социальные потребности — на материальные, социально-политические, духовные.

Впервые предлагается генеалогическая типология потребностей (абсолютные, вторичные и спонтанные). Абсолютные (исходные) потребности личности заложены в генетических программах, социальные абсолютные потребности формируются в процессе социогенеза. В ходе удовлетворения абсолютных потребностей появляется потребность в средствах для решения практических задач. Это вторичные (инструментальные) потребности. У личности (социума) могут также возникнуть спонтанные (стихийные, случайные, игровые) потребности. Это не объективные (как первые две группы потребностей), а субъективные, которые формируются в результате личного опыта индивида или этнической истории социума.

Абсолютные потребности, первоосновой которых служат биологические потребности, являются первоисточником целенаправленной деятельности. Доказывая это положение, А.В. Соколов вступает в дискуссию с советской психологической школой, которая считала деятельность первичной.

После глубокой проработки классификации потребностей переход к коммуникационным потребностям, на мой взгляд, не столь обоснован. Почему коммуникационная потребность — это потребность в смыслах (знаниях, эмоциях, волевых воздействиях)? Как это соотносится с тремя формами коммуникационной деятельности (общение, управление, подражание), указанными во введении? Казалось бы, коммуникационная потребность должна складываться из потребностей в общении, управлении, подражании. Думается, что потребность в смыслах скорее познавательная.

В разделе "Личностные коммуникационные потребности" А.В. Соколов детально рассматривается потребностно-мотивационную сферу в структуре личности, показывает различие понятий индивид, личность. Здесь автор дополняет функциональный подход к познанию потребностей системным, показывает, что ядром потребностно-мотивационной сферы являются абсолютные потребности и дает их детальную классификацию, выделяет биогенные потребности, связанные с духовной деятельностью людей. А.В. Соколов подчеркивает, что духовные потребности — это потребности в искусственных духовных ценностях. Среди социогенных духовных абсолютных потребностей (социогенные материальные потребности автор не считает абсолютными) выделяются познавательная, этическая, эстетическая, религиозная.

В пособии показано, что личность в качестве субъекта потребностей может осуществлять два вида деятельности — творческую духовно-производственную, результатом которой является создание новых духовных ценностей (смыслов) и репродуктивную, нацеленную на восприятие и понимание смысла. Далее автор, не давая, к сожалению, объяснения, называет эту деятельность коммуникационной.

Интересна трактовка смыслов (ценностных ориентаций), мотивирующих человеческую деятельность.

А.В. Соколов выделяет четыре вида ориентаций: интересы, обязанности, слабости, отвращение. Но "стрелку" ценностных ориентаций "вращает" понимание человеком смысла жизни. На основе анализа разных взглядов на смысл жизни А.В. Соколов выделяет три группы ответов на этот вопрос (сакральный, философско-этический, обыденный). Каждый из ответов детализируется.

В пособии потребностно-мотивационная сфера сравнивается с мастерской, где по определенным моделям из живой мыслящей и чувствующей субстанции создаются самоуправляемые функциональные системы, необходимые для жизнедеятельности личности; раскрывается механизм действия функциональной потребностной системы.

В отличие от сложившихся представлений А.В. Соколов показывает, что потребность представляет систему, элементами которой являются интересы, мотивы, цели, поэтому они не могут быть рядоположены с потребностью (как это иногда делается).

В пособии подробно рассмотрены социогенные коммуникационные потребностные системы личности. При этом автор обращает внимание на интерес, дает разъяснение таких элементов потребностной системы, как цели и мотивы.

Исследуя потребность в чтении, А.В. Соколов успешно наводит мосты между разработанной им теорией коммуникационных потребностей и библиотековедением, книговедением. Однако возникает вопрос: почему потребность в чтении появляется только в процессе коммуникационной деятельности (с. 72), а не, например, познавательной?

А.В. Соколов показывает, что коммуникационные потребности личности в значительной степени обусловлены потребностями социальной группы и социума, к которым принадлежит данная личность. Поэтому большое внимание в пособии уделено коммуникационным потребностям общества, под которыми понимаются потребности социальных субъектов в коммуникационной деятельности и коммуникационных явлениях. При этом автор разъясняет понятия социальные субъекты коммуникации (этому вопросу посвящен специальный параграф) и коммуникационные явления.

В пособии доказано, что потребности личности и социума значительно отличаются по содержанию, но типологии их аналогичны. Подробно рассмотрены абсолютные, вторичные, спонтанные, духовные и материальные, профессиональные и непрофессиональные потребности социума, социальные коммуникационные институты, их функции и механизмы действия.

А.В. Соколов показывает, что социальные абсолютные потребности обусловили формирование социальных институтов, берущих на себя удовлетворение соответствующих потребностей. Если на уровне личности действует схема "потребность — деятельность", то на уровне социума — "потребность — социальные институт — социальные функции". В специальной таблице представлены абсолютные и вторичные коммуникационные потребности социума и соответствующие обслуживающие коммуникационные институты.

Эти институты делятся на общедоступные, обеспечивающие массовую коммуникацию, и специальные, обслуживающие коммуникационные потребности материального производства и распределения, институированного духовного производства и государства.

Автор дает классификацию социальных субъектов коммуникации и разъясняет, что понимается под малой группой, первичной возрастной малой группой, целевой малой группой, вторичной малой группой и большой социальной группой.

В пособии определено понятие социальной стратификации. Среди ее признаков названы демографические и этнографические, экономические, властные. Кроме социальных страт, обозначены социально-культурные большие группы (аксиологические).

Функционально-структурный методологический подход, представляющий социум в виде системы, состоящей из функционально специализированных институтов и соответствующих социальных групп, в пособии дополняется экзистенциально-феноменологическим подходом, рассматривающим социум не как систему, а как жизненный мир, среду. Для жизненного мира характерны неформальные социальные группы, к которым относятся первичные и вторичные возрастные, а также многие (не все) социально-культурные группы, особенно субкультурные и досуговые. А.В. Соколов показывает, что неформальные группы противостоят формальным, потому что они ориентируются на разные ценности (это разные аксиологические группы), обращает также внимание на атомарные личности, появление которых связано с отчуждением от нормальной социальной коммуникации.

Автор дает классификацию социальных реципиентов: массовые аудитории (половые, территориальные, возрастные, этнические группы, социум в целом, атомарные личности), специальные аудитории (классовые, сословные общности, силовые структуры, политические партии, профессиональные общности, досуговые объединения и др.). Под социальными коммуникантами понимается профессиональная (формальная), социально-культурная (неформальная) группы, вырабатывающие сообщения. В пособии дана классификация социальных коммуникантов (16 классов). Коммуникантами специального и массового уровня названы все формальные и неформальные большие группы. Остальные неформальные группы являются малыми группами, действующими на уровне межличностных коммуникаций. Показано, как распределяются коммуниканты и реципиенты по секторам духовной жизни. Автор доказывает, что социализированная личность является носителем двух классов социально обусловленных (социогенных) потребностей (профессиональных и непрофессиональных).

В пособии подробно рассмотрена массовая аудитория как субъект и объект коммуникации; показано, что массовые совокупности отличаются от малых и больших социальных групп. Эти отличия — в случайности (ситуативности) образования массовых общностей, кратковременности их существования, разнородности состава, отсутствии структуры, равенстве всех членов, анонимности, незнакомстве людей друг с другом. Массовое сознание А.В. Соколов характеризует как неотличающееся интеллектуальностью, высокой нравственностью, художественным вкусом; обосновывает привлекательность массовой культуры (удовлетворение биологической потребности в отдыхе, увод от суровой действительности).

Автор дает типизацию субъектов коммуникации по уровню духовности, которая определяется как степень представленности духовных потребностей в потребностно-мотивационной сфере субъекта социальной коммуникации. Представляется интересной трактовка интеллигенции как группы, выполняющей функции социального коммуниканта (с. 98).

Специальный параграф посвящен коммуникационным институтам. Здесь А.В. Соколов дал понятие социального института, показал, что учреждения, входящие в социальный институт, и работающие в них профессионалы делятся на пять специализированных участков: практика, непосредственно удовлетворяющая общественные потребности; наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института; образование, обеспечивающее подготовку и воспроизводство кадров профессионалов; управление, организующее работу института в целом; профессиональная социальная коммуникация (пресса, конференции, методические мероприятия).

Автор представил характеристику сущностных и прикладных функций социально-коммуникационных служб и в этой связи дал понятие функция, подчеркнув, что применительно к искусственно созданным объектам (документам, библиотекам и т. п.) оно связано с понятием цели, назначения. В пособии приведены три сущностные функции коммуникационных институтов — коммуникативно-познавательная, кумулятивно-поисковая, ценностно-ориентационная и четыре прикладные функции — социализирующая (образовательная, педагогическая), культурно-просветительная, научно-вспомогательная, идеологическая (идейно-воспитательная). При этом подчеркнуто, что прикладные функции исторически обусловлены. В отношении первой сущностной функции у меня возникают сомнения, которые изложены ниже.

А.В. Соколов осмысливает разницу двух понятий: социальный спрос и попечительский заказ. Первый возникает, когда потребности осмысливаются людьми и выражаются в виде социального спроса. Спрос населения — это начальный импульс, вынуждающий государственные власти и их бюрократический аппарат проявлять заботу об удовлетворении этих потребностей. Попечительский заказ формируется государственными органами, он частично отражает потребности общества, а также собственные нужды власти. Попечитель предписывает общественное назначение (цели, задачи) и тем самым определяет прикладные функции, которые должны выполнять службы, в конкретном случае коммуникационные. Автор показывает, что попечительский заказ адресуется органам управления институированных коммуникационных служб. В результате складывается иерархия: попечитель определяет прикладные функции, менеджеры коммуникационной службы ищут пути приспособления сущностных функций института для выполнения попечительского заказа, а коммуниканты-исполнители на практике создают продукты и услуги, соответствующие возможностям данной службы.

Раздел "Информационный подход к коммуникационным потребностям" — наиболее дискуссионный.

Представляется спорным утверждение, что информация, информационная потребность — абстрактные понятия, обозначающее реально существующую коммуникационную потребность (с. 124, 156). Думается, что человек, обращаясь в библиотеки, архивы и т. п. удовлетворяет и информационные, и коммуникационные потребности, которые между собой тесно связаны. Попробуем это обосновать, исходя из характеристики познавательной потребности, данной А.В. Соколовым (с. 46). "Познавательная потребность складывается из потребности в приобретении и накоплении знаний (умений, опыта) и потребности в критическом пересмотре, обновлении, постоянной перестройке накопленного знания". Мне представляется, что потребность в приобретении и накоплении знаний (правильнее — сведений, потому что знание возникает у человека после переработки поступившей информации) и есть информационная потребность (потребность в новых сведениях, информации), т. е. первая составляющая познавательной потребности. Коммуникант может передавать знания, но для получателя передаваемое является не знанием, а сведениями (информацией), которые, если у него нет информационной потребности, могут быть им не востребованы.

Социальные институты — библиотеки, музеи и др., в отличие от личности, передают (коммуникация) не знания, а информацию. Поэтому одна из их сущностных функций — информационно-коммуникационная, а не коммуникационно-познавательная. На основании сказанного мне представляются реальностью информационные потребности и информационная деятельность так же, как и коммуникационные потребности и коммуникационная деятельность. Библиотеки и другие подобные учреждения можно рассматривать и как социально-коммуникационные, и как социально-информационные институты.

На мой взгляд не удачен и термин коммуникационное обслуживание (с. 3), так как это тавтология, поскольку обслуживание есть одна из разновидностей коммуникации. Термин же информационное обслуживание показывает, что передаются сведения, информация. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что информационный подход дает целый ряд теоретических и практических эффектов (с. 122). Думается, что он может развиваться наряду с коммуникационным подходом, успешно разрабатываемым А.В. Соколовым.

Весьма продуктивна критика А.В. Соколовым сложившихся представлений о информационных потребностях. При этом он дает емкий анализ исследований 1960—1980 гг. в этой области.

Каждый раздел пособия снабжен рисунками, схемами, таблицами (всего 23 графических материала), которые делают более доступными, понятными классификации, определения понятий и др. Вследствие этого возрастает учебный потенциал книги.

А.В. Соколов взял на себя колоссальный труд проанализировать прежние и нынешние взгляды по многим сложным вопросам психологии, социологии, информатики, культурологии, чтобы впервые представить целостную теорию коммуникационных потребностей. Думается, что эта теория должна занять достойное место в системе подготовки библиотекарей, музееведов, книговедов, документоведов, специалистов информационных служб.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России