Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Гендина Н.И.

Кемеровский государственный
институт искусств и культуры,
Россия

Методологические основания разработки и реализации государственных образовательных стандартов
библиотечного образования

Динамизм социально-экономических преобразований в России, принципиальные изменения в общественном сознании, возрастание роли личности в этих процессах обусловили перемены, происходящие в сфере образования: создание новых типов учебных заведений, появление новых видов образования, новых форм и методов управления, новых видов и направлений образовательной деятельности. Ведущим мотивом этих перемен, в отличие от традиционного социоцентризма старой системы, стал приоритет развивающейся личности. В первую очередь он был реализован в образовательной политике, что проявилось в идеологии реформы, основные принципы которой — гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, многоукладность и вариативность, непрерывность, открытость, регионализация, развивающий, деятельностный характер образования и др. Эти изменения государственной политики в области образования получили отражение в действующей Конституции России и Законе Российской Федерации "Об образовании".

Закон открыл перед отечественной высшей и средней специальной школой перспективы автономии, декларировал самостоятельность в выборе типа образовательного учреждения, содержания учебных планов, форм и методов обучения, возможность введения новых дисциплин. Освободившись от излишней административной опеки и получив реальные возможности для реализации академических свобод, закрепленных законодательно, высшие учебные заведения страны в весьма короткий срок сумели значительно обновить и расширить номенклатуру специальностей подготовки кадров в соответствии с запросами и потребностями общества. Отказ от типовых учебных планов, программ и учебников открыл более широкие возможности для преодоления консерватизма и инертности образовательной системы.

Однако диверсификация типов образовательных учреждений и содержания учебных планов породила немало проблем, главная из которой — необходимость введения со стороны государства специальных мер, обеспечивающих на территории России единое образовательное пространство. В качестве такой меры, позволяющей государственным органам управления обеспечивать контроль качества подготовки специалистов, а учащимся и студентам не испытывать непреодолимых сложностей при переходе из одного учебного заведения в другое, используются государственные образовательные стандарты.

Структура государственных стандартов включает четыре основных блока дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественнонаучные, общепрофессиональные, специальные. Наряду с этим государственные образовательные стандарты предусматривают дисциплины по выбору студентов и факультативные курсы. Важной особенностью стандартов является сочетание принципов обязательности и вариативности, что проявилось в наличии федерального и регионального компонентов. Федеральный компонент определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, региональный — позволяет учесть региональные особенности подготовки специалистов. Таким образом, уровни стандартизации — федеральный, региональный и уровень, принятый в конкретном учебном заведении (возможность введения дисциплин и курсов по выбору, устанавливаемых вузом), соотносятся как категории "общее — особенное — единичное". При этом каждый последующий уровень включает образовательный минимум, заданный предыдущим и конкретизирует его.

Действующая ныне первая версия государственных стандартов в сфере библиотечного образования создавалась научно-методическим советом по библиотечно-библиографическому и книговедческому образованию учебно-методического объединения по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. В настоящее время вузами, осуществляющими подготовку библиотечных кадров, накоплен некоторый опыт внедрения государственных стандартов, что позволяет провести их анализ с целью корректировки и уточнения, необходимой для разработки нового поколения образовательных стандартов. Принципиально важным, с нашей точки зрения, является рассмотрение данного вопроса в контексте развития системы непрерывного образования. Поэтому совершенствование системы государственных образовательных стандартов должно предусматривать развитие стандартов, регламентирующих как среднее специальное, так и высшее библиотечное образование.

На факультете информационных технологий Кемеровского государственного института искусств и культуры проведено исследование действующих в настоящее время образовательных стандартов в области библиотечного образования. С этой целью осуществлен сопоставительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 05.28.00 "Библиотековедение и библиография" и среднего профессионального образования по специальности 05.17 "Библиотечное дело".

В результате исследования установлено следующее:

  • количество и номенклатура учебных дисциплин, составляющих циклы предметов, обеспечивающих минимум содержания и уровень подготовки выпускников вуза и среднего специального учебного заведения, в основном совпадают;

  • обязательный минимум содержания образовательных программ в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин в исследуемых стандартах полностью совпадает;

  • требования к уровню подготовки выпускников среднего профессионального и высшего учебного заведения совпадают.

Итоги сравнительного анализа позволяют утверждать, что совпадение ряда позиций в анализируемых стандартах является важным достоинством создаваемой системы государственных стандартов, регламентирующих библиотечное образование в целом. Это открывает возможности реального конструирования единой системы многоуровневого библиотечного образования. Вместе с тем неизбежно возникают вопросы о том, каковы критерии, отличающие профессиональную подготовку библиотекарей в среднем и высшем профессиональном учебном заведении, каким образом должна обеспечиваться дифференциация содержания образования в данных учебных заведениях. К сожалению, и в анализируемых нормативных документах, и в публикациях, посвященных совершенствованию подготовки библиотечных кадров, аргументированные ответы на эти вопросы отсутствуют. Решение данной задачи, на наш взгляд, требует проведения специального исследования, в котором нужно предусмотреть изучение должностных обязанностей, уровень квалификации, анализ доли творческого, эвристического и рутинного, шаблонного труда в профессиональной деятельности библиотекарей. Целесообразно проведение экспертной оценки требований, предъявляемых к выпускникам средних и высших учебных заведений, в которой смогли бы принять участие не только преподаватели, но и руководители библиотек. Необходим анализ современного состояния библиотечных кадров, включая соотношение библиотекарей с высшим и средним специальным образованием. Для принятия обоснованного решения о необходимой доле дублирования в содержании профессиональной подготовки в средних и высших библиотечных учебных заведениях нужен сравнительный анализ учебных планов и учебных программ. Только на основе такого комплексного изучения возможно провести разграничение в требованиях к содержанию образования, дифференцировать критерии оценки знаний, умений и навыков библиотекарей различного уровня подготовки.

Проведенное исследование подтвердило плодотворность системного подхода к построению стандартов на библиотечное образование в целом, включая разные уровни подготовки специалистов. Вместе с тем оно убедило в том, что одной декларации принципа системности явно недостаточно. Совершенствование действующих и разработка нового поколения стандартов на библиотечное образование требуют решения следующих проблем:

  • устранения заметного отставания ряда учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки от современного состояния библиотечно-информационной науки и практики, ликвидации архаичности в используемом понятийном аппарате и терминологии. Решению этой проблемы в определенной мере могло бы способствовать сопоставление дидактических единиц, включаемых в состав обязательного минимума содержания образовательных программ, с терминологией, закрепленной стандартами системы СИБИД и новыми справочными изданиями. В целом же необходима система актуализации и ведения образовательных стандартов — поддержания их в рабочем состоянии, соответствующем достигнутому уровню теории и практики;

  • повышения теоретического уровня дисциплин, обеспечивающих специальную подготовку библиотекарей в вузе; анализа логики и структуры учебных курсов, устранения описательности, примитивности в их построении. Разрешению этой сложной, долговременной задачи, на наш взгляд, могло бы способствовать использование единой концептуальной основы при моделировании содержания однопорядковых дисциплин, таких, как "Библиотековедение. Общий курс", "Библиографоведение. Общий курс" и др. Например, использование технологического подхода, теории технологии в построении курсов "Библиотечный фонд", "Библиотечное обслуживание", "Библиографическая деятельность библиотеки" и других, неразрывно связанных с технологией производства библиотечных продуктов услуг, могло бы обеспечить усиление логичности и целостности цикла специальных дисциплин, гарантировать преемственность в изучении курсов, определяющих базовую профессиональную подготовку специалистов. Использование единой концептуальной основы (разумеется, не только технологического подхода!) при формировании содержания сопоставимых учебных дисциплин позволило бы усилить систему стандартов на библиотечное образование в целом;

  • анализа и учета кардинальных социально-экономических преобразований, значительной трансформации социокультурной ситуации в стране, обусловивших изменения в работе библиотек и, соответственно, выдвигающих новые требования к подготовке библиотекарей. В настоящее время разработчикам стандартов требуется предусмотреть соблюдение баланса между курсами, которые обеспечивают основную специальность "Библиотековедение и библиография", и курсами, дающими выпускнику в условиях рыночной экономики более широкие возможности трудоустройства в сфере документальных коммуникаций, включая не только библиотеки, но и архивы, информационные службы, музеи и т. д. Этой же цели — расширению областей трудоустройства выпускников высшей и средней специальной библиотечной школы должна служить интеграция достижений информатизации общества, новых информационных технологий с содержанием всех курсов общепрофессиональной и специальной подготовки. Практическое владение средствами и методами новых информационных технологий значительно повышает конкурентоспособность выпускников, позволяет им найти свою нишу на рынке труда.

Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие и совершенствование образовательных стандартов в сфере библиотечного образования не может осуществляться путем внесения частных изменений и доработки их отдельных частей. Требуется решение целого комплекса проблем, включая проблемы методологического, организационно-управленческого, содержательного характера. Основные выводы исследования могут быть сведены к следующему:

1. Первое поколение государственных образовательных стандартов в области библиотечного образования отражает коренные изменения, связанные с преобразованиями в социально-экономической жизни страны: развитие рыночных отношений, обеспечение демократических свобод и прав личности при выборе образования, освобождение учебных заведений от идеологических догм, административной опеки и излишней регламентации. Достоинством действующих образовательных стандартов является возможность государственного регулирования качества образования, обеспечение единого образовательного пространства в России, развитие системы многоуровневого библиотечного образования;

2. Дальнейшее развитие и совершенствование государственных образовательных стандартов в области библиотечного образования должно строиться на принципах системного подхода, целостности. Оптимизация государственных стандартов, регламентирующих среднее специальное и высшее библиотечное образование, должна вестись на единой методологической основе, с позиций реализации идей непрерывного образования. С этой точки зрения целесообразно предусмотреть совместимость требований, заложенных в стандарте на высшее библиотечное образование, с требованиями к послевузовскому библиотечному образованию — подготовке кадров по специальности 05.25.03 "Библиотековедение и библиографоведение" при обучении в аспирантуре;

3. Корректировка действующих и создание новой версии государственных образовательных стандартов невозможны без проведения комплексной научно-исследовательской работы, предполагающей объединение усилий творческих коллективов вузов, средних специальных учебных заведений, ведущих библиотек страны. Такое исследование должно обеспечить выработку научно обоснованных решений о критериях дифференциации содержания образования в средней специальной и высшей библиотечной школе; более точно сформулировать требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников, получивших профессиональную подготовку различного уровня; определить принципы моделирования однопорядковых (сопоставимых) учебных курсов; обеспечить целостность и единство системы стандартов на библиотечное образование;

4. Оптимизация системы государственных стандартов, позволяющих контролировать качество библиотечного образования, должна проходить в условиях гласности, широкого привлечения библиотечной общественности, обсуждения содержания образовательных стандартов в профессиональной печати.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России