Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Воробьева Т.В., Коробицына Е.К.

Муниципальное учреждение
"Библиотечно-информационная
система", Ханты-Мансийский
автономный округ, Россия

Автоматизация в городской библиотеке:
опыт, проблемы и возможные решения

Четыре года назад местные специалисты написали для нас программу. Мы заносили в базу данных новые поступления и выпускали бюллетени. Спустя два года приобретена программа LIBER, и прямой перенос данных в нее из старой базы оказался невозможным. Два года практически ненужной работы! Если бы кто-нибудь сказал нам тогда хоть слово о том, что не все программы совместимы! Этот пример мы приводим потому, что он наиболее характерен для провинциальных библиотечных систем, каковой являемся и мы. К тому же мы осознаем, что чем больше ошибок делаем мы и наши коллеги, тем труднее нам будет на этапе обмена и взаимоиспользования данных.

Поэтому мы как система, уже имеющая приличный опыт работы с различными информационными технологиями, хотели бы им (опытом) поделиться.

Сегодня близится к завершению работа по созданию абонементного центра на базе программы LIBER (Автоматизированная локальная библиотечная сеть МУ"БИС", включающая в себя центральную взрослую и детскую библиотеки и библиотеки-филиалы, выполняющая функции формирования ЭБД, обслуживания читателей по билету со штрих-кодом, доступа читателей к ЭБД). На 1 апр. 1998 г. в автоматизированном режиме обслуживаются 4 953 читателя (общее число читателей в ЦГБ — более 26 тыс.). ЭБД содержит 58 083 документа. Разработан качественный универсальный рубрикатор, в котором более 10 тыс. рубрик и подрубрик нескольких порядков. Он постоянно совершенствуется. С ноября 1997 г. читатели ЦГБ обучаются работе в ЭБД. 34,8% из них уже работают самостоятельно (из 22 АРМ для читателей выделены 7). Была попытка пополнять ЭБД электронными карточками РКП и таким образом упростить процесс ввода документов, поступающих в фонды. К сожалению, нас не устроило качество библиографического описания и рубрик, поэтому пришлось отказаться от этой в общем-то замечательной возможности.

Штрих-коды на книги и читательские билеты мы изготавливаем самостоятельно, как и ламинированные читательские билеты. Поскольку конечной целью автоматизации является максимально полное удовлетворение читательских запросов и комфортность обслуживания, мы регулярно проводим опросы в различных читательских группах в рамках исследования "Удовлетворенность читателей работой абонементного центра". Исследование помогает ориентироваться на читателя, когда мы предпринимаем какие-либо новые шаги в области автоматизации, и поддерживает в нас убеждение, что мы идем в правильном направлении.

Бывают и просчеты. Например, последний опрос (март 1998 г.) показал, что 7 читательских АРМ к моменту полного ретроспективного ввода сведений о фондах ЦГБ будет явно недостаточно. По расчетам их должно быть минимум 11. Читатели уже сегодня хотят работать в нашей ЭБД у себя дома при помощи модема; считают, что ЭБД абонементного центра должна включать в себя сведения о фондах всех информационных структур города. Опрос показал яркую картину преимущества ЭБД перед карточным каталогом. 91% респондентов предпочитает получать информацию в ЭБД, 67% считают информацию в ЭБД более полной. Косвенным показателем преимуществ ЭБД перед карточным каталогом является читаемость. В 1996 г. она составляла 2,3. В 1997 г. после ввода сведений о фонде читального зала в ЭБД читаемость составила 9,5, т. е. выросла в 4 раза. Респонденты также считают автоматизированное обслуживание по штрих-кодам более качественным (25%) и более быстрым (75%). Процедура обслуживания осложнилась для 2% респондентов.

Два АРМ подключены к сети Интернет: для сотрудников и читателей. В недалеком будущем планируется создание WWW—страницы МУ"БИС", содержащей сведения по оригинальному краеведческому материалу из наших фондов.

В ЦГБ и ЦДБ созданы отделы мультимедиа, где предлагаются для просмотра образовательные, информационные, просветительские и музыкальные программы. CD—ROM-оборудование установлено также на справочном пункте и в информационном отделе (для работы с "Гарантом" и "Российской национальной библиографией"); в отделе "Международная книга" (для работы с программами на иностранных языках). Читатели могут брать практически все CD—ROM на дом или заниматься в библиотеке. Ежегодно мы проводим региональную выставку-ярмарку печатной продукции и CD—ROM, поддерживая интерес к библиотеке и мультимедиа у пользователей и распространителей CD—ROM-продуктов.

Офисные технологии также нашли себе место в нашей библиотеке. Бухгалтерия МУ"БИС" работает с банками по специальной программе, используя модемную связь.

Цветной принтер, компьютер, сканер и ксерокс дали нам возможность открыть небольшой издательский центр. Кроме малых форм (буклетов, книжных закладок, приглашений, программ, афиш и т. п.), мы готовим к изданию и тиражируем стихи и прозу местных авторов, библиографические указатели, сборники краеведческих трудов, материалы конференций и т. д. Этим не удивишь библиотеки столичного и областного уровня, но библиотеки провинциальных городов могли бы воспользоваться нашим опытом. Добавим еще, что часть затрат по автоматизации МУ"БИС" взял на себя Институт "Открытое общество" — мы получили грант по RLP (Региональная библиотечная программа).

При реализации программы по созданию абонементного центра мы пришли к нескольким решениям, упрощающим и ускоряющим этот процесс:

  • собираясь что-либо предпринять в своей библиотеке в области автоматизации, следует задуматься, что это даст читателю, системе и сотрудникам;

  • покупать библиотечную программу лучше сразу на максимально необходимое число мест, так как потом за расширение системы придется платить больше;

  • купив программу, нужно сразу создать отдел автоматизации — технических и программных сбоев не миновать, а приглашаемые со стороны специалисты редко заботятся о качестве выполняемых работ и еще реже по первому требованию приходят устранять неполадки;

  • лучше купить сразу комплект хорошего, совместимого оборудования, чем потом безуспешно пытаться заставить слаженно работать набор случайной аппаратуры. Обязательно с первых дней работы для каждого, связанного с программой, установить пароль. Это не позволит пользоваться закрытыми файлами, убережет систему от беспорядка;

  • все новые поступления вводить в ЭБД;

  • ретроспективный ввод лучше осуществлять не сразу во всех отделах библиотеки, а поэтапно; желательно начать с читального зала, что даст возможность организовать испытания по автоматизированной выдаче изданий читателям;

  • создание ретроспективной части ЭБД лучше поручить специальной временной группе. Это увеличит скорость ввода документов, повысит качество ЭБД. Последнее очень важно, особенно при формировании рубрикатора. Грамотно созданная ЭБД — 99% успеха информационной работы в любой программе;

  • не стоит вводить в свою базу чужие библиографические записи, не убедившись в их качестве. Очиститься потом от "мусора" будет очень трудно, а иногда — невозможно;

  • лучше всего самостоятельно изготовлять штрих-коды, так как практика показала, что они часто теряются, портятся читателями. На документе нужно иметь 2 штрих-кода. Купить свой принтер, программу и необходимый расходный материал дешевле, чем заказывать такой объем штрих-кодов в фирме;

  • обучение читателей работе с ЭБД можно начинать сразу после введения в базу сведений о фонде одного из отделов библиотеки;

  • быть готовым к сотрудничеству и помощи другим библиотекам по вопросам автоматизации.

О чем мы мечтаем? Ускорить появление Российского центра корпоративной каталогизации, так как ввод в базу данных полного объема электронных карточек РКП вносит много информационного шума; читатели путают издания, уже имеющиеся в фонде библиотек, с изданиями на территории России.

Преодолеть монополизм фирмы LIBER. Уже сейчас сотрудники фирмы не успевают обслуживать библиотеки, в которых установлена программа. Это создает сложнопреодолимые трудности в эксплуатации. А ведь было бы гораздо проще создать в каждом субъекте федерации на базе хотя бы одной библиотеки центры, которые занимались бы доводкой и наладкой программы, обслуживанием на своей территории. Желающих приобрести программу стало бы больше.

Огромное спасибо РКП за то, что она взялась за электронные карточки. И все-таки стандарт в библиографическом описании нарушается слишком часто. А чистота базы данных — превыше всего.

В заключение скажем, что МУ "БИС" г. Нижневартовска всегда открыта для любых контактов и сотрудничества.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России