Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Епимахов В.Б.

ЗАО "Собеседник", Москва

Новые формы сотрудничества библиотек
и издателей на современном этапе

По сравнению с другими учреждениями культуры перемены в России отражаются наиболее сильно и драматично именно на библиотеках, так как библиотеки в наибольшей мере зависимы от состояния книгоиздания, книгораспространения, телекоммуникаций, работы транспорта, изменений таможенных правил, а главное — от изменений в социальной структуре общества, появления новых социальных групп с новыми культурными и информационными потребностями, снижения уровня жизни значительной части населения.

Приведем лишь один пример сильнейшего давления на библиотеки со стороны внешних обстоятельств: в России в начале 1990-х гг. в условиях разрушения старых механизмов книжной торговли и становления новых возникла новая для страны ситуация, когда в книжные магазины множества регионов не попадают до 90% издаваемых книг. Из-за слабости своих технологий, недостатка оборотных средств, низкой покупательной способности населения сегодняшние российские книготорговцы могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг. Новая литература оседает в тех городах, где издается, не циркулирует свободно по территории страны. Настоящий книжный рынок не может быть создан в одночасье, на становление и развитие его инфраструктуры уйдут годы.

Средств, выделяемых библиотекам из бюджета, явно не хватает: пополнение книжного фонда осуществляется нерегулярно и в минимальном объеме. Государственное финансирование библиотек можно охарактеризовать однозначно — оно нестабильно и недостаточно. (Заметим, что в 1970—1980-е гг. новые издания регулярно приобретались, поскольку осуществлялось бюджетное финансирование библиотек и четко действовали все звенья комплектования — финансирование, книгоиздание, книгораспространение, информирование о выходящих изданиях.)

Жесточайшим образом лимитирована подписка на периодические издания. Из-за высоких цен на них 70—80% мизерных ассигнований, выделяемых на комплектование, используются на подписку. В прежние годы соотношение денежных сумм на книги и периодику составляло в среднем 80 к 20. Определенные проблемы в работе библиотек создало и Управление Федеральной почтовой связи, которое вопреки логике установило цены на доставку периодики для библиотек на уровне цен для коммерческих предприятий. Тем не менее большинство людей (по подсчетам социологов, 62,2%) берут и читают необходимую периодику в библиотеке. Именно поэтому на современном этапе подписка на периодику приобретает для библиотек особое значение. Чем же могут помочь им издатели?

Во-первых — разумное ценообразование. Каталожные цены рассчитываются издателем и фиксируются в подписном каталоге, причем все чаще и чаще издатели вводят отдельные подписные индексы для частных лиц и организаций, что предполагает довольно существенную разницу. Логично, что даже сравнительно высокие цены будут приемлемы для фирм и коммерческих предприятий. Отдельного индекса для библиотек и других учреждений культуры до недавнего времени не существовало (об этом речь пойдет ниже), и отнесение библиотек к той или иной категории подписчиков было всецело в ведении работников отделения связи, принимающих подписку. Таким образом, задача издателя, заинтересованного в том, чтобы как можно большее количество библиотек выписало его газету или журнал, — не только привлечь читателя, но и назначить такую цену, которую каждая библиотека сможет заплатить.

Во-вторых — стоимость доставки, которая формируется из каталожной цены и почтового тарифа. Комитет по культуре РФ предпринял попытку исправить ситуацию, разослав в УФПС рекомендательное письмо с просьбой при оформлении подписки и расчете стоимости доставки приравнивать библиотеки к частным лицам. Однако письмо так и осталось рекомендательным — 62% библиотек оплачивают доставку по коммерческой цене, которая вдвое выше обычной. Наиболее эффективным здесь может быть инициатива самих библиотек, которые должны выходить на уровень администраций своих городов, районов с просьбой оказать содействие в работе с УФПС.

* * *

Осознавая недостаточность бюджетного финансирования учреждений культуры, "Собеседник" со своей стороны организовал для библиотек льготную подписку со второго полугодия 1998 г. по отдельному индексу (32707) — на 60% дешевле, чем для остальных предприятий, и на 25% дешевле, чем для индивидуальных подписчиков.

"Собеседник" — первая в СССР и России еженедельная цветная 32-полосная газета, уделяющая большое внимание вопросам культуры, искусства, нравственности, воспитания молодежи и юношества. Однако непростая экономическая ситуация в стране вынудила многих читающих россиян отказаться от подписки на любимые периодические издания, в том числе и на "Собеседник", и библиотеки фактически остались для них единственным местом, где им доступны свежие газеты и журналы.

Подписка по льготному индексу проводится впервые, но работу в этом направлении мы начали еще в 1997 г., когда объявили для российских библиотек льготную подписку через редакцию. Этим воспользовались очень многие библиотеки. Более того, после обработки данных, поступивших в редакцию из библиотек, мы определили победителя и наградили поездкой на 5-ю юбилейную Международную библиотечную конференцию "Крым-98" Мытищинскую городскую центральную библиотеку, которая подписала на "Собеседник" 12 из 32 своих филиалов.

"Собеседник" обязательно продолжит практику премирования наиболее активных подписчиков.

В самое ближайшее время мы предполагаем расширить партнерские отношения с российскими библиотеками и предложить новые инициативы, которые, надеемся, заинтересуют их.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России