Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.1

Карташов Н.С.

Роль региональных исследований в обеспечении
территориального библиотечного развития и управления

Представлена суть региональных библиотековедческих исследований и возможные направления их развития на внутригосударственном и международном уровнях.

Сущность и значение
региональных библиотековедческих исследований

В Российской Федерации идет процесс суверенизации регионов, республик; поэтому усиливается процесс регионализации всех сфер общественной жизни. За последние несколько лет региональные библиотечные проблемы выросли в одну из самых острых проблем библиотечного развития России. Государство не может уходить от ответственности за территориальную библиотечную целостность страны, за недопущение региональных библиотечных кризисов. Существенные различия в уровне библиотечного развития регионов вызывают необходимость новой региональной библиотечной политики (РБП). В настоящее время в России она находится в стадии разработки.

РБП — понятие многозначное, используемое при характеристике проблем, среди которых можно выделить три основных круга:

  • разного рода отношения между федеральными органами и органами субъектов Федерации;

  • государственное вмешательство в развитие отдельных территориальных библиотечных систем с целью преодоления существенных региональных различий в библиотечном деле;

  • собственная библиотечная политика субъектов Федерации.

Общим объектом РБП являются территориальные библиотечные системы (ТБС), отличающиеся друг от друга географическими и библиотечно-информационными условиями (определенной внутренней целостностью, особой территориальной общностью). Направленность РБП — динамика пропорций и тенденций в распределении деятельности, ресурсов между регионами, служащая выравниванию их библиотечного развития (межрегиональных различий), содействию в развитии отстающих регионов.

Реализация всего комплекса задач РБП невозможна без проведения региональных библиотековедческих исследований (РБИ), ибо практически любая библиотечная проблема в условиях рыночной экономики и самостоятельности регионов тесно связана с воздействием тех или иных социально-экономических, научно-технических и других факторов.

Результаты РБИ выступают в качестве материала для научного обоснования воздействия на библиотечные процессы, их планирование, организацию, прогнозирование, разработку РБП. Исследование библиотечных процессов в региональном аспекте в конечном счете нацелено на осуществление мер, направленных на преодоление ведомственно-отраслевой разобщенности библиотек, обеспечение взаимосвязи и сочетания территориальных и отраслевых форм проявления библиотечных отношений в целях эффективного решения узловых проблем развития библиотечного дела. К числу последних относятся интенсификация библиотечных процессов в различных условиях, преобразование территориальной структуры библиотечного дела, совершенствование межбиблиотечных связей, осуществление новых, прогрессивных сдвигов в размещении библиотечных ресурсов, перестройка управления этими процессами, разработка и реализация региональных библиотечных программ.

Важный раздел РБИ — разработка библиотечных региональных концепций, нацеленных на устойчивое, целостное, комплексное библиотечное развитие РФ во всех его аспектах и сферах, критерием которого является качество библиотечного обслуживания населения. Понятие концепция появилось в библиотековедении в связи с повышением конструктивности исследований, направленных на поиск рациональных направлений перспективного развития территориальных библиотечных процессов и явлений. Категория концепция вобрала в себя целую палитру оттенков, отражающих общий замысел, основную мысль, систему взглядов на возможности дальнейшего развития той или иной ТБС. Концепция — совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенная в конструктивной, приемлемой для практики форме. Под региональной библиотечной концепцией будем понимать систему теоретических положений, предназначенную для совершенствования территориальной организации библиотечного дела, развития ТБС и их подсистем (например, концепция размещения библиотечных ресурсов, концепция библиотечного освоения новой территории и др.). Концепция носит прогностический характер, предполагает варианты решения территориальных библиотечных проблем и предлагает пути достижения конечной цели.

Ныне можно считать бесспорным и не вызывающим никакого сомнения большое теоретическое и практическое значение региональных исследований. К систематическому применению регионального метода библиотечная наука пришла постепенно, но закономерно. Пока изучались отдельные библиотечные процессы и явления в отдельных регионах, необходимость регионального анализа не возникала. Но цель познания библиотечного дела состоит не только в том, чтобы изучить действительную сущность изолированных объектов, но и в том, чтобы отыскать — насколько это возможно — связи между разными системами библиотечной действительности. Принципиальное отличие региональных исследований от традиционных библиотековедческих состоит в выявлении фундаментальной роли взаимодействия между компонентами библиотечной системы и системы в целом с внешней средой (территорией). Именно в результате РБИ можно понять, каким образом библиотеки связываются в единое целое, как функционирует библиотечная система и обеспечивается ее эффективность, а также установить взаимосвязь библиотечного дела с общественным процессом, уровнем и качеством жизни, другими социальными характеристиками общества, выявить определенные закономерности этой взаимосвязи.

На данном этапе необходимо дать количественную оценку уровня комплексности библиотечного дела регионов, выявить существующие диспропорции развития и очертить круг наиболее важных проблем, требующих разрешения. Конечная цель регионального анализа — определить возможности развития территориальных библиотечных ресурсов регионов, выявить, за счет каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер это развитие можно ускорить. Результатом комплексного анализа состояния библиотечного дела регионов является выявление взаимосвязанной системы проблем (проблемной ситуации), направления решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития.

Серьезные недостатки в библиотечном деле России требуют объективного анализа ситуации, определения специфики и приоритетов формирования РБП на основании сравнительного анализа региональных уровней библиотечного развития. Приходится констатировать, что комплексный качественный и количественный региональный анализ российскими библиотековедами ныне по существу не проводится. Остаются малоизученными методологические вопросы анализа специфики, особенностей библиотечного дела регионов РФ, оценки их библиотечного потенциала в условиях изменения роли государства, самостоятельности регионов, перехода к рыночным отношениям. Результатом сложившегося отношения к проблеме явилось отсутствие четко оформленных и изложенных теоретических основ разработки концепции территориальной организации библиотечного дела страны. А это отрицательно сказывается на формировании принципиально новой РБП и осмыслении механизма ее реализации.

Существенной причиной невнимания к региональным аспектам организации библиотечного дела в теоретическом плане является сложность этой проблемы. Прежде всего следует подчеркнуть, что специфика конкретных региональных условий и особенностей далеко не всегда очевидна. Нередко она скрыта за внешне однородными характеристиками. У регионов могут быть сходные показатели развития библиотечной системы. Но за ними часто скрываются существенные различия, выявить которые можно только путем специальных исследований. Многие закономерности, характерные для библиотечной динамики на общегосударственном уровне, "размываются", а в отдельных случаях вообще не проявляются в региональном аспекте. Принципиальные различия в характере закономерностей регионального и общегосударственного уровня определяются целым рядом обстоятельств. На общегосударственном уровне темпы и пропорции библиотечных ресурсов выступают как бы усредненными и в силу этого более устойчивыми и отчетливыми. Региональная библиотечная система более динамична, так как в ее развитии огромную роль играют не только общие, но и региональные факторы: различия в динамике населения, территориальной организации народного хозяйства и расселении, обспеченности трудовыми ресурсами и характере занятости населения и др.

Именно поэтому региональный анализ отличается предельной конкретизацией проблем, в решении которых теснейшим образом согласуются отраслевые и региональные аспекты комплексного развития библиотечных ресурсов. Региональная библиотечная система является в определенной степени более сложным объектом исследования, чем библиотечное дело страны. Во-первых, она представляет собой как бы библиотечную систему страны в миниатюре; характеризуется не менее, а в ряде случаев и более сложными и разнообразными взаимосвязями, чем библиотечная система страны. Эти взаимосвязи необходимо учитывать в процессе исследования и анализа. Во-вторых, региональная библиотечная система как часть библиотечной системы страны находится под воздействием всех других ее частей и сама оказывает определенное влияние на библиотечную систему страны и ее составные части. Поэтому для каждого региона межрегиональные библиотечные связи играют более существенную роль, чем для всей библиотечной системы внешние (международные) связи. Особенности региональных исследований определяются и другими принципиальными отличиями в характере закономерностей развития региональных и общероссийской библиотечных систем.

Ни в общероссийских, ни в отраслевых исследованиях региональные особенности отдельной отраслевой системы не могут быть учтены полностью. Вне поля зрения остаются многие вопросы, связанные с территориальной организацией библиотечных ресурсов, их структурой, использованием и т. д. В общероссийских и отраслевых исследованиях также нельзя учесть все особенности взаимодействия данной отраслевой библиотечной сети с другими системами. Решить эти вопросы можно лишь на уровне РБИ.

Библиотековедение, как и библиотечное дело в целом, едино в своей теоретической и методологической основе. Поэтому РБИ должны опираться на общебиблиотечные закономерности. Но РБИ приобретают научный характер, если на основе эмпирических данных и их взаимосвязей с общебиблиотечными явлениями строятся региональные теоретические и методические обобщения [1]. Суть РБИ — в их нацеленности на выявление особенностей действия общих библиотечных закономерностей, принципов и тенденций в условиях конкретных регионов. Объясняется это тем, что библиотечные закономерности проявляются не прямолинейно и не в чистом виде, ибо "чистых" явлений ни в природе, ни в обществе (в том числе и в библиотечном деле) нет и быть не может. РБИ не могут проводиться без анализа состояния библиотечного дела в регионе в сопоставлении с положением дел в других регионах и стране в целом. Существенные различия регионов не могут не определять и специфику стоящих перед РБИ задач, и средства и методы их решения. РБИ включают исследования внутри одного государства (РФ) и международные (межгосударственные).

 

Основные внутригосударственные направления РБИ

Внутригосударственные межрегиональные сравнения определенной библиотечной системы (проблемы) конкретизируют внимание на выявлении характерных черт и принципиальных различий библиотечной деятельности регионов, а также положительных и отрицательных факторов их библиотечного развития [2]. Они включают разработку системы показателей (индикаторов), характеризующих уровень библиотечного обслуживания; исследование библиотечных проблем, решение которых невозможно без учета региональных особенностей; выявление круга общебиблиотечных показателей, подлежащих дифференцированию при планировании региональных библиотечных систем; анализ связи территориальных особенностей каждого региона страны с внутрирегиональными различиями библиотечных показателей; классификацию региональных библиотечных особенностей по причинам их возникновения, характеру и формам проявления, масштабам, силе и длительности действия и т. д.

Региональное библиотечное развитие — процесс формирования территориальных различий внутри страны и регионов. Одновременно это изменение значимости отдельных территорий за счет усиления или ослабления их библиотечной роли. "Возросшие полномочия в сфере культуры субъектов Федерации и органов местного самоуправления приводят к усилению неравномерности возможностей библиотечного обслуживания, а значит — доступа к информации. Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек в пределах одного субъекта Федерации в 1995 г. в целом по России увеличились в 15 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились в 100 раз, а в целом по России — в 1000 раз. Появились бедные, а точнее, нищие в информационном отношении территории" ("Библиотековедение", 1997, № 4, с. 31).

Только исследование региональных особенностей может служить основой для сопоставления (соизмерения) уровней библиотечного развития, а следовательно, их сближения по регионам и зонам страны. Длительное время в нашей стране пропагандировался курс по выравниванию уровней регионального библиотечного развития. В новых условиях требуется смена установки с выравнивания уровня библиотечного развития регионов на дифференцированный подход к регионам различного типа в зависимости от уровня их библиотечной зрелости, библиотечной и другой ситуации, специализации и т. д. Суть — не в смене установки, а в увязке понятия выравнивание уровня ... с понятием совершенствование территориальной организации библиотечного дела. В этой связи необходима конкретизация задачи, ориентация на территориальные факторы ее решения, чему больше соответствует формулировка сокращение библиотечных различий.

Основным базовым звеном РБИ становятся территориальные прогнозы библиотечного развития, содержащие комплексный прогноз территориального аспекта библиотечного развития России. С одной стороны, в них должны быть отражены федеральные, межрегиональные и внутрирегиональные проблемы изменений в территориальной организации библиотечного дела, вытекающие из структурной перестройки библиотечной деятельности, необходимости достижения баланса интересов государства и регионов. С другой стороны, прогнозы играют важную роль в разработке региональной библиотечной политики, заключающейся в приспособлении инструментов, находящихся в распоряжении управленческих органов, к изменяющемуся окружению.

Прогнозирование является основным методом управления (в частности планирования). Оно позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий органа управления (управленца) и библиотечной системы (библиотеки), но и условия, в которых они должны реализовываться.

Существуют несколько путей влияния прогнозирования на региональную политику. Во-первых, должно быть предсказано изменяющееся окружение; во-вторых, требуется предусмотреть эффект воздействия управленческих мероприятий; в-третьих, необходимо составить план действий. Например, при разработке политики формирования и использования библиотечных фондов необходимо получить некоторые представления о действии факторов, определяющих уровнь формирования и использования фондов в ближайшее время. Если они ведут к предсказанному уровню, который считается низким, то при разработке РБП нужно попытаться найти средства для его повышения и предсказать эффективность альтернативных мероприятий. Это ведет к составлению плана действий, выполнение которого зависит от развития событий. Именно на этом пути возможна реализация комплексного формирования и использования библиотечных ресурсов, повышения эффективности библиотечного обслуживания населения.

При разработке и реализации РБП на уровне России в целом основная задача состоит в том, чтобы выделить ограниченное число более или менее однородных зон, существенно различающихся уровнем и характером библиотечного развития. Предполагается, что регионы с близкими характеристиками в перспективе должны развиваться по сходным траекториям. Поэтому полученную типологию регионов можно использовать для разработки дифференцированных программ развития библиотечного дела. Решаемая задача актуальна и в практическом, и в теоретическом отношении. Построение типологии регионов позволяет специфицировать цели региональных программ применительно к разным типам регионов страны, наметить принципиальные особенности будущих программ и построить систему прогнозов развития библиотечного дела по регионам.

Методология прогнозирования библиотечного развития регионов должна предусматривать обязательное проведение ретроспективного анализа развития и размещения библиотечных ресурсов. Важный этап в развитии сравнительно-региональных библиотековедческих исследований открыла работа "Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране" [3]. Впервые в СССР указанная проблема изучена в региональном аспекте на разных территориальных уровнях с учетом объективных информационных потребностей специалистов народного хозяйства. Исследованием охвачено 35 регионов СССР: все союзные республики, в РСФСР — 18 областей Сибири и Дальнего Востока, а также Башкирия, Кировская и Рязанская области. Принципиальной новизной проведенного исследования стала его комплексность. Процессы создания, размещения и использования различных видов библиотечных ресурсов рассматривались в их взаимообусловленности и взаимосвязи — как единая система. При этом проводился анализ соответствия характеристик библиотечных ресурсов регионов их социально-экономической специализации, структуре народного хозяйства, численности и структуре населения.

Сопоставление различных видов библиотечных ресурсов с объективными информационными потребностями составляло важное направление исследования и осуществлялось посредством дифференцированного сравнения показателей структуры ресурсов по видам (например тематических разделов фондов) и соответствующих показателей, характеризующих информационные потребности (например численность группы специалистов, преимущественно использующих данный раздел фондов). Полученные таким образом относительные показатели служили для последующего определения коэффициентов соответствия. Комплексный характер исследования обеспечивал решение таких задач управления библиотечным делом, которые не могли быть поставлены и решены на иной основе. Среди них: подъем уровня библиотечного обслуживания населения отдельных территорий, пропорциональность их развития, дифференцированные по регионам темпы формирования отдельных видов библиотечных ресурсов.

Решение задачи многоаспектного анализа состояния библиотечных ресурсов, особенностей их регионального размещения и использования потребовало прежде всего создания информационной базы, содержание и структура которой нашли отражение в опубликованной методике [4]. Проект информационной базы предусматривал сбор данных о состоянии основных видов библиотечных ресурсов: фондов, кадров, материально-технической базы, библиотечной сети. Для объективной оценки уровня библиотечного развития в регионе собиралась информация о численности населения; все показатели — по состоянию на 01.01.1980, а некоторые — дополнительно — на 01.01.1970 и 01.01.1975 для проверки динамики и выявления тенденций. В соответствии с задачами исследования анализ полученных материалов проводился на следующих уровнях:

  • общесоюзном (осуществляла Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина),

  • общерегиональном (проводили государственные библиотеки союзных республик и ГПНТБ СО АН),

  • ведомственно-отраслевом (выполняли центральные отраслевые библиотеки).

Аналитическая работа включала три части:

  • содержательный (логический) анализ состояния и использования отдельных видов библиотечных ресурсов с целью характеристики структуры и пропорций в их размещении;

  • межрегиональный сравнительный анализ состояния и использования библиотечных ресурсов в регионах для определения уровня библиотечного обслуживания населения;

  • заключительный причинно-следственный анализ по результатам двух предыдущих частей анализа.

Содержательный анализ размещения и использования библиотечных ресурсов осуществлялся методом сравнения полученных относительных показателей. Сначала показатели конкретных видов библиотечных ресурсов сопоставлялись с социальными, экономическими, демографическими. В группе соотношений этого ряда значительная роль отводилась коэффициентам соответствия. Затем показатели по видам ресурсов сравнивались между собой. И наконец сопоставлялись показатели размещения и использования ресурсов по библиотечным сетям. В результате такого анализа сделана оценка размещения и использования отдельных видов библиотечных ресурсов по регионам страны, составлена характеристика структуры библиотечных ресурсов регионов на основе выявления межведомственных и межвидовых пропорций, определены исследовательские (рабочие) нормативы размещения конкретных видов ресурсов.

Наряду с этим с целью обеспечения разработки прогностического аспекта концепции размещения различных видов библиотечных ресурсов в регионах страны намечен круг проблем, тенденций развития, показателей, имевших существенное значение для определения перспектив развития библиотечных ресурсов в будущем. Общая оценка уровня размещения и использования библиотечных ресурсов в регионах потребовала многофакторного анализа и осуществлялась с помощью ЭВМ. На основе определения типов регионов по уровню библиотечного обслуживания произведено ранжирование регионов с целью последующего выравнивания уровней. Эти результаты дали основу для решения прогностической задачи — определения темпов и пропорций развития региональных библиотечных ресурсов. По завершению логического и типологического анализа проведен причинно-следственный, который по своему характеру также относится к содержательному (логическому). Результаты данного анализа стали основой определения региональных уровней библиотечной специализации, территориальной концентрации и комплексного развития библиотечных ресурсов [5].

Для исследования сложившейся региональной дифференциации в уровне библиотечного развития можно предложить временной интервал — от начала 1980 г. до текущего момента. Априорно он разбивается на два крупных периода, отличающиеся динамикой рассматриваемых показателей: "предкризисный" период — 1980-е гг., "кризис" — 1990-е гг. Анализ адекватности этих представлений реальной динамике отдельных групп библиотечных показателей, ее преломление на уровне отдельных субъектов РФ, выявление общего и особенного, сходства и различия между регионами в плане длительных тенденций, проведение сравнительного анализа обнаруженных тенденций, выработка модели библиотечных изменений, которая могла бы согласовать эти данные, установление ориентиров для изучения обсуждаемых тенденций в будущем могли бы стать задачей и содержанием данного исследования.

В регионах уже сейчас необходимо проводить внутрирегиональные (внутриобластные, внутриреспубликанские) сравнительные исследования, результаты которых могут иметь научное и практическое значение для самих регионов и в то же время влиться в межрегиональные и федеральные исследования.

Характерные для современного российского библиотечного дела быстрые и одновременно глубокие преобразования влекут за собой не только изменение важнейших характеристик, но и серьезную трансформацию читательского и библиотечного сознания. Понять суть идущих процессов, уловить тенденции, своевременно почувствовать и нейтрализовать негативные проявления в библиотечном деле невозможно без тщательно организованной системы сбора и обработки первичной библиотечной информации. При этом важно иметь в виду, что разовые замеры библиотечных индикаторов и даже совокупность отдельных, но разрозненных исследований, как правило, не дают цельного, системного представления об объекте. Исследование библиотечных объектов эффективно только тогда, когда охватывает всю совокупность действующих факторов и позволяет наблюдать их действие в течение длительного периода. Этим требованиям отвечают только мониторинговые исследования.

До сих пор не разработаны научные основы библиотечного мониторинга на региональном уровне. Сущность библиотечного мониторинга понимается нами как система непрерывного наблюдения, оценки и прогноза библиотечной обстановки, складывающейся в регионе. Главная цель функционирования библиотечного мониторинга состоит, по нашему мнению, в обеспечении органов регионального (и местного) управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в библиотечной сфере, о складывающейся библиотечной ситуации. Основными задачами мониторинга являются: наблюдение за ходом библиотечных процессов на территории; своевременное выявление изменений, происходящих в библиотечной сфере, и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций, ведущих к снижению уровня библиотечного обслуживания населения; анализ, выработка (корректировка) библиотечной политики; достижение намеченной цели развития.

Библиотечный мониторинг отличается от привычного библиотечного исследования. Мониторинг включает в себя сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценки ситуаций и объектов также в стандартной форме. Показатели в течение сравнительно длительного времени должны быть постоянными, чтобы дать возможность для сравнений во времени, оценки динамики. Но это, конечно, не означает их полной неизменности — состав их должен обязательно изменяться с появлением новых проблем и исчезновением старых. В задачи мониторинга не входит получение фундаментальных знаний о наблюдаемых явлениях и процессах. (Конечно, при этом совсем не исключено получение фундаментальных знаний, но все же как побочное по отношению к решению основных задач.) Региональным библиотечный мониторинг называется потому, что сбор информации должен производиться так, чтобы результаты были репрезентативными для определенной территории. Можно организовать выборку, репрезентативную для России в целом. Однако в этом случае выводы окажутся усредненными для всей страны. Такой материал вряд ли представит ценность для органов управления и отдельных библиотек, которым приходится иметь дело не со всей страной сразу. Колоссальное различие условий требует репрезентативной информации для отдельных регионов. При необходимости такую информацию можно и объединить. Здесь действует принцип — то, что репрезентативно для отдельных частей по определенным признакам, репрезентативно и для объединения этих частей по тем же признакам. С данных позиций, чем меньше регион, тем лучше. Однако большое количество малых регионов приведет к большим расходам на сбор и обработку информации. Поэтому надо искать оптимальный вариант величины регионов. Скорее всего, после обработки схемы деления на регионы, сбора информации и хотя бы приблизительного определения набора возможных проблем выделятся несколько типов регионов: крупные, по которым регулярно собирается общая "фоновая" информация (Урал, Западная, Восточная Сибирь, Поволжье и др.); регионы средних размеров, сравниваемые между собой по определенному стандартному набору показателей с целью выявления наиболее серьезных общих и специальных проблем; сравнительно мелкие регионы, где отслеживаются индивидуальные, но имеющие значение для других регионов проблемы.

С целью объединения и координации усилий ученых и практиков, управленцев, представителей деловых кругов (книгоиздателей, книготорговцев и др.) в области совершенствования библиотечного дела в рамках Российской библиотечной ассоциации необходимо создать Ассоциацию регионального библиотечного развития и сотрудничества и поставить перед ней следующие задачи:

  • проведение исследований для регионов на основе межрегиональной кооперации и координации научной деятельности;

  • организацию и осуществление разработок и экспертизы региональных библиотечных проектов и программ;

  • подготовку и переподготовку специалистов по проблемам регионального развития и взаимодействия;

  • осуществление научного, информационного и правового обеспечения РБП и управления;

  • проведение в регионах на базе центральных библиотек, а также в Москве и С.-Петербурге на базе РГБ и РНБ семинаров, "круглых столов" и конференций с целью обсуждения и решения таких проблем, как отработка моделей формирования ТБС и управления их деятельностью, методология организации и результаты библиотечной диагностики и мониторинга, опыт разработки и осуществления региональных нормативно-правовых библиотечных актов, определение направлений, приоритетов и практических мер РБП государства в целом и отдельных регионов для разрешения проблем регионального библиотечного неравенства и наиболее эффективной реализации библиотечного потенциала регионов.

Для финансирования подобной деятельности необходимо образовать фонд региональных НИР из отчислений местных бюджетов, федеральных ресурсов и внебюджетных источников. Объединение областей, краев и республик в Ассоциацию приведет к формированию более или менее "равновесных" библиотечных систем субъектов межрегиональных библиотечных связей. В рамках этих субъектов слабо развитые ТБС могут примкнуть в приемлемой для них форме к деятельности более развитых ТБС и вместе с ними участвовать в библиотечном разделении труда.

Особенности международных РБИ

Помимо внутригосударственного существует и международный, внешний аспект сравнительно-территориальных библиотековедческих исследований. Отраслевые и технологические структуры библиотечных ресурсов во многих странах однородны, а территориальные скорее различны, чем сходны, в частности по показателям территориальной концентрации библиотечных ресурсов. Целесообразность проведения международных сравнительных исследований определяется целым рядом различных факторов. Основными являются усиливающиеся процессы интернационализации и интеграции библиотечной деятельности. Благодаря этим процессам библиотечный мир стал еще теснее, происходит постепенное сближение различных взглядов, сопровождающееся отказом от непогрешимости собственных. Необходимость международного библиотечного сотрудничества, глобальные проблемы информатизации требуют нового видения существующих библиотечных проблем. И в этом плане возрастает роль сравнительных исследований как способа изучения и оценки организационно-методических, правовых, технологических и других форм этого сотрудничества.

У нас есть возможность проводить межгосударственные библиотековедческие исследования в рамках деятельности Российской библиотечной ассоциации, Библиотечной ассоциации Евразии, отделения "Библиотековедение" Международной академии информатизации, Центра международного библиотековедения ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, Российской государственной и Российской национальной библиотек. Эти исследования — исключительно ценный метод создания, проверки и развития библиотечной теории [6]. Они позволяют изучать явления библиотечной деятельности национальных библиотечных систем в сравнении. Однако зарубежный опыт всегда должен "примеряться" к специфическим условиям отечественной библиотечной практики. Тут совершенно неприемлемо механическое подражательство. Возможное и необходимое использование опыта другой страны предполагает: своевременный анализ появляющихся новых тенденций и явлений; оценка их применимости ("переноса") к условиям отечественного библиотечного дела; прогнозирование развития новых тенденций, их целесообразности и перспективности; очищение от негативных (отрицательных) явлений (элементов), обусловленных спецификой другой страны.

С распадом СССР и социалистической системы сложилась новая библиотечная ситуация. Возникла необходимость организации повторных сравнительных исследований, особенно в странах СНГ. Цель — выявить и проанализировать динамику и тенденции изменений и развития библиотечных процессов, сопоставить данные в определенном временном интервале. Вырастая из бывшего СССР, питаясь его идеями, концепциями, нормами, библиотечные системы бывших союзных республик, а ныне суверенных государств несут в себе следы прошлого и ростки нового. Сочетание преемственности и библиотечных новаций дается нелегко.

Одна из острых проблем — возможности и пределы использования опыта бывшего СССР. Библиотечное дело СССР развивалось преимущественно на принципах унитарного государства, поэтому стремительный разрыв с богатым опытом СССР создал в странах СНГ немало библиотечных "вакуумов". Эти пробелы трудно заполнить быстро, в связи с чем встала задача определения сфер, общих критериев, объема и пределов возможного использования опыта и норм бывшего СССР. На наш взгляд, в случаях, когда соответствующие законодательные акты стран СНГ отсутствуют, можно использовать акты СССР, если они не противоречат соглашениям в рамках СНГ.

Еще более трудная проблема связана с формированием, обновлением и развитием библиотечной теории и практики каждого государства СНГ. На передний план выдвигается задача согласованного развития библиотечного дела стран СНГ. Это — выработка общих научных концепций, стандартов, координация программ библиотечной деятельности, исследовательских программ. Обмен информацией и ее использование, изучение и оценка библиотечного опыта — проблемы не только каждого государства — участника СНГ, но и всего Содружества. Поэтому необходимо пользоваться общими приемами анализа, сопоставления и оценки национальных библиотечных систем. Предлагаются следующие основные положения методики сравнительного межгосударственного анализа.

1. Работа по сравнительному анализу предполагает изучение фактического состояния библиотечной практики, теории, законодательства государств СНГ для возможного использования опыта в решении конкретных проблем библиотечными системами разных стран; выработку предложений по обеспечению общего библиотечного пространства; устранение неоправданных различий в правовом, научно-методическом, организационно-управленческом регулировании вопросов, представляющих взаимный интерес (например, координирование в комплектовании литературой, выработка единого подхода к правилам таможенной политики в области книжной продукции для библиотек, стоимости почтовых услуг для пересылки литературы и других вопросов, столь необходимых для нормального функционирования МКО, МБА). Это направление становится достаточно важным в СНГ, поскольку научные книги и журналы, а также художественные произведения на русском языке стали для этих стран иностранными и труднодоступными.

2. Сравнительно-библиотековедческие исследования выполняются научно-библиотечными учреждениями по заказам и просьбам органов государственной власти и управления, общественных библиотечных организаций и отдельных библиотечных учреждений. Они необходимы для обеспечения указанных органов и учреждений нужной информацией, разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию библиотечного дела, подготовки концепций и проектов программ и планов, выработки межгосударственных соглашений и иных научных и практических задач.

3. Сравнительному анализу подлежат принятые в государствах нормативно-правовые акты по одним и тем же либо сходным вопросам. В процессе анализа и формирования выводов учитываются положения, содержащиеся в соглашениях о библиотечном сотрудничестве по вопросам, представляющим взаимный интерес.

4. При проведении сравнительных библиотековедческих исследований целесообразно привлекать к участию в них ученых-практиков изучаемых государств, а также обеспечить возможность сотрудничества с ними в других формах (обмен информацией, взаимные командировки и стажировки, консультации и т. п.).

Дальнейшая работа с собранным материалом предполагает следующие этапы: сравнение по одним и тем же вопросам и выявление общих черт и отличий с их количественными характеристиками; оценка сравниваемых решений с точки зрения их соответствия существенным потребностям библиотечной практики и сопоставление этих решений с имеющимися в стране и за рубежом оптимальными решениями однотипных вопросов; разработка рекомендаций заинтересованным органам с целью совершенствования соответствующего библиотечного процесса; обсуждение проектов итоговых документов и рекомендаций в заинтересованных органах и учреждениях.

При оценке содержания и характера сравниваемых решений следует выяснить наличие вариантов решения одних и тех же задач, возможные причины расхождения; соответствие конкретных решений условиям и возможностям библиотечных систем государств; механизм обспечения решений, затрагивающих те или иные межгосударственные вопросы, способы преодоления противоречий между актами отдельных государств; степень материально-технической, финансовой, организационно-технологической обеспеченности принятых решений.

Функционирующий при ВГБИЛ им. М.И. Рудомино Центр международного библиотековедения может организационно-методически объединить национальные коллективы ученых-библиотековедов в международные исследовательские коллективы для проведения крупномасштабных международных сравнительных исследований (прежде всего в рамках СНГ). Задачей этого центра должно стать обобщение накопленного теоретического и эмпирического опыта в проведении международных сравнительных библиотековедческих исследований (особенно по тем проблемам, которые изучались в СССР), а также организация вторичных и повторных исследований и создание банка сравнительной библиотековедческой информации. На данном этапе важная задача состоит в том, чтобы страны СНГ разработали программы основных направлений сравнительных исследований. Такие долгосрочные программы (концепции) в будущем позволят объединить и координировать научные усилия специалистов этих стран, начиная с планирования исследований.

Проводя исследования определенных проблем по согласованным программам, страны-участницы имеют возможности как составить собственные программы и собрать материал с учетом общих целей совместной работы и ее организационных программно-методических положений, так и проанализировать в соответствующих аспектах ранее собранные материалы.

Таким образом, региональные исследования (особенно в их сравнительном аспекте) утверждают связь библиотечной теории с реальной библиотечной практикой, выявляют общее и особенное, сходство и различия в разных регионах и странах и вырабатывают научно-методические основы государственной региональной (и межгосударственной) библиотечной политики, тем самым обеспечивают практическую востребованность положений библиотечной теории.

Список литературы

1. Проблемы рационального размещения и использования библиотечных ресурсов в стране / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1984. 184 с.; Маслова А.Н., Артемьева Е.Б. Региональные проблемы библиотечного дела. Репринт 93—5. Новосибирск, 1994; Региональные библиотечные системы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1996; Трофимова Р.Ф., Кузьминова Г.П. Информационные ресурсы библиотек региона: современные тенденции формирования // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. (Москва, 15—16 апр. 1998 г.). Ч. 1. М., 1998. С. 156—158.

2. Темпы и пропорции развития библиотечных ресурсов в крупных регионах страны / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1986. 76 с.; Добрынина Н.Е. Чтение как фактор сближения культур народов СССР // Книга и чтение в зеркале социологии. М. 1990. С. 118—137.

3. Методика комплексного сравнительного анализа библиотечных ресурсов. Метод. рекомендации. М., 1983. 91 с.; Программа исследования "Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране", М., 1982. 32 с.

4. Исследование проблемы "Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране: Метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1981. 152 с.

5. Проблемы рационального размещения и использования библиотечных ресурсов в стране. Сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1984. 177 с.; Темпы и пропорции развития библиотечных ресурсов в крупных регионах страны. Метод. рекомендации / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М., 1986. 76 с.

6. Гиляревский Р.С. Информатика и библиотековедение. Общие тенденции в развитии и преподавании. М.: Наука, 1974. 201 с.; Стельмах В.Д. Некоторые итоги международного сравнительного исследования "Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках" // Тенденции развития чтения в социалистических странах: Сб. науч. тр. М., 1983. С. 3—17; Функции национальных библиотек в социалистических странах. М., 1981; Тюлина Н.И. Национальная библиотека. Опыт типологического анализа. М., 1988, 183 с.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России