Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 023

Еременко Т.В.

Работа с кадрами в университетской библиотеке США

Рассмотрены особенности американской управленческой практики на примере университетских библиотек.

Источниками для подготовки статьи послужили материалы, полученные во время стажировки автора в библиотеках университета штата Индиана в январе—мае 1995 г.

В круг вопросов библиотечного менеджмента органичной составляющей входит работа с персоналом. Это направление управленческой деятельности имеет существенное значение для руководителя любого уровня библиотечной иерархии от заведующего структурным подразделением до директора библиотеки или библиотечной системы. Эффективность функционирования конкретной библиотеки и библиотечного сообщества в целом во многом зависит от организации работы с кадрами, качества кадровых ресурсов. В значимости такой работы убеждает и более близкое знакомство с опытом кадровой службы американской университетской библиотеки.

Начиная характеристику того, что в английском языке определяется словом Staffing [Staff — группа лиц, совместно осуществляющих действия, необходимые для достижения целей какой-либо организации в целом или любой из ее частей (The ALA Glossary of Library and Information Science. Chicago, 1983. P. 214)], хотелось бы выделить несколько взаимосвязанных, но одновременно четко разграниченных по целям и содержанию процессов, в совокупности образующих систему кадрового менеджмента в университетской библиотеке США. Это прием на работу, назначение на должность, продвижение по службе, увольнение, повышение квалификации, использование системы прав и льгот, политика заработной платы и награждений.

Характеристику кадровой политики предварим кратким описанием состава персонала американской университетской библиотеки и ее кадровой службы.

Кадровый состав сотрудников университетской библиотеки

Состав персонала отличает детальная стратификация и строгая иерархия должностей (Сукиасян Э.Р. Библиотечный менеджер в США. — "Библиотековедение". 1995. № 6). Главное и почетное место в этой иерархии занимают Librarians — библиотекари. В США библиотекарями называют персонал библиотеки с профессиональными обязанностями, связанными с управлением и требующими самостоятельных суждений, интерпретации существующих правил библиотечных процессов, анализа проблем работы библиотеки, выработки оригинальных творческих решений. Как правило, чтобы получить должность библиотекаря, претенденту необходимо иметь степень магистра в области библиотечных и информационных наук. Библиотекари могут рассматриваться как одна из частей Professional/Administrative (P/A) — лиц, занимающих в библиотеке так называемые профессиональные позиции. Это должности, связанные не только с ответственностью, включающей вышеперечисленные профессиональные обязанности библиотекарей, но и требующие наличия опыта и знаний в теоретических, исследовательских аспектах работы библиотеки. Их могут занимать лица с магистерской степенью в области библиотечных и информационных наук, а также в приемлемых для библиотеки сферах деятельности: образовательные коммуникации и технологии, управление, иностранные языки, литература и т. д. Примерами профессиональных позиций в библиотеках США могут служить библиотекари (Librarians), специалисты по предметам или отраслям знания (Subject Specialists), специалисты в области средств информации (Media Specialists) и т. д.

Следующую кадровую ступень образуют Clerical Staff — библиотечные клерки, т. е. персонал с общими навыками работы клерков и секретарей, выполняющий ряд библиотечных операций в строгом соответствии с установленными правилами и процедурами.

Сотрудники, относящиеся к категории Technical Staff, должны обладать специальными техническими знаниями и навыками и обеспечивать техническую поддержку деятельности библиотечных профессионалов, следуя установленным правилам и процедурам. Они могут также занимать должности, связанные с управлением службой технического обеспечения. И наиболее многочисленную группу работников в университетских библиотеках составляют Student Employees — студенты, работающие на условиях почасовой оплаты и обычно исполняющие обязанности клерков. Таким образом, существуют как бы два класса работников — библиотечные профессионалы и персонал поддержки (Support Staff) — с очень разным уровнем ответственности и прав. (Характеристика прав и обязанностей должностей в библиотеке дана по ряду статей "The ALA Glossary of Library and Information Science". Chicago, 1983).

О количественном соотношении различных категорий персонала университетской библиотеки дает представление кадровый состав отдела службы доступа библиотек в университете штата Индиана (аналог нашего отдела обслуживания). Здесь работают два библиотекаря, шесть сотрудников на должностях Р/А, клерки на 20,25 ставки, два сотрудника службы технического обеспечения и около 200 студентов на part-time, для найма которых используется 39 ставок из расчета 40 часов в неделю. Всего отдел располагает 69,25 ставками.

Кадровая служба университетской библиотеки

В библиотеках университета штата Индиана существует специальный отдел — Library Personnel Office, отвечающий за ряд функций кадрового обеспечения. Его штат состоит из четырех человек. В задачи отдела входит координация работы по занятию всех категорий должностей в библиотеке и продвижению по службе; рекомендации и ответы на вопросы, связанные с кадровой политикой и процедурами; организация программ по развитию и обучению библиотечного персонала; ведение персональных файлов на библиотекарей, сотрудников Р/А и персонал поддержки. В отделе существуют подробные руководства (Handbooks), регламентирующие все вопросы кадровой политики и описывающие принятый порядок процедур и оформления соответствующих документов.

Помимо отдела кадров документы, связанные с решеним вопросов продвижения по службе и пребывания в должности, рассматриваются особым комитетом — Indiana University Librarians Promotion and Tenure Committee. Он состоит из девяти постоянных сотрудников — библиотекарей с правом голосования — и может включать одного или больше членов профессорско-преподавательского состава университета без права голоса. В состав комитета выбираются люди с отличными профессиональными характеристиками, независимыми взглядами, рассудительные, с неограниченным кругозором. Срок пребывания в комитете для конкретного человека — два года. Главная задача членов комитета — изучение досье каждого кандидата на назначение, продвижение и пребывание в должности библиотекаря.

Специальный совет — Indiana University Librarians Faculty Review Board — создан для разрешения спорных вопросов и проблем, которые не решаются обычным административным путем. Библиотекари университета имеют право обращаться с апелляцией и могут быть уверены в беспристрастном и конфиденциальном рассмотрении их запросов. Члены совета — семь библиотекарей — после изучения каждого дела выносят свои рекомендации и передают их декану университетских библиотек для административных действий. Главная задача совета — создание и поддержка атмосферы кооперации и гармонии в деятельности библиотек. Среди возможных случаев обращения в совет: проблемы, связанные с рекомендациями по пребыванию и продвижению в должности; вопросы назначений, отказов и т. д.; нарушения оплаты труда; условия работы; предполагаемые обманы в действиях администрации, связанные с выполнением профессиональных задач или нарушением академических свобод библиотекарей и т. д.

Для разработки новых и пересмотра действующих критериев кадровой политики библиотек университета, подготовки различных рекомендаций по кадровым процедурам и программам существует комитет Indiana University Librarians Faculty Standarts Committee. В определенных ситуациях в решении кадровых вопросов принимают участие совет Indiana University Libraries Faculty Council, комитеты Indiana University Librarians Sabbatical Leave Committee и Indiana University Librarians Research Committee.

Прием на работу в университетскую библиотеку

Естественно, что при приеме на работу наибольшее внимание уделяется подбору кандидатов на должности библиотекарей и Р/А. Кадровый отдел готовит развернутые тексты объявлений по вакантным должностям, которые затем печатаются в специальных бюллетенях университета и рассылаются с помощью электронной почты по всей стране. Обычно в объявлении указывается предлагаемая должность, кратко описываются система библиотек университета и конкретная библиотека (отдел), где есть вакансия, характеризуется сфера обязанностей, квалификационные требования к кандидату, предполагаемый размер оплаты, служебный ранг, льготы и преимущества. Также перечисляются все документы, необходимые кандидату, дается адрес кадровой службы и дата начала рассмотрения поданных заявлений. Так, в объявлении о вакантной должности Associate Librarian — в американских академических библиотеках, эквивалентная по статусу помощнику (ассистенту) профессора, следующая по иерархии за главой библиотеки или библиотечной системы — в библиотеке-филиале школы образования университета штата Индиана после характеристики библиотек университета (структура, объем коллекций, количество пользователей, электронные информационные ресурсы) описывается сам филиал и обслуживаемая им школа образования. Далее указываются обязанности занимающего эту должность: организация доступа к информации для пользователей, руководство развитием компьютерных библиотечных технологий, управление комплектованием фондов с целью обеспечения новейших научных исследований, планирование внедрения библиотечных программ и услуг и их оценка, нахождение дополнительных средств для поддержки библиотеки, организация работы персонала (в его составе один библиотекарь, два постоянных сотрудника и работники на почасовой оплате по 10 полным ставкам), содействие развитию библиотековедческих исследований в сфере образования.

К кандидату предъявляются следующие квалификационные требования: аккредитованная Американской библиотечной ассоциацией степень магистра библиотечных и информационных наук, пятилетний опыт работы в академических библиотеках после получения степени, наличие квалификации в области образования или близких ему сферах, опыт в развитии библиотечных коллекций, в использовании компьютерных библиотечных технологий, в организации справочного и консультационного обслуживания пользователей, способность планировать, внедрять и оценивать библиотечные программы, управлять комплексными библиотечными процессами, работать эффективно как независимо от других, так и в группе, отличные коммуникативные навыки устного и письменного общения, желательно — степень бакалавра или магистра в сфере образования.

В объявлении сообщается, что величина заработной платы может служить предметом обсуждения и зависит от опыта и квалификации претендента, минимум составляет 31 750 долларов в год. Также указывается, что библиотекари на подобных должностях пользуются правами членов профессорско-преподавательского состава, участвуют в комитетах университета, имеют право на привилегии, в частности на так называемый sabbatical leave (отпуск на определенный период времени для учебы или проведения самостоятельного исследования в профессиональной сфере с сохранением заработной платы), обеспечиваются различными страховыми, медицинскими и пенсионными программами.

Помимо документов, удостоверяющих квалификацию и образовательную подготовку, от кандидата требуются резюме и четыре рекомендации (имя и адрес).

Объявление о вакантной должности рассылается, как уже упоминалось, по всей стране. На первом этапе рассматриваются присланные документы кандидатов (до 80 заявлений), отобранные претенденты приглашаются на интервью (не более 10 человек), затем принимается окончательное решение о приеме на работу одного из них. Для последнего это часто бывает связано с переездом из другого штата, однако для американцев это вполне обычное дело.

Для подбора библиотечных кадров на должности со статусом персонала поддержки в университете штата Индиана используется специальный бюллетень — Staff Opportunities Bulletin. Здесь помещаются более краткие объявления, например, дается информация о вакансиях: ассистент супервайзора по выдаче библиотечных материалов в научной коллекции Главной библиотеки, сотрудник по оформлению и пересылке заказов по МБА, сотрудник для справочной работы, каталогизатор по обработке сериальных изданий на славянских языках.

Приведем в качестве примера текст первого из вышеперечисленных объявлений: "Ассистент супервайзора по выдаче. Организует, координирует и принимает участие в ежедневных операциях по выдаче материалов из научной коллекции. Руководит всем персоналом, работающим за столом выдачи на условиях почасовой оплаты. Вместе с вышестоящим по иерархии сотрудником обеспечивает квалифицированный и ориентированный на нужды пользователей сервис. Решает проблемы, относящиеся к выдаче материалов. Открывает и закрывает здание Главной библиотеки в соответствии с установленными правилами. Работает совместно со службой безопасности библиотеки, отвечает за все типы возможных чрезвычайных положений и аварий. Квалификационные требования: способность взаимодействовать тактично и вежливо с профессорско-преподавательским составом, сотрудниками, студентами и другими пользователями; отличные навыки устного и письменного общения; способность регулировать неравный поток текущих работ и внимательное отношение к деталям; опыт работы с компьютером; очень желателен предыдущий опыт организаторской работы и опыт работы в библиотеке; сила и физическая выносливость — быть на ногах полный день, способность поднимать и переносить до 40 фунтов (18 кг). Часы работы: смены меняются в зависимости от необходимости; предусматриваются смены в вечернее время, субботы и воскресенья, праздничные дни".

Студенты для почасовой работы в библиотеке также набираются по специальным объявлениям несколько раз в течение учебного года, причем всегда с большим количеством желающих и конкурсным отбором. Предпочтение отдается студентам, подрабатывающим в библиотеках несколько лет подряд. Им поручаются уже достаточно сложные и ответственные операции и функции, например работа за справочным столом.

Назначение на должность. Продвижение по службе. Увольнение

В американской университетской библиотеке для профессионалов существуют различные виды назначений. Для сотрудников, прибывших с другого места работы или работающих временно, используется такой вид назначения, как Visiting Appointment. Для целого ряда случаев — бесплатно выполняемая работа, работа в течение лимитированного периода на part-time, частично оплачиваемая работа — применяется Adjunct Appointment. Для лиц, посвящающих только часть своего времени службе библиотекаря, существует Part-time Appointment. Но ни одно из этих назначений не является Tenure-tract Appointment, т. е. назначением на должность. Должность предоставляется штатным сотрудникам после успешного испытательного периода, занимающего несколько лет. При назначении на должность учитываются и оцениваются в баллах такие параметры, как опыт работы в других академических библиотеках, опыт библиотечной работы в целом, наличие высшего образования по другим специальностям, связанным с библиотечной профессией, а также данные Annual Reviews — ежегодных обзоров работы конкретного сотрудника.

Что включает и как используется Annual Review? Это своеобразный отчет о деятельности библиотекаря за год, подготавливаемый совместно с его непосредственным руководителем (супервайзором). Состоит из трех частей: выполнение работы, профессиональное развитие, общественная служба. Каждая из частей строится по единой схеме. Библиотекарь в повествовательной форме характеризует свою работу по каждому направлению и прилагает подтверждающие документы. Затем его руководитель оценивает проделанную работу, объясняя, какое значение имели задачи, реализованные благодаря деятельности данного сотрудника. Здесь же могут комментироваться нуждающиеся в улучшении или изменении стороны работы библиотекаря. В заключение каждой части библиотекарь высказывает свои размышления по поводу сделанных руководителем оценок и может выразить свое отношение к его комментариям. Обзор подписывается обеими сторонами, одна копия остатся у библиотекаря, вторая — у руководителя, а оригинал после прохождения ряда инстанций становится частью персонального файла библиотекаря, хранящегося в кадровой службе библиотек университета. Annual Review рассматривается как одно из средств управления персоналом.

О назначении на должность сотрудник уведомляется так скоро, как это возможно. В случае отказа он получает копию решения и имеет право опротестовать его. Процедурная сторона процесса прохождения документов отработана во всех деталях.

При продвижении по службе учитываются те же три направления деятельности сотрудника: выполнение работы, профессиональное развитие и общественная служба. Первое из них оценивается с помощью отзывов супервайзоров и сотрудников библиотеки, тесно связанных по работе с кандидатом на продвижение. Для оценки второго направления кандидат должен представить следующие документы: список членства в профессиональных ассоциациях, документы об образовании, копии лекций и сообщений на научных конференциях, данные о составе участников конференций, копии научных и(или) творческих публикаций, краткое изложение стажировок, грантов, наград и других специальных отличий. Здесь же следует представить определенную программу своего будущего профессионального развития. Третье направление — общественная служба — оценивается по таким материалам: список библиотечных комитетов, в которых участвует сотрудник, с кратким описанием его действий и вклада в работу комитетов; список университетских комитетов в таком же аспекте; список региональных, национальных и международных профессиональных и научных организаций; список общественных должностей; копии программ конференций и семинаров названных комитетов и организаций (выборка относящихся только к данному кандидату страниц); документы, подтверждающие преподавательскую деятельность в отделах библиотеки и других организациях; краткое изложение проектов, в которых сотрудник принимал участие как консультант. Для всех трех направлений актуален принцип "Качество вклада более важно, чем простое количество".

Служебная лестница продвижения к должности библиотекаря в университетской библиотеке следующая: Affiliate Librarian — Assistant Librarian — Associate Librarian — Librarian. Первое продвижение — от Affiliate Librarian к Assistant Librarian — обычно базируется на хорошем выполнении обязанностей и перспективах профессионального развития и общественной деятельности. Шаг на вторую ступень — Associate Librarian — предполагает отличное выполнение служебных обязанностей, превосходящее средние стандартные требования; вторыми по значимости критериями здесь выступают профессиональное развитие и общественная деятельность. Наконец, для получение должности библиотекаря — Librarian — необходимы превосходные профессиональные качества и выполнение всех направлений работы на уровне, который способны достичь лишь немногие в библиотеке.

Увольнение в американской библиотеке определяется как недобровольное окончание пребывания в должности, не связанное с выходом на пенсию, или отказом от должности по инициативе самого сотрудника, или отказом в должности при попытке получить Tenure-Track Appointment. Оно может произойти по причинам некомпетентности сотрудника, его серьезных личных или профессиональных проступков, а также в случае экстраординарной финансовой необходимости сокращения штатов. Ни один сотрудник не может быть уволен без личной беседы с представителем администрации, в ходе которой обсуждаются вопросы его профессиональной пригодности и финансовой ситуации в библиотеке. Если увольнение неминуемо, о нем сообщается за год в письменной форме. Исключение — случаи серьезных личных проступков, когда сотруднику дается краткое письменное уведомление за десять дней до увольнения. По получении уведомления ему должны предоставить возможность быть выслушанным. Если в период увольнения исполнение им служебных обязанностей грозит нанести вред кому-либо, сотрудник отстраняется от должности; заработная плата на этот период сохраняется.

Завершая достаточно детальное рассмотрение вопросов кадрового менеджмента в университетской библиотеке США, вполне сознательно воздержусь от каких-либо попыток обобщения в форме неких общих принципов. Сейчас эти принципы можно легко найти в любом переводном учебнике по менеджменту. Представляется, что практикам российского библиотечного дела может оказаться интересен именно фактографический слой информации по этому направлению, как бы реальное воплощение постулируемых теоретических основ работы с персоналом в деятельности кадровой службы и администрации конкретной американской библиотеки.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России