Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.6:024.6+025:65.011.56

Красильникова И.Ю.

Межбиблиотечный абонемент
и электронная доставка документов

Службы МБА занимают значительное место в доставке необходимой информации из различных информационных учреждений и организаций, являются важным средством в обеспечении функционирования общего информационного и научно-технологического пространства [1]. В настоящее время из-за слабого финансирования многие библиотечные учреждения вынуждены осуществлять выборочное комплектование фондов. В этой ситуации актуализируются проблемы сохранности и безопасности библиотечных фондов. Возрастают требования к улучшению качества обслуживания, расширяется спектр предоставляемых услуг, поэтому далее уже невозможно использовать только старые, традиционные формы обслуживания.

Сегодня во всем мире резко повысился спрос на оперативную информацию. Новая информационная технология и техника позволяет осуществлять информационное обеспечение ученых и специалистов на более высоком уровне.

В настоящее время расширяется круг пользователей современными базами данных, электронными сводными каталогами и крупными универсальными электронными сетями, например Интернет, OCLC, PICA, JASON и др. При подключении к этим сетям и системам потребитель может быстро и легко найти нужную информацию, передать запрос. Однако традиционные методы доставки значительно снижают оперативность доведения необходимой информации до пользователя. Это несоответствие можно преодолеть с помощью использования новейших электронных технологий, программных продуктов, соответствующего оборудования. Существуют три условия для оперативного выполнения запросов по МБА: быстрое определение места хранения документа, срочная передача запросов, оперативная доставка документов потребителю. Все это может обеспечить электронная форма передачи запроса и доставки документов. Электронная доставка документов (ЭДД) уже давно существует и успешно развивается в МБА развитых зарубежных странах.

Терминологические словари и ГОСТ 7.26—80 "Библиотечное дело. Основные термины и определения" дают следующие определения: межбиблиотечный абонемент — одна из форм обслуживания читателей, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов на определенный срок и основанная на взаимном использовании фондов библиотек страны по определенным правилам; доставка литературы или, если взять шире, доставка документов — это совокупность процессов, осуществляемых по специально утвержденной технологии для получения литературы и других документов в различные фондохранилища, а также по запросам абонентов [2, 3]. Исходя из этого, противопоставлять традиционный МБА и ЭДД не следует, поскольку абоненты и предметы — заказы, оригиналы изданий и копии, с помощью которых происходит процесс, одни и те же. Цели и задачи — оперативное обеспечение необходимой информацией, отсутствующей в том или ином информационно-библиотечном учреждении — одинаковые. Функции этих двух форм обслуживания идентичны: получить запрос, зарегистрировать, найти требуемый источник, решить вопрос о виде предоставления документа абоненту, оплате и способе направления его потребителю и др. ЭДД — тот же МБА, но на более качественном уровне, другими стали возможности, приемы, способы. Внедрение ЭДД в работу МБА расширяет границы последнего.

В настоящее время в США, Великобритании, Нидерландах и других странах существует множество современных служб распространения электронной информации, использующих новейшую информационную технику. Доставка копий заказчику осуществляется в большинстве случаев за 24 часа [4]. На страницах печати [5] приведен сравнительный анализ четырех крупных служб доставки документов: BLDSC (Центр выдачи копий документов Британской библиотеки), INIST (Институт научной и технической информации Франции), фирмы UnCover (США); ArticleFirst и ContensFirst (OCLC). Рассмотрены следующие показатели: простота обращения к службе, полнота фондов, скорость передачи документов, разнообразие вариантов выдачи и заказов, качество обслуживания пользователей, цены. Отмечено, что идеальная система передачи документов должна сочетать полноту фондов BLDSC и INIST, скорость и качество передачи и обслуживания пользователей двух других систем.

Сегодня в обслуживании абонентов по МБА необходимо использовать ЭДД как одно из перспективных направлений развития в обеспечении информационных запросов всех пользователей на базе имеющихся информационных ресурсов. Современный МБА в ряде зарубежных стран превращается в отрасль доставки документов [6]. России это еще предстоит сделать, используя зарубежный опыт и накапливая собственный.

Предпосылки для практического внедрения ЭДД в библиотеках России уже существуют. К ним относятся: создание и использование сводных электронных каталогов, различных баз данных, доступ к Интернет, электронные варианты бланк-заказов МБА, электронная почта, сканирование документов и др. В 1998 г. OCLC обобщил результаты эксперимента по получению изданий и копий по МБА OCLC, проведенного на базе пяти библиотек европейской части Российской Федерации. Эта служба в США очень оперативно выполняет запросы, используя сводные и электронные каталоги, базы данных (до 86% запросов по первому требованию). Существует электронная форма заказа. Кроме того, есть возможность индивидуально оформить заказ каждому читателю через службу First Search. Оплата за услугу производится электронным путем.

Участвовавшие в эксперименте российские библиотеки — РНБ, библиотека Технического университета С.-Петербурга, БЕН РАН, РГБ и Национальная библиотека Карелии — подготовили 260 заказов, из которых, согласно условиям, отобраны для передачи только 50. По отзывам участников эксперимента, работать было очень удобно, но мешало отсутствие валютных счетов у российских библиотек, отключение в России факсов на ночное время, не всегда хорошее качество копий и др. Для американских партнеров неудобство заключалось в том, что заказы направлялись вслепую, так как нет российского сводного электронного каталога. Сроки доставки из России — длительные (2—3 недели); необходим специальный почтовый канал. Американские коллеги высказали пожелание получать российские книги на постоянной основе. Мнение коллег обеих стран — сотрудничество стоит продолжить.

Новые возможности получения зарубежной информации появились и в других библиотеках страны. К примеру, в ГПНТБ СО РАН открылся класс Интернет для широкого использования мировых информационных ресурсов читателями; возможность заказывать через Интернет копии журнальных статей из ряда зарубежных библиотек Германии, Франции, Нидерландов, США. Издательство Springer Verlag предоставило ГПНТБ СО РАН доступ через Интернет к полным текстам статей, опубликованным более чем в 200 журналах этого издательства. Можно ознакомиться со списком журналов, имеющих электронную версию, а также с содержанием отдельных выпусков и рефератов статей.

Успешно развивается сотрудничество ГПНТБ СО РАН с Баварской библиотекой Германии. Заказы направляются в Германию по Интернет, а копии документов поступают на бумажных носителях по почтовым каналам. К тому же сроки выполнения запросов более сжаты. За последние полгода приступили также к передаче информации файлами.

ГПНТБ СО РАН совместно с ИНИОН РАН проводит работу по электронной доставке копий документов. Всем пользователям ГПНТБ СО РАН предлагается оперативная доставка копий источников из фондов ИНИОН РАН по вопросам экономики, демографии, философии, социологии, праву, политологии и др. Срок выполнения заказов от 24 до 48 часов. Возможна доставка копий первоисточников любой тематики из фондов библиотек Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска и США в течение недели. Копии выполняются редактором Word 6.0 и высылаются по электронной почте или с использованием программы FTP в Интернет. При отсутствии у абонента собственной электронной почты заказать и получить копию на дискете или бумаге можно в ГПНТБ СО РАН.

В работе по ЭДД в ИНИОН РАН и ГПНТБ СО РАН возникают различные трудности — организационные, технические, технологические, финансовые и психологические [7]. В ходе их преодоления накапливается как положительный, так и отрицательный опыт, который позволит выработать технологию работы, определить необходимую техническую базу, уровень квалификации сотрудников для организации службы МБА и ЭДД.

Возможности, предоставляемые различными организациями ГПНТБ СО РАН, пока распространяются только на получение информации от других. Чтобы осуществить передачу информации по запросам абонентов электронным путем из ГПНТБ СО РАН, необходимо иметь соответствующее современное дорогостоящее оборудование, обучить персонал, провести функциональную и структурную перестройку, согласовать вопросы взаимосвязи и взаимодействия с различными подразделениями, учреждениями и организациями.

ЭДД имеет особое значение для ГПНТБ СО РАН — регионального координационного центра МБА в Сибири и на Дальнем Востоке. В число абонентов МБА ГПНТБ СО РАН входят 75 НИУ Сибирского отделения РАН, расположенных в различных городах Сибири, а также более 700 организаций, учреждений и предприятий всего региона. Оперативность получения запросов из любой точки мира и их выполнение — существенный фактор при нынешнем слабом пополнении фондов библиотеки.

В МБА ГПНТБ СО РАН успешно используется электронная почта; ежегодно увеличивается поток запросов абонентов, поступающих электронным путем. По итогам 1997 г. он составил 3 700 (11% от всего годового объема) запросов, поступивших из 20 организаций. Круг их постоянно расширяется. Заказы читателей ГПНТБ СО РАН направляются в другие библиотеки страны по электронной почте.

Для развития МБА и ЭДД ГПНТБ СО РАН предпринимает пока первые шаги. Существующую службу МБА необходимо модернизировать.

Опыт использования автоматизированных режимов работы в крупных библиотеках России свидетельствует о том, что в целом в стране организационные вопросы не решаются на первом этапе: не существует единых планов, проектов, технологий и технического оснащения для быстрого и успешного проведения этого важного и трудоемкого направления работы. К сожалению, не используются типовые разработки, международные протоколы и стандарты. Каждая библиотека на свое усмотрение добывает разнообразное, порой устаревшее оборудование, набирает штат инженеров и программистов, которые составляют собственные програмы с учетом местных условий. Поэтому отдельные локальные разработки и системы невозможно совместить и широко использовать.

Для дальнейшего развития МБА и успешного внедрения технологий электронной доставки документов библиотекам России необходимо учесть негативный опыт прошлого и предпринять ряд организационных мер:

  • Создать координационный и методический орган по вопросам развития межбиблиотечного абонемента и доставки документов;

  • Решить организационные задачи, связанные с определением функций МБА в условиях использования современных информационных технологий как внутри каждой библиотеки, так и между ними;

  • Разработать типовой набор технических средств, оборудования и программно-прикладных программ для всероссийских и региональных центров МБА;

  • Довести до сведения руководителей библиотек, являющихся центрами МБА, общую программу или проект развития МБА и доставки документов на основе использования новейших технологий и современного оборудования;

  • Трансформировать МБА и превратить его в отрасль доставки необходимых документов при коллективном взаимоиспользовании информационных ресурсов, скоростных средств связи, различных электронных сетей, систем и др.

Реализация вышеизложенных организационных мер позволит оперативно решать вопросы обслуживания абонентов и читателей, согласовывать действия, применять стандартные подходы.

Список литературы

1. Соглашение о создании межбиблиотечного абонемента государств — участников СНГ // Информационный бюллетень РБА. 1997. № 8. С. 40—42.

2. ГОСТ 7.26—80 Библиотечное дело. Основные термины и определения. М., 1983. 13 с.

3. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. / РАН. Б-ка по естественным наукам. М., 1995. 268 с.

4. Черный А.И., Гиляревский Р.С. Информационное обеспечение ученых: современные системы и методы // НТИ. Сер. 1. 1995. № 7. С. 1—12.

5. Bauwens Michel. Document Supply Services: How well do They Really Deliver? // Inf/World Rev. 1994. № 89. P. 14—16.

6. Корниш Г.П. Меняющийся мир доставки документов: пробл. задачи и достижения // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 3-й Междунар. конф. "Крым-96" (Форос; Ялта, Авт. Респ. Крым, Украина, 1—9 июня 1996 г.) М., ГПНТБ России, 1996. Т. 2. С. 33—37.

7. Глухов В.А., Лаврик О.Л. Электронная доставка документов в России: в начале пути // Теория и практика общественно-научной информации. 1997. Вып. 13. P. 111—120.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России