Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 002(410)

Мур Н.

Национальная стратегия Великобритании
в области информации

Доклад на 4-м Европейском Коллоквиуме в Билефельде(ФРГ), февраль 1998 г.

За последние несколько лет во всем мире наблюдаются беспрецедентные попытки сконструировать рамки информационной стратегии, которые позволили бы управлять переходом в общество с интенсивным использованием информации (информационно-интенсивное общество). Эта активность является непосредственной реакцией на существенные изменения в обществе, привносимые развитием информационных и коммуникационных технологий.

Гонка за информационной политикой охватила как большие страны (США, Япония), так и малые (Сингапур, Люксембург), как индустриально развитые (Австралия, Швеция), так и развивающиеся (Таиланд, Малайзия). Она наблюдается и в капиталистических (Канада, Корея), и в социалистических странах (КНР, Вьетнам). За последние пять лет все эти страны попытались собрать воедино наборы программ и проектов, основные цели которых — стремление помочь стране извлечь максимальные преимущества из возможностей, открываемых технологическими продвижениями, и в то же время избежать нежелательных последствий этих технологических разработок.

Подход к достижению названных целей в различных странах содержит одни и те же основные элементы. Обычно это три отдельных этапа. Прежде всего надо оценить значимость происходящих перемен, определить слабые места, а также возможности, которые можно было бы раскрыть. На следующем этапе можно сформулировать представление о том типе общества и экономики, которое могло бы вдохновить нацию. Полезно отметить, что во многих странах наиболее крупные политики серьезнейшим образом вовлечены в разработку этих идей. И на завершающем третьем этапе нужно идентифицировать действия, необходимые для достижения поставленных целей (предложить механизм и порядок реализации идей переустройства общества).

В то время как подходы весьма похожи друг на друга механизмы реализации и разработанные основы политики существенно отличаются. В некоторых странах решили выполнять программу в рамках и силами исполнительных органов правительства: например в Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии, если говорить о Европе; этим же путем пошли Япония и Сингапур. Работа выполняется межведомственными группами министров и государственных служащих, часто под руководством премьер-министра. В других странах работа делегирована экспертному совету, состоящему из специалистов различных областей экономики — тех, кто будет наиболее затронут грядущими изменениями. Хороший пример такого подхода — Швеция, Австралия и Канада.

Третья группа стран соединила оба подхода, привлекая к работе экспертные советы из специалистов, но при этом сохраняя ответственность за разработку политики за исполнительными органами. Именно так поступил Европеский Союз. Этот же подход принят в США, где существует Наблюдательный совет по Национальной информационной инфраструктуре, дающий экспертные оценки для Специальной группы по национальной информации.

Подход Великобритании. Мы в Британии считаем формальный подход к формулированию политики не очень удобным, некомфортным, слишком обязывающим и твердым. Вместо этого мы отдаем предпочтение более эволюционному подходу, который предусматривает разработку нескольких стратегий, линий действий и реакций на отдельные проблемы; это дает возможность остановиться, понаблюдать и приспособиться к новым обстоятельствам, если нужно.

Одним из следствий такого неформального подхода является отсутствие единственного документа, в котором была бы целиком и полностью изложена национальная политика Великобритании. Вместо этого придется рассматривать достаточно широкий набор действий и идей, содержащихся в ряде документов. Всегда остается вопрос идентификации происходящего. Один из инструментов, который мы могли бы использовать в нашем анализе программ и проектов, — матрица направлений иссследования, составленная в помощь специалистам Европейской Комиссии при разработке программ в области информации. Она включает три ясно различимых направления разработок: промышленное, организационное, социальное.

Промышленное направление касается информационного сектора экономики. Здесь проблема состоит в том, чтобы быть уверенным в готовности этого сектора эффективно реагировать на растущие потребности в информации и столь же эффективно бороться за место на быстро растущем мировом рынке информационных продуктов и услуг.

Понятие информационного сектора экономики условно можно представить состоящим из трех частей: содержания, доставки и обработки. Содержательная часть — создание, разработка и эксплуатация интеллектуальной собственности. В значительной мере это печатная и издательская индустрия. Доставка опирается на передачу данных по каналам телекоммуникаций и вещания и соответственно опирается на эти отрасли экономики. Обработка информации включает аппаратные и программные средства, средства вычислительной техники.

Организационное направление информационной политики касается использования информации как некоего корпоративного ресурса в государственных и частных секторах экономики.

В частном секторе информация повсеместно воспринимается как средство повышения потенциала, увеличения производительности, и в более общем контексте — улучшения конкурентоспособности фирмы. Выгода может быть получена самыми разнообразными путями: автоматизация заметно снижает административные расходы; более глубокое использование информации может стимулировать внедрение новой техники и ускорить разработку новых продуктов; маркетинговые исследования и сравнение с достижениями других фирм позволят более точно определить место продукта и более эффективно его продвигать; информация о потенциальных покупателях и мотивации покупательского поведения помогут снизить риск, в особенности в финансовом секторе.

Использование информации в государственном секторе весьма существенно может помочь организациям понизить стоимость, повысить качество и эффективность работы в целом.

Способность корпоративных учреждений увеличить эффективность и производительность во многом скажется и на общем уровне конкурентоспособности страны.

Социальное направление разработок заключается в изучении того, как использование информации сказывается на уровне качества повседневной жизни, его повышении. Некоторые проблемы представляют общенациональную значимость, например доступ к информации, обеспечивающий эффективное функционирование системы демократии в данной стране. Другие вопросы могут носить и более частный характер, например маркировка пищевых продуктов, чтобы люди могли выбрать наиболее соответствующий их здоровью продукт.

Существенным моментом при распространении социальной информации является обеспечение для гражданина возможности выбора; обеспечение отчетности коллегиального органа перед гражданами; пользование той информацией, которая им необходима как членам общества, и самое главное — участие в процессе демократического управления обществом. На каждом из этих трех направлений можно определить четыре их пересекающих элемента: информационные технологии, рынки информации, трудовые ресурсы, нормативно-правовые вопросы.

Информационная технология пронизывает все стороны нашей жизни и предполагает развитие на всех направлениях. Возможно, наиболее фундаментальные моменты касаются проблемы обеспечения всеобщего доступа к технологиям и в частности к телекоммуникации. Помимо этого остаются вопросы разработки средств навигации и других программ, обеспечивающих эффективное применение технологии; нужно ли эти вопросы решать рыночными способами или правительство обязано поддерживать соответствующие исследования и разработки?

Рынки информации. Концепция информационных рынков содержит в себе нечто большее, чем просто покупка или продажа информации. Вопросы разработки политики касаются более широких проблем обмена информацией, речь идет об интерфейсе между поставщиком и потребителем. Значительная часть информации действительно продается на коммерческих началах — принято считать, что годовой объем проданной информации в Европе составляет более 150 млрд экю; но еще больший объем информации предоставляется на условиях "бесплатно на месте использования" (т.е. без права перепродажи). Информация, предоставляемая библиотеками, консультационными бюро, правительственными департаментами, больницами, другими организациями и отдельными лицами, составляет существенную часть нашей деловой и социальной жизни; и нам необходима политика, обеспечивающая эффективную работу всех систем информации.

Трудовые ресурсы — ключевой момент развития информационного общества. Идет ли речь об обеспечении информационной индустрии достаточным количеством соответственно обученных специалистов, или о способности управленцев работать в условиях возросшего потока информации, или о том, могут ли люди правильно интерпретировать самые свежие порции статистических данных относительно результатов школьных экзаменов — человеческий фактор будет критической детерминантой успеха или провала попытки Британии превратиться в информационное общество.

Правовое регулирование. Законодательство и регулирование необходимы для создания формальной структуры, в которой существует информационное общество. В некоторых случаях достаточно обновить существующие законы с учетом возникших реальностей, в других требуется разработать новые законы, укрепляющие дорогу к информационному обществу.

Путем размещения перечисленных выше направлений в горизонтальных строках, а вышеназванных элементов — в столбцах можно сконструировать матрицу, позволяющую анализировать существующие наработки политики, выявлять несоответствия и конфликтующие элементы, отыскивать недостающие звенья.

 

Направления

Элементы

Информационная технология

Рынки
информации

Трудовые ресурсы

Правовое регулирование

Промышленное

       

Организационное

       

Социальное

       

С помощью этой матрицы можно проанализировать набор политик и инициатив, составляющих основу Британского плана построения информационного общества.

Промышленная политика

В самом широком смысле цель промышленной политики состоит в развитии и поддержке информационного сектора национальной экономики, который должен удовлетворять потребности в информации различных отраслей народного хозяйства и успешно конкурировать на мировом рынке, формируя положительное сальдо товарообмена. Вследствие идеологической позиции правительства консерваторов в Британии не существует сильной государственной промышленной инфраструктуры; этот вопрос предоставлен свободной стихии рынка и частному капиталу. Однако имеются и некоторые преимущества. Ранняя приватизация компании Бритиш Телеком — British Telecom (хотя она и проводилась по другим причинам) обеспечила нас эффективной телекоммуникационной системой, компанией, готовой успешно конкурировать на мировом рынке. И наоборот, у нас фактически не имеется сильных, конкурентоспособных компаний в производстве вычислительной техники и мы полностью зависим от импорта.

Столь же незначительна государственная поддержка развитию тех отраслей, которые производят информацию. Действительно, ВВС считается одной из ведущих телевизионных компаний мира во многом благодаря британской традиции государственного телевещания. В то же время успешная работа наших издательств и компаний по обработке финансовых данных объясняется скорее повсеместным распространением английского языка, центральным положением финансовых рынков Лондона в мире и сообразительностью международного братства издателей, а не какой-либо государственной поддержкой.

Времена меняются и, возможно, мы еще увидим более сильную промышленную политику в будущем. Заметны признаки того, что Департамент торговли и промышленности в 1998 г. проявлял активность в своей программе поддержки коммуникаций и информационной индустрии; можно надеяться, что и далее правительственная поддержка информационного сектора будет высоко приоритетной. Подтверждением этому может служить последняя Зеленая Книга по интеллектуальной собственности, содержащая предложения по смягчению некоторых ограничений, что облегчит доступ издателей к государственной информации и данным. Кроме того, в докладе, подготовленном Библиотечно-информационной комиссией, четко определена национальная стратегия и сформулированы задачи, стоящие перед библиотеками и информационными службами в преддверии информационного общества.

Однако существует не так уж много наработок, которые можно было бы отнести к элементам национальной политики в том, что, возможно, очень скоро станет критическими элементами национальной промышленной структуры.

Организационная политика

Задача состоит в том, чтобы стимулировать предприятия как общественного, так и частного сектора проводить более интенсивную политику использования информации как ресурса для повышения производительности труда, улучшения качества продукции и более полного удовлетворения запросов покупателя. Отчасти речь идет о стимулировании широкого применения информационных технологий, но по сути — о необходимости использовать информацию для управления.

В этом направлении проделана значительная работа. На самом высоком уровне предыдущее правительство разработало программу "Инициатива информационного общества", которая поддержана и нынешним правительством. Эта программа ставит амбициозные цели внедрения информационных технологий в практику работы малых и средних предприятий. Хотя задачи ставятся грандиозные, денег под них выделяется недостаточно, поэтому и результаты будут незначительными.

Указанная правительственная инициатива поддержана программой "Информационные технологии для всех", рассчитанной на интересы отдельных личностей и локальных групп.

В 1996 г. правительство опубликовало Зеленую Книгу, где изложило свои планы по переводу некоторых государственных услуг в электронную форму. Сейчас завершен этап консультаций и определяются основные положения развития тех видов услуг, которые окажут наибольшее влияние на бизнес; отрабатывается взаимодействие с Парламентским офисом по науке и технике.

Такого рода программы, однако, являются лишь предисловием к серьезным организационным изменениям, которые потребуют значительных усилий и времени.

Социальная политика

По мере усложнения структуры общества все более возрастает роль информации. Людям нужна информация для того, чтобы сделать правильный выбор при покупке товаров и услуг, в особенности при пользовании общественными (государственными) услугами, такими, как здравоохранение, образование. Людям также нужна информация относительно их прав и обязанностей, чтобы они могли определять свой выбор и играть более активную роль в обществе. Кроме того, информация является необходимым атрибутом гражданского демократического общества, позволяющим осуществлять демократический выбор, контроль как за политиками, так и за государственными службами.

Вышеупомянутая программа "Информационная технология для всех", в частности, предполагает обеспечить реализацию этих функций путем большей информированности локальных сообществ и общественных организаций. Правительственная программа развития электронной технологии также послужит повышению роли информации в общественной жизни и должна устранить барьеры, связанные с незнанием технологии.

Совсем недавно Библиотечно-информационная комиссия опубликовала долгосрочный план по развитию обслуживания в публичных библиотеках в направлении формирования библиотечной сети, которая смогла бы удовлетворить потребность в общественно значимой информации. Вряд ли финансовые потребности, связанные с реализацией данного предложения, удастся удовлетворить; однако и провозглашение таких целей само по себе полезно.

В Великобритании имеется также уникальный ресурс в виде независимой консультационной службы (Бюро советов гражданам); никакая другая страна не имеет столь развитой системы агентств, отвечающих общественным нуждам. Местные отделения этой сети поддерживаются муниципальными органами, центральное бюро получает гранты Департамента торговли и промышленности.

При всем этом нам нужно внести изменения как в поставку информации, так и в ее использование на социальном уровне. Такие перемены должны происходить достаточно решительно, чтобы избежать формирования целого класса людей, разочарованных и обессиленных из-за своей неспособности использовать информацию.

Информационная технология

В этой области правительство старается решить две проблемы: создать эффективную технологическую инфраструктуру и обеспечить условия для наиболее эффективного использования технологии.

Многие комментаторы указывают, что проблемы инфраструктуры в основном решены и не требуют особой заботы правительства. Вычислительная техника вполне доступна, цены снижаются по мере развития рынка. Программное обеспечение уже повсеместно рассматривается как товар, который можно недорого купить в готовом виде, а не разрабатывать под специфические нужды той или иной организации. В принципе можно было бы попечалиться о том, что лишь немногие британские компании играют ключевую роль в этом сегменте рынка, но изобилие дешевого импортного товара гонит печаль прочь.

Инфраструктура телекоммуникаций хорошо развита и может удовлетворить растущие требования. Приватизация компании British Telecom и поддержка компаний, выпускающих кабельную продукцию, существенно оживили инвестиции в инфраструктуру. Потребность в дальнейшем развитии может удовлетворяться без вмешательства правительства. Сейчас внимание сконцентрировано на использовании технологических достижений.

Трудовые ресурсы

Изменение подходов к использованию информации и развитие способности граждан к применению информационных технологий является важнейшим элементом при строительстве информационного общества. Наибольших усилий требует изменение образования и системы переподготовки.

На уровне начальной и средней школ уже многое сделано такими агентствами, как Национальный совет по технологиям образования, который начал широкое внедрение компьютеров в школьную практику. Конечно, школы стеснены в средствах. У них нет и, возможно, никогда не будет достаточного количества современных компьютеров; многие школы не могут предоставить ученикам постоянный доступ в Интернет. Тем не менее основа создана и продолжает наращиваться.

В дальнейшем усилия будут сосредоточены на развитии навыков переработки информации. В этом направлении должны быть скорректированы школьные программы. Мы должны быть уверены в том, что будущие поколения выпускников школ смогут легко овладевать информационными технологиями, имея базовое представление об обработке информации.

Можно говорить и об определенном прогрессе в высшем образовании. Университеты и колледжи значительно расширили свои возможности по обработке цифровой информации.

Конечно, необходимо работать с теми, кто закончил школу или университет давным-давно. Общепризнано и закреплено в докладе экспертов Европейской комиссии 1997 г., что информационное общество будет и обществом непрерывного обучения. С этой точки зрения весьма приятно видеть широкомасштабные проекты, подобные "Инициативе супермагистралей", выдвинутой Департаментом образования и занятости и поддержанной проектом Национальной сети обучения, которая должна соединить все школы и другие организации образования и предоставить доступ для людей, участвующих в программах непрерывного образования. Эти шаги, а также и другие (например идея Промышленного университета), создадут базу для постоянного обучения, столь необходимого в ближайшем будущем.

Развитие таких систем образования стимулируется планами правительства привлечь средства Национальной лотереи. Это предложение предполагает создание двух источников финансирования. "Фонд новых возможностей" будет предоставлять значительные средства для подготовки библиотекарей и учителей методам информационной технологии, а Национальный фонд науки, техники и искусств намеревается стимулировать занятость в этой сфере и переподготовку в этих творческих областях.

Рынки информации

Цели состоят в том, чтобы в интересах потребителя создать правильно функционирующий информационный рынок, избежать монополизации рынка одним-двумя участниками, поддержать инициативу и предпринимательство, облегчить вхождение в этот рынок новых участников. Опыт показывает, что достичь этих целей далеко не просто.

Имеются примеры того, как давление на рынок со стороны немногих ключевых участников заставило изменить политику, изначально направленную на защиту интересов широких кругов потребителей. Попытки удержать стабильность розничных цен на книжном рынке оказались шагом в пользу крупных издателей и книготорговцев за счет малых компаний и ухудшили возможности выбора для покупателя. Такие же примеры можно найти, изучая благие намерения законодательства о защите интеллектуальной собственности и практику применения слияний и монополизации в некоторых компаниях. В Великобритании положение дел с авторским правом на мультимедийные продукты хуже, чем во многих других странах.

Достижения Британии в области регулирования телекоммуникационных и радиовещательных компаний намного более заметны. Вовремя проведенная приватизация British Telecom привела к тому, что нам пришлось учиться работать в условиях стимулирования конкуренции, поддержки новых компаний, защиты потребителя. Может, и не все сделано правильно, однако наши уроки изучаются при формировании рынка в Европе. Возможно, будут учтены наши шаги по регулированию.

Зеленая Книга по авторскому праву (1998 г.) является попыткой упорядочить взаимоотношения между владельцами массивов публичной информации и информационной отраслью промышленности; в этом смысле речь идет об устранении препятствий на пути развития рынка информации.

Правовое регулирование

Эффективно функционирующее информационное общество должно опираться на законодательную базу и государственное регулирование. Информационная промышленность нуждается в разработке эффективного законодательства в области авторского права; учреждениям необходима четкая законодательная защита и законные рамки, в которых могла бы функционировать электронная коммерция. Гражданам нужен набор интеллектуальных прав, помогающих существовать в условиях информационного общества.

В этом направлении правительство проявляет недюжинную активность. Права интеллектуальной собственности пересмотрены для того, чтобы соответствовать изменившемуся технологическому уровню. Несмотря на то, что прогресс в этом направлении налицо, требуется постоянный контроль и корректировка.

Аналогичным образом пересматривается Закон о защите данных с учетом развития технологии. Концепция защиты данных впервые разработана под эгидой Совета Европы; соответствующая Конвенция о правах человека Европейского Совета включает в себя ряд прав личности. Важнейшим является право на конфиденциальность частной жизни.

Следует также отметить весьма значительные изменения в отношении к реализации права на официальную информацию. В 1980-е гг. мы добились права на получение информации от органов здравоохранения и от некоторых местных органов управления. Сейчас, в конце 1990-х гг. мы можем предполагать дальнейшее развитие законодательства в плане предоставления доступа к информации о центральном правительстве. Эти недавно обретенные права все вместе создают так называемую четвертую корзину (четвертый набор) гражданских прав, определяющих отношения между гражданами и государством в информационном обществе.

Все, похоже, идет к тому, что следующий доклад (Зеленая Книга) об улучшении работы правительства будет во многом посвящен взаимоотношениям граждан с общественными и государственными службами, в первую очередь через совершенствование обмена информацией.

Из этого краткого обзора видно, что разработка информационной политики осуществляется типично британским образом. У нас нет достаточно твердой позиции, которая создавала бы базу для последующей скоординированной разработки согласованных рамок проведения технической политики. Скорее мы видим разрозненный набор реакций и действий правительства на те или иные проблемы. Нет координации и не существует какого-либо цельного подхода. Невозможно также понять, как вписывается тот или иной конкретный шаг в общую картину или какое воздействие окажет этот шаг на остальные элементы системы.

Существует неугасимая вера в то, что рыночная стихия сможет сформировать развитие Британского информационного общества. Однако и за встречными аргументами не надо далеко ходить. Вспомним о политике, касающейся развития радиовещания. У нас, возможно, лучшая в мире государственная радиовещательная система, однако рынок вовсе не являлся локомотивом в ее развитии. Сейчас в новом правительстве не столь трепетное отношение к частному сектору и могуществу рыночных сил. Налицо все признаки того, что Кабинет проводит более эффективную координацию развития и гармонизацию направлений развития. Мы также начинаем извлекать пользу из более доброжелательного отношения к Европейскому Союзу. Европейская комиссия совершенно ясно отдает приоритеты развитию информационного общества и это направление с годами становится все более заметным в работе объединенной Европы. Несомненно, эта позиция стимулирует разработку соответствующих планов и в Великобритании.

В апреле 1998 г., через 2 месяца после Билефельдской конференции Британское правительство опубликовало документ " Наш информационный век: взгляд правительства", в котором собраны воедино многие изложенные здесь инициативы и представлены пять принципов плана развития:

1. Трансформация образовательных программ с целью развития навыков работы с информацией.

2. Предоставление доступа к информации все более широкому кругу граждан, устранение различия между теми, кто имеет или не имеет возможности доступа.

3. Поддержка соревновательности и конкуренции для ускорения прогресса в этой области с целью более полного удовлетворения запросов, создания рабочих мест и экономического развития.

4. Неустанная забота о качестве обслуживания, достижение передовых позиций в этом направлении.

5. Модернизация работы правительственных учреждений с целью применения новых технологий для формирования более удобного и качественного обслуживания граждан.

Полный текст этого документа доступен по адресу

www.number10.gov.uk.public/info/release/publications/finalver.zip

 

 

 

 

НАШИ АВТОРЫ

Васильев Алексей Викторович — научный сотрудник БЕН РАН

Власова Ирина Николаевна — гл. библиотекарь Ижевской центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова

Власова Светлана Александровна — кандидат технических наук, ст. научный сотрудник БЕН РАН

Глушановский Алексей Валерианович — ст. научный сотрудник БЕН РАН

Жданова Тамара Анатольевна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН

Иванова Анастасия Юрьевна — зав. сектором БАН при Институте озероведения РАН

Каленов Николай Евгеньевич — зав. отделом системных исследований БЕН РАН

Красильникова Ирина Юрьевна — зам. руководителя ЦКО по МБА ГПНТБ СО РАН

Макилвейн Айя Цецилия — профессор, директор Школы библиотечных, информационных и архивных исследований в Лондоне, главный редактор УДК, Великобритания

Митчел Джоан — редактор ДКД, издательство OCLC Forest Press, Вашингтон, США

Мур Ник — председатель компании Акумен, Великобритания

Павлова Лия Павловна — заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник ГПНТБ СО РАН

Суворова Валерия Михайловна — кандидат педагогических наук, зав. научно-организационным отделом ЦНСХБ РАСХН

Уважаемые читатели!

ГПНТБ России проводит подписку на наш сборник на весь 1998 г. Стоимость годовой подписки 120 000 руб., не считая НДС. Заказ можно выслать по адресу: 103919, Москва, Кузнецкий мост, 12, комн. 313. Отдел распространения изданий ГПНТБ России; тел. 292-55-70.

Желающие могут оформить подписку непосредственно в ГПНТБ России.

Образец заказа:

З А К А З

на сборник "Научные и технические библиотеки" на 1998 г.

От кого

Адрес телефон

(обязательно укажите 6-значный почтовый индекс)

Подписная плата в сумме (прописью)

НДС от подписной суммы

Всего к перечислению

Перечислено с расчетного счета №_

из отделения Госбанка города

на расчетный счет ГПНТБ России

№ 40503810000001005736 в АКБ "Бизнес", г. Москва

БИК 044583478,

корреспондентский счет 30101810600000000478

ИНН 7702058702

Код отрасли по ОКОНХ 95180

Код организации по ОКПО 02734443

Платежным поручением №___________от__________199 г.

Копия заказа остается в бухгалтерии подписчика.

Печать

Руководитель организации

Гл. бухгалтер


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России