Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.7

Тартаковская Г.И.,
Аббакумова Н.П.

Методическая работа вузовских библиотек

Опыт библиотек сельскохозяйственных
вузов России.

Методическая работа сегодня — одно из наиболее уязвимых направлений библиотечной деятельности.

Ряд объективных и субъективных факторов социально-экономического характера повлияли на сокращение штата методистов и соответствующих подразделений в большинстве библиотек сельскохозяйственных вузов.

На наш взгляд, основа и содержание методической работы видоизменились. Если раньше она носила обязательный характер, регламентируемый официальными документами, то в настоящее время — строится на рекомендательных принципах.

Непосредственными организаторами методической работы в библиотеках сельскохозяйственных вузов являются методические советы, в состав которых входят заведующие отделами и ведущие специалисты. Советы решают не только практические вопросы деятельности всех структурных подразделений библиотеки, но и организационно-методические — для библиотек сельскохозяйственных учреждений города, области.

Несмотря на ветры перемен, стратегические направления методической деятельности в библиотеке вуза актуальны. К ним мы относим:

  • анализ и обобщение деятельности подразделений;

  • изучение и внедрение новых информационных технологий, средств связи и телекоммуникации;

  • совершенствование технологических процессов;

  • составление организационно-технологической документации;

  • организацию мероприятий по повышению квалификации сотрудников;

  • консультационную и методическую помощь.

Методическая работа — это искусство управлять интеллектуальными, организационными и технологическими ресурсами библиотеки. Специалисты, занимающиеся этой работой, являются менеджерами, способными соединить науку с практикой. Составная часть методической деятельности — стратегическое планирование, т. е. планирование основных направлений деятельности библиотеки, определение четких целей каждого подразделения и координация их действий. Главная задача стратегического планирования — создание и поддержание соответствия между целями деятельности библиотеки и ее потенциальными возможностями.

Анализ статистических данных, планов и других документов подразделений (метод контроля за деятельностью библиотеки) раскрывает работу в динамике, объективно свидетельствует о достижениях за определенный период, выявляет проблемы, которые необходимо решать, позволяет судить о качестве работы. Метод контроля — не формальность, а культура труда.

Это сознают многие библиотеки и уделяют ему значительное внимание. Например, в библиотеке Великолукской государственной сельскохозяйственной академии (ГСХА) ежемесячно проводится анализ работы секторов и отделов, в библиотеке Челябинского государственного агроинженерного университета (ГАУ) — анализ основных статистических сведений, в библиотеке Башкирского (ГАУ) — сравнительный анализ работы отделов по дневникам и планам.

Метод контроля поднимает качественный уровень библиотечной работы и способствует оперативному решению текущих проблем.

Непросто изучить и внедрить в практику новые информационные технологии, новые формы и методы работы. Это направление методической деятельности требует профессиональной подготовки. Необходимо оглянуться назад, проанализировать имеющееся, отобрать лучшее, опробовать в существующих условиях, чтобы новые информационные технологии не только дали эффективный результат в работе библиотеки, но и повысили технологическую культуру.

В 1990 г. библиотека Воронежского ГАУ приступила к автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Отдел автоматизации организовал циклы занятий по компьютеризации библиотечных процессов и изучению операторской работы. В настоящее время создана локальная сеть, которая подключена к сети вуза. С целью обмена опытом и повышения квалификации сотрудники отдела автоматизации посещали библиотеки города, других вузов, ЦНСХБ РАСХН, участвовали в проводимых ею семинарах по автоматизации. Отдел разработал 11 инструкций для внутреннего пользования, в которых представлена новая технология ряда библиотечных процессов.

Правильный выбор пути и методическое обеспечение способствовали внедрению компьютерных технологий.

Важное направление методической деятельности вузовских библиотек — постоянное совершенствование работы с учетом многолетнего опыта.

Методические советы постоянно рассматривают результаты научных исследований и разработок, повышающих качество работы, принимают решения, способствующие их более оперативному внедрению в подразделениях библиотеки. Новшества, вносимые в технологические процессы, находят свое методическое обеспечение в форме регламентирующей документации.

Сейчас в библиотечной печати появляются статьи о том, что в 1970—1980-х гг. методические центры жестко требовали от библиотек составления регламентирующей и нормативной документации на библиотечно-библиографические процессы, что привело к заорганизованности работы библиотек. Переосмысливая сегодня прошлый практический опыт, библиотеки не только перерабатывают, редактируют имеющиеся документы, приспосабливая их к современным условиям, но и создают новые (Воронежский ГАУ, Чувашская ГСХА, Оренбургский ГАУ и др.).

Постоянному совершенствованию деятельности вузовской библиотеки способствует и система повышения квалификации кадров. Ведущими формами стали наставничество, внутрибиблиотечные семинары, научно-практические конференции, обзоры специальной литературы, кольцевая почта, деловые игры, конкурсы мастерства, практикумы. Их организация — чрезвычайно трудоемкая работа, требующая профессионализма и знаний. И здесь не последнюю роль играют вузовские и городские методические объединения. Например, библиотека Челябинского ГАУ уделяет значительное внимание индивидуальному обучению и наставничеству. Новые сотрудники проходят обучение на рабочих местах; для молодых специалистов организуются "круглые столы", семинары. В библиотеке Воронежского ГАУ работает "Школа молодого библиотекаря", проводятся ежегодная научно-практическая конференция "Слово о нашей профессии", деловые игры ("Сегодня Вы — библиограф", "Вырабатываем профессионализм"), конкурсы мастерства, обзоры специальных журналов, новых изданий по специальности, экскурсии в библиотеки и др.; по кольцевой почте библиотекари получают новую литературу. Тщательно продумана система повышения квалификации в библиотеке Чувашской ГСХА, в которую входят: участие в общебиблиотечных мероприятиях города (конференциях, семинарах, "круглых столах", конкурсах); работа методических объединений вузовских библиотек; занятия по внедрению новых информационных технологий; повышение общеобразовательного уровня сотрудников. В режиме ИРИ обслуживаются все ведущие специалисты библиотеки; проводятся обзоры литературы, экскурсии в библиотеки города.

Консультации компетентных специалистов, их реальная помощь в усвоении определенных методических или технологических решений — широко распространенное направление методической работы в библиотеках сельскохозяйственных вузов. В консультациях по актуальным вопросам деятельности библиотек заинтересованы как отдельные работники, так и коллективы.

В 1997 г. библиотека Челябинского ГАУ провела 234 консультации, 10 методических совещаний в отделах, на которых обсуждались вопросы, вызывающие трудности в работе.

Вузовские и городские методические объединения вносят значительный вклад в повышение квалификации библиотечных работников, осуществляя свою деятельность через секции по важнейшим направлениям библиотечной практики. В их работе активное участие принимают библиотеки сельскохозяйственных вузов, на базе которых проводятся практикумы. Так, сотрудники библиотеки Пермской ГСХА организуют и руководят занятиями секции вузовских библиотек по справочно-библиографической работе. Библиотека Ставропольской ГСХА возглавляет областной методический центр вузовских библиотек.

Большинство вузовских библиотек в 1970—1980 гг. на общественных началах создали и возглавили объединения сельскохозяйственных библиотек города, области; оказывали консультативную и методическую помощь в форме рекомендаций. Несмотря на плохое финансирование, кадровые проблемы, некоторые библиотеки и сейчас продолжают эту деятельность (Самарская ГСХА, Чувашская ГСХА и др.). На своих семинарах и консультациях они постоянно помогают решать вопросы, вызывающие у библиотекарей наибольшие затруднения.

Библиотека Чувашской ГСХА курирует библиотеки средних специальных учебных заведений области. В 1997 г. им высланы материалы по переоценке основных фондов, об участии во Всероссийском смотре-конкурсе по экологическому просвещению; организован "День открытых дверей" — комплексное мероприятие, включающее стажировки в отделах библиотеки, оказание методической и практической помощи в проведении "Дня кафедры", "Дня заочника", составлении документов по списанию литературы, обслуживанию пользователей; рекомендации по организации платных услуг.

Постоянному совершенствованию работы вузовских библиотек способствует ЦНСХБ РАСХН — научно-методический и информационный центр.

Сеть сельскохозяйственных библиотек сформировалась к 1960 г. На ЦНСХБ были возложены функции научно-методического руководства всеми научными библиотеками страны сельскохозяйственного профиля. На 01.10.98 г. сеть ЦНСХБ представляют 720 библиотек сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, вузов, ссузов, школ и институтов повышения квалификации специалистов АПК России, в том числе 58 библиотек вузов с 4 филиалами. Штат библиотек вузов — 1040 человек.

ЦНСХБ проводит прикладные исследования по библиотековедению, библиографоведению и информатике, координацию научно-методической и практической деятельности библиотек по важнейшим проблемам информационно-библиотечного обслуживания сельскохозяйственной науки и производства; оказывает справочно-информационную и методическую помощь библиотекам в работе с документами, пропагандирует и внедряет новейшие информационные технологии, участвует в ряде проектов (Программа поддержки российских научных библиотек, проект Libweb и др.).

В системе АПК создается информационно-консультативная служба (ИКС) по аналогии со службой экстеншен (exstension), существующей во многих развитых странах. Цель создания ИКС — помочь сельскому товаропроизводителю наиболее эффективно вести хозяйство, использовать достижения научно-технического прогресса. ЦНСХБ включилась в разработку тематических документографических баз данных и электронных изданий в целях создания ядра информационных ресурсов ИКС на региональном уровне.

ЦНСХБ организует совещания, семинары, стажировки, дни повышения квалификации по различным направлениям информационно-библиотечного обслуживания.

Система изданий ЦНСХБ, предусматривающая наиболее полное и оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, включает указатели текущей и ретроспективной научно-вспомогательной библиографии, пособия рекомендательного характера, справочно-информационные материалы и биобиблиографические указатели.

ЦНСХБ продолжает оставаться одной из немногих крупнейших библиотек России, выпускающих методические пособия для библиотек сети.

Научно-методическая деятельность на протяжении длительного периода переживала свои взлеты и падения. В разные годы методистами были наиболее опытные специалисты библиотечных коллективов.

Добиться повышения эффективности и качества библиотечной работы невозможно без научно-методической деятельности. Методы и формы научно-методической работы должны основываться на результатах научно-исследовательской работы методического центра, методических объединений и т. д., а также критического осмысления самими библиотеками всего нового, что вносит в жизнь библиотечная мысль.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России