Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
К 200-летию со дня рождения
А.С. Пушкина

УДК 069

Каратыгина Т.Ф.

Ученый-библиотекарь С.М. Куликов
разгадывает тайну последнего прижизненного
портрета А.С. Пушкина

Деятельность ученого-библиотекаря Сергея Михайловича Куликова (1885—1973) уже неоднократно освещалась в различных публикациях, в том числе и на страницах сборника "Научные и технические библиотеки" [15 ]. В них, в частности, рассказывалось о С.М. Куликове как авторе идеи создания в Москве национальной научно-технической библиотеки, реализованной в 1918 г. (Общество "Московская техническая библиотека") и получившей дальнейшее развитие в деятельности библиотек ВСНХ, а затем ГНБ, ГПНТБ СССР—России, как исследователе чтения технической литературы рабочими в дооктябрьский период.

С.М. Куликов — выпускник Высшего Императорского технического училища (впоследствии МВТУ им. Н. Баумана), с юности до глубокой старости органично соединял в себе, как это всегда было присуще лучшим представителям русской инженерно-технической интеллигенции, две составляющие человеческого бытия: научно-техническую и гуманитарно-просветительскую. Причем вторая его ипостась, осмысливаемая им (вслед за российским философом И.А. Ильиным) как основа для формирования русского национального характера, нацеленного на использование знаний с позиций воли, совести и веры, в интересах своего отечества, наиболее ярко проявилась у С.М. Куликова тогда, когда он, выйдя на пенсию, сотрудничал со специалистами ведущих научно-технических библиотек страны, а также МГИК—МГУК при изучении проблем развития технических библиотек, являлся консультантом ГПНТБ СССР и ВПТБ.

В этой статье хочется рассказать еще об одной грани творческих изысканий С.М. Куликова.

Последние пять лет жизни ученого были освещены звездой А.С. Пушкина, разгадкой тайны последнего прижизненного портрета поэта кисти И.Л. Линева, экспонируемого в С.-Петербурге в Музее-квартире на Мойке, 12. Тогда С.М. Куликов совершил, пожалуй, главное свое открытие, которое, как и все, имеющее отношение к памяти нашего национального гения, будет существовать вечно, до тех пор пока "в подлунном мире жив будет хоть один пиит".

В отличие от широко известных портретов поэта работы О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.Ф. Соколова (в годы их создания крупные события в культурной жизни Москвы и Петербурга, о которых уже тогда много спорили, говорили, писали), о предсмертном портрете А.С. Пушкина, резко контрастирующем с перечисленными по манере изображения — он написан хотя и непрофессиональной, но сочувствующей рукой — и настроению портретируемого, как бы предчувствующего свою скорую трагическую кончину, мы не знали почти ничего вплоть до начала 1970-х гг. Не знали когда, при каких обстоятельствах, по чьей инициативе написан портрет, не знали ничего об авторе: ни кто он, ни его точное имя-отчество. Ответы на эти вопросы дал ученый-библиотекарь С.М. Куликов в статье "Материалы о И.Л. Линеве — авторе портрета А.С. Пушкина" [6].

К этому открытию С.М. Куликова привела работа над биографией его учителя — незаурядного человека и изобретателя Александра Логиновича Линева (1842—1918), представителя старинного дворянского рода, подвижника и революционера, знакомого с К. Марксом, А. Герценом, П. Кропоткиным, Э. Войнич и др. С.М. Куликов сумел увлечь 36 библиографов Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина поисками материалов о семье Линевых. Один из них и указал на автора портрета А.С. Пушкина. Невольно напрашивалось предположение о родственных связях обоих Линевых — И.Л. и А.Л. — Логиновичи — отчество, многократно повторяющееся в роду Линевых. (Позднее С.М. Куликов установил, что Александр Логинович — прямой внук И.Л. Линева.)

Далее ученый приходит к обоснованному заключению, что И.Л. Линев был художником-любителем, поскольку его имя не значилось ни в одном справочнике о художниках. Благодаря этому логическому подходу, как отметила Е. Павлова, зав. отделом изобразительных фондов Государственного музея А.С. Пушкина, "Куликов пошел по правильному пути и прояснил очень многое" [7].

Лабораторию поисков ученого (которые он вел вместе со своей дочерью — И.С. Куликовой, искусствоведом, доктором философских наук, не только в Москве, Ленинграде, но и в имении Линевых в г. Устюжне Вологодской области) очень подробно обрисовал журналист Евграф Кончин, посвятивший куликовской Пушкиниане ряд статей в газетах и сборниках, в том числе и в книге "Загадки старых картин", вышедшей уже после смерти С.М. Куликова [8].

В этой книге на с. 19 упоминается и о моем небольшом участии в прояснении вопроса о том, как и где мог познакомиться А.С. Пушкин с будущим автором своего последнего портрета, кем мог быть представлен поэту неизвестный живописец. В марте 1970 г. мне удалось наконец-то выкроить время, чтобы осуществить свое давнее намерение — прочитать книгу "И.С. Тургенев в воспоминаниях современников" [9]. Просматривая по сугубо библиотечной привычке все, вплоть до примечаний к тексту и сносок, я обнаружила следующее. В примечаниях на с. 39 указано: "В 1836—1837 годах Тургеневы жили в Петербурге по адресу: Литейная часть 3-го квартала, в доме Линева, номер 17". Теперь это Итальянская улица. Позднее мы с моим дядей — старым петербуржцем — многократно бывали в этом доме. Но никто из нынешних жильцов каких-либо Линевых, увы, не помнил...

Интересно, что помимо моего ленинградского родственника, С.М. Куликов вовлек в свои поиски и других представителей северной столицы, в первую очередь тех, кто в известной мере могли считаться родственниками А.С. Пушкина. В частности, корреспонденткой С.М. Куликова стала сестра гимназической подруги моей мамы по Григоровской гимназии в г. Костроме — Татьяна Львовна Пушкина-Яковлева, которая приходилась праправнучкой двоюродному брату матери будущего великого поэта — Надежды Осиповны Пушкиной — Александру Юрьевичу Пушкину (1777—1847), судье Костромского Совестного Суда, коллежскому советнику. Будучи очень дружна со своим кузеном, она и сыну дала в его честь имя Александр.

Итак, логическая схема поисков и выводов С.М. Куликова, опирающаяся на его многочисленные кропотливые изыскания, выглядит примерно так. И.Л. Линев — владелец дома в Петербурге, где в 1836—1837 гг. жила семья Тургеневых. Василий Андреевич Жуковский, бывавший у Тургеневых как их добрый знакомый и сосед по Спасскому-Лутовинову и видевший работы хозяина дома, заказал И.Л. Линеву портрет А.С. Пушкина. Предположив это, С.М. Куликов относит в адрес И.Л. Линева две следующие записки В.А. Жуковского к А.С. Пушкину, датированные условно январем—мартом 1936 г. Первая — "... Не забудь, что ты у меня нынче будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать...", вторая — "... А завтра (в субботу) жду тебя так же непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец и ты должен с полчаса посидеть под пыткой его животворной кисти". (А.С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 16. Изд. АН СССР, 1948, с. 100).

Косвенным подтверждением связи И.Л. Линева с приводимыми записками является краткий, но как всегда меткий и емкий отзыв А.С. Пушкина о каком-то (не линевском ли?) портрете, содержащийся в записке к В.А. Жуковскому: "Посылаю тебе мою образину". ("Искусство", 1972, № 8, с. 67, примеч. 20). Очень вероятно, что вместе с этой запиской А.С. Пушкин вернул В.А. Жуковскому присланный ему для ознакомления линевский портрет поэта, также вероятно, что этот портрет (как, впрочем, и все рисованные с него) ему не понравился, поскольку столь обнаженно передавал переживаемую им трагедию.

Пушкин И.Л. Линева резко выделяется из всех прижизненных изображений поэта. Начиная с первого исследователя данного пушкинского портрета С. Либровича [10], многие исследователи характеризовали это отличие словами: "совершенно натурально", "без прикрас", а С.М. Куликов назвал глубокой реалистичностью, сочувствием. Эта правдоподобность в большой мере объясняется сутью личности живописца — вологодского помещика, дворянина, многие представители рода которого обладали талантами к живописи, героя войны 1812 г., награжденного именным оружием, независимого и не конъюнктурного, чуждого льстивого угождения и светских фарисейских условностей. И, как представляется, именно эти качества позволили И.Л. Линеву донести до потомков пусть не слишком искусной, но искренней и любящей кистью образ великого современника.

Какова дальнейшая судьба портрета? После смерти В.А. Жуковского его сын отдал кому-то линевский холст. В конце концов портрет попал к артисту Л.Л. Леонидову, который, как можно предположить, не придавал полотну никакого значения. Да и что было приятного в этой сильно потускневшей, пострадавшей от времени картине, на которой еле-еле различались черты лица! Поэтому и посчитали ее плохой копией с Кипренского, поэтому и находилась она в полной заброшенности.

Позднее портрет осмотрел директор Александровского музея Н.Н. Гартман, нашел его оригинальным и захотел приобрести, но Л.Л. Леонидов передал полотно в дар. Когда живопись отмыли, увидели прекрасную работу; открылись на холсте и инициалы автора — "И.Л.". Обратились в Эрмитаж, работники которого признали автором картины И.Л. Линева. Обнародовав эти сведения, С. Либрович, к великому сожалению, не обратился по свежим следам в Эрмитаж, чтобы допытаться, кто же непосредственно из эрмитажных специалистов установил имя автора и на основе каких материалов.

До исследования С.М. Куликова этот отмеченный, по словам И.Э. Грабаря, "дурною славою" портрет так и оставался неразгаданной загадкой. И хотя вокруг него и сейчас еще много неясностей (некоторые современные исследователи оспаривают расшифровку инициалов "И.Л." как "Иван Линев" или повторяют возникшую еще во времена С. Либровича и многократно реанимируемую и отвергаемую версию о том, что портрет создавался тогда, когда поэт лежал на смертном одре [13 ], и художник "доводил" образ, пользуясь своими жизненными наблюдениями, в течение нескольких лет после кончины А.С. Пушкина), тем не менее до сих пор, как представляется, куликовское решение "линевского вопроса" наиболее интересно, глубоко и обоснованно.

В подтверждение версии С.М. Куликова можно привести еще два свежих факта. Прежде всего, в 1999 г. опубликована книга вологодского писателя В.И. Аринина "Неразгаданные тайны А.С. Пушкина" (напомним, что Вологодчина — родина И.Л. Линева), где автор портрета поэта выведен как одно из главных действующих лиц.

Имя неутомимого ученого-библиотекаря, исследователя и подвижника (с показом его фотографии) было озвучено в России, странах СНГ и Балтии 10 февр. 1999 г., в день 162-й годовщины со дня гибели А.С. Пушкина, в передаче Центрального телевидения (канал ТВ-6, ТСН), где на фоне зрительного ряда — С.-Петербург; последняя квартира поэта на Мойке, 12, ее интерьер — была воссоздана гипотеза С.М. Куликова относительно разгадки линевского портрета.

И вновь, и вновь многие имели возможность, вслед за ученым-библиотекарем, профессором Сергеем Михайловичем Куликовым обратить внимание на то, сколь правдиво показана на полотне душевная драма последних месяцев жизни А.С. Пушкина, проникнуться переживаниями мятущейся души русского национального гения, столь созвучными нашим — в конце уходящего сурового ХХ века.

Список литературы:

1. Каратыгина Т.Ф. История технических библиотек в СССР: Учебник. М.: Книга, 1981. С. 34,43.

2. Каратыгина Т.Ф. Деятельность Общества электротехников по созданию литературы для рабочих. // Науч. и техн. б-ки СССР. 1970. № 6. С. 7—10.

3. Каратыгина Т.Ф. Московская техническая библиотека: /Страничка истории/ // Там же. № 10. С. 3—7.

4. Каратыгина Т.Ф. Ученый-библиотекарь Сергей Михайлович Куликов // Там же. 1971. № 9. С. 3—6.

5. Каратыгина Т.Ф. Грезы о Музее национальной научно-технической библиотеки России. // Науч. и техн. б-ки. 1998. № 9. С. 49—68.

6. Куликов С.М. Материалы о И.Л. Линеве — авторе портрета А.С. Пушкина. // Искусство. 1972. № 8. С. 63—67.

7. Павлова Е. Неизвестный портрет Пушкина. // Учительская газета. 28 нояб. 1972 г.

8. Кончин Е. Загадки старых картин. М.: Знание, 1979. С. 3—19.

9. И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. Т. 1. М., 1959. С. 39, 480.

10. Либрович С. Пушкин в портретах. СПб., 1890. С. 62—63.

11. Зильбернштейн И.С. Вступительная статья к книге "А.С. Пушкин и его литературное окружение. Портреты и рисунки", вып. 1. М., 1938. С. 14.

12. Милюков П. Живой Пушкин /1837—1937/. Историко-биографический очерк / Сост., подгот. текста и коммент. М.Д. Филина. М.: Эллис Лак, 1997. 416 с. (О И.Л. Линеве и его портрете — см. с. 22, 253, 342)

13. Попова Н.И. Музей-квартира А.С. Пушкина. Филиал Всесоюзного музея А.С. Пушкина. Л.: Лениздат, 1989. С. 20.

14. Аринин В.И. Неразгаданные тайны Пушкина. М.: Современник, 1999. 269 с.: ил. (Под грифом "Секретно").

 

НАШИ АВТОРЫ

Аббакумова Нина Петровна — кандидат педагогических наук, ученый секретарь ЦНСХБ РАСХН

Авраева Юлия Борисовна — кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Республики Бурятии, доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Артемьева Елена Борисовна — кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник ГПНТБ СО РАН

Артисевич Вера Александровна — директор Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, академик Международной академии информатизации, почетный гражданин Саратова

Гугля Людмила Васильевна — зав. отделом автоматизации и маркетинга научно-технической библиотеки Сибирского государственного университета путей сообщения

Дергилева Татьяна Владиславовна — гл. библиотекарь ГПНТБ СО РАН

Каратыгина Татьяна Федоровна — доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры

Клюев Владимир Константинович — кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии информатизации, профессор Московского государственного университета культуры

Маслова Александра Николаевна — кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник БАН

Суворова Валерия Михайловна — кандидат педагогических наук, зав. научно-организационным отделом ЦНСХБ РАСХН

Тартаковская Галина Иосифовна — ст. научный сотрудник ЦНСХБ РАСХН

 

Москва, 1999


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России