Home page | Каталоги и базы данных

УДК 002-052

Полищук М.А.

Характер информационных потребностей
читателей сегодня

Результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. ЦГБ им. Н.А. Некрасова среди жителей Ижевска.

В мае—октябре 1998 г. социологической службой ЦГБ им. Н.А. Некрасова и студентами философско-социологического факультета Удмуртского государственного университета проведено исследование информационных потребностей жителей Ижевска. Его цель — выявление информационных потребностей читателей муниципальных библиотек города.

Объектом исследования стали посетители библиотек и эксперты — специалисты централизованной библиотечной сети. Естественно, такой выбор сужает круг изучаемых потребителей информации, поскольку автоматически исключается часть населения, не пользующаяся библиотеками как источниками информации; но его можно считать обоснованным, так как по данным предыдущих исследований читателем муниципальной библиотеки является приблизительно каждый седьмой житель города.

Основные задачи исследования:

  • определить основные социально-демографические группы читателей;

  • установить, какого рода информация необходима сегодня жителям города;

  • выявить, для каких целей нужна требуемая информация;

  • найти причины недостатка информации;

  • узнать отношение респондентов-читателей к введенным платным услугам.

Сначала были проанализированы результаты предыдущих опросов читательских аудиторий и литература по библиотековедческим исследованиям, проведен экспертный опрос специалистов библиотек. Дальнейшее изучение проводилось методом анкетирования по систематической бесповторной выборке среди читателей библиотек с помощью анкетного опроса реальных читателей ЦБС Ижевска. В процессе исследования опрошены 400 посетителей библиотек.

В результате интервьюирования экспертов и последующего обсуждения с ними различных проблем, касающихся изучения потребностей населения в разнообразного рода информации, установлено, что на первом месте стоят потребности в социально-бытовой информации. Эту проблему считают насущной все респонденты-эксперты. На втором месте — проблемы, связанные с подготовкой к учебе и преподаванию (72% респондентов). Третью позицию занимает потребность в информации документально-правовой сферы (63%). Основными потребителями информации, предоставляемой библиотеками, эксперты считают учащихся различных учебных заведений (отмечено всеми респондентами); государственных служащих, в том числе учителей (54% ответов) и пенсионеров (45%).

Анализ данных, полученных в процессе опроса посетителей библиотек, позволил найти ответы на все основные вопросы, касающиеся задач исследования. Результаты представлены в табл. 1—7.

Таблица 1

Социально-демографический состав читателей

Основные группы читателей

Доля от общего числа ответивших, %

Учащиеся всех уровней обучения

60

Пенсионеры

9

Рабочие

7

Работники сферы образования

7

Инженерно-техн. работники

5

Работники культуры и искусства

5

Безработные

4

Домохозяйки

3

Таблица 2

Распределение читателей по доходам

Среднемесячный доход на каждого
члена семьи, руб.

Доля от общего числа
ответивших, %

до 200

11

200—300

15

300—400

22

400—500

16

500—600

9

600—700

5

700—800

3

800—900

2

900—1000

5

Свыше 1000

4

Нет ответа

8

Таблица 3

Тематика информационных потребностей читателей

Тема

Доля от общего числа ответов, %

Психология

33

История

32

Искусство

24

Культура

22

Религия, мистика

19

Право

18

Здравоохранение

16

Наука, просвещение

14

Политика

12

Биология

11

Таблица 4

Использование информации

Цель

Доля от общего числа ответов, %

Расширение кругозора

72

Учеба

57

Отдых, развлечения

41

Работа

28

Повышение квалификации

19

Решение социально-бытовых проблем

10

Другие

3

Таблица 5

Распределение используемой информации по видам
(указана доля от общего числа ответов, %)

 

Вид
информации и литературы

Цели использования информации

Расширение кругозора

Учеба

Повышение квалифи-кации

Работа

Развлечения, отдых

Решение социально-бытовых проблем

Общественно-политическая    

3

4

6

2

Научно-техническая

9

5

14

10

5

1

Научно-популярная

27

14

4

8

14

2

Оперативно-деловая

7

9

4

6

3

1

Оперативно-бытовая

3

3

2

3

2

2

Учебная

30

37

9

12

13

5

Продолжение табл. 5

 

Вид
информации и литературы

Цели использования информации

Расширение кругозора

Учеба

Повышение квалифи-кации

Работа

Развлечения, отдых

Решение социально-бытовых проблем

Художественная

41

25

9

12

29

5

На иностранных языках

9

8

3

4

5

1

Справочная, фактографическая

6

5

3

4

4

2

Таблица 6

Мнения о причинах неудовлетворения
информационных потребностей

Причины недостатка информации

Доля от общего числа ответов, %

Технические трудности с получением информации

1

Материал занят другим читателем

18

Информация устарела

21

Информации недостаточно для удовлетворения запроса

27

Отсутствие информации

33

Таблица 7

Отношение читателей к платным услугам,
предоставляемым библиотекой

 

Название платной услуги

Количество выразивших согласие

в абсолют. числах

в процентах
к общему числу
ответивших

Книги на ночь

91

23

Книги на выходные дни

163

41

Ксерокопирование

242

61

Платный абонемент

43

11

Экскурсии по библиотеке

7

2

Индивидуальное информирование

38

10

Групповое информирование

7

2

Набор текста на компьютере

100

25

Распечатка на принтере

126

32

Выполнение справок по нескольким изданиям

23

6

Продолжение табл. 7

 

Название платной услуги

Количество выразивших согласие

в абсолют. числах

в процентах
к общему числу
ответивших

Составление списков литературы

29

7

Заказ издания по телефону
на следующий день

69

17

Проведение дней информации,
дней специалиста

13

3

Проведение тематических вечеров, праздников

28

7

Продажа авторских сценариев

23

6

Платный абонемент сценариев

20

5

Написание сценариев по заказу

30

8

Доставка литературы на дом

47

12

Организация выставок — просмотров литературы для организаций

14

4

Экспонирование авторских работ в стенах библиотеки

10

3

Использование теле-
и видеотехники

67

17

Изготовление макетов пригласительных билетов, афиш

31

8

Консультации по правилам пользования каталогами, картотеками

21

5

Результаты исследования показали, что посетители библиотек Ижевска проявляют особый интерес к информации, касающейся различных гуманитарных дисциплин (табл. 3), а не к информации по экономической и политической тематике, как предполагалось ранее. Судя по целям использования информации (табл. 4 и 5), библиотеки можно считать одним из центров образования и досуга.

Большинство читателей — люди с относительно невысокими доходами (табл. 2), но платные услуги, введенные библиотекой, не вызывают у них негативных эмоций. Наиболее нужными оказались ксерокопирование (готов платить 61% респондентов), выдача книг из читального зала на выходные дни (41%), набор текста на компьютере (25%).

В результате исследования выявились некоторые недостатки в работе библиотек. Так, по мнению экспертов и читателей, информации, которая имеется в библиотеке, недостаточно для удовлетворения потребностей читателей, и к тому же она очень быстро устаревает. Кроме того, причиной информационной неудовлетворенности читателей является и то, что библиотечные фонды пополняются очень медленно вследствие недостаточного финансирования. Читатели вынуждены посещать другие информационные учреждения (различные архивы и компьютерные центры — 62%) и пользоваться библиотеками родственников и друзей (49%).

Проведенное исследование показало необходимость расширения и совершенствования сферы услуг в области, связанной с предоставлением разного рода информации с первоочередной ориентацией на потребителя.


Copyright © 1995-99 ГПНТБ России