Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Киселева Т.Г.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Гуманизация образования — гуманизация жизни

Разработка проблем гуманизации высшей школы сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная научная проблема. Ее решение зависит от интеллектуального климата эпохи, доминирующих ценностей, мировоззренческих устремлений, богатства, многообразия духовных потребностей общества.

Мы не ставим своей задачей обоснование актуальности, логики и специфики социально-гуманитарного образования, его аксиологической ориентации в контексте исторической либо современной жизни общества. Впрочем, целостное рассмотрение сущности гуманитаризации, гуманизации высшей школы, технологии реализации поставленных проблем заняло бы слишком много времени. Остановимся лишь на некоторых аспектах этой проблемы.

Во главу угла ставятся гуманитаризация, гуманизация высшего образования, гуманизация личности студента. Вне этой своеобразной триады говорить о реальном совершенствовании общественной жизни вряд ли возможно. Однако, с одной стороны, продолжает сказываться мода на развитие "технологического" мышления, с другой — государство склонно финансировать в первую очередь те дисциплины и те сферы, где экономическая отдача бывает быстрой и ощутимой.

Обучение в высшей школе, по нашему глубокому убеждению, должно происходить, если можно так выразиться, в пространстве культуры. Ведь если факт множественности культур на планете, поразивший воображение наших современников, рассматривается в качестве одного из парадигмальных открытий на стыке двух тысячелетий, культурологическая основа высшего образования становится абсолютно необходимой. Это относится не только к вузам гуманитарного направления, где подобный подход достаточно очевиден, но, разумеется, и к вузам естественного и научно-технического профиля.

Несомненно, выпускник университета должен быть образован разносторонне, поскольку нулевые знания в областях, не связанных с его родом занятий, не позволят ему стать профессионалом.

Гуманизация жизни предопределяет необходимость формирования у студента потребности не только в образовании, но и в альтруизме как жизненно необходимой философии в современном тревожном мире.

Утверждается новое понимание науки не только как института и особой формы общественного сознания, но и как мировоззренческого социально-культурного феномена; гуманистический компонент все более проникает в самое основание науки. Пришло время, когда теория Человека стала ведущей, основополагающей в современном знании.

Мы рассматриваем гуманизацию образования как шаг к внедрению новой гуманистической идеологии в обществе.

Под термином гуманизация мы понимаем приобщение студенчества к выработанной обществом системе ценностей, прежде всего — так называемых вечных (общечеловеческих) ценностей, имеющих решающее значение для человека, его выживания и развития. Это в конечном итоге — приобщение к здоровым моральным устоям, к этике, господствующей "здесь и сейчас", в пределах современного социума, в рамках нашей цивилизации.

И все же этика этике рознь, да и понимание моральных императивов, даже в пределах одного времени и одного общества, может разительно не совпадать. Но мы настаиваем на гуманистическом подходе — в противовес весьма распространенному в мире неверию в гуманизацию, равно как и взглядам, построенным на мистическом восприятии мира, в котором человеку отводится пассивная "зависимая" роль.

Не проста судьба гуманитарной составляющей в системе вузовской науки гуманитарной составляющей. Занимавшая некогда "царственное" положение, она к концу XIX — началу ХХ столетия была основательно потеснена науками точными, техническими, естественными. Здесь четко и недвусмысленно сказалось веление времени. Но уже к середине века стало ясно: приоритет сугубо "физической" подготовки при снижении удельного веса знаний, несколько иронически отнесенных к "лирике", отнюдь не безобиден. С того времени вопрос о роли гуманитарного знания в системе образования приобрел особое звучание.

Действительно, гуманизм пережил нелегкие времена, особенно в бурном, часто безжалостном ХХ веке, но в целом гуманистическая система воззрений, подходов и действий "обречена" на исторически длительное и плодотворное существование, возможно — на бессмертие. Сегодня уже не требуется специальных доказательств того, что само существование нашего завтра зависит от признания ценности человека как личности, его гуманизации, утверждения права на свободное развитие и проявление способностей, заботы о благе человека как критерия оценки общественных отношений и социального прогресса.

В концепции гуманизации профессиональной подготовки специалистов предлагается двухаспектное целеполагание: общепрофессиональное развитие и профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств. Это взаимосвязанные процессы, поскольку цель образования рассматривается прежде всего как самоактуализация и самореализация личности. Ведущими компонентами гуманизации высшей школы выступают ориентации на ценностно-смысловое и нравственно-эстетическое содержание обучения, внесение в образовательный процесс элементов духовной самобытности и реальной самодеятельности. За этим стоит осознанное стремление к новому качеству подготовки специалистов.

В этой связи представляет интерес проект создания Международной школы библиотековедения, информационных технологий и культуры, разработанный Московским государственным университетом культуры и искусств совместно с Международным библиотечным информационным и аналитическим центром.

Цели создания школы: повышение квалификации практиков и преподавателей по ряду учебных программ различного уровня; обеспечение подготовки бакалавра и магистра библиотечного дела, информационных наук, культурологии.

Основные направления школы: организация учебного процесса; разработка методических материалов, учебных пособий и программ; международный обмен научными и учебно-методическими материалами; проведение научных конференций, "круглых столов", семинаров среди специалистов; знакомство с культурой страны пребывания.

Среди учебных программ, предлагаемых слушателям: информационно-ознакомительная программа для иностранных библиотечных специалистов; многопрофильная программа по библиотечным и информационным технологиям России; целевые программы библиотечно-информационного профиля (по каталогизации, сохранению и резервации фондов, новым информационным технологиям в библиотеках, архивах, музеях, информационному менеджменту и маркетингу в России и др.); программа интенсивного изучения русского языка; цикл программ по российской литературе, культуре, народному традиционному творчеству и др. В данном проекте отражены основные составляющие концепции гуманизации профессионального образования и развития специалистов.

Выделим еще два составных положения, необходимых в современной цивилизации. Это прежде всего овладение способностью ориентироваться в сложных социокультурных проблемах. И второе — овладение комплексом социокультурного знания, его практическим применением через навыки и способности передачи социокультурного опыта.

Высшая библиотечно-культурологическая школа России, несмотря на отсутствие полнокровного финансирования ее деятельности, активно внедряет комплекс гуманитарных дисциплин, гуманизирует образовательное пространство, гуманизирует человека. Формированию гуманистической позиции способствует утверждение у молодежи чувства здорового оптимизма, веры в свои силы, устойчивое восприятие жизненных ситуаций. Проведенное в нашем вузе анкетирование показало: на вопрос "С каким настроением вы смотрите в будущее?" 75,8% студентов ответили, что настроены на оптимистический лад и выходят из стен университета с ощущением надежды на реализацию своих жизненных планов. О тревоге и неуверенности сообщили 14,7% респондентов, а 0,4% опрошенных воспринимают будущее со страхом и отчаянием.

Конкретной социально-гуманистической основой образования выступает сохранение и увеличение приема студентов, аспирантов, докторантов на бюджетной основе, доступность образования, социальная поддержка всех работников и обучающихся в высшей школе, государственная поддержка образования, науки, культуры.

Важно подчеркнуть ответственность каждого преподавателя за отбор материала для лекционных и семинарских занятий. Мироощущение педагога, отношение к студентам, коллегам, просто к людям — это составляющие его личности. И вдвойне опасно, если преподаватель агрессивен по самой своей природе, негативно и пренебрежительно относится к окружающим.

Рассматривая лишь некоторые аспекты фундаментальной проблемы гуманизации образования, мы считаем возможным отметить, что речь идет, по существу, о новой философии высшей школы, об исчерпанности прежней системы в условиях изменившегося общества.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России