Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Покровская О.В.

Российская государственная юношеская
библиотека, Москва

К высокой гуманитарной культуре
через экологическое сознание

В формировании экологического сознания особая роль принадлежит библиотекам, поскольку они обладают исключительными возможностями: громадной информационной базой, разветвленной сетью, образованными кадрами, способными активно влиять на мировоззрение человека, доходить до каждого. Они демократичны в силу доступности информации и предоставления различных точек зрения на решение самых разных проблем.

Многоаспектная экологическая проблема наиболее полно и всесторонне раскрывается с помощью литературы и периодических изданий, позволяет читателю понять, что по существу она концентрирует в себе все области знания.

Организованный более 17 лет тому назад отдел экологической культуры в Российской государственной юношеской библиотеке (РГЮБ) сейчас располагает большим опытом работы библиотек всех типов, от научной и региональной до школьной и сельской. Разработаны и постоянно совершенствуются принципы научного подхода к организации экологического просвещения средствами библиотек. Общими усилиями создана методика работы с научной, научно-популярной и художественной литературой, содержащей знания о жизни природы, месте и роли человека в ней. Осознавая важность экологического просвещения, передовые библиотеки России разрабатывают концепции и комплексные программы своих действий. Научно-практические конференции, проведенные в Ставропольском крае, Астраханской, Брянской, Вологодской областях и других регионах России, показали способность и жизненную необходимость деятельности библиотек в этой сфере. Научный подход к делу характерен не только для крупных библиотек регионального уровня, но и для маленьких районных и даже сельских. Это позволяет решать главную задачу библиотеки — максимально удовлетворять потребности читателей в литературе экологической направленности.

Международная конференция по теме "Окружающая среда. Библиотека. Знание", прошедшая на базе Архангельской областной научной библиотеки, организованная администрацией области в июле 1997 г., наглядно подтвердила, что у библиотекарей Швеции, Норвегии, Финляндии, Англии те же проблемы в экологическом просвещении населения, что и в России: вопросы комплектования, а значит, выпуска экологической литературы для различных возрастных и социальных групп читателей, создание системы экологического просвещения в библиотеках, подготовка кадров библиотекарей и т. п. Конференция приняла обращение ко всем библиотечным работникам, органам власти, природоохранным учреждениям и общественным организациям, в котором выражается озабоченность состоянием природной среды, содержится призыв к объединению усилий всех, кто хотел бы сохранить природу.

В России уже пятый год идут смотры-конкурсы работы библиотек страны по экологическому просвещению населения. Первый объявлен правительственными учреждениями — Госкомэкологии РФ, министерствами культуры и общего и профессионального образования — в 1995 г. После подведения итогов в 1996 г. смотр-конкурс снова объявлен в 1997 г.

Смотры привлекли внимание практически всех библиотек России. И в первом и во втором участвовали библиотеки всех субъектов РФ. Соединение усилий, совместная деятельность Госкомэкологии РФ, Министерства культуры РФ, направленные на создание в библиотеках системы экологического просвещения, сыграли решающую роль в развитии движения библиотек за экологические знания.

Смотры-конкурсы дали возможность проследить тенденции в развитии библиотек как информационных и общественно-культурных центров экологического просвещения. Главные из них: осознание коллективами библиотек своей уникальной роли организаторов и просветителей экологических знаний; соединение усилий библиотек в использовании их информационного потенциала с организациями, заинтересованными в распространении экологических знаний. Среди них — региональные комитеты по охране окружающей среды, культуры и образования, общественные организации; создание системы экологического просвещения библиотечными средствами на основе разработки концепций и комплексных программ, создателями и исполнителями которых вместе с библиотеками были научно-исследовательские институты, кафедры вузов, региональные органы; смотры-конкурсы породили новый тип библиотек — Зеленые. Они существуют уже в каждом регионе. Это по существу библиотечные исследовательские центры в области разработки форм и методов работы с экологической литературой, наиболее эффективного удовлетворения читательского спроса на литературу по данной проблеме. Новым стало создание в структурах библиотек отделов экологической культуры. Их еще мало, но процесс идет.

Проблема экологического просвещения требует высокого профессионализма, умения использовать все возможности библиотек при решении этой очень сложной задачи. Жизненно необходимо повышение профессиональной библиотечно-библиографической грамотности рядового библиотекаря, встречающегося ежедневно один на один с читателем. Этот вопрос начал решаться. Институт переподготовки и повышения квалификации работников искусств, культуры и туризма РФ ввел для библиотекарей специализированный курс "Библиотека как центр экологической культуры", а в регионах отрабатывается система семинаров и других форм в помощь библиотекарю по экологической проблеме.

Сегодня уже можно говорить о крепнущем движении библиотекарей России за экологические знания. Его развитию нужна всемерная поддержка.

Экологическое просвещение в отличие от экологического образования не имеет научного и методического государственного центра. Если образование в руках министерств и академий, то просветительские организации живут своей жизнью и не всегда попадают в поле зрения ученых и государственных органов. Собираясь периодически на свои практические конференции, они не располагают обобщенной научной базой просветительской деятельности. Методическая литература и специализированная периодика посвящены в основном экологическому образованию в учебных заведениях.

На наш взгляд, требуется создать научно-методические центры, объединяющие усилия просветительских организаций в деле распространения ими экологических знаний; признать важность научного осмысления экологического просвещения населения и особую роль библиотек в деле формирования экологического сознания широких слоев населения.

Нельзя вырвать из общего образовательного и просветительского процесса только одну возрастную группу населения и работать с ней. Молодое поколение воспитывается и получает знания в учебных заведениях, живет в семьях, среди взрослых, жизненную школу проходит главным образом под их влиянием. И каково экологическое сознание взрослых в семье и обществе, таково экологическое сознание и тех, кому принадлежит будущее. Конечно, дети и юношество нуждаются в особом внимании. Однако говорить о непрерывном экологическом воспитании можно только после обеспечения экологического просвещения всех слоев населения.

Отдел экологической культуры РГЮБ сейчас находится в эпицентре деятельности библиотек России в области экологического просвещения. Являясь по решению государственных органов, учредителей смотров-конкурсов, организационным и научно-методическим центром, он делает все возможное, чтобы оказывать помощь библиотекам, активно участвуя в российских и международных конференциях, высказывая свои позиции, организуя научно-практические конференции библиотек по проблеме. Сотрудники отдела выступают с докладами, собирают, обобщают опыт библиотек, выпускают сборники и методические пособия.

Учитывая слабую оснащенность рядовых библиотек России новыми технологиями, специалисты отдела разработали рубрикатор, позволяющий отслеживать литературу экологической проблематики более чем по 300 позициям, помогая тем самым любой библиотеке полностью раскрывать фонд литературы, содержащей экологические знания, в общем фонде библиотеки. Публикации сотрудников отдела в профессиональной печати и других периодических изданиях позволяют библиотекам России ориентироваться в активно развивающемся процессе распространения экологических знаний библиотечными средствами. Создана уникальная электронная база данных по экологии.

Выступая на парламентских слушаниях по проблемам экологического образования, мы заострили внимание на нерешенных проблемах, с которыми встречается каждая библиотека, работающая в этой области.

Используя все имеющиеся у нас возможности, мы будем работать над тем, чтобы каждая библиотека России стала информационным и культурным экологическим центром. Предстоящий Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения, итоги которого будут подводиться в 2001 г., позволит раскрыть все возможности библиотек, сделать новые шаги в благородном и жизненно необходимом деле понимания каждым человеком своей вселенской роли в сохранении жизни на Земле.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России