Home page | Каталоги и базы данных |
![]() Научные и технические библиотеки |
![]() |
УДК 001.89:65.011.56 Ист Г., Группа исследования баз данных, Использование научных баз данных. Доклад 114—134 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (15—22 авг. 1998 г., Амстердам); буклет 6 с., 78—89. Прослежены изменения в использовании баз данных британским научным сообществом; рассмотрены методические вопросы сбора и анализа статистических данных. (Данные получены в основном от учреждений-пользователей, поскольку коммерческие поставщики неохотно делятся подобными сведениями.) От редакции. Мы бы хотели обратить внимание уважаемых читателей на три аспекта: 1) интересные методологические подходы; 2) неожиданно явное преимущество CD—ROM над онлайновыми ресурсами, что, по-видимому, объясняется "досетевым" (имея в виду WWW-технологию) временем проведения экспериментов; 3) весьма значительную (около половины) долю потребителей, не пользующихся библиотекой или компьютерным центром. С учетом специфики британских университетов, не всегда переносимой на российскую почву, доклад публикуется с некоторыми сокращениями. * * * В течение 10 лет Группа исследования баз данных Городского университета (Лондон, Великобритания) собирает статистические данные и оценивает методы сбора; в основном мы работаем с британской системой высшего образования. Наша цель — понять, в какой мере научные учреждения пользуются внешними (т. е. произведенными другими организациями) базами данных в своих исследованиях. Как ни странно, получить такие данные от самих поставщиков информации практически невозможно. Правильно отмечает искушенный наблюдатель: "Я не знаю другой отрасли, столь же трудной для изучения; вы можете купить пластиковую модель наиболее секретного самолета ВВС США, но вы не сможете получить информацию относительно пользователей, владельцев, прибыли, компьютерного оборудования и т. д. любого хоста европейских баз данных (за исключением Германии). Тот, кто старается понять размеры и темпы роста этой отрасли вынужден полагаться на маркетинговые исследования, которые зачастую представляют собой каталог ошибок и упущений" [1]. В наших исследованиях и оценках мы решили в качестве индикатора активности использования БД обратиться к такому индикатору, как "доходы", которые "являются единственным показателем, приводящим к общему знаменателю размеры онлайновых рыночных услуг" [2]. Расходы на коммерческие онлайновые услуги В ходе работы мы составили представительный список учреждений высшей школы Великобритании и получали от них копии счетов от компаний — поставщиков онлайновых БД. Таким образом получены таблицы средних данных за несколько лет, одну из которых мы приводим (табл. 1). Таблица 1 Использование коммерческих онлайновых баз данных в 1990 г. (средний расход за год одного
учреждения
Использование баз данных на CD—ROM Как правило, библиотеки получают базы данных на CD—ROM путем обычной годовой подписки. Эта хорошо знакомая, традиционная для библиотек практика удобна и предсказуема с точки зрения расчетов с поставщиком. Кроме того, применение CD—ROM не требует участия, помощи или наблюдения со стороны библиотекаря: конечный пользователь ведет свой поиск из любой точки университетского городка через локальную сеть университета так, как ему удобно, не заботясь о потраченном времени. В табл. 2 приведены данные о наличии и использовании в сетевом режиме баз данных на CD—ROM в учреждениях высшей школы Великобритании (так называемых старых университетах, новых университетах и колледжах, дающих высшее образование); в табл. 3 показана сравнительная динамика среднегодовых расходов на CD—ROM и онлайн, однако нужно добавить, что более свежие исследования показывают рост числа подписок на онлайновые БД после появления технологии WWW. Таблица 2 Использование БД на CD—ROM в
учреждениях высшей школы
Таблица 3 Среднегодовые расходы на CD—ROM и онлайн одного учреждения (тыс. фунтов стерлингов)
Сетевое обслуживание пользователей Ввод Академической сети передачи данных (Joint Academical Network, JANET) значительно повысил доступность баз данных. Общенациональное пользование научными базами данных осуществлялось и осуществляется по следующей схеме: государство (Объединенный комитет информационных систем Комиссии по высшему образованию) закупает у производителя либо у владельца БД общенациональную лицензию, ставит БД на сервер крупного университета с хорошим вычислительным центром (сейчас это университеты в Бате, Манчестере и Эдинбурге), и сотрудники научной организации или университета так же, как и студенты могут по сети JANET бесплатно пользоваться базой данных (этот принцип называется "бесплатно для конечного пользователя"). Университеты при этом оплачивают одинаковую для всех стоимость подписки за пользование JANET. Кроме того, неограниченный по времени и стоимости доступ к базам данных позволяет выяснить истинную, не замаскированную меркантильными соображениями содержательную ценность БД. В табл. 4 приводится пример статистики обращения через сети к информации различной тематики, содержащейся в БД "Международная библиография по общественным наукам"; статистические данные собраны за два года (1996—1997) в 32 университетах Великобритании. Если говорить об использовании баз данных отдельными университетами и колледжами, то следует отметить установленную явную корреляцию между совершенно независимыми показателями — интенсивностью обращения к базам данных (число сеансов связи) и оценками качества университетских научных исследований, которые проставляются данному университету в ходе регулярных (раз в пять лет) проверок Британской комиссией высшего образования. Вывод из найденной корреляции: если вы стремитесь проводить высококачественные исследования, то вам неизбежно придется работать с самым свежим материалом, поставляемым онлайн. Таблица 4 Статистика обращения через сети к БД
"Международная
Еще один аспект наших статистических изысканий — уточнение данных о пользователях онлайновых БД. Мы составили небольшую факультативную анкету и "прицепили" ее на три недели к программному обеспечению доступа в базу данных с различных точек университетского городка Университета г. Бат. На анкету ответили 47% пользователей; в результате собран уникальный материал о составе пользователей, их тематических пристрастиях и расположении их терминалов (табл. 5). Около половины взрослых пользователей (аспиранты и сотрудники) осуществляют доступ к базам данных из частных офисов или лабораторий, в отличие от студентов, которые работают в основном в библиотеке и в компьютерном центре. Для оценки активности пользователей — представителей различных дисциплин — мы воспользовались данными Статистического агентства по высшему образованию, которое ведет учет количества студентов по конкретным специальностям. В табл. 6 показаны распределение студентов по некоторым специальностям (в таблице опущен ряд не очень важных или скорее не релевантных тематике нашего сборника специальностей английских студентов, поэтому сумма не составит 100%. — Ред.) и относительная частота обращения студентов к данной тематике. Весьма условно эту таблицу можно считать показателем относительной онлайновой активности студентов той или иной специальности. Перспективы Надежду на получение еще более полных и ценных статистических данных мы связываем с распространением полнотекстовых электронных журналов, которые будут напрямую поставляться от издателя пользователю. Этот вид услуг уже довольно широко распространен в академических кругах Великобритании, зачастую с использованием библиотеки как посредника. Одной из основных проблем при этом будет необходимость соблюдения баланса между желанием пользователя сохранить анонимность и необходимостью установить обратную связь по проблемам использования данного вида информационных услуг. Таблица 5 Категории потребителей информации и место пользования онлайновыми материалами
Таблица 6 Сравнение состава студентов
различной специализации
Список литературы 1. White, M. Don't you know, or have you something to hide? / Information World Review, № 24, March 1988. P. 16. 2. Schwuchow, Werner. The development of international market for online information services. 44th FID Conference and Congress, Aug. 28—Sept. 1, 1988, Helsinki, part 3. P. 166—178. 3. Leach, Kathryn. A constant demand for new services: a survey of CD—ROM acquisitions in UK academic institutions, 1996. www.soi.city.ac.uk/ informatics/is/drrg/survey 98/index/html. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России |