Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 004

Кампфен И.

Новая роль подписных агентств

В течение последних 4—5 лет активно издаются научные электронные журналы, что заметно повлияло на сам издательский процесс, на подходы библиотек к комплектованию научных ресурсов и на поведение пользователей. В настоящее время существуют более 6 тыс. наименований полнотекстовых электронных журналов, а из 50 наиболее крупных издательств 90% участвуют в создании электронного ресурса.

Наблюдается смещение формата предоставления информации от оптических дисков СD—ROM к онлайновому доступу; все активнее осуществляется интеграция вторичной информации (библиографических баз данных, баз данных рефератов и т.п.) с полнотекстовыми оригиналами и в то же время все больше генерируется изначально полнотекстовых баз данных. Необходимые материалы доставляются пользователю непосредственно на рабочий стол. Поставщики и пользователи информации имеют возможность анализировать статистику обращения к материалам и оценивать эффективность затрат.

Состояние дел в области электронных публикаций

Электронные журналы до сих пор представляют собой лишь оцифрованную (машиночитаемую) версию печатного формата. Лишь очень немногие начинают использовать преимущества новой технологии, в первую очередь возможности сети. Наиболее распространенный формат представления электронного журнала — это pdf (Portable Document Format), который фактически лишь повторяет изображение печатной страницы.

Понемногу набирают общественный вес и значимость электронные книги (e-books). К примеру, в США компания netLibrary подписала соглашение со 130 издателями о поставке 10 тыс. наименований научных и профессиональных электронных книг для последующего обслуживания пользователей.

Проводился научный анализ потребностей пользователей электронных ресурсов; наиболее серьезное требование — это необходимость иметь некоторый значительный начальный массив (накопить "критическую массу") электронных материалов, обеспечить удобный и легкий доступ к ним и поддерживать материалы в актуализированном состоянии. Пользователи хотели бы работать с одной отправной точки (принцип "купить все в одном месте" — one stop shopping, легко понятный тем, кто мучается с парковкой автомобиля); приветствуется создание тематических подборок материалов и наличие интерфейса между библиографическими базами данных и полными текстами.

Все понимают, что электронные издания вовсе не обязаны быть дешевыми; цены обычно растут, особенно если подписчики требуют как печатную, так и электронную версию.

Появление технологии электронных публикаций обострило конкуренцию для традиционных издателей за счет высокой технологичности и низких инвестиционных затрат сетевых публикаций. Примерами могут быть: организация кооператива SPARC (см. "Науч. и техн. б-ки", 2000, № 8); инициатива университета г. Стэнфорд по развитию электронных публикаций, распространение выпуска электронных книг и создание архивных серверов. Пожалуй, наиболее заметен этот процесс в публикациях по медицине, биологии.

Развивается процесс формирования перекрестных ссылок между различными издательствами. Недавно 16 наиболее крупных издательств по науке и технике объявили о разработке проекта CrossRef, который позволит читателю перейти от ссылки в конце статьи к полному тексту названного документа вне зависимости от того, где и кем он опубликован; всего предполагается связать таким образом более миллиона статей из нескольких тысяч наименований журналов.

За последние годы во всем мире активизировалась работа библиотек по формированию консорциумов. Встречное движение со стороны издателей также позволило выработать специальные системы коллективной подписки, зачастую с предоставлением членам "колхоза" доступа к электронным версиям.

Все еще обсуждается проблема обеспечения долговременного хранения электронных ресурсов; именно ввиду незавершенности обсуждений библиотеки пока опасаются переходить на исключительно электронные версии, предпочитая комплектовать одновременно и печатную, и электронную версии.

Цена электронных журналов

Можно сказать, что ценообразование подписки на электронные журналы во многом повторяет модели традиционной подписки. Издательства экспериментируют с различными моделями, в числе которых увязывание электронных версий с печатными, лицензии на допустимые места пользования материалами, специальные цены для библиотечных консорциумов и т.п.; пока что весьма осторожно изучается возможность постатейной поставки электронных материалов (так называемый метод плати за просмотр — pay per view).

Замечу, что в этом докладе я не буду касаться проблем себестоимости выпуска той или иной версии, а попытаюсь проанализировать политику издателей с точки зрения подписного агентства.

При определении цены подписки на электронную версию как правило издатель стремится сохранить свое место на рынке и доходы от продажи традиционных изданий; за счет высокой функциональности электронных изданий предполагается компенсировать расходы на их подготовку и улучшить продажу традиционных публикаций. Однако экономическая ситуация на рынке публикаций не дает простора для маневра: у библиотек не хватает средств.

В 1999 г. компания Светс провела небольшое исследование политики ценообразования, разослав 57 анкет издателям научной литературы в Европе и Америке, на которые удалось получить 37 ответов. Несмотря на неустоявшуюся политику (в 1999 г. одна треть опрошенных внесла некоторые изменения в цены), удалось выяснить, что чаще других применяются следующие модели ценообразования.

Неразрываемая комбинация электронной и печатной версии. При этом стоимость электронной версии нарочито никак не выделяется; данную модель используют 62% опрошенных.

Комбинация электронной и печатной версии: за поставку электронного варианта взимается дополнительно от 8% до 65% (наиболее часто от 10 до 20%) сверх стоимости печатного издания.

Независимая подписка на электронную версию. Цена варьируется от 65% до 150% от стоимости подписки на печатную версию, при этом наиболее часто указывались 90 — 100%. О применении этой модели объявили 50% издателей.

Специальные цены для консорциумов предоставляют 40% издателей. В большинстве случаев переговоры с каждым консорциумом ведутся отдельно, но можно отметить и некоторые общие черты:

  • определенная наценка на печатную версию дает пользователям возможность получать доступ к электронным версиям всех изданий, включенных в соглашение о консорциуме, а иногда и ко всем публикациям данного издательства;

  • за базовую берется цена подписки на печатную версию;

  • соглашение заключается как правило на три года;

  • иногда предоставляется скидка пропорциональная числу библиотек — участниц консорциума;

  • в некоторых случаях за базовую берется стоимость подписки на электронную версию, при этом печатная дается с большой скидкой и только по желанию покупателя.

Метод поставки отдельных статей (метод плати за просмотр — pay per view) применяется в 37% случаев; стоимость отдельной статьи варьируется от 13,6 до 43 долларов при наиболее часто встречающихся ценах 16 — 20 долларов. Многие издатели планируют в ближайшем будущем пробные поставки по этому методу.

Взимание платы за публикацию с авторов, а не с библиотек или читателей практикуется при издании "Нового физического журнала" (New Journal of Physics), который выпускается с 1998 г. Издательством Института физики и Немецким физическим обществом. (При стоимости публикации статьи 500 долларов, авторам — членам вышеназванных издательств дается небольшая скидка.)

Другие методы ценообразования:

  • пакет из всех электронных публикаций данного издателя, при этом по желанию поставляется и печатная версия;

  • модель, учитывающая количество штатных сотрудников в учреждении, либо количество лиц, одновременно пользующихся электронными материалами, либо число станций доступа к Интернет и т.п.;

  • дополнительная плата за поставку программного обеспечения.

Что получает подписчик?

Подписавшийся на электронную версию имеет право просматривать материалы, осуществлять поиск и выгружать материал для собственных нужд.

Другие существенные для библиотек моменты — использование электронных материалов для целей межбиблиотечного абонемента, право доступа к материалам после прекращения подписки и создание архивных копий — решаются следующим образом. 53% ответивших разрешают использование печатных версий электронных материалов, 8% разрешают пользоваться электронными версиями для МБА, 43% позволяют брать электронные материалы при подготовке учебных материалов для студентов. 59% издателей разрешают доступ к материалам после прекращения подписки и 50% утверждают, что разрабатывают политику архивации.

Новые технологии в работе подписных агентств

В мире сейчас действуют три крупных, международно признанных подписных агентства: Blackwell/Swets, Dawson/Faxon, Ebsco; в международную Ассоциацию подписных агентств входит около 40 компаний. В последнее время ими созданы нижеперечисленные услуги и продукты на основе электронных ресурсов.

Базы данных оглавлений (таблицы содержания) научных журналов (например SwetScan, содержащий оглавления 14 500 научных журналов).

Службы агрегирования (например SuperJournal), обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети. Программное обеспечение агентства обычно содержит типовые компоненты — модуль статистического контроля, поисковые программы и программы просмотра. Организационной основой агрегирования и формирования единой отправной точки являются соглашения с издателями по принципу "каждый с каждым". Кроме того, пользователь может присоединять к указанной службе и свои собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога какой-либо библиотеки, библиографические базы данных и т.п.). Примером такой службы может служить многоуровневая система ссылок SwetNet, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из базы данных, из сети, от собственной страницы) через название журнала, или отдельной статьи, или определенный номер выпуска.

Системы онлайнового доступа к базам данных через Интернет технологически зачастую реализуются сторонней по отношению к подписному агентству организаций; для Swets эту функцию выполнял SilverPlatter, а затем Dialog OnDisk.

Распространение электронных продуктов, в том числе активное информирование потенциальных покупателей и административные функции службы поддержки.

Работа с консорциумами — предоставление помощи при формировании консорциума, уточнение и разъяснение условий лицензирования, выполнение административных функций, в том числе по платежам, организация доступа к электронным ресурсам и продление срока действия соглашения с издателями.

Служба лицензирования. Наше участие здесь отразилось в выработке модели стандартного соглашения, предусматривающего самые разнообразные потребности пользователя и возможности издателя. Созданы четыре модели: для академических научных учреждений; консорциума научных учреждений; публичных библиотек; правительственных, научных библиотек и библиотек частных компаний.

Перспективы на ближайшее будущее

Несмотря на продолжающиеся разговоры о ненужности посредничества, подписные агентства адаптировались к новым условиям. Мы видим нашу роль и нашу значимость в следующих добрых делах:

  • агрегация содержания публикаций разных издателей;

  • создание единого интерфейса, единых точек доступа;

  • формирование связей между библиографическими данными и соответствующими полными текстами;

  • контроль аутентичности пользователя (проверка его права доступа к различным видам ресурсов) и создание централизованной системы контроля платежей;

  • осуществление платежей онлайн;

  • посредничество между библиотечными консорциумами и
    издателями;

  • приведение в порядок запутанной системы доступности электронных журналов, консультации и помощь в лицензировании и оплате лицензий;

  • поставка пользователю готовых информационных систем "под ключ";

  • обучение и переподготовка библиотекарей и пользователей;

  • помощь издателям при подготовке Интернет-публикаций;

  • формирование архивов электронных ресурсов;

  • участие в разработке систем идентификации электронных документов (например DOI).

Несмотря на значительные перемены в технологии издательского дела и доставке информации, подписные агентства по-прежнему готовы оказывать пользователю необходимую всестороннюю помощь и содействие.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России