Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.04(063)

Материалы конференции
"Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества"
(Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 5—13 июня 1999 г.)

Шлыкова О.В.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Библиотечно-информационное образование в России

Информационное общество XXI в. неизбежно зависит от уровня и качества подготовки информационных специалистов. Страсти вокруг подготовки библиотечных кадров не утихают, пожалуй, с момента ее зарождения и стали во многом типичными для ряда стран. При этом несмотря на наличие в каждой из систем библиотечного образования своих специфических оттенков, все же объединяющими и общими для них являются вопросы: подошло ли библиотечное образование на пороге XXI в. к своему закату или слабый свет современной библиотечной подготовки — это не сумерки вечера, а предвестник нового дня; способна ли библиотечная профессия преобразоваться в структуру, которая возьмет на себя ответственность за обеспечение потребностей информационного общества полноценным сервисом библиотечно-информационных услуг?

Если вопросы об отмирании библиотечной профессии для профессионалов уже не возникают (как это звучало в недавнем прошлом), то вопросы по поводу того, как должна развиваться данная область профессиональной деятельности под влиянием новых информационных технологий, каким должно стать университетское образование для информационных посредников библиотечных учреждений, остаются во многом открытыми. Мнений и прогнозов здесь ровно столько, сколько существует преподавателей и библиотечных практиков, сотрудников, причастных к различным звеньям системы образования.

Правомерно возникает вопрос: что осталось (если что-нибудь осталось) в современной библиотечно-информационной школе от прежней ее модели? Сохранилась ли прежняя основа профессиональной и специальной подготовки библиотекарей, или она полностью подверглась изменению в связи с компьютеризацией общества? Сохранилось ли "старое вино" в "новой бутылке", или программы документационно-коммуникационного, технического профиля и т. п. постепенно поглотили собственную природу профессиональной библиотечной деятельности?

Автономная самостоятельность российских библиотечно-информационных школ конца 1990-х гг. способствовала появлению самых разнообразных специализаций и квалификаций по специальности "Библиотековедение и библиография": "Управление в библиотечном деле", "Информационное обеспечение гуманитарного профиля", "Информационное обеспечение естествознания и техники", "Библиотечное обслуживание детей и юношества", "Организация патентной информации", "Организация компьютерных коммуникаций", "Информационное обеспечение маркетинговой деятельности", "Информационные ресурсы библиотек средних учебных заведений", "Исследовательская деятельность в библиотеке", "Консервация и реставрация документов", "Деятельность деловых и бизнес-библиотек" и др. Это довольно неполный перечень специализаций, на которые сегодня открыт прием абитуриентов на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, в частности МГУКИ.

Нельзя не отметить, что часть библиотечных школ оказалась переименована в институты системы документальных коммуникаций, где наряду с документоведами, архивистами осуществляется подготовка библиотекарей-библиографов, или преобразовалась в школы информационных наук, информационного обучения или информационных технологий с соответствующим набором учебных программ. Эти школы нацелены на обеспечение широкого профиля подготовки специалистов, которые будут востребованы как в библиотеках, так и в других структурах информационного профиля.

Некоторые из школ кардинальным образом изменили содержательную направленность своих программ, другие, сохранив прежнее содержание, сделали привлекательней свою рекламу. (Как показывают результаты опроса выпускников библиотечно-информационного факультета МГУКИ, 80% из них не хотели бы идти в библиотеки из-за низкой заработной платы библиотечных работников. Они оставляют за собой право выбора той профессиональной структуры, где их квалификация оценивается в соответствии с уровнем приобретенных в университете знаний, выпускники заинтересованы иметь диплом информационного специалиста широкого профиля.)

При внешней схожести названий библиотечно-информационных школ, каждая из них имеет свою специфику и четкую ориентацию.

Общеизвестно, что предмет вузовского обучения библиотекарей-библиографов должен строиться с учетом дидактических тенденций, накопленного предшественниками опыта создания учебных планов и программ, базироваться на современных достижениях библиотековедческой и библиографоведческой науки, требованиях библиотечно-библиографической практики, предъявляемых к молодому специалисту. Как основа общеобразовательной и профессиональной подготовки библиотечного специалиста предмет обучения включает следующие циклы учебных дисциплин: а) общенаучные, б) общепрофессиональные, в) специальные. Последние являются системообразующими; они специфизируют систему, говорят о ее принадлежности к тому или иному профилю подготовки, определяют тип системы, характер ее функционирования, а также курсы по выбору и факультативы.

Набор дисциплин, представленных в учебном плане 1998/99 г. по специальности "Библиотековедение и библиография" наглядно свидетельствует, что некоторые спецкурсы подменяются факультативными предметами (например "Основы делопроизводства"), назначение которых — лишь конкретизировать систему обучения, усилить ее действенность. Важно отметить, что в процессе обучения студент не только осваивает конкретный материал, но и овладевает практическими навыками. При рациональных условиях обучения оба процесса равномерно прогрессируют, но при неправильной организации может произойти отставание одного процесса от другого — накопление знаний может сочетаться с недостаточным умением оперировать ими. Именно это наблюдается сегодня в вузовской системе подготовки кадров, которая обеспечивает необходимый объем фундаментальной профессиональной подготовки в ущерб прикладной составляющей.

Большинство опрошенных студентов МГУКИ отметили следующие причины своего неудовлетворения подготовкой в вузе:

  • несоответствие содержания обучения его формам (особенно это касается предметов: "Информатика и математика", "Компьютеризация библиотечно-библиографической деятельности" и др.) — 63% студентов II курса, 37% — III курса, 25% — IV курса;

  • разрыв между обучением и практикой отметили 53% студентов II курса;

  • недостаточную ориентацию на современные требования к профессии — 26% студентов II курса.

Претензии высказывались в адрес "Общего библиотековедения", перенасыщенного теориями и концепциями и мало связанного с современными информационными технологиями.

Тенденция к глобальной информатизации и компьютеризации общества усилила потребность в обучении компьютерной культуре, технологиям информационного общества в целом, организации системы создания и использования информационных ресурсов и услуг, сетей различного уровня, обеспечивающих оперативный и многоаспектный доступ к различным видам информации. Это естественно и закономерно привело к существенным изменениям в учебных планах вузов культуры, которые нашли свое подкрепление в государственном образовательном стандарте.

Однако стандарт не случайно вызывал возражения со стороны специалистов как относительно содержательного наполнения учебными дисциплинами (особенно того раздела, где представлена информатика и цикл прикладных дисциплин с использованием компьютерных средств), так и количества учебных часов, отводимых на их изучение.

Преподавание в вузе учебной дисциплины "Информатика" предполагает определение ее места не только в системе наук (наличие предмета изучения), но и в общей системе университетской подготовки специалиста. Информатика выступает общенаучной дисциплиной, необходимой для обеспечения профессионального комфорта в информационном пространстве специалистов любого профиля — врачей, экономистов, музыкантов, библиотекарей, бизнесменов и др. Для библиотечно-информационных специалистов она является еще и общепрофессиональной, базовой, определяющей основы для дальнейшего освоения цикла информационно-технологических дисциплин. В ряде вузов, в том числе и зарубежных, курс "Информатика" носит сугубо прикладной характер и подкрепляется соответствующими формами обучения. Предметом изучения в курсе "Информатика" (Introduction to Information Science) в библиотечно-информационной школе университета Висконсин-Милуоки, например, выступают такие вопросы общего характера, как взаимосвязь информатики с другими науками, природа информации, взаимосвязь понятий информация и знание, информация и фиксированное знание, информационные потребности, информационная политика, коммуникации, искусственный интеллект и т. п. Фундаментальный курс дополняется циклом дисциплин практически-прикладного характера: "Микрокомпьютеры в информационном обслуживании", "Интернет", "Справочно-информационное обслуживание", "Информационно-поисковые системы" и др. Не случайно в некоторых зарубежных и отечественных библиотечных школах и факультетах в качестве базовых (core) дисциплин преподаются курсы "Introduction to Information Science"/ "Информатика" (за косой чертой указан не русский перевод дисциплины, а курс, читаемый в российских вузах и эквивалентный по содержанию американскому), "Micro-computers for Information Resources and Management"/Компьютеризация библиотечных процессов и т. п., а также спецкурсов "On-line Retrieval", "Internet" / "Глобальные сети Интернет", "Hypermedia" / "Мультимедийные технологии" и др. Наличие в общенаучном цикле информационно-технологических дисциплин двух равноправных элементов — фундаментальной дисциплины и прикладной — соответствует уровневому делению, присущему научным дисциплинам. Среди существующих сегодня учебных дисциплин, ставших общенаучной основой для курсов библиотечно-библиографического цикла во МГУКИ можно назвать информатику, в частности социальную.

Как справедливо отмечают практические библиотечные работники, перекосы в университетских программах в сторону подготовки узкопрофильных кадров или наоборот — фундаментальной, общекомпьютерной — пагубно отражаются на системе подготовки кадров. Необходимо стремиться к гармонизации высшего библиотечно-информационного образования и его ориентации на подготовку специалистов не для конкретного места, что диктуется сиюминутной конъюнктурой рынка, а на широкую перспективу развития библиотечной практики.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России