Каптерев А.И. Московский
государственный
университет культуры и искусств
Концепция информатизации
университета
Динамика факторов внешней среды
Отечественная система образования в
целом и каждое учреждение в отдельности
испытывают зависимость от проводимых в обществе
реформ. Это воздействие происходит по различным
направлениям:
социально-экономическому (сокращение
госзаказа и бюджетного финансирования, рост
числа коммерческих образовательных учреждений,
подразделений и расширение сектора платных
услуг, снижение уровня и качества жизни
преподавателей, сотрудников, управленческого
персонала и студентов относительно других групп
населения);
социокультурному (резкое структурное
изменение спроса на специалистов, рост числа
субъектов образовательной политики, изменения в
формах досуга, расширение альтернативных
источников получения знаний);
юридическому (децентрализация
управления образованием и наукой, расширение
спектра нормативно-правовой документации,
лицензирование образовательной деятельности,
развитие сертификации и нострификации);
психологическому (расширение
универсальных и специальных потребностей
общества и возможностей их удовлетворения,
ослабление позиций государства в управлении
социализацией и профессионализацией, изменение
мотивов получения образования, общий рост
психологической напряженности, связанный со
структурным кризисом в экономике);
социотехническому (усиление влияния
микропроцессорной техники на все сферы жизни
человека, ускорение смены поколений техники,
предъявляющее требования повышения и изменения
квалификации через более короткие промежутки
времени).
Изменения и противоречия в системе
высшего образования
В результате реформ в системе
высшего образования России происходят следующие
изменения:
создание региональных систем высшего
образования;
децентрализация управления и
расширение автономии вузов;
создание рынка образовательных услуг
и возникновение конкурентной образовательной
среды;
усиление диверсификации образования
и развитие многоуровневой структуры;
модульный и элективный подход в
определении содержания образования;
создание нетрадиционных высших
учебных заведений на основе новых
информационных технологий;
расширение диалогических форм
преподавания и обучения;
расширение совместительства среди
профессорско-преподавательского состава и
параллельной работы и учебы студентов дневных
отделений.
Несистемный по форме и
несбалансированный по темпам процесс
становления рыночной экономики в России
приводит к противоречиям:
между провозглашенным политическим
лозунгом приоритетного развития образования и
исключением системы высшего образования из
сферы приоритетного финансирования;
необходимостью реагировать на
внешние изменения и консерватизмом мышления
многих участников реформ;
темпами изменений на рынке труда и
инерционностью вузовских структур;
провозглашенным опережающим
характером системы высшего образования по
отношению к отрасли и усложнением
трудоустройства выпускников вузов по полученным
специальностям;
объективным повышением роли науки и
профессионального знания в странах с рыночной
экономикой и ограничением доступа к
отечественным и зарубежным информационным
сетям;
ростом числа абитуриентов (как
следствия демографического всплеска конца 1970-х
— начала 1980-х гг.) и сокращением возможностей
получения бесплатного высшего образования;
усилением миграционных процессов на
территории новых независимых государств и
развитием преподавания на национальных языках;
компьютеризацией всех сфер общества
и обнищанием материально-технической базы вузов;
повышением роли преподавателя в
новых формах обучения и оттоком перспективной
молодежи из вузов;
провозглашенным расширением
возможностей повышать научно-педагогическую
квалификацию посредством аспирантуры и
докторантуры и снижением стимулирующей роли
заработной платы
профессорско-преподавательского состава;
открывшимися возможностями обмена
профессиональным опытом с отечественными и
зарубежными коллегами и отсутствием
финансирования командировок и стажировок.
Влияние информатизации на систему
высшего образования
Информатизация сегодня признается
большинством специалистов как глобальная
мировая тенденция, затрагивающая в той или иной
степени все страны и характеризующая процесс
перехода от индустриального типа общества к
информационному, т.е. такому, где большинство
трудоспособного населения занято в сфере
создания, распределения, обмена информации, а
каждый член общества сможет получать
необходимый информационный продукт или услугу в
любом месте и в любое время.
Предпосылки информатизации:
демократизация всех сфер общества,
децентрализация управления на всех
уровнях и переход от иерархических структур к
сетевым,
массовое распространение
микропроцессорной техники (электронизация),
компьютеризация различных сфер жизни
людей.
Следствия информатизации:
интеллектуализация деятельности —
постоянная и возрастающая необходимость
использования объективной, полной и точной
информации в процессе принятия решений каждым
человеком не только в управлении другими людьми,
но и в повседневной жизни;
- медиатизация информационного пространства —
усиливающаяся тенденция производства и
использования документов, сочетающих информацию
различных типов и видов (текст, графика, анимация,
видео, звук и др.) и использующих компьютерные
средства создания и передачи мультимедийных
образов;
виртуализация культуры — усиление
тенденции создания и распространения продуктов
культуры, акцентирующих не ценностно-смысловой
аспект произведения, а его формально-образную
природу, не укорененность в ядре доминирующей
культуры, а приверженность к субкультурным
элементам, не специфику авторского
интеллектуально-эмоционального опыта, а
уникальность технологии производства данного
культурного объекта.
Влияние информатизации общества на
образование предполагает учет вышеназванных
тенденций на уровне каждого образовательного
учреждения и реагирование в форме
взаимодополняющих процессов: информатизации
процесса обучения и преподавания, управления
вузом, информатизации деятельности служб и
подразделений вуза, среды функционирования вуза.
Перечисленные процессы должны стать
направлениями политики ректората по
информатизации университета, гласно
обсуждаемой, инструктивно оформленной,
последовательно осуществляемой как система
стратегических и тактических принципов, функций,
целей, задач и мероприятий, необходимых на каждом
этапе развития вуза.
Принципы информатизации
университета
Информатизация университета должна
базироваться на следующих принципах:
целенаправленности — единстве
профессиональных целей и задач всех участников
научно-образовательного процесса, различных
подразделений и служб независимо от уровня их
информатизации в данный момент;
системности — сбалансированности
уровней информатизации по направлениям и
аспектам, последовательности осуществляемых
мероприятий, переходе от технического
переоснащения подразделений и служб к
информатизации реализуемых процессов;
модульности — создании
информационных систем различной сложности,
автономности и степени компьютеризации;
технологичности — дидактической и
экономической целесообразности использования
новых информационных технологий, соответствии
функциональной и кадровой структур
осуществляемым информационно-образовательным
процессам;
динамизме — соответствии уровня
информатизации научно-образовательного
процесса быстро меняющимся информационным
потребностям и техническим возможностям их
удовлетворения.
Аспекты информатизации университета
Информатизация университета должна
осуществляться в следующих аспектах:
профессиональном — активизации
использования новых информационных технологий
всеми участниками научно-образовательного
процесса и работниками управленческих
подразделений и служб обеспечения;
структурно-функциональном —
сбалансированной информатизации всех процессов,
необходимых для функционирования вуза;
финансовом — приоритетном
финансировании роста информационной культуры
профессорско-преподавательского состава и
сотрудников по отношению к другим направлениям
финансирования;
техническом — осуществлении всех
функций вуза с использованием современной
компьютерной, аудиовизуальной и презентационной
техники;
психологическом — последовательном
и постепенном вовлечении
профессорско-преподавательского состава,
сотрудников, студентов в использование новых
информационных технологий.
Функции информатизации университета
Информатизация университета должна
выполнять следующие функции:
технологическую — переход от
традиционных технологий преподавания, обучения,
управления и обеспечения к новым информационным
технологиям осуществления этих процессов;
коммуникационную — расширение
возможностей установления профессиональных
контактов и обмена информацией как внутри
университета, так и с внешней средой;
структурообразующую — создание
необходимых структурных подразделений
университета, а также временных коллективов,
предназначенных для решения конкретных задач
информатизации;
прогностическую — анализ
информатизации университета, контроль за ее
ходом и оценку перспектив и дисбалансов;
имиджеформирующую — использование
информатизации для оптимизации имиджа
университета как на рынке образовательных услуг,
так и в международной образовательной среде.
Цели и задачи информатизации
университета
Основные цели информатизации
университета: первая —повышение качества
образовательных услуг и рост
конкурентоспособности университета, вторая —
улучшение управляемости университета.
Для реализации первой цели
предполагается решение следующих задач:
совершенствование профессиональной
подготовки выпускников, облегчающее возможности
их трудоустройства;
активизация методической
деятельности преподавателей на базе современных
средств создания, редактирования и
тиражирования учебно-методической документации;
повышение информационной культуры
всех участников образовательного процесса,
способствующее использованию более полной
информации при принятии решений;
повышение корпоративной культуры,
активно впитывающей кроме традиционных также
инновационные элементы, необходимые для
реализации поставленных целей;
улучшение имиджа вуза,
способствующее притоку абитуриентов,
положительной реакции на деятельность
университета со стороны органов управления и
представителей отечественной и международной
профессиональной общественности.
Для реализации второй цели необходимы:
повышение системности этапов и
аспектов профессионализации, предполагающее
единство принципов и последовательность
мероприятий, осуществляемых в процессах
профориентации, профотбора, обучения,
профаттестации, профадаптации, повышения и
изменения квалификации по
социально-экономическому,
социально-психологическому, юридическому
аспектам;
усиление координации планирования и
контроля за реализацией политики ректората в
области информатизации, предполагающее
сочетание вертикальных и горизонтальных связей
как внутри университета, так и за его пределами;
оптимизация использования
дорогостоящего оборудования и аудиторного
фонда, предполагающая компьютеризацию учета и
составления расписаний;
улучшение документооборота,
постепенный переход к компьютерным формам
делопроизводства.
|