Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Мазурицкий А.М.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Современные проблемы подготовки
библиотечно-библиографических кадров
в вузах культуры

Сегодня одна из ключевых проблем нашего образования состоит в том, чтобы определиться, какая основная идея будет заложена в концепцию подготовки современного библиотекаря.

Без четкого понимания этого мы не только не сможем двигаться вперед, но и утратим те позиции, которые завоевала наша образовательная система.

Специалисты все чаще обсуждают возможность изменения названия специальности или квалификации. Одни исходят из необходимости более современного звучания, для других это стало реакцией на конъюнктуру современного рынка труда. Предложения о замене названия специальности "Библиотековедение и библиография" базируются на определенной концепции.

Высказывается идея расширения спектра подготовки наших выпускников с учетом возможности их работы в различных областях системы документальных коммуникаций. В этом подходе — и плюсы, и минусы. С одной стороны, мы даем нашим выпускникам более широкую возможность трудоустройства, с другой — возникает опасность размывания профессии. В самое ближайшее время нам необходимо определиться, в каком направлении будет развиваться наше образование.

В условиях коммерциализации образовательной системы подготовка библиотечных кадров оказалась самой уязвимой.

Трудно ожидать, что абитуриенты будут выкладывать деньги за образование, которое позволит трудоустроиться на мизерную зарплату. По данным 1996 г. оплата труда библиотекарей в два раза ниже среднего уровня оплаты труда в России и находится на уровне официального прожиточного минимума, а в 26% субъектов Федерации — ниже.

Наряду с сокращением плана приема абитуриентов в вузы культуры и искусства возрастает число студентов, обучающихся на платной основе. Однако это мало затрагивает специальность "Библиотековедение и библиография". Таким образом, происходит ежегодное снижение числа выпускников библиотечно-информационных факультетов. Мы не выступаем против расширения платного обучения в нашей системе. Но надо четко представлять, что в нынешних условиях библиотечное образование может осуществляться только на основе государственного финансирования.

Анализ публикаций последних лет, посвященных проблеме подготовки библиотечных кадров, говорит о том, что основное внимание в настоящее время уделяется информационным аспектам. Естественно, что овладение новыми информационными технологиями должно занять ключевое место в подготовке современного библиотекаря-библиографа.

Основные проблемы: первая — укрепление и совершенствование материальной базы; вторая — подготовка и переподготовка педагогических кадров. При этом главной задачей остается подготовка библиографа-аналитика, умеющего оперативно находить и обобщать необходимую информацию. И здесь накоплен богатейший опыт, который, при определенной корректировке, может быть успешно применен в современных условиях.

Говоря о проблемах подготовки библиотечно-библиографических кадров, мы часто упускаем из виду необходимость усиления психолого-педагогической подготовки библиотекарей. Многим библиотекам, особенно в сельской местности, в условиях сокращения клубной системы все чаще приходится выполнять функции культурно-досуговых центров. В подготовке специалистов для таких библиотек особая роль должна отводиться изучению психологии общения, психолого-педагогического воздействия книги и чтения на читателя, режиссуры массовых представлений и т. д.

В обсуждении проблем, связанных с подготовкой библиотечных кадров, мы часто упускаем из виду такое важное направление, как подготовка специалистов для детских и юношеских библиотек. Наше сложное время выдвигает перед этими библиотеками особые задачи. Именно им приходится противостоять наступлению так называемой массовой культуры, духовному обнищанию общества. Вместе с тем не надо забывать о том, что в молодежной среде наблюдается повышение компьютерной грамотности. В этой области нынешний детский библиотекарь должен обладать совершенно иными знаниями и навыками, чем его предшественники.

На протяжении последних лет в наших вузах большое внимание уделяется подготовке менеджеров библиотечного дела. Сейчас это модно. Но повальное увлечение менеджерами скоро пройдет, а проблема грамотных, знающих управленцев для нашей отрасли останется. Подготовка менеджеров должна носить характер "штучной продукции". Первоначальный принцип отбора студентов на эту специализацию у нас в вузе был прост и полностью себя оправдывал: в группу включали студентов, имевших базовое среднее образование. Затем, в силу различных объективных и субъективных причин этот принцип был нарушен. Думается, что набор в эту группу надо осуществлять на основе специального тестирования, которое покажет возможности студента заниматься в будущем управленческой деятельностью.

Весьма остро стоит вопрос, связанный с преемственностью библиотечного образования. Значительный опыт в этом направлении накоплен на библиотечно-информационном факультете МГУКИ.

На основании договоров выпускники средних специальных учебных заведений могли поступать на второй курс нашего вуза. А после перехода колледжей на трехгодичную систему подготовки мы зачисляли лучших выпускников на третий курс обучения. Все это происходило сверх плана приема, установленного Министерством культуры РФ. В нынешних тяжелых экономических условиях мы лишены такой возможности. Включение этих абитуриентов в счет плана приема оставит без работы часть преподавателей факультета. Какой же может быть выход? Возможно выделение Министерством культуры РФ дополнительных мест для выпускников средних специальных учебных заведений или целевое направление таких выпускников в вузы с учетом частичной компенсации регионами затрат на обучение.

Различные мнения высказываются по поводу перехода наших вузов на подготовку бакалавров и магистров. Этот вопрос относится к компетенции не только вузов культуры, но и тех органов, которые осуществляют руководство нашей отраслью. Для перехода на эту систему необходимо пересмотреть номенклатуру должностей в нашей системе. Следует учитывать и то, что финансирование магистерской подготовки не предусматривается. Таким образом, она будет осуществляться только на платной основе, для избранных. Кто будет этими избранными в нашей отрасли?

Нельзя обойти вниманием и вопросы переподготовки кадров. На наш взгляд, эту проблему можно выразить кратко: как подготовка библиотечных кадров в вузе не может осуществляться без библиотеки, так и переподготовка библиотекарей не может осуществляться без вуза. Думается, что наши вузы должны более активно проявлять себя в организации переподготовки библиотекарей. Совершенствование системы переподготовки библиотечно-библиографических кадров должно быть плодом совместных усилий теоретиков и практиков библиотечного дела.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России