Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Загуменная В.В., Лутовинова В.И.

Киевский национальный университет
культуры и искусств

Библиографическое образование на Украине:
к истории вопроса

В последнее время на страницах профессиональной печати обсуждаются вопросы возрождения самостоятельного высшего библиографического образования (библиографических факультетов в вузах культуры). В этой связи нам представляется небезынтересным обратиться к истории становления и развития вузовской библиографической подготовки на Украине.

Библиографическая подготовка библиотечных специалистов — многоаспектное общественное явление, которое органично связано с социально-экономическими, политическими и культурно-историческими условиями жизни общества.

Зарождение библиографического образования на Украине связывают с именем Павла Осиповича Ярковского, который читал курс библиологии-библиографии на Волыне в Кременецком лицее (1805—1837). Примечательно, что хронологически этот процесс совпадает с зарождением библиотечно-библиографического образования в западно-европейских государствах, в частности Франции.

Сложной оказалась судьба творческого наследия П.О. Ярковского. Известно, что отдельные его работы, в том числе "Элементарный курс библиографии...", были подготовлены к изданию еще при жизни автора, но остались неизданными.

С выделением библиографии в область профессиональной деятельности (начало XX в.) в сознании передовых деятелей украинской культуры появилось понимание необходимости специальной подготовки кадров для библиотек. Период развития библиотековедения и библиографоведения на Украине в 1920-е гг., который справедливо называют библиографическим ренессансом, тесно связан с деятельностью Всенародной библиотеки Украины (ВБУ — ныне Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского), Украинского научного института книговедения и Украинской книжной палаты.

В 1920-е гг. наблюдается определенная украинизация общественной жизни: народного образования, науки, культуры; библиография получает поддержку со стороны государства, что способствовало развитию теории украинской библиографии.

Осмысление необходимости организации на базе ВБУ системы подготовки кадров и повышения квалификации посредством библиотечных семинаров, курсов и аспирантуры осуществлялось на протяжении 1921—1925 гг., когда библиотека столкнулась с необходимостью решения профессиональных вопросов организации библиотечно-библиографического дела. Сотрудники ВБУ внимательно изучили и обобщили аналогичный опыт в странах Западной Европы и России и пришли к выводу, что механически переносить его на украинскую почву нельзя, так как развитие библиотечной практики в каждой стране имеет свои особенности и тесно взаимосвязано с техническими достижениями государства и его экономическим положением.

Вопросы подготовки специалистов средней и высшей квалификации и организация при ВБУ аспирантуры для подготовки научных кадров в области библиотековедения и библиографии рассматривались на заседании Совета ВБУ (ноябрь 1925 г.) и на Первой конференции научных библиотек Украины в декабре 1925 г. Для специалистов всех уровней были разработаны специальные учебные программы, в которых в обязательном порядке отражалась библиография.

Согласно рекомендациям Первой конференции научных библиотек при Всеукраинской академии наук была создана Библиографическая комиссия. Однако целый ряд вопросов ей так и не удалось решить, поскольку в конце 1920-х гг. началась перестройка библиотечного дела и библиографической науки, направленная на выполнение задач социалистического строительства, политпросвещения и повсеместного внедрения системы руководства чтением.

1930-е гг. для Украины характерны упадком теоретического и распространением практического направления деятельности в области библиографии. В этот период в работах ученых наблюдается тенденция внедрения партийности в теорию и практику библиографии, что впоследствии стало ведущей идеологией советского библиографоведения. В неблагоприятных социально-политических условиях 1930-х гг. украинская библиография теряла свою национальную сущность не только по форме, но и по содержанию.

Начало формирования в СССР системы высших учебных заведений библиотечно-библиографического профиля приходится на 1930-е гг. Создание общегосударственной сети библиотечных институтов имело как позитивные, так и негативные стороны. К последним можно отнести унификацию системы высшего образования во всех советских республиках, что неизбежно привело к игнорированию специфики местных условий и национальных традиций. Происходили изменения и в организационной структуре уже существующих вузов. Так в Харьковском институте политпросвещения началась подготовка библиотечных кадров. Открылся Харьковский библиотечный институт, в котором в конце 1930-х гг. функционировали три факультета: библиотековедения, библиографии (1939 г.), детских библиотек.

Дифференциация рабочих функций в библиотеках, которая наиболее четко проявилась в середине 1930-х гг., показала целесообразность функциональной подготовки будущих специалистов.

Основное ядро библиографической подготовки составила производственная деятельность: библиографирование и библиографическое обслуживание.

Методика библиографирования на момент зарождения на Украине профессионального образования представляла собой сформировавшуюся область деятельности и это существенно облегчило введение этого процесса в преподавание библиографии в 1920—1930 гг.

В этот период библиотекарям и библиографам был дан самостоятельный профессиональный статус. Однако в преподавании однородных процессов библиографирования и каталогизации произошло дисциплинарное размеживание.

Анализируя процесс становления библиографического образования на Украине, можно констатировать:

1. С 1917 по 1921 г. формируются объективные условия организации библиографического образования. Библиотечно-библиографическое дело рассматривается как общественное явление, органически связанное с социально-экономическими факторами жизни общества.

2. Зарождение специальной подготовки библиографов на Украине совпадает со становлением теории украинской библиографии. Определенную роль в формировании системы преподавания сыграло "книговедческое" понимание библиографии.

3. Впервые подготовка библиотечно-библиографических кадров на государственной основе стала осуществляться в 1921—1925 гг. Характерной особенностью этого периода стал научный подход к созданию основ профессионального образования библиографов. Предложена трехуровневая система подготовки библиографов: специалисты среднего звена, специалисты высшей квалификации, научные работники.

4. В 1930-е гг. происходят существенные содержательные изменения образования — усиливается марксистско-ленинская направленность в преподавании специальных дисциплин. С 1932 г. на государственном уровне утверждаются типовые программы высшей школы. Национальная научная школа в области библиографии в этот период практически была уничтожена. Происходит переориентация от вопроса "чему учить" к вопросу "как учить", что в последующие годы стало нормой.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России