Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Разенкова Т.В., Сляднева Н.А.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Подготовка информационно-управленческих кадров
для социальной сферы — базовая концепция
деятельности факультета менеджмента
и социально-информационных технологий МГУКИ

В условиях реализации социального вектора системных реформ, охвативших Россию в 1990-х гг., обнаружился исторически обусловленный дефицит профессионалов нового поколения, обладающих демократическим менталитетом, специальными знаниями, обостренным чувством социальной ответственности. Отечественная высшая школа не могла не ощутить общественный императив, и в номенклатуре вузовских специальностей появились новые, социально ориентированные, сформированные по принципу совмещения актуальных сквозных профессий и их реализации в социальной сфере. Среди них в первую очередь следует назвать такие специальности, как 06.12.00 "Менеджмент в социальной сфере" (при наличии универсальной специальности 06.11.00 "Менеджмент") и 07.19.00 "Информационные системы в социально-культурной сфере".

Статус данных специальностей, модернизация учебного процесса в высшей школе позволили Московскому государственному университету культуры и искусств (МГУКИ) не только занять новую нишу в современном образовательном пространстве, но и по-новому осмыслить свою миссию в социально-культурной сфере. В русле этих тенденций в структуре МГУКИ в 1993 г. образован факультет менеджмента и социально-информационных технологий (МИСИТ), в рамках которого началась подготовка кадров по вышеназванным специальностям.

В процессе освоения данных специальностей, определения характера и содержания подготовки кадров, поиска новых специальностей, маркетинговых исследований образовательной деятельности и рынка труда, анализа спроса на выпускников МИСИТ, а также изучения потребностей фирм-лидеров профессиональной сферы профессорско-преподавательский состав выработал концепцию МИСИТ как инновационного научно-образовательного центра по подготовке кадров информационно-управленческого профиля. Данная концепция позволяет рассматривать две базовые специальности, лицензированные в МИСИТ, не как отдельные векторы подготовки специалистов, а как интегративное целостное направление, определяющее специфику подхода к формированию специалиста нового типа.

В основе концепции — идея взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения специальностей в рамках МИСИТ, продиктованная объективными законами социального развития, эволюцией новых социальных и информационных технологий, информатизацией всех видов деятельности, включая управленческую.

Базовая компонента подготовки специалистов для социальной сферы в концепции МИСИТ основывается на ключевом понятии — социальные технологии, к которому можно отнести как управленческие технологии современного социального менеджмента, так и применение новейших компьютерных технологий в решении разнообразных задач регулирования социальных процессов.

Востребованность данных технологий обусловлена повышением сложности и ростом динамики социальной практики, увеличением разнообразия тех детерминант, которые оказывают воздействие на социальные процессы, порождают проблемы социальной управляемости.

Социальная сфера и ее институты характеризуются многофункциональностью, совмещенностью функций, которые позволяют обеспечить их устойчивость и совершенствование. Эти характерные черты учтены профессорско-преподавательским составом МИСИТ при формировании учебных специализаций. Например, влияние процессов информатизации на управление в социальной сфере нашло отражение в содержании таких специализаций, как информационный менеджмент, менеджмент информационной безопасности. Дисциплины, раскрывающие применение компьютерных технологий в управлении, роль информационных ресурсов в тех или иных областях менеджерской деятельности, широко представлены в учебных планах таких специализаций, как административный, кадровый, экологический менеджмент.

Социальное управление все шире применяет компьютерные технологии, непосредственно участвующие в решении социальных задач, ориентированных на включение социальной проблематики, человека, гуманитарных проектов в сферу своего воздействия. К ним можно отнести такой современный методологический инструментарий, как информационный маркетинг, информационная аналитика, мониторинг и консалтинг, паблик рилейшнз, Интернет-технологии и Web-дизайн и т.п. Данные информационные технологии все в большей мере осваиваются сферой социального управления, активно используются государственными и негосударственными структурами в целях выявления социальных закономерностей, разработки сценариев управления кризисными и проблемными ситуациями, прогнозирования развития управляемых объектов, формирования оптимальных социально-психологических параметров информационного пространства и т.п. Вышеперечисленные направления положены в основу целого ряда специализаций в рамках специальности "Информационные системы в социально-культурной сфере".

На протяжении ряда последних лет МИСИТ продолжает разрабатывать и внедрять в учебный процесс новые специализации, отражающие динамику социальной сферы, изменения профессионального сообщества управленческих и информационных специалистов, мобильность российского рынка труда.

Постоянный поиск новых решений, актуализация содержания и номенклатуры учебных дисциплин позволяют выпускникам МИСИТ находить применение своим профессиональным знаниям. Вместе с тем качество современного российского рекрутирования и деятельности кадровых агентств не удовлетворяет выпускников как МИСИТ, так и МГУКИ в целом. Однако за этим стоят не столько уровень подготовки сотрудников данных служб, сколько глубинные социально-культурные и национальные традиции российского социума: низкий уровень корпоративной культуры, диспропорции в мотивациях труда, неготовность работодателей к восприятию новых специальностей, инерционность и бюрократический подход к формированию штатных расписаний организаций, экономическая и финансовая нестабильность и т.п.

Поэтому МИСИТ рассматривает своих выпускников не только как текущее пополнение рынка труда, но и как проводников прогрессивных профессий XXI века.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России