Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Андреева Н.Е.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Документографические ресурсы:
проблемы преподавания и использования
современных информационных технологий

Современный этап обучения студентов связан с пересмотром содержания обучения в свете современных методологических воззрений, отказом от унификации планов, творческим поиском в развитии содержания и методики преподавания. Сегодняшним студентам предстоит быть специалистами XXI века, от них потребуются высокая квалификация, творческая смелость, свободное владение современными информационными технологиями. В связи с этим в вузах культуры разрабатываются новые учебные курсы и дисциплины.

Дисциплина "Документографические ресурсы" подготовлена для студентов библиотечно-информационного факультета МГУКИ с целью познакомить их с документографическими ресурсами России, доступными пользователям как в печатном, так и в электронном виде, отработать алгоритм поиска информации в постоянно меняющихся документографических ресурсах, овладеть методикой создания проблемно-ориентированных баз данных, имеющих спрос на рынке информационной продукции и услуг.

В основу представленной дисциплины положена документографическая системно-деятельностная концепция О.П. Коршунова, предполагающая, что объектом библиографической деятельности являются не только книги, но и вся система документальных коммуникаций.

Под документографической информацией нами понимается передаваемое и воспринимаемое документографическое знание. В рамках дисциплины "Документографические ресурсы" изучаются все существующие и активно используемые формы документографической информации.

Система документографических ресурсов России разветвлена в силу как многообразия и многочисленности первичных источников, так и большой дифференциации потребности в информации. Поэтому в ходе чтения дисциплины "Документографические ресурсы" студенты знакомятся с процессами интеграции и дифференциации в документографии, с основными организационными структурами, осуществляющими документографическую деятельность в России, рассматривают организационно-канальную структуру документографической деятельности, изучают деятельность всероссийских, республиканских, региональных и местных центров по созданию документографической информации.

В лекциях значительное внимание уделяется обзору существующих отечественных и зарубежных документографических баз данных, их количественным показателям и качественным характеристикам; обосновывается роль документографических баз данных в системе информационного маркетинга; рассматривается специфика хранения, поиска и использования видео- и микродокументографической информации. Компактные оптические диски характеризуются как одно из достижений в области документографической деятельности коммерческих структур, они анализируются как средство хранения, распространения и использования документографической информации. Подчеркивается смысловая разница между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители: микрография и видеография используются для записи ретроспективной и оригинальной информации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации. Компактные оптические диски совместили в себе эти тенденции.

Большое значение имеет знакомство студентов с документографическими ресурсами России, имеющими электронные аналоги. Внимательное их изучение позволяет студентам сравнить эффективность поиска документографической информации в соответствии с запросами пользователей, уделить внимание алгоритмизации документографического поиска, лучше освоить современные средства хранения и использования документографической информации. В связи с этим изучаются электронные реферативные журналы ВИНИТИ, которые являются аналогом печатных номеров РЖ как по составу описаний документов, так и по их оформлению и расположению, что позволяет читать номера журналов, последовательно листая страницы, просматривая рефераты отдельных разделов по оглавлению; обращаться к рефератам по указателям авторов, источников и ключевых слов; проводить поиск документов по словам и словосочетаниям; выводить текст описаний документов во внешний файл и т.д. Полагаем, что важно дать возможность студентам убедиться в удобстве использования электронных версий, привить навыки их эффективного использования в ходе практических занятий.

Важно обратить внимание студентов на то, что слишком велик временной лаг между моментом опубликования информации и ее отражением в базах данных или реферативных журналах. Поэтому целесообразно при поиске информации использовать издание Российской книжной палаты "Книги в наличии и печати". Этот каталог формируется на основе информации, регулярно поступающей от издательств и книготоргов, выпускается в книжном (2 раза в год) и электронном (от 6 до 9 раз в год) вариантах. Электронный каталог состоит из собственно данных, организованных в виде баз и программной оболочки, предоставляющей просмотр баз данных в табличной и/или текстовой формах, обеспечивающей поиск в базах по автору, названию, тематике, видам изданий и издательствам, печать просмотренных источников.

В лекционном курсе документографические ресурсы России рассматриваются как база маркетинговых исследований. В связи с этим характеризуется деятельность информационных коммерческих фирм и акционерных обществ — производителей и распространителей документографических баз данных и справочных изданий, работающих на российском рынке информационных и телекоммуникационных услуг, анализируются документографические ресурсы, обеспечивающие маркетинговую поддержку информационных фирм.

Большое внимание в процессе изучения дисциплины уделяется методике создания проблемно-ориентированных баз данных. Как известно, проблемно-ориентированные базы данных обеспечивают наибольшую релевантность в удовлетворении информационных потребностей пользователей, так как знания о предмете в них заложены многоаспектно. С помощью проблемно-ориентированных баз данных, организованных на основе специальных программных средств, становятся реальными высокоэффективный поиск и обработка информации, а также услуги: ИРИ, телеконференции, заказ первоисточников в диалоговом режиме и получение их в виде полномерных или микрокопий и т.д. Их создают ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, Библиотека при Администрации Президента, Парламентская библиотека, Научная библиотека МГУ и др. Для развития навыков документографической работы и усвоения учебного материала по теме "Методика создания проблемно-ориентированной базы данных" студенты самостоятельно создают проблемно-ориентированные базы данных на дискетах.

Полагаем, что большое значение имеют и практические занятия по поиску необходимой информации, связанные с документографической эвристикой. Занятия нацеливают студентов на выработку следующих умений: определение и структурирование задачи, уточнение стратегии ее решения, определение информационной потребности, извлечение информации из источников, оценка собранной информации и в соответствии с оценкой (при необходимости) изменение стратегии поиска. Практические работы проходят в компьютерном центре, студенты осуществляют поиск документографической информации в машиночитаемых документографических базах данных и по компактным оптическим дискам (по вариантам). Проводятся также семинарские занятия по темам: "Организация российской документографии", "Современные формы существования документографической информации", "Изучение документографических потребностей в условиях информационного рынка", "Маркетинговое планирование документографической деятельности". Студенты с интересом участвуют в просмотре и обсуждении учебных фильмов по использованию документографической информации на нетрадиционных носителях крупнейшими библиотеками и информационными фирмами России.

С целью проверки и закрепления знаний, полученных студентами при изучении тем "Документографические ресурсы ГСНТИ", "Документографические ресурсы как база маркетинговых исследований" и "Документографические базы данных", проводится контрольная работа, в ходе которой студенты сравнивают документографические ресурсы ГСНТИ и коммерческих структур по наиболее важным признакам.

При чтении дисциплины "Документографические ресурсы" преподаватели сталкиваются с рядом проблем: отсутствием необходимых материальных средств для информационного обеспечения учебного процесса, недостаточным количеством компьютеров на библиотечно-информационном факультете МГУКИ и др. Многие студенты недостаточно хорошо знают английский язык, поэтому испытывают затруднения при выполнении индивидуальных практических заданий с использованием зарубежных документографических баз данных.

Для обеспечения преподавания курса разработаны программа (Документографические ресурсы. М.: МГУК, 1997. 10 с. — Сост. Н.Е. Андреева) и материалы к изучению курса (Документографические ресурсы: Метод. материалы к изучению курса. М.: МГУК, 1997. 20 с. — Сост. Н.Е. Андреева), составляется учебное пособие и другие материалы.

Полагаем, что задачи новой дисциплины будут успешнее решаться при кооперации преподавателей родственных кафедр других вузов культуры, обмене мнениями и особенно опытом модернизации информационно-библиографического образования, в частности применения современных информационных технологий в преподавании специальных дисциплин.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России