Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Есенькин Б.С.

Торговый дом "Библио-Глобус", Москва

Книжная торговля России на пороге перемен

На пороге третьего тысячелетия мы столкнулись в России с тем феноменом, что почти ничего не знаем о реальной картине потребления книжной продукции в стране. Известны только данные Российской книжной палаты о ежегодном выпуске книг, которые собираются по выходным данным изданий. Нет необходимости доказывать тот факт, что по разным причинам не все издательства направляют сигнальные экземпляры в РКП; так же, как и другой: в зависимости от ситуации на книжном рынке многие издательства, даже применяя практику первых тиражей и последующих допечаток, достаточно часто оказываются в ситуации, когда реализация книг растягивается на годы.

Именно в силу указанных обстоятельств и потому, что в стране отсутствует книготорговая статистика продаж и учета субъектов книжного рынка, сегодня трудно прогнозировать основные тематические линии развития книжного рынка на макроуровне и приходится обращаться к собственной микропрактике и практике ближайших партнеров по рынку, чтобы выработать ориентировочные направления основной деятельности книжного магазина хотя бы на ближайшую перспективу.

Сегодня всем ясно, что инструменты и практика учета книжной продукции, имевшие место в СССР, не раскрывают картины книжного рынка России и не дают книготорговцам надежных ориентиров для формирования собственной политики, более того — философии книготорговли на предприятии. Именно поэтому мы вынуждены были провозгласить: все новинки книжных издательств России должны быть представлены на книжных полках Торгового дома "Библио-Глобус", а издания ранних лет введены в электронную базу данных предприятия и предоставлены покупателю по первому требованию.

В таком подходе имеются и преимущества, и ощутимые недостатки. Широкий ассортимент привлекаемых к продаже изданий позволяет нам постоянно отслеживать динамику потребления различных видов и типов литературы на нашем микрорынке, экономически перестраивать свою политику, делать упор на наиболее ходовую тематику. В то же время такой подход требует значительных дополнительных ресурсов, а автономные маркетинговые исследования дают только малую часть картины всего рынка, например региона Москвы и области, на основе которой трудно строить перспективную политику на полгода и год, не говоря уже о более продолжительном сроке.

По данным Государственного комитета по печати РФ по итогам 1998 г. в стране произведено около 46 тыс. названий книг тиражом около 410 млн экз., 65% названий и около 90% тиражей производят издатели Москвы и С.-Петербурга. Однако это не весь потенциал книжного рынка обеих столиц: часть книг издатели экспортируют за рубеж, книги на русском языке поступают на московский рынок из Украины и Белоруссии, в последнее время существенно возрос импорт литературы из дальнего зарубежья, особенно на английском языке. В крупных московских магазинах до 10% товарооборота получают именно от этой литературы.

Конкурсы книготорговых предприятий, проводимые второй год подряд Государственным комитетом по печати РФ совместно с Ассоциацией книготорговцев показывают, что многие экономические и технологические идеи, опробованные в книжной торговле Москвы, впоследствии становятся достоянием книжного рынка страны в целом, вместе с тем и ряд идей из регионов принимается книжным рынком столицы. Например, Интернет для книжной торговли впервые применили петербуржцы, построение первой многофункциональной региональной оптовой базы с самым большим ассортиментом книг российских издательств осуществили книготорговцы "Топкниги" из Новосибирска, книготорговые книжные цепи, развитые в Ярославле и Курске, стали проникать в Москву и область и т. д. Поэтому утверждать, что Москва является родоначальником всех рыночных новаций, не приходится.

Современный российский книжный рынок в силу указанных обстоятельств в значительной мере закрыт и поэтому значительно ограничен. Пока еще трудно говорить о прозрачности книжного рынка, но ситуация требует разработки и осуществления ряда мер, включая государственные и общественные, чтобы рынок реально отвечал потребностям всех слоев и групп населения страны.

Развитие книжного рынка страны и его инфраструктуры можно разделить на три фазы. Первая — конец 1980-х и начало 1990-х гг., когда стремительное наступление рыночных отношений в книжной торговле привело к быстрому росту выпуска художественной литературы до 700 млн экз. в 1993 г. (исторические и любовные романы, приключения, фантастика, детективы). Вторая фаза — 1994—1996 гг., когда резко падает интерес к подобного рода изданиям (рынок ими перенасыщен) и развивается интерес к деловой литературе, включая справочную, энциклопедическую и образовательную. Третья фаза — 1997 г. и далее, когда восстанавливается баланс интересов к литературе различных жанров и в целом рынок все больше обращается к серьезной, качественной литературе; кризис августа 1998 г. еще более углубил эту тенденцию.

Даже из такой, относительно простой периодизации развития книжного рынка России, основанной прежде всего на данных по Москве, очевидно, что, если на этапе первой и второй фаз структурирования книжный рынок мог в силу своей большой потенциальной емкости оставаться в значительной мере закрытым, то на третьей фазе разрушаются феодальные границы и перегородки, существующие как табу и коммерческая тайна, и все чаще появляются призывы к координации действий.

Таких примеров можно назвать несколько. Прежде всего это попытка консолидироваться и заключить корпоративное соглашение между издателями, книготорговцами и полиграфистами (в последнее время все настойчивее звучит тезис о включении в этот триумвират и производителей бумаги). Цель этой акции — выработать единые правила игры на книжном рынке. Пока призывы и соответствующие решения носят постановочный характер, поскольку нет реальных сил, готовых его осуществить. В то же время нам известно, что крупнейшие издатели и книготорговцы, производящие и реализующие более половины всей книжной продукции, все больше разворачиваются лицом в эту сторону.

Важно отметить, что все корпоративные усилия пока неэффективны потому, что нет единого материала, способного раскрыть границы между книготорговцами и сделать их союз более прочным. Такой материал давно известен и называется он рынком информационных услуг. Здесь на российском книжном рынке намечаются определенные сдвиги: совершенствуется система "Книги в печати" РКП, более информационно емкими стали каталоги книготорговых оптовых фирм "Инфра-М", "Топкниги", "КноРус", каталоги по учебной литературе "Бета-Сервис", оперативная информационная база данных реализуется в ТД "Библио-Глобус", все больше издательств открывают свои тематические планы и заранее объявляют о новинках сезона, ряд информационных вопросов помогает решать развитая отраслевая пресса.

Другим элементом стабилизации и прозрачности книжного рынка является сугубо экономический фактор — политика в области ценообразования. Международный и отечественный опыт показывает, что проведение корпоративной политики ценообразования на книги во многом способствует становлению стабильного и прозрачного книжного рынка.

Прежде всего речь идет о работе в книжной торговле при образовании единых розничных цен со скидками для издательств и книжной торговли. В России в условиях рынка такой опыт есть: он широко применялся в годы нэпа и уже в новейшее время опробован издательством "Терра".

На современном этапе развития книжного рынка России его судьба зависит от все большей открытости и корпоративности. Понимая, что многое в этом процессе зависит от объективного вызревания экономических условий, вместе с тем мы подчеркиваем и роль субъективного фактора и необходимость их сочетания. Поэтому формирование политики государства в области книгоиздания и книжной торговли на современном этапе — чрезвычайно важный фактор. Рассчитывать на то, что книгоиздание вечно будет находиться в зоне льготного режима, как показывает зарубежный опыт, не приходится. Поэтому необходимы выработка жестких экономических правил поведения субъектов на книжном рынке и создание мощной информационной системы, позволяющей в одном или в двух-трех местах иметь полную картину актуального ассортимента книг, их продаж, структуры регионального российского рынка и ценовой политики на нем.

Библиотечное сообщество и книжная торговля страдают от аналогичных болячек: они испытывают недостаток в средствах для закупки книг и не имеют полной информации о книжной продукции на рынке. Вместе с тем библиотеки России, в 1998 г. закупившие десятую часть произведенной книжной продукции и получившие в качестве спонсорской поддержки еще несколько миллионов экземпляров книг бесплатно, по мере стабилизации экономики все больше будут превращаться в один из самых надежных сегментов книжного рынка. Поэтому книготорговцы Москвы уже сегодня все чаще обращают свои взоры на библиотеки, предлагая им новые информационные услуги и скидки в обслуживании.

Мы второй год участвуем в таком большом библиотечном форуме и надеемся, что идея подключения к нему издателей и книготорговцев будет всячески поддерживаться и в будущем. Мы также ожидаем, что наша совместная работа с ГПНТБ России в области форматов и информационных технологий, а с Центральным коллектором научных библиотек в области наращивания ассортимента и проектирования системы удаленного склада позволит в самое ближайшее время не только предоставить региональным библиотекам более полную информацию о книгах на рынке, но и осуществить для них необходимые поставки.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России