Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Жукова Н.В., Дарутина А.Г.

Муниципальное учреждение культуры,
Сургутская ЦБС

Некоторые аспекты построения концепции
информационно-коммуникационной системы
в среде библиотек ЦБС небольшого города

Последние 15—20 лет сопровождались интенсивным развитием информационных технологий. Возникновение новых каналов передачи информации (Интернет, электронная почта), совершенствование имеющихся и возникновение новых носителей информации (CD—ROM, ZIP-накопители и т. п.), изменение технологий (Интернет-технологии, CASE-технологии и др.) сопровождались изменением психологии потребителя. Библиотеки, которые выступают основными хранителями информационных ресурсов и непосредственно работают с их пользователями, должны быстро реагировать на эти перемены и гибко вписываться в современную систему высокоскоростных информационных технологий. Автоматизация основных процессов библиотечно-библиографической работы сегодня не модная тема, а необходимое условие жизнедеятельности и дальнейшего развития библиотек.

Одной из основных стратегических задач для публичных библиотек ЦБС стало объединение информационных ресурсов, распределение и координация работы, т. е. построение информационно-коммуникационной системы (ИКС), где каждая библиотека выступает как мощная информационная служба.

Назначение ИКС — повышение эффективности работы библиотек ЦБС, ее управляемости, расширение услуг и повышение их качества за счет информационных технологий.

Основные цели создания ИКС ЦБС:

  • обеспечение населения города библиотечным и информационно-библиографическим обслуживанием на уровне лучших мировых стандартов;

  • привлечение новых читателей ЦБС и расширение возможностей их доступа к БД библиотек России и мира;

  • повышение сохранности редких изданий при одновременном расширении их доступности читателю;

  • обеспечение оперативной информационной поддержки деятельности ЦБС и ее структурных единиц;

  • определение направлений и методов совершенствования информационного обеспечения населения, органов местного самоуправления и предприятий города.

Задачи ИКС:

  • обеспечение интерфейсов с информационными системами города, других библиотек и внешними пользователями;

  • оперативный доступ к данным в соответствии с предусмотренным в системе разграничением прав доступа;

  • анализ тенденций развития и особенностей текущего состояния работ ЦБС на основе статистических данных;

  • ввод и надежное хранение всей поступающей в ЦБС информации.

Эффективность функционирования ИКС определяется: точностью, достоверностью, актуальностью предоставляемой информации; полнотой предоставления информации для решения всего комплекса задач ИКС; оперативностью получения данных по запросам; оперативностью получения статистических и информационных данных по работе ЦБС; степенью защищенности информации; простотой и надежностью в эксплуатации.

Компоненты построения ИКС ЦБС:

  • разработка концепции и эскизно-технического проекта ИКС ЦБС;

  • приобретение, монтаж, настройка программно-аппаратного комплекса системы, инсталяция базового ПО; приобретение лицензионного ПО;

  • разработка специализированного программного обеспечения и интерфейсов с внешними информационными системами;

  • проведение опытной эксплуатации ИКС, анализ результатов, доработка системы; обучение персонала.

Для построения концептуальных основ ИКС необходимо провести предпроектное исследование. В рамках данного исследования должны быть выполнены следующие работы:

  • определение основных рабочих процессов в ЦБС;

  • определение организационной структуры ЦБС, направлений работы, круга решаемых задач и функций объектов автоматизации, уровня их информационного обеспечения;

  • анализ информационных потоков между подразделениями ЦБС;

  • определение требований к содержанию электронных архивов и БД, разграничению прав доступа, оперативности внесения информации, скорости поиска;

  • определение уровня компьютерной грамотности персонала и потребности в современных системах обработки информации;

  • определение существующих средств автоматизации;

  • моделирование ИКС.

Принципы построения ИКС ЦБС:

  • комплексность (ориентация на повышение эффективности системы за счет автоматизации всего взаимосвязанного комплекса, разрешение проблем соединения информационных потоков и создание единого информационного пространства);

  • расширяемость (масштабируемость) приложений (все компоненты системы могут масштабироваться как по горизонтали — добавлять или удалять рабочие станции, процессы и/или другие ресурсы, не нарушая работоспособности приложения, так и по вертикали — переносить компоненты приложения с клиента на сервер или с сервера нижнего уровня на сервер верхнего уровня при использовании многосерверной архитектуры системы);

  • архитектура открытых систем (все компоненты аппаратного и программного обеспечения должны быть построены в соответствии с архитектурой открытых систем, в результате чего обеспечивается возможность их совместной работы в рамках единой информационной среды и интеграции с новыми продуктами, поддерживающими соответствующие стандарты);

  • апробированность (используемые в ИКС продукты и технологии многократно апробированы);

  • техническая поддержка для всех компонентов системы (при построении системы необходимо использовать аппаратное обеспечение, имеющее гарантийное и послегарантийное обслуживание; подсистемы прикладного программного обеспечения должны иметь русскоязычный интерфейс с пользователем и русскоязычную документацию);

  • преемственность существующих архивов и баз данных (ИКС должна строиться таким образом, чтобы обеспечить перенос накопленных архивов и информации из имеющихся локальных БД без прерывания эксплуатации действующей системы).

При построении концепции ИКС требования, предъявляемые к ней, можно условно разделить на требования к функциям, составу, развитию, безопасности, патентной чистоте, интерфейсам с другими системами, квалификации обслуживания персонала.

Компоненты концепции ИКС ЦБС Сургута:

1. Общая архитектура системы:

  • центр информационной поддержки — структурное подразделение ЦБС, на базе которого осуществляется взаимодействие с филиалами ЦБС, ИС города, внедрение новой технологии библиотечного обслуживания населения. Основная задача центра — ведение согласованных и централизованных БД и электронных архивов информации, необходимой для поддержки деятельности ЦБС;

  • локальные вычислительные сети (ЛВС) групп подразделений и филиалов ЦБС. ЛВС удаленных библиотек можно организовать как сети рабочих групп без выделенного сервера. Необходимость и способ создания ЛВС определяется соотношением объемов совместно и индивидуально используемых данных, требованиями по ограничению доступа и т. п.;

  • система электронных коммуникаций, основная задача которой — обеспечение функционального и информационного взаимодействия пользователей локальных сетей территориально удаленных филиалов ЦБС для поддержания информационного пространства деятельности.

Подобная архитектура позволит, используя отработанные решения, с одной стороны, сосредоточить усилия разработчиков ИКС на наиболее специфичных для проекта участках системы, с другой — получить результат, значимый для всех структурных единиц ЦБС.

2. Основные компоненты программного обеспечения.(ПО), необходимого для функционирования ИКС: общесистемное ПО (операционные системы, системы управления правами доступа, регистрации пользователей, копирования, архивирования и т. д.); сетевое ПО; системы управления реляционными базами данных; ПО поддержки работы в Интернет, включая ПО для Web-сервера; электронные архивы нормативных и текущих документов, законодательных актов, периодики и других источников информации и ПО средств поиска и отбора информации; специализированные прикладные системы; офисные системы.

3. Основные компоненты информационного обеспечения: БД и архивы центра информационной поддержки; БД подразделений, групп подразделений и организаций ЦБС; электронные архивы нормативной, справочной информации городской информационной системы и нормативной базы органов местного самоуправления; персональные архивы и БД.

4. Основные компоненты аппаратного обеспечения:

  • серверы (в соответствии с задачами ЦБС следует выделить три подмножества серверов: центральный, обеспечивающий работу с интегрированными базами данных и архивами ЦБС; сервер удаленных ЛВС, обеспечивающий поддержку локальных архивов и БД крупных филиалов; файловый сервер, предназначенный для решения офисных задач. Возможно использование одного физического сервера в качестве сервера ЛВС и файлового);

  • рабочие станции;

  • структурированная кабельная система (преимущества перед неструктурированной кабельной системой: возможность создавать независимые участки сети, одновременное использование нескольких сетевых протоколов, внесение изменений и наращивания, администрирование минимальным количеством персонала);

  • система телекоммуникаций; система резервного копирования; дополнительные подсистемы. К дополнительным подсистемам, проектирование которых выходит за рамки эскизно-технического проекта ИКС, относятся машинные залы, аппаратные и этажные кроссовые помещения.

5. Основные компоненты организационного обеспечения:

  • положение о центре информационного обеспечения деятельности ЦБС;

  • приказы и распоряжения руководства ЦБС и администрации города, относящиеся к разработке и реализации проекта;

  • план инвестиций в ИКС ЦБС;

  • план обучения пользователей;

  • поэтапный календарный план реализации ИКС;

  • план ввода системы в действие;

  • документация, подготовленная при разработке ИКС (концепция, ТЗ, эскизно-технический проект);

  • договоры с генеральным подрядчиком и субподрядчиками на разработку системы.

6. Кадровое обеспечение. Внедрение ИКС создает дополнительные требования к кадрам ЦБС как на уровне пользования системы, так и на уровне ее эксплуатации. В рамках кадровой поддержки работы с системой необходимо осуществить обучение сотрудников, непосредственно работающих в ИКС; разработку инструктивного и нормативного материала для каждого рабочего места с соответствующим отражением в должностных инструкциях; ориентацию персонала на аналитическую поддержку развития ИКС с целью ее последующей модификации и развития;

  • разработку необходимых требований по кадрам основных и вспомогательных подразделений при внедрении ИКС.

7. Возможные базовые информационные технологии и их место в составе ИКС.

При работе ИКС можно использовать несколько различных технологий ("Клиент-сервер", "CASE-технология", технология распределенных БД, сетевые технологии и т. д.).

Без всех приведенных выше составляющих невозможно качественное построение концепции и соответственно самой ИКС ЦБС небольшого города.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России