Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02.001.5

Васильев И.Г.

Оценка когнитивного состояния библиотековедения

Представлены результаты опроса библиотековедов, проведенного Российской национальной библиотекой в 1998 г. в рамках исследования "Тематическая и институциональная структура библиотековедческих НИР России"

Когнитивное состояние библиотековедения оценить довольно сложно. Требуются высокая квалификация респондентов в области теории познания, методологии библиотековедческих исследований, исчерпывающие сведения об общем состоянии как отечественной, так и зарубежной библиотечной науки. Перечисленные требования в максимально возможной степени учтены как при отборе состава экспертной группы, так и при выборе метода оценки (анкетный опрос экспертов).

В экспертную группу для оценки когнитивных характеристик библиотековедения были включены 26 экспертов-исследователей (библиотековедов, занятых научными исследованиями в РНБ, РГБ, ЦГПБ им. В.В. Маяковского, Библиотеке РАН, и преподавателей библиотековедческих дисциплин в С.-Петербургском государственном университете культуры и искусств). Отбор экспертов проведен на основе анализа массива публикаций за 1994—1998 гг.

Перед экспертами стояла задача изучить следующие когнитивные характеристики библиотековедения:

  • проблемно-тематическую структуру (существующую и прожективную);

  • научный уровень библиотековедческих исследований в РФ, в том числе в сравнении с мировым;

  • когнитивный потенциал ("статус") библиотековедения;

  • когнитивные оценки (характеристики) динамики дисциплины;

  • когнитивные оценки перспектив (основные факторы изменений) библиотековедения.

Тематическая структура дисциплины является важнейшим показателем ее когнитивного "статуса" и складывается из сочетания как минимум трех существенно отличающихся друг от друга видов исследований:

  • в русле традиционных научных направлений,

  • в рамках новых научных направлений,

  • поисковых, еще не получивших формально закрепленных "ниш" (такие "ниши" по понятным причинам могут быть не найдены).

Кроме того, во многих направлениях библиотековедения, связанных прежде всего с новейшими технологиями библиотечного дела (коммуникационные сети различных уровней и т.п.), важной характеристикой тематики становится сравнение с тематикой мировых библиотековедческих исследований.

Важно иметь в виду, что каких-либо "эталонных" сочетаний традиционных, новых и поисковых тем не существует ни в дисциплинарном, ни в международном разрезах. Оценки тематической структуры "работают" только в рамках многосторонних, комплексных анализов.

В данном опросе по критерию "традиционность — новизна" экспертами оценены 79 тем, включая темы кандидатских диссертаций, подготавливаемых под руководством экспертов. Эти темы приведены ниже (список 1) с указанием оценки (когнитивной характеристики) в виде аббревиатур:

  • ТР — в русле традиционного направления отечественных библиотечно-библиографических исследований;

  • ТМ — в русле традиционного направления библиотечно-библиографических исследований, существующих в мировом научном сообществе;

  • НР — в русле относительно нового научного направления, сформировавшегося в последнее десятилетие в России;

  • НМ — в русле относительно нового научного направления, сформировавшегося в последнее десятилетие за рубежом;

  • П — поисковая.

 

Список 1

Темы исследований, классифицированные
по Рубрикатору и оцененные респондентами по критерию
традиционность — новизна

1. Общие вопросы

1. Библиотечная терминология ТР

2. Теория и методология библиотечного дела

1. Перспективы развития национальных и региональных
библиотек России (концептуальные исследования) ТР

2. Библиотека как институт социальной защиты НР

3. Библиотека в системе документных коммуникаций ТМ

4. " Библиотековедение — XX век" (методологический аспект) НР

3. История библиотечного дела и библиотековедения

1. История РНБ ТР

2. История отечественного библиотековедения ТР

3. "Библиотековедение — XX век" (исторический аспект) НР

4. История изучения читателя в России в начале XX в. ТР

5. Чтение детей и подростков в дореволюционной России ТР

4. Организация и управление библиотечным делом

1. Информационный менеджмент НМ

2. Управление библиотекой — стратегическое планирование,
"имидж библиотеки" НР

3. Библиотека в новой системе экономических отношений НР

4. Разработка основ нормативно-правовой базы экономической
деятельности библиотек НР

5. Разработка стратегии и методов взаимодействия библиотек
с экономической средой регионов обслуживания НР

6. Реорганизация системы управления библиотечным делом ТР

7. Формирование правовых основ библиотечного дела НР

8. Публичная библиотека и местное самоуправление НР

9. Эконометрическое моделирование библиотечных процессов НР

10. Реализация федерального законодательства в области
библиотечного дела и информации НР

11. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций ТМ

12. Управление библиотечным делом и библиотекой ТР

13. Библиотечные объединения в условиях местного
самоуправления НР

14. Перспективное планирование в библиотечном деле НР

15. Оценка работоспособности организационной структуры
на основе анализа информационного обеспечения процессов
управления в библиотеках НР

16. Нормативное обеспечение экономической деятельности
библиотек НР

17. Информационная культура библиотек НМ

5. Библиотечная сеть. Типы библиотек

1. Перспективы развития национальных и региональных
библиотек России ТР

2. Публичная библиотека и местное самоуправление НР

3. Национальные библиотеки: тенденции развития,
инновации, управление НМ

4. Национальная библиотека республики — субъекта РФ
в системе универсальных научных библиотек ТР

5. Организация сети общедоступных библиотек ТР

6. Кадры. Библиотечная профессия

1. Библиотечный коллектив: формирование и управление НР

10. Организация чтения. Организация библиотечного обслуживания

1. Библиотечное обслуживание: современное состояние,
перспективы ТМ

2. Изучение читателей — мониторинг ИП, социологические
опросы ТР

3. Социокультурное портретирование библиотечной
аудитории НР

4. Читатели РГБ и перспективы развития библиотеки ТР

5. Читательская аудитория современной публичной
библиотеки ТМ

6. Информационное взаимодействие ученых-гуманитариев НР

7. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг НР

8. Информационная оценка надежности фирмы НР

9. Информационные потребности: психологический подход НР

10. Обслуживание читателей в крупной библиотеке ТР

11. Библиотечные фонды

1. Изучение книжных фондов — фонды "россики", частные
коллекции ГПБ ТР

2. Формирование книжных фондов — моделирование
книжных фондов библиотек НР

3. Ядро — наиболее ценная часть книжного фонда
массовой библиотеки (практические пособия) ТР

4. Состояние и перспективы развития документных фондов
общедоступных библиотек РФ (обзор 1986—1998 гг.) ТР

5. Моделирование потребительской корзины населения в
использовании фондов муниципальных библиотек
на период до 2000 г. НР

6. Проблемы библиотечного книгоснабжения, эффективность
использования источников и методов комплектования.
Обязательный экземпляр как основа комплектования ТР

7. Закономерности организации документных фондов УБ
регионов. Структурирование фондов ТР

8. Безопасность фондов НР

9. Формирование фондов ТР

10. Аксиология фондов массовых библиотек НР

13. Библиотеки детские, школьные, юношеские

1. Детское чтение и роль библиотеки в его активации ТР

2. Изучение чтения детей и подростков НР

3. Изучение вхождения в книжную культуру детей раннего
возраста НР

4. Библиотека как институт социализации юношества НР

5. Библиотечно-библиографическая организация чтения детей
в условиях многоязычия НР

6. Чтение детей и подростков в дореволюционной России ТР

15. Научно-исследовательская деятельность библиотек

1. Научная деятельность универсальных научных библиотек РФ ТР

16. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов

1. Лингвистическое обеспечение АИБС — разработка рубрик
и тезауруса НР

18. Библиография. Библиографоведение

1. Информационное обслуживание НМ

2. Ретроспективная национальная библиография РФ ТМ

3. История библиографии 1917—1921 гг. НР

4. Издательская деятельность белого движения НР

5. Информационные ресурсы гуманитарных наук НР

6. База данных "Ученые-гуманитарии С.-Петербурга" НР

7. Библиографические исследования в структуре
библиотековедения НР

8. Разработка методик использования библиографических
исследований в науковедении НР

9. Теория и история рекомендательной библиографии НР

10. Библиографическое обслуживание специалистов-
культурологов НР

11. Персонализированные базы данных НР

12. Информационное взаимодействие ученых-гуманитариев НР

13. Информационное обеспечение рынка нормативных ценных
бумаг НР

14. Информационная оценка надежности фирмы НР

15. Биобиблиография в системе профессиональных
коммуникаций НР

16. Библиотечно-библиографическая организация чтения
детей в условиях многоязычия НР

17. Информационная культура читателей-детей ТМ

 

Свод оценок библиотековедческих исследований по критерию "традиционность — новизна" выглядит следующим образом: тем в русле ТР — 24 (30%), ТМ — 6 (8%), HP — 45 (57%), HM — 4 (5%), П—0; т.е. более половины отечественных библиотековедческих исследований находится в русле относительно новых научных направлений, сформировавшихся за последнее десятилетие в России, а около трети — в русле традиционных отечественных библиотековедческих исследований.

Наибольшее количество тем, оцененных как относительно новые для отечественного библиотековедения, находятся в разделах "Организация и управление библиотечным делом", "Организация чтения. Организация библиотечного обслуживания", "Библиотеки детские, школьные" и "Библиография и библиографоведение". Наиболее традиционна тематика библиотековедческих исследований в разделах "История библиотечного дела и библиотековедения" и "Библиотечные фонды". Следует отметить малый удельный вес тематики, связанной с зарубежными библиотековедческими исследованиями (как традиционными, так и новыми). Этот вывод подтверждается отсутствием среди тем, названных экспертами, исследований, относящихся к разделам "Международное сотрудничество в области библиотечного дела" и "Библиотечное дело в отдельных странах".

Существенное влияние на качество тематической структуры НИР в любой дисциплине оказывают условия выбора проблемы (темы) исследования. 90% экспертов выбирают исследовательскую проблему (тему) самостоятельно; половина из них указывает на соучастие в этом выборе руководителя научного подразделения, руководителя научного учреждения, ученого совета или министерства культуры. Важно подчеркнуть, что в оценке изменений условий труда (подробнее об этом ниже), произошедших под влиянием перемен в экономической, политической, социальной и культурной жизни России в 1990-х гг., из 11 оцененных характеристик труда "Выбор проблемы, темы исследования" получил самую высокую оценку — 38% экспертов считают, что здесь произошли положительные изменения; 58% — что условия выбора темы не изменились. Это дает основание полагать, что, во-первых, позиция исследователя становится основным фактором, влияющим на тематическую структуру библиотековедческих НИР. Во-вторых, формируются условия для соответствующего заинтересованного анализа тематической структуры и более эффективного планирования индивидуальных и групповых исследовательских ориентаций.

Проблемные и тематические структуры наук постоянно изменяются под воздействием процессов дифференциации и интеграции современных научных дисциплин. Однако 65% экспертов считают, что влияние этих процессов незначительно — проблемная и тематическая структуры в основном сохраняются.

Большая часть экспертов полагает, что исследования, в которых они участвуют, в равной мере удовлетворяют потребности и науки, и практики. В связи с этим значительный интерес представляют проблемы (темы), требующие, по мнению экспертов, безотлагательного решения.

 

Список 2

Проблемы (темы), требующие безотлагательного решения
и классифицированные по Рубрикатору

2. Теория и методология библиотечного дела

1. Развитие региональных библиотечных центров России в контексте эволюции региональных библиотек мира (сравнительный анализ)

2. Региональная библиотека в информационном обществе

3. Национальная библиотека в информационном обществе

4. Региональная библиотека в современной социокультурной ситуации

5. Границы проблемного поля библиотековедения

6. Философия библиотечного дела

7. Онаучивание библиотечной деятельности и библиотечно-информационного образования

8. Разработка методов библиотечно-информационных исследований для решения задач (научных и практических), выходящих за пределы библиотечного обслуживания и библиотечной работы (использование информационных ресурсов библиотек и информационных центров для социологии, политологии, науковедения, а далее в естествознании, медицине, технике)

9. Изучение путей развития советского библиотековедения, анализ его промахов и достижений

10. Динамика профессионального сознания в связи с социокультурной динамикой

11. Библиотека как институт социальной защиты

12. Прогностические исследования перспектив библиотечного дела в России

3. История библиотечного дела и библиотековедения

1. Мировая история библиотек

4. Организация и управление библиотечным делом

1. Информационная культура человека XXI века

2. Региональная библиотека в информационном обществе

3. Национальная библиотека в информационном обществе

4. Социально-экономическая роль библиотек в современном обществе

5. Разработка показателей оценки роли библиотек в общественном взаимодействии на уровне организации библиотечного дела в регионах

6. Решение проблем комплектования библиотек, механизм "включения" Закона об обязательном экземпляре

7. Роль и место библиотеки в обществе в эпоху глобальных компьютерных сетей

8. Библиотека в информационном обществе

9. Инновационные тенденции в развитии диалога библиотеки с населением, оптимизация этого "нескончаемого" (Бахтин) диалога

10. Библиотека и регион

11. Библиотека и создание информационной среды в местном сообществе

12. Проблемы формирования библиотечной экономики

13. Стратегия управления библиотекой

14. Доступность информации в России

5. Библиотечная сеть. Типы библиотек

1. Развитие региональных библиотечных центров России в контексте эволюции региональных библиотек мира (сравнительный анализ)

2. Региональная библиотека в информационном обществе

3. Национальная библиотека в информационном обществе

4. Региональная библиотека в современной социокультурной ситуации

5. Тенденции развития публичной библиотеки в современном мире

6. Кадры. Библиотечная профессия

1. Корпоративная культура библиотечного профессионального сообщества

2. Библиотекарь как помощник пользователя в освоении новых информационных технологий

10. Организация чтения. Организация библиотечного обслуживания

1. Книга и компьютер в деловом, личностно-самообразовательном и "рекреационном" чтении

2. Потребности современного человека в библиотечном обслуживании и чтении

3. Информационное поведение различных групп населения

11. Библиотечные фонды

1. Эконометрическое моделирование процессов формирования фондов (на основе глубокой разработки концепции библиотечных фондов в современной информационно-технологической ситуации)

2. Решение проблем комплектования библиотек, механизм "включения" Закона об обязательном экземпляре

3. Будущее библиотечных фондов

4. Справочник по исторически ценным фондам регионов России (на основе методики проф. Фабиана)

 

13. Библиотеки детские, школьные, юношеские

1. Формирование и развитие у детей интереса к чтению

2. Чтение новых петербуржцев как культурный ресурс города

3. Современный ребенок и книга

4. Библиотечное обслуживание детей

16. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов

1. Возможности ускорения создания электронных магистралей в России и их связь с зарубежными

17. Библиотечное дело в отдельных странах и регионах

Мировая история библиотек

18. Библиография. Библиографоведение

1. Информационные услуги с использованием ресурсов Интернет

2. Мировые информационные ресурсы и возможности их использования в библиотечной практике

3. Информационные потребности различных групп специалистов и тенденции их изменения

4. Информационное поведение различных групп населения

5. Теоретико-методологические и практические проблемы формирования системы ретроспективной национальной библиографии

6. Информационное посредничество библиотек, их место в информационном обеспечении специалистов

7. Интеллектуальная библиография

8. Библиотека и создание информационной среды в местном сообществе

9. Концепция информационной деятельности применительно к типам библиотек

10. Библиотека и образование

При сравнении списков 1 и 2 обращает на себя внимание резкое увеличение перечня проблем, требующих безотлагательного решения, в разделе "Теория и методология библиотечного дела" (с 4 до 12), что свидетельствует о возросшей потребности в теоретических и методологических исследованиях в структуре библиотечной науки.

Самооценка сообществом библиотековедов тематической структуры проводимых исследований способствует решению и некоторых других задач, например оценке актуальности, новизны и перспективности проводимых исследований. Адекватность таких оценок повышается при использовании международных сопоставлений, сравнениях с тенденциями развития мировой библиотековедческой науки.

Влияние нынешнего кризисного состояния экономики на контакты российских ученых с мировым научным сообществом не может оцениваться однозначно. Наряду с негативными последствиями, выражающимися в отсутствии средств на материально-техническое обеспечение работ и многие другие нужды, контакты с мировым научным сообществом не только не порываются, но в некоторых направлениях и развиваются. Главное назначение таких контактов — обеспечение осведомленности о новейших результатах и организации исследований "на переднем крае" науки.

Опрос экспертов-исследователей свидетельствует, что большая часть из них (80%) в "значительной мере" осведомлена о новейших научных результатах по профилю своей деятельности, полученных в РФ, а 54% в такой же степени осведомлены и о новейших результатах в мировой библиотековедческой науке. Полностью осведомленными о новейших результатах в РФ по профилю проводимых ими исследований назвали себя только 2 эксперта из 26, участвовавших в опросе. Ни один из экспертов не назвал себя полностью осведомленным о достижениях в мировой науке по профилю собственной деятельности. Такая ситуация должна вызывать беспокойство в сообществе библиотековедов, как и то обстоятельство, что почти половина экспертов (46%) считает себя мало осведомленной о новейших достижениях в мировой библиотековедческой науке (часть из них руководит исследовательскими коллективами).

Мнения экспертов относительно уровня отечественных библиотековедческих исследований в сравнении с зарубежными представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка экспертами уровня отечественных исследований
по отношению к мировому (в процентах к общему числу ответов)

Область оценки

Уровень

Затруднились
ответить

Не ответили

соответствует

несколько ниже

значительно уступает

Методология

53

8

8

19

12

Методика,
инструментальный уровень

31

31

12

19

7

Организация
исследований

8

24

39

23

6

Финансирование

81

15

4

 

Приведенные данные интересны не столько констатацией значительного отставания отечественных исследований от мирового уровня в области как методологии, так и методики, сколько разрывом между когнитивной и социальной (институциональной) составляющими библиотековедения.

Тематическая (проблемная) структура исследований в научной дисциплине, хотя и является одной из важнейших характеристик ее научного уровня, но не имеет самодовлеющего значения. Она играет (и то не всегда) роль исходного пункта в исследовательской технологии. Когнитивный потенциал научной дисциплины существенным образом зависит от наличия и качества исследовательских стандартов, которые иногда называют парадигмами. Это понятие, введенное в научный оборот в 1962 г. Т. Куном для анализа структуры научных революций в естествознании, постепенно распространилось и в области социально-гуманитарных наук.

Продуктивность использования понятия парадигма связана с тем, что оно и когнитивно, и социологично одновременно, и в течение одного-двух лет после введения в научный оборот употреблялось как синоним понятия консенсус (согласие). Оценка экспертами ситуации с наличием или отсутствием парадигм в отечественном библиотековедении позволяет оценить уровень сплоченности или разобщенности дисциплинарного сообщества. Вот как распределились ответы экспертов на вопрос "Что Вы можете сказать о наличии определенных исследовательских стандартов (парадигм) в библиотековедении?" в процентах к общему числу ответов, причем сумма превышает 100%, так как некоторые эксперты выбрали более одного варианта ответа).

 

 

Такие стандарты существуют и поддерживаются
большинством членов исследовательского сообщества


— 15

Существует небольшое число стандартов, которых придерживаются неконфликтующие исследовательские группы


— 15

Существует небольшое число стандартов, которых придерживаются конфликтующие исследовательские группы


— 30

Таких стандартов не существует. У каждого исследователя или группы собственное представление об этих стандартах


— 42

Затрудняюсь ответить

— 8

 

 

Таким образом, по мнению экспертов, отношение к исследовательским стандартам в библиотековедении равномерно изменяется от приписывания относительно небольшой группой экспертов (15%) согласия по поводу стандартов всему дисциплинарному сообществу до полного их отрицания в дисциплинарном сообществе весьма представительной группой экспертов (42%). Подчеркнем сугубо предварительный характер этих оценок, так как, во-первых, они сделаны экспертами, представляющими только С.-Петербург и частично Москву, где сосредоточена, хотя и значительная, но только часть научного потенциала библиотековедения. Во-вторых, эти оценки требуют всесторонних дополнительных анализов. В-третьих, сделанная оценка является лишь эмпирически выявленным фактом, оказывающим определенное влияние на когнитивный потенциал дисциплины.

Важным измерением состояния научной дисциплины является соотношение в ней эмпирического и теоретического знания. В опросе зафиксировано полное согласие экспертов в том, что библиотековедение уже не является дисциплиной, в структуре которой преобладает эмпирическое знание. Столь же единодушны эксперты и в том, что теоретический базис дисциплины нельзя считать полностью сформированным и обоснованным. Значительная часть экспертов (35%) считает, что в библиотековедении преобладание эмпирического знания сочетается с некоторым распространением эмпирически необоснованного теоретического знания. Большинство же (65%) полагает, что в дисциплине преобладает эмпирическое знание с элементами теоретических обобщений (теорий) в отдельных направлениях исследований. Таким образом, можно отметить наличие позитивных измерений в теоретическом состоянии библиотековедения.

Каждая дисциплина развивается исторически неравномерно. Периоды расцвета, высокой продуктивности сменяются периодами стабильного состояния, кризиса, нового подъема и т.п. Эти состояния могут касаться всей дисциплины, отдельных направлений исследований, тех или других элементов исследовательских технологий. Своего рода интегральным показателем состояния дисциплины является продуктивность работы исследователей, приращение нового знания. Ниже приведены ответы экспертов на вопрос "Как бы Вы оценили нынешнее состояние библиотековедения в РФ?" (в процентах к общему числу ответов, причем сумма превышает 100%, так как некоторые эксперты выбрали более одного варианта ответа).

 

 

Состояние высокой продуктивности. Прирост нового знания
и в целом, и в отдельных направлениях исследований


— 12

Достижений дисциплинарного уровня нет, но по отдельным
направлениям получены важные новые результаты


— 46

Состояние стабильное, но заметных результатов не отмечается
как в общем, так и в частных направлениях


— 15

Состояние снижающегося творческого потенциала, требующее
анализа


— 19

Ситуация кризиса, требующая радикального изменения
исследовательских ориентаций и стандартов


— 23

 

 

Итак, более половины экспертов (58%) склонны к положительной оценке продуктивности дисциплинарного сообщества. Около половины состояние продуктивности оценивает отрицательно. Кроме того, почти четверть всех опрошенных экспертов оценивает нынешнее состояние библиотековедения как кризисное. Конкретизировать эту оценку в рамках данного исследования не представляется возможным. Поиски ответа на этот и многие другие вопросы, выявившиеся в данном исследовании, требуют продолжения и углубления социолого-науковедческого анализа дисциплины.

В оценке когнитивного состояния научной дисциплины важную роль играют факторы ее развития. Сочетание их в любой дисциплине в любой момент времени вполне конкретно. Объективная картина такого сочетания определяется многими причинами (научной политикой, организацией исследований, финансированием и др.) и закрепляется в массиве научных документов. Позиции самих ученых могут не совпадать с объективно существующей картиной и характеризовать желательную, прожективную позицию. Ответы экспертов на вопрос "С развитием каких элементов теоретико-методологической базы и организации библиотековедения Вы прежде всего связываете получение новых научных результатов?" представлены в табл. 2.

 

 

Таблица 2

Оценка зависимости новых научных результатов от развития элементов научной дисциплины (в процентах к общему числу ответов)

Элементы научной дисциплины

Связываю

Практически

прежде всего

в значительной мере

в небольшой степени

не связываю

Концепции, теории
методологии

69

31

Методы, процедуры,
инструментарий

19

61

15

5

Эмпирическая база
исследований

31

54

12

3

Формы организации, управления, технологии

31

42

15

12

 

Эти данные подтверждают приведенную выше (табл. 1) оценку методологического уровня отечественных библиотековедческих исследований в сравнении с мировым.

Роль междисциплинарного взаимодействия как фактора развития науки признана давно и безоговорочно. Все без исключения эксперты отметили, что междисциплинарное сотрудничество в библиотековедении "имеет место и желательно". Ниже приведен перечень дисциплин, представители которых участвуют в библиотековедческих исследованиях постоянно, привлекаются по мере необходимости или будут привлечены; здесь же указано количество экспертов, назвавших дисциплину:

социология — 17

философия — 10

культурология — 8

науковедение — 6

психология — 6

информатика — 4

юриспруденция — 4

история — 3

менеджмент — 3

экономика — 3

филология — 2

этнология — 1

Особенность исследовательской работы библиотековеда заключается в том, что для выполнения конкретной темы требуется привлечение знаний из нескольких дисциплин. В качестве иллюстрации приведем один из ответов на открытый вопрос "Какие изменения в библиотечном деле, связанные с развитием науки, кажутся Вам сегодня наиболее желательными?": "Современный специалист, занимающийся исследованием, казалось бы, частной, прикладной области, например книгоснабжение библиотек, постоянно сталкивается с необходимостью быстро получить необходимые знания из других областей для решения своих профессиональных задач. Например, для исследования вышеуказанной темы необходимы дополнительные знания: по менеджменту, маркетингу, новым информационным и издательским технологиям, авторскому и информационному праву, экономике бюджетных некоммерческих организаций и др.".

Потребность в междисциплинарности в библиотековедении является не элементом какого-либо исследования или его этапа, а постоянно воспроизводимым фактором его когнитивной структуры, условием эффективной работы исследователя и развития дисциплины.

Рассмотренные когнитивные характеристики библиотековедения реализуются в определенных социально-организационных условиях, способствующих или сдерживающих развитие когнитивного потенциала дисциплины.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России