Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37

Бородина С.Д.

Оптимизация содержания
теоретических библиотековедческих курсов

Предложены изменения в содержании и последовательности изучения основных дисциплин библиотековедческого цикла.

Задачи общетеоретической подготовки специалиста по библиотековедению предъявляют определенные требования к содержанию учебных курсов, обеспечивающих теоретические знания по кругу проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в частности к таким курсам библиотековедческого цикла, как "Библиотековедение. Общий курс" и "История библиотечного дела".

Значительная часть библиотечных работников не придает данным курсам не только мировоззренческого, но и сколько-нибудь весомого в профессиональном отношении значения. Согласно результатам исследований, проведенных А.В. Соколовым, более половины библиотечных работников считают, что можно быть хорошим специалистом, не зная теории библиотековедения, но хорошо зная литературу, историю, философию. Среди специальных курсов, которые уступают общенаучным по заинтересованности в них слушателей, особенно непопулярны библиотековедческие [1, с. 16; 2, с. 4].

Причины несоответствия между вкладом базовых библиотековедческих курсов в профессионализацию специалиста и отношением к ним библиотекарей имеют объективную природу. Жесткая идеологизация и рецептурность деятельности библиотек не требовали от библиотекарей глубоких теоретических профессиональных знаний. Заданность целей, функций библиотеки не ставила специалистов в условия выбора, когда необходимо умение прогнозировать будущее своей библиотеки, номенклатуру услуг и т. п. Под базовой общетеоретической подготовкой до недавнего времени подразумевалась общенаучная, главным образом идеологическая. Чрезмерная идеологизация содержания теоретических библиотековедческих курсов выхолащивала их профессиональную сущность, предопределяла низкий научный уровень.

Усиление базовой теоретической подготовки может произойти за счет качественных изменений в преподавании общепрофессиональных курсов библиотековедческого цикла ("Библиотековедение. Общий курс" и "История библиотечного дела"). У этих курсов имеются как специфические возможности оптимизации, обусловленные собственными целями, задачами, историей развития и перспективами, так и общие: построение содержания с учетом системного подхода, что соответствует требованиям современности.

Системный подход (принцип), рассматриваемый педагогикой параллельно с другими (научности, активности, наглядности, доступности, прочности и т. п.), представляется в данном контексте ведущим. Как уже было сказано, общепрофессиональные курсы дают фундаментальные знания, позволяющие специалисту, независимо от рода его деятельности, разобраться в явлениях, тенденциях, успешно осуществлять наиболее эффективный подход к решению производственных проблем. Для этого профессионал должен уметь рассматривать любое явление, возникшее в практике, с точки зрения той сущности, проявлением которой оно является. Следовательно, нужно обеспечить специалиста методикой анализа общих приципов, лежащих в основе частного явления, умением видеть все конкретные факты как проявление некоего инварианта содержания процесса. Учебный курс способен решать такие задачи в том случае, если его содержание построено как система. Специалисты в области системного обучения (Г.М. Голин, В.И. Каган, А.А. Пинский, И.А. Сычеников) считают, что системное построение учебного курса формирует самоориентацию в содержании учебного материала, навыки самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и профессиональной деятельности [3, с. 30; 4, с. 53].

Одним из путей достижения системности в обучении является включение в содержание курса определенных компонентов. Среди них:

 

основные термины и понятия, без которых нельзя уяснить ни одно положение науки;

 

научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки;

 

основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений в данной научной области, объективные связи между ними;

теории, содержащие систему научных знаний и методы объединения и предсказания явлений в изучаемой научной области;

 

знания об объекте и предмете данной науки, методах познания и истории ее развития;

 

ведущие научные идеи данной области.

"Библиотековедение. Общий курс" — один из традиционных и обязательных для изучения. Содержание его считается устоявшимся: теоретические основы библиотековедения как научной и учебной дисциплины, учение о библиотеке, учение о библиотечном деле, что подтверждается структурой двух последних учебников по курсу [5, 6]. Концептуальных предложений по организации учебного материала курса сегодня еще нет, несмотря на обилие мнений специалистов по оптимизации его содержания. Анализ этих мнений показал, что они могут быть учтены традиционной структурой курса, но это не приведет к принципиальному улучшению его качества, так как речь чаще всего идет о расширении фактологического материала.

Эволюция курса, по моему мнению, должна идти в направлении достижения системности содержания, ибо ценность любых, а теоретических в особенности, знаний определяется их организацией в систему. Рассмотрение курса сквозь призму системности содержания на предмет наличия в учебном материале определенных компонентов выявило, что часть из них нуждается в доработке, а некоторые отсутствуют. Достоинством нового учебника по курсу [6] является попытка расширить понятийный аппарат, до того преподносившийся в усеченном виде, представить научные факты, имеющие принципиальное значение для понимания библиотековедения, дать характеристику объекта и предмета, методов познания. Однако при сегодняшнем состоянии научного библиотековедения все это можно было представить более полно. Основные законы, теории, ведущие научные идеи почти полностью игнорируются. Причина такого обеднения содержания теоретического общепрофессионального курса кроется отчасти в неразработанности данных проблем наукой. Но содержание курса может включать и недостаточно полно разработанные научные положения, дискуссионность которых дополнительно придаст ему теоретический характер. Здесь же все дело в искусственном обеднении содержания в связи с неправильной последовательностью изучения дисциплин библиотековедческого цикла, рассуждения о которой ведутся уже давно. Изучение "Библиотековедения. Общий курс" на первом курсе вынужденно предопределяет его вводный характер и необходимость решения пропедевтических задач. Исследования, проведенные А.В. Соколовым, выявили, что теория библиотековедения замыкает список значимых по мнению студентов дисциплин [1, с. 16; 2, с. 4]. Научный материал, преподносимый в рамках курса, не может быть подкреплен ни опытом студентов, ни экспериментальной базой, поэтому воспринимается как догма. Изучение библиотековедческого цикла более уместно строить в соответствии с принципом "от простого к сложному". В таком случае "Библиотековедение. Общий курс" будет замыкающим и системность в организации учебного материала реализуется в полной мере. К восприятию дискуссионных теоретических вопросов студент будет подготовлен специальными знаниями и практическим опытом. Обобщающий характер курса снимет нынешние претензии к его небольшому объему.

Проблемы, сдерживающие развитие другого теоретического общепрофессионального курса библиотековедческого цикла — "История библиотечного дела" — также являются следствием неразработанности системного подхода в организации учебного материала, но в силу специфики курса проявляются иначе. Несмотря на солидную историю и обязательность изучения, вопросы содержания данного курса и его места в ряду других специальных предметов почти не рассматривались в научной литературе. Исследования по истории библиотечного дела в СССР и за рубежом, предпринятые К.И. Абрамовым и О.И. Талалакиной, и подготовленные на их основе учебники по одноименным курсам [7, 8] и сегодня остаются самыми полными. Немногочисленные высказывания по содержанию курса свидетельствуют о том, что возможности "Истории библиотечного дела" в профессионализации библиотекаря понимаются достаточно односторонне. Так, О.И. Талалакина видела задачу курса в том, чтобы показать закономерности развития библиотечной теории и практики, понять роль библиотек на различных этапах истории человечества [9, с. 95]; К.А. Синкевичус считает главным в историческом материале по библиотечному делу показ диалектики развития общественных носителей информации, характер общественного использования их массивов [10, с. 81]. Иными словами, "История библиотечного дела" выступает аналогом общенаучных исторических курсов. Но даже эта функция — показ истории развития библиотечного дела — осуществляется недостаточно качественно. Обилие исторических источников не обеспечило появления адекватных теоретических трудов, за исключением уже упомянутых работ К.И. Абрамова и О.И. Талалакиной, но и им свойственны такие недостатки, как разнобой в периодизации материала (хронология и тема), чередование описательности и анализа в изложении материала.

Низкий теоретический уровень курса объясняется не только субъективным фактором — слабым научным поиском библиотековедов-историков, но и рядом объективных причин. Во-первых, длительное господство одного научного метода — исторического материализма — не способствовало научным изысканиям. Во-вторых, развитие курса сдерживали нерешенные методологические проблемы библиотековедения: место отдельной библиотеки в истории библиотечного дела как процессе, начальный период истории библиотечного дела, разграничение истории библиотеки и истории библиотечного дела. В-третьих, при отсутствии крупных обобщающих работ исторического характера авторы вынуждены совмещать труд исследователя и методиста.

Предложения специалистов по совершенствованию содержания курса свидетельствует о стремлении к системности.

Специфической задачей "Истории библиотечного дела" является освоение социокультурного опыта профессии. Эта сторона общетеоретической подготовки получила в специальной литературе различные наименования: предметный этап [11], воспитательная сторона образования [12]. Суть же одна — выработка комплекса ценностных ориентаций и мотивов, потребностей; формирование представления о том, что именно приходится делать специалисту, какие знания и умения ему необходимы, как на протяжении истории формировались профессиональные требования. Содержание учебного материала курса позволяет реализовать эту суть не в виде деклараций, а в форме исторических обобщений, научно и в то же время доступно. Согласно концепции Н.Н. Нечаева, предметный этап открывает профессионализацию специалиста в условиях вуза, поэтому логично начинать изучение учебных дисциплин библиотековедческого цикла с "Истории библиотечного дела".

В заключение необходимо отметить, что усиление теоретической подготовки библиотечного специалиста из области желаемого перешло в насущную потребность. Сегодня от библиотечного специалиста высшей квалификации требуется умение не только выполнять профессиональные обязанности без дополнительной подготовки, но и создавать возможности для их выполнения. Именно эта сторона профессиональной деятельности обеспечивается специальной теоретической подготовкой.

Список литературы

1. Соколов А.В. Нужны подвижники // Библиотекарь. 1990. № 5. С. 14—18.

2. Соколов А.В. Печали, грехи и надежды библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. № 9. С. 3—10.

3. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М., 1987. 143 с.

4. Пинский А.А., Голин Г.М. Логика науки и логика учебного предмета // Сов. педагогика. 1983. № 12. С. 53—59.

5. Библиотековедение. Общий курс. М., 1988. 224 с.

6. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2 ч. М., 1997.

7. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. Учебник. М., 1980. 352 с.

8. Талалакина О.И. История библиотечного дела за рубежом. М., 1982. 271 с.

9. Талалакина О.И. "История библиотечного дела за рубежом" как предмет преподавания в Московском государственном институте культуре // Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР: вопросы содержания и организации: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1984. С. 94—102.

10. Синкевичус К.А. О подготовке библиотекаря высшей квалификации // Библиотеки СССР. Вып. 50. 1971. С. 77—87.

11. Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием: Сб. науч. тр. / НИИ пробл. высш. школы. М., 1988. С. 7—20.

12. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. 136 с.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России