Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37

Столяров Ю.Н.

Материально-техническая база библиотеки
как учебная дисциплина

Систематизацией и обобщением знаний в той или иной области библиотековедения традиционно занимаются учебные дисциплины. С этой точки зрения значительный интерес представляет исторический опыт преподавания отдельных аспектов материально-технической базы (МТБ) библиотек в учебных заведениях (в полном виде такой курс в учебных планах вплоть до середины 1990-х гг. отсутствовал).

Вначале этой учебной дисциплине придавали первостепенное значение, исходя из представления о библиотеке как помещении специфического назначения — для хранения книг. Пионером внедрения такого подхода выступил М. Дьюи (США). В 1886 г. он ввел курс "Архитектура библиотек" в открытой им библиотечной школе. Дисциплина "Оборудование детских отделений" читалась в Питсбургской библиотечной школе, построенной Э. Карнеги. С XIX в. вопросы МТБ освещались и в немецких библиотечных школах.

В России с появлением первых библиотечных школ данный предмет вошел в число основных. На первых библиотечных курсах народного университета им. А.Л. Шанявского в 1913—1919 гг. А.У. Зеленко читал курс "Библиотечные помещения". На него отводилось 5% учебного времени — столько же, сколько на "Введение в библиотековедение", "Библиотекарь, его задачи, обязанности и подготовка", "Десятичная система классификации".

В 1919 г. в первой библиотечной семинарии этот курс преподавал Р. Бекер, автор ценного пособия "Небольшие библиотечные здания в Америке", вышедшего в Петрограде двумя годами ранее. "Оборудование и планирование библиотечных зданий" преподавалось на Высших библиотечных курсах при ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в рамках "Общего библиотековедения" (10 часов из 74, т.е. 13,5%); "Библиотечное хозяйство" читалось на курсах при Московском пединституте (1930). Автором программы по организации библиотечного здания был Ю.В. Готье.

В Московском библиотечном институте в рамках дисциплины "История и организация библиотечного дела" декан библиотечного факультета М.Я. Гильман читал 44-часовой курс "Строительство и организация библиотечных зданий и помещений и их оборудование", который по объему превосходил такие важные разделы, как "История библиотечной работы в СССР" (40 час.), "Массовые библиотеки (30 час.).

В первые послевоенные годы программы трех библиотечных институтов (Московского, Ленинградского, Харьковского) предусматривали преподавание вопросов МТБ библиотек. Но в связи с отсутствием квалифицированных преподавателей и недооценкой библиотековедами-теоретиками проблемы материально-технического оснащения библиотек чтение этих разделов программ не обеспечивалось и постепенно практически сошло на нет.

Лишь как эпизод в истории МГИК можно отметить 24-часовой спецкурс Ф.Н. Пащенко "Планировка и оборудование библиотечных зданий" (1957 г.), знакомивший студентов с общими положениями организации и оборудования библиотечных зданий. Особое внимание уделялось раскрытию возможностей участия библиотекарей-практиков в проектировании библиотек, приспособлению под библиотеки помещений, построенных с другими целями. В последующие годы чтение подобных спецкурсов было, к сожалению, прекращено. В сильно урезанном виде проблемы МТБ какое-то время преподавались В.Ф. Сахаровым в ЛГИК как составная часть курса "Организация и управление библиотечным делом".

В 1980 г. в плане функциональной специализации "Методист-инспектор" Ф.Н. Пащенко выпустил программу "Библиотечное здание и оборудование", но в связи с тяжелой болезнью прочитать этот курс не успел. Последний эпизод этого рода — программа курса по выбору с аналогичным названием, составленная Т.В. Коготковой в 1985 г. под научной редакцией автора этих строк.

В 1990-е гг. идея преподавания данного курса постепенно пробивала себе дорогу в периферийных вузах страны. 100-часовой (!) предмет “Архитектура, строительство и дизайн библиотек” сейчас читает Н.Н. Гончарюк в Краснодарском государственном университете культуры и искусства. Схожие по названию спецкурсы преподает К.Б. Лаврова в Челябинском государственном институте искусств и культуры, рассматривается эта проблематика и в Челябинской системе повышения квалификации библиотечных работников.

Внедрение в библиотечную деятельность аудиовизуальных средств и компьютерной техники привело в конце 1960-х гг. к созданию сначала в центральных, а затем и во всех остальных вузах культуры кафедр технических средств библиотечной работы. В 1979 г. была утверждена программа соответствующего курса. Позднее по нему вышло учебное пособие.

Технические средства составляют лишь часть материально-технической базы библиотек. Прежде о них в учебных заведениях речи не было, и введение соответствующего предмета можно квалифицировать как значительное достижение высшей школы. Потеряв одну составляющую МТБ — "Здания и помещения", она обрела другую — "Технические средства библиотечной работы" (М., Книга, 1982. 272 с.)

Этот курс, однако, с самого начала был поставлен неправильно. Устранившись от разработки собственных проблем, библиотековеды отдали его на откуп представителям технических наук, которые, естественно, обучали студентов тому, что знали сами: устройству ЭВМ, программированию и т.п. Библиотековеды обращали внимание на то, что библиотекарь должен знать компьютерную технику главным образом как пользователь. В ответ инженеры взялись обучать студентов решению библиотековедческих задач, но, не имея библиотековедческой подготовки, то и дело допускали грубые ошибки в постановке и технологии их решения.

По правильному пути пошли преподаватели Кемеровского института культуры, рассматривающие библиотеку прежде всего как технологическую систему и одними из первых пронизавшие чисто библиотековедческие курсы компьютерной методикой.

Этот путь продемонстрировал свою плодотворность и в тех библиотеках, которые не стали повторять ошибок центральных библиотечных факультетов и отказались от создания отделов автоматизации. Вместо этого они обучили библиотекарей всех отделов пользованию компьютерной техникой и получили приоритет в общении с программистами и постановке перед ними библиотечных задач.

В МГУКИ тем временем подготовка технологов автоматизированных библиотечных систем была передана на вновь образованный факультет информатики и управления (середина 1990-х гг.), где она очень быстро сошла на нет. Созданную на библиотечно-информационном факультете кафедру компьютеризации и коммуникаций в 1998 г. пришлось расформировать, поскольку стало окончательно ясно, что наполнение материально-технических библиотековедческих курсов должно быть иным.

Автор этих строк с 1970-х гг. доказывает, что МТБ — такой же элемент, родообразующий библиотеку как систему, как и библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал; что он заслуживает быть включенным в учебные планы в том же статусе, что и курсы "Библиотечный фонд", "Библиотечное обслуживание" и им подобные. Наиболее обстоятельное обоснование этой идеи содержится в статье "Структурирование библиотековедения как научной дисциплины и предмета преподавания", опубликованной в 68-м сборнике "Книга. Исследования и материалы" в 1994 г. Однако коллеги относились к этой идее без энтузиазма.

Не находя поддержки среди вузовских преподавателей, я все же с 1994 г. реализую свою концепцию библиотеки как четырехэлементной системы в программе Высших библиотечных курсов Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (ныне Российской государственной библиотеки). В соответствии с этой концепцией материально-техническая база рассматривается как элемент, равноправный с другими родообразующими библиотеку компонентами. Соответственно в программе выделен самостоятельный раздел, на который отводится 32 часа — больше, чем на курсы "Библиотечный документный фонд", "Библиотечный пользователь", "Библиотечный персонал". Это объясняется тем, что половина учебного времени курса "МТБ" расходуется на изучение средств компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Постепенно к пониманию необходимости полноценного курса МТБ в высшем библиотечном образовании пришел и профессорско-преподавательский состав вузов. В 1999 г. по предложению Ю.П. Мелентьевой (зав. кафедрой библиотековедения МГУКИ) курс "Материально-техническая база библиотеки" введен в Государственный образовательный стандарт по специальности "Библиотековедение и библиография" и таким образом вернул себе права гражданства в вузовской подготовке, а через нее, можно полагать, и в библиотековедении. Курс "Материально-техническая база библиотеки" вобрал в себя все наработки по курсам "Технические средства библиотечной работы", "Автоматизация и механизация библиотечных процессов" и т.п. Его структура унифицирована со структурой других частнобиблиотековедческих разделов, представленных в программе Высших библиотечных курсов РГБ, т.е. МТБ рассматривается сначала как элемент библиотеки, затем как самостоятельная система (ее структура, функции). Последовательно изучаются подсистемы и элементы МТБ (Высшие библиотечные курсы: Учебный план и программы / Рос. гос. б-ка. Учебный отдел. М., 1999. С. 42—43).

Унифицированный подход к освещению всех родовых элементов библиотеки удалось осуществить и в программе кандидатского минимума по частному библиотековедению.

Похоже, что XXI в. начинается для библиотековедения с утверждения курса "Материально-техническая база библиотек".

* * *

Представление о содержании курса дает проект соответствующей программы (прил.). При желании в него можно внести изменения. Ждем ваших откликов и предложений.

 

 

Приложение

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕКИ

 

Программа курса по специальности 05.27.00

"Библиотековедение и библиография"

для высших учебных заведений

 

доктор пед. наук, проф. Ю.Н. Столяров

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Предмет, задачи и содержание курса, его значение для специальной подготовки студентов. Связь курса с другими учебными дисциплинами.

Виды и формы аудиторных и самостоятельных занятий, варианты контроля знаний.

Литература по курсу. Возможности написания курсовых и дипломных работ.

 

Тема 1. Материально-техническая база как элемент библиотеки

Понятие материально-техническая база библиотеки. Место материально-технической базы (МТБ) библиотеки в общебиблиотечной структуре. Понятие внешняя среда по отношению к МТБ библиотеки. Понятие капацитет. Нормы капацитета, рекомендуемые ИФЛА. Связи с элементами внешней среды и функции, реализуемые на линиях этих связей. Модель МТБ библиотеки.

Зависимость параметров МТБ от внешней среды. Целеполагающая и ресурсная функции внешней среды, определяющие специфику МТБ в каждой библиотеке.

Воздействие МТБ на внешнюю среду. Обратные связи МТБ как элементы библиотеки.

 

 

Тема 2. Эволюция материально-технической базы библиотеки

Этимологическое значение слова библиотека. Понимание библиотеки как книгохранилища, влияние такого понимания на библиотечную архитектурно-планировочную мысль.

Возникновение библиотечного оборудования. Первые емкости для хранения плиток, свитков, кодексов. Появление пюпитров, книжных шкафов, стеллажей, столов, конторок, скамей, другого библиотечного оборудования. Возникновение многоярусных стеллажных конструкций, их влияние на планировку фондохранилища. Дизайн первых книгохранилищ.

Размещение оборудования по периметру стен библиотечного помещения. Оформление фонда, обеспечение его сохранности. Альковное размещение оборудования. Появление в книгохранилищах внутренних балконов, затем ярусов.

Появление библиотечных зданий (XVI в.). Интерьер монастырских библиотек. Влияние церковного зодчества на облик и интерьер светских библиотек. Купольные (круглые в плане) библиотечные здания.

Дворцовый стиль в строительстве библиотечных зданий. Башенные книгохранилища, их варианты.

Выделение в структуре библиотечного здания читальных залов и служебных помещений (XIX в.).

Горизонтальное и смешанное размещение библиотечных помещений. Здание со стальным каркасом, стеллажи с передвижными полками. Стеллажи-компактусы. Урбанистический стиль библиотечной архитектуры. Идея библиотеки-трилистника для небольших публичных библиотек (США).

Идея гибкой планировки (А.С. Никольский, 1927) и ее воплощение в библиотеках США, а затем и других стран. Стандарты модулей. Достоинства и недостатки модульной планировки.

Современные тенденции в архитектуре, планировке и оборудовании библиотек. Секционное оборудование.

 

Тема 3. Материально-техническая база библиотеки как система

МТБ библиотеки как относительно автономная система. Подсистемы МТБ библиотеки: земельный участок, помещение (здание), оборудование и мебель, инженерная инфраструктура, хозяйственный инвентарь. Элементы МТБ библиотеки.

 

Тема 4. Организация земельного участка

Учет демографических, культурных, градостроительных, сетевых факторов при выборе земельного участка для библиотеки.

Расчет общей площади земельного участка, необходимого для размещения библиотечных зданий, сооружений, зеленой зоны, подъездов, объездов, стоянок, водных бассейнов. Доля застроенной, резервной, рекреационной, озелененной зон в структуре земельного участка.

 

Тема 5. Архитектура и планировка библиотечного здания

Библиотечное здание как важный компонент внешнего облика библиотеки, влияющий на ее имидж в глазах населения. Развитие библиотечной архитектуры и влияние на нее теории и практики библиотечного дела. Отражение в композиционно-планировочных решениях библиотечных зданий представления библиотекарей об оптимальных формах и методах обслуживания пользователей, способах использования библиотечного фонда, методов поиска и хранения документов.

Основные требования библиотечной теории и практики к проектированию библиотечного здания. Здание библиотеки в градостроительной структуре населенного пункта. Характеристика библиотечных зданий и помещений в зависимости от типа и вида библиотеки, ее величины и места в общебиблиотечной системе. Размерные категории библиотечных зданий.

 

Тема 6. Планировка библиотечных помещений

Понятие о зонировании библиотечных зданий (помещений). Требования библиотечной технологии, предъявляемые к зонированию. Виды зон. Доконтрольная и законтрольная зоны. Правила планировки.

Составление технического задания на проектирование библиотеки. Принципы расчета площадей, потребных для помещений различного назначения. Определение фондоемкости хранилищ. Расчет количества стационарных читательских мест.

Нормы помещений для сотрудников библиотеки. Дизайн служебных помещений.

Требования к помещениям для пользователей. Особенности организации помещений при открытом доступе к фонду. Особенности расположения аванзалов, пунктов выдачи документов, читальных залов, абонементов и других помещений зоны обслуживания, их связь с залами каталогов, библиографическим отделом. Полное и неполное читательское место. Бокс. Кабина. Отсек. Зал. Обеспечение комфортности обслуживания планировкой читательской зоны. Интерьер и дизайн читательских помещений.

Местонахождение справочно-поискового аппарата библиотеки — исходный пункт планировки библиотечного здания. Расположение каталогов, справочно-библиографического отдела в структуре библиотечного здания.

Выбор варианта фондохранилища в зависимости от величины и особенностей организации библиотечного фонда, требований его сохранности, оперативности доставки документов по заявкам пользователей. Особенности планировки помещений хранилища в зависимости от его емкости, соблюдения требований пожарной безопасности. Фондохранилища без естественного освещения. Санитарно-гигиенические, технологические условия эксплуатации фондохранилищ, учет при планировке хранилищ специальных противопожарных требований.

 

Практическая работа: анализ проекта библиотечного здания.

 

Тема 7. Инженерно-техническое оборудование библиотеки

Библиотека как сложный инженерный комплекс.

Инженерно-техническая инфраструктура библиотеки. Номенклатура инженерно-технических коммуникаций: водо-, энерго-, теплоснабжение библиотеки, системы канализации. Высокочастотные слаботочные энергетические системы. Машины, аппараты, агрегаты, станции, технические камеры в структуре библиотечных зданий и сооружений. Гаражи, склады, мастерские, копировально-множительный участок/типография.

Требования к температуре, влажности, внешнему и внутреннему освещению, шуму, воде, воздушной среде, радиации.

 

Тема 8. Библиотечное оборудование. Мебель

Требования к библиотечному оборудованию и кабинетной мебели. Комфортность как главный критерий оборудования библиотеки. Нормы и нормативы номенклатуры и размещения оборудования и мебели. Приемы размещения оборудования и мебели. Учет антропометрических характеристик при проектировании, выборе и размещении оборудования и мебели. Стеллажное оборудование, его виды. Автоматизированные стеллажи.

 

Тема 9. Технические средства
библиотечно-информационной работы

Использование технических средств в библиотечно-библиографической и информационной работе. Повышение их роли в современной библиотечной деятельности.

Аппаратура статической и динамической проекции. Звукотехническая аппаратура. Рекламные технические средства.

Библиотека как объект механизации. Простые и сложные механизмы. Оргтехника.

Оснащение библиотек электронно-вычислительной техникой. Возможности создания внутрибиблиотечной автоматизированной сети (Интранет). Техника, необходимая для выхода в глобальные информационные супермагистрали. Техническое, технологическое, программное, лингвистическое обеспечение компьютеров. Комплексная автоматизация библиотечных процессов. Основные компьютерные программы, используемые в библиотеках, их сравнительный анализ.

 

Компьютерный практикум.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России