Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Порядин А.Ф.

Госкомэкология России, Москва

Экологическая безопасность —
неотъемлемое условие устойчивого развития в XXI веке

Многолетняя монополия государственной собственности на землю, леса, воды, недра, отсутствие экономических стимулов и правового механизма, регулирующего их использование, ошибочное представление о безграничности и неисчерпаемости природных ресурсов привели к формированию потребительского отношения и бесхозяйственному, расточительному их использованию, а отсюда — к низкой культуре природопользования в большинстве регионов страны и чрезмерному загрязнению окружающей природной среды. Информация об этом содержится в ежегодных государственных (национальных) докладах о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

Не менее 10% городов страны имеют высокий уровень загрязнения основных природных сред — почвы, воздуха, воды. Практически во всех городах с населением свыше 1 млн человек (включая Москву и С.-Петербург) экологическое неблагополучие оценивается как "наиболее высокое" и "очень высокое". Не менее 60% городов с населением 0,5—1,0 млн человек характеризуются острой экологической обстановкой.

Один из факторов деградации почв — загрязнение химическими веществами. Выбросы в атмосферу отходов производства промышленных предприятий и применение автотранспорта (ежегодно около 30—35 млн тонн вредных веществ), нарушение технологических требований при добыче, переработке и использовании нефтепродуктов приводят к накоплению вредных веществ в почвах, ухудшают их плодородие. Выделяются значительные площади загрязненных земель вокруг городов и промышленных агломераций, зоны влияния которых простираются, например в Московской — на 300 км, Тульской — на 120 км, Среднеуральской — на 300 км, Кемеровской — на 200 км и т.д. Большие зоны загрязняющего воздействия свойственны и многим другим городам — Норильску, Абакану, Новосибирску, Магнитогорску, Омску, Красноярску, Кирову и др.

Одна из центральных задач начатой в 1990 г. земельной реформы — переход к правовым и экономическим методам управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю.

В крупнейших городах доля автотранспорта в загрязнении воздушного бассейна превышает 50% общего объема выбросов вредных веществ, а в Москве приближается к 90%.

На урбанизированных территориях обостряется проблема обеспечения населения качественной питьевой водой. Из года в год нарастает износ системы водоснабжения и канализации, более 40% сетей требуют полной замены. Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России. Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Кама, Томь имеют высокий уровень загрязнения из-за сбросов сточных вод, перегруженности и низкой эффективности очистных сооружений. Наиболее распространенными загрязняющими веществами поверхностных вод России являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические вещества, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот, а также специфические загрязняющие вещества — лигнин, ксантогенаты, формальдегид и др.

С целью обеспечения безопасности и устойчивости питьевого водоснабжения следует ввести понятие стратегического резерва природной питьевой воды, а также определить перечень поверхностных и подземных водных объектов, в которых сосредоточен такой резерв (озеро Байкал, водные объекты Горного Алтая и др.)

Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Возникают крупные очаги массового размножения вредителей леса — сибирского и непарного шелкопрядов, приводящие к его гибели на площади в сотни тысяч гектаров.

Экологическую угрозу представляют отходы производства и потребления, объем которых неуклонно растет, намного превышая имеющиеся в стране возможности их переработки и обезвреживания. Всего на территории России накоплено более 80 млрд тонн твердых отходов, причем количество отходов, содержащих канцерогенные вещества, достигает 1 600 млн тонн.

Развитие хозяйственной деятельности, как и любой другой, должно осуществляться в направлении ее максимальной экологизации — уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду и исключения вредного влияния на здоровье населения.

Госкомэкология России, как специально уполномоченный государственный орган в области охраны природы, осуществляет нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение хозяйственной деятельности в части вопросов экологической безопасности, а также и государственную экологическую экспертизу проектных документов и государственный экологический контроль за обеспечением экологической безопасности.

Одним из приоритетных направлений деятельности Госкомэкологии России в области государственного экологического контроля является создание и введение в действие Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Создаются экспериментальные подсистемы ЕГСЭМ в ряде субъектов Российской Федерации: Новгородской, Курганской, Калужской, Челябинской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Республике Мордовии, Республике Карелии, Чувашской Республике, эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды и др.

Основной инструмент реализации политики в области обеспечения экологической безопасности — разработка и выполнение целевых экологических программ различного уровня. Продолжается реализация федеральных целевых программ, выполнение которых начато в предыдущие годы, в том числе "Оздоровление экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области", "Экология г. Братска", "Оздоровление окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области" и др.

В 1998 г. Госкомэкологией России разработан основополагающий документ "Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1998—2000 годы", предусматривающий, наряду с мерами по оздоровлению экологической обстановки, сохранение природно-ресурсного потенциала страны, решение наиболее острых задач в области обеспечения экологической безопасности. Этот стратегический документ исходит из требований концепции национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой "национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды".

В числе приоритетных направлений деятельности Госкомэкологии России: принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах, создание безопасных производств, использование экологически чистых источников энергии, воспитание экологической культуры населения и др.

Достижение экологической безопасности в нашей стране во многом зависит от той стратегии экономического развития, которую будет реализовывать общество и государство. Ориентация на устранение кризисных явлений, дальнейший экономический рост и вхождение России в мировое экономическое сообщество предполагают разработку и осуществление адекватной национальной экологической политики, обеспечивающей экологическую безопасность России. Это прежде всего касается экологизации потенциально растущего производства, продукции и услуг, приведения природоохранительного законодательства и инструментов управления охраной природы в соответствие с мировыми нормами.

Природоохранная деятельность, приоритеты национальной политики (законодательная основа которой активно обсуждается в настоящее время) выстраиваются на принципах устойчивого перспективного развития страны, обеспечения прав не только нынешнего, но и будущего поколения граждан России на здоровую окружающую среду. Путь к этому — через преодоление негативных последствий антропогенного воздействия к экологически безопасному, неистощительному природопользованию через экологические ограничители (регуляторы) во всех видах деятельности, восприятие природы, как основы развития и существования цивилизации в целом.

В этом процессе велика роль всероссийских съездов по охране природы, которые намечено проводить каждые 2—3 года. Первый всероссийский съезд (Москва, июнь 1995 г.), одобривший концепцию устойчивого развития России на принципах экологизации экономики, и Второй всероссийский съезд (Саратов, июнь 1999 г.), обсудивший меры по выполнению национального плана действий по охране окружающей среды, сыграли очень важную роль в оценке основ экологической политики России на исходе XXI столетия. Третий и последующие съезды будут определять дальнейшую политическую линию страны по охране природы и рациональному природопользованию в XXI веке в условиях рыночной экономики.

"Экономическая политика государства должна, наконец, всерьез считаться с экологическими ограничителями" — это из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1999 г.

Надеемся, что в работе по выполнению резолюции Второго Всероссийского съезда по охране природы будут активно участвовать все федеральные исполнительные и законодательные органы, все российское общество.

Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание, культура еще не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу — охранять природу — переориентировать: охранять не от человека, а для человека. Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Предстоит огромная совместная работа по достижению поставленной цели.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России