Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шрайберг Я.Л.

ГПНТБ России

Библиотеки, издатели и книготорговцы
в едином информационном поле:
новая идеология и новая технология

Введение

XXI век— век информации и интеллектуализации — предполагает дальнейшее развитие России по пути создания демократического гражданского общества. В стране заложена и продолжает развиваться основа информационного общества, которая наряду с информационными технологиями и телекоммуникационной инфраструктурой требует развития существующей системы обеспечения населения печатными и электронными изданиями. Она, в свою очередь, целиком зависит от организации, функционирования и эффективности технологии взаимодействия в масштабах страны субъектов рынка "автор — издатель — производитель — распространитель — потребитель". При этом ключевым условием эффективного взаимодействия системы является унификация применяемых в ней правил, стандартов, форматов, протоколов, классификационных и идентификационных схем.

В принятой в ноябре 1999 г. Комиссиией по оперативным вопросам Правительства РФ концепции Межведомственной программы "Электронные библиотеки России" (ЭБР) участвуют 11 федеральных министерств и ведомств, включая Минпечати РФ. Из-за специфики и целевой направленности в программе ЭБР не были отражены проблемы унификации издательско-книгораспространительных процессов, которые в силу их особой актуальности естественным образом должны составить основу новой программы. Более того, именно отсутствие этих аспектов как в ЭБР, так и в других, уже действующих важнейших национальных и межведомственных программах в области информации, телекоммуникации и библиотечного дела — в Федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (Миннауки РФ), в Межведомственной программе "Создание телекоммуникационной сети для науки и высшей школы" (Миннауки РФ, РАН, Минобразования РФ и РФФИ), в программе "ЛИБНЕТ" (Минкультуры РФ) — естественным образом требует представить их в качестве фундамента новой программы "Печать — XXI век" (название пока условное), призванной объединить усилия библиотекарей, издателей, книгораспространителей, специалистов по компьютерным, телекоммуникационным и информационным технологиям.

Данная программа должна стать важной компонентой государственной системы федеральных целевых и межведомственных научно-технических программ в области информации и информатизации библиотечного и книжного дела, разрешить особо важные для настоящего момента задачи унификации и технологической оптимизации процессов создания, распространения и использования печатной и электронной продукции в стране с учетом новых тенденций вхождения страны в информационное общество.

Таким образом, в качестве реального средства создания единого информационного и технологического поля вышеуказанной схемы (от автора к потребителю) требуется принятие новой государственной программы с участием всех заинтересованных организаций и ведомств.

Цель программы состоит в определении и разработке единой системы нормативных и технологических документов, направленных на унификацию и оптимизацию процессов создания, распространения и использования печатной и электронной продукции в интересах ее потребителей и общества в целом. Другой важной составляющей частью общей цели программы является создание и постоянная актуализация эталонного электронного депозитария всей издательской продукции в государственном масштабе. Данная цель может быть достигнута путем реализации предлагаемого комплекса взаимосвязанных задач, определяющего основные разделы новой программы.

К основным задачам программы относится решение следующих проблем.

 

 

1. Стандартизация и регистрация книжно-журнальной и электронной продукции.

Деятельность всех издающих и распространяющих организаций, а также библиотек и центров информации должна строиться с учетом действующих стандартов ISO (Международная организация по стандартизации), общегосударственной системы СИБИД (Система стандартов РФ по информатике, библиотечному, издательскому делу и документации), а также рекомендаций МККТТ (Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии) для обслуживания коммуникаций и ИФЛА для библиографических форматов и правил.

Выделим главные компоненты в ряду перечисленных норм.

 

1.1. СИБИД и ISO:

необходима актуализация ранее вышедших стандартов, входящих в СИБИД, и их развитие с учетом мировых тенденций и соответствия стандартам ISO;

необходимы постоянный контроль за соблюдением государственных стандартов, регулярное информирования ISO о разработанных отечественных стандартах и предложения по новым или совершенствуемым стандартам ISO.

 

1.2. ISBN.

Присвоение номеров Международной стандартной нумерации книг (ISBN) осуществляется Национальным агентством ISBN в составе Российской книжной палаты. Следует развивать деятельность данного агентства с тем, чтобы обеспечить более жесткий контроль за правильностью простановки ISBN на книжной продукции, включая проверку правильности структуры и контрольной суммы; устранить случаи простановки нелицензированных ISBN; обязать производителей книжной продукции проставлять ISBN на всех книжных изданиях, включая книжные компоненты серий.

Целесообразно организовать общедоступную систему информирования издателей об ISBN, в том числе и автоматизированную схему доступа к ISBN-блокам через Интернет.

 

1.3. ISSN:

необходимо создать Национальное агентство ISSN;

получить право доступа к мировой базе сериальных изданий (ISDS), в том числе и регулярное пополнение российскими данными;

необходимо привести в соответствие с мировой практикой нумерационные системы, которые ведут отечественные подписные агентства.

 

1.4. DOIS.

Систему нумерации отечественных электронных изданий, в том числе публикуемых и доступных через Интернет, необходимо организовать и привязать к международным системам, в частности к DOIS. Требуется полная разработка электронной технологии, идентифицирующей электронные издания и устанавливающей связь с печатными аналогами (если таковые имеются) и их нумерацией в ISBN (ISSN).

 

1.5. Регистрация (паспортизация) изданий. Развитие системы "Books-in-print".

Систему регистрации сериальных (периодических) изданий целесообразно перестроить с учетом международного опыта; этот же подход следует применить и к электронным сериальным изданиям.

Регистрация книг и других видов изданий может осуществляться как часть системы "Books-in-print" или иметь самостоятельное развитие. Необходим пересмотр концепции "Books-in-print" как информационной системы с учетом того положительного опыта, который уже имеется у РКП, и складывающихся требований книжного рынка, библиотек и издательств. Важным является и создание новой онлайновой системы регистрации вышедших изданий для корпоративного использования библиографических данных и планирования. Подобная система может включать в себя "Books-in-print" как одну из функций.

Регистрация изданий — большое, самостоятельное направление, связанное с получением и актуализацией информации об имеющихся в стране печатных и электронных изданиях. В частности, так называемые ассортиментные базы данных книжной торговли могли бы легко формироваться на основе данных регистрации.

 

 

2. Автоматическая идентификация на базе штрихового кодирования.

Штриховые коды являются идентификационным параметром товарной продукции и широко используются в мире для книжной продукции. Однако ни проект EAN Международной ассоциации по товарной нумерации, ни другие специализированные системы, работающие со стандартизованными кодами, не нашли широкого применения в отечественной практике книгоиздания.

Назрела проблема срочной разработки единой системы и единой технологии введения и использования штрихового кодирования в системе "издатель — книгораспространитель (книготорговец) — библиотекарь". Технология должна разрабатываться с учетом требований защиты и сохранности печатной продукции при ее хранении и использовании. За основу стандарта целесообразно взять зарубежные аналоги, адаптированные к условиям российского книжного рынка.

 

 

3. Классификация и индексирование изданий.

Для работы с печатной продукцией проблемы классификации и индексирования являются важными, но до конца не осознанными. Выделим три причины, заставляющие серьезно относиться к даннымй проблемам:

  • необходимость классификации по тематическим разделам и рубрикам потока изданий в общенаучном статистическом и профильном плане;

  • необходимость упорядочивания расстановки литературы (на складах, книготорговых базах, в библиотеках);

  • необходимость обеспечения поиска изданий (широкотематического и узкотематического) с помощью классификационных схем и соответствующих им информационно-поисковых языков и языков индексирования.

В значительной степени решение библиотек — постоянных участниц книжного рынка о комплектовании фондов профильной литературой уже начинает зависеть и от того, как проведена классификация и какой индекс (рубрика) стоит на книге. Безусловно, что и для издательств и книготорговцев решение этой проблемы чрезвычайно важно и должно учитывать тенденции мировой практики, а также современные компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Старые системы классификации печатной продукции ЕСКЛ, ЕКЛ уже не действуют, они не соответствуют международным требованиям. Сегодня в стране применяются универсальные системы классификации: Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная Десятичная классификация (УДК), Десятичная классификация Дьюи (ДДК) и Государственный Рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ). Однако ни одна из систем — ББК, УДК, ДДК — не подходят полностью для издательско-книготорговой деятельности. У каждой из них свои достоинства и недостатки.

Представляется целесообразным с учетом сегодняшних реалий взять за основу электронную версию УДК, разработанную ГПНТБ России, доработать ряд разделов с учетом требований книгоиздания и книжной торговли, проанализировать сокращенную схему уже имеющихся предложений Классификации РКП, "Центркниги" и Торгового дома "Библио-Глобус". В результате должен быть создан ориентированный на книгоиздание и книжную торговлю вариант УДК, предназначенный для классификации, индексирования (проставление индекса на обороте обложки или титула) и расстановки выпущенной литературы на всех этапах ее передвижения, включая электронное и физическое перемещение.

ДДК должна рассматриваться на перспективу, причем уже ближайшую. Необходимо подготовить соответствующую рабочую версию ДДК для книгоиздателей и книжной торговли на случай, если возникнут непреодолимые проблемы с лицензированием для УДК.

 

 

4. Библиография. Стандарты и форматы.

Библиографическое описание (БО) — важнейший элемент, идентифицирующий издание и главный компонент справочно-поискового аппарата (традиционного и электронного) библиотек и информационных систем. БО формируется на основании правил каталогизации (ГОСТ 7.1—84) и форматов представления, хранения и обмена библиографическими данными.

В мире существуют два главных библиографических формата: UNIMARC и USMARC. С 2000 г. объединительная система библиографических форматов США (USMARC), Канады (CANMARC) и Великобритании (UKMARC) уже выпускается под названием MARC21. Европейцы отдают предпочтение UNIMARC. Достаточно жесткая конкуренция между UNIMARC и USMARC вынуждает определяться и одновременно предусматривать возможность конвертирования информации из одного формата в другой.

Российская версия UNIMARC введена ГПНТБ России, РКП и Российской государственной библиотекой в 1992 г., поддерживалась и развивалась в соответствии с мировыми тенденциями и рекомендациями Постоянного комитета ИФЛА по UNIMARC. В 1997 г. в рамках программы "ЛИБНЕТ" началась разработка версии российского коммуникативного формата РУСМАРК, предендующего на национальный стандарт.

Возникли проблемы, определяемые расхождением ряда позиций этих форматов, а также тем, что интерпретации формата USMARC распространены в более чем 1,5 тыс. библиотек страны.

Необходимо:

  • выработать минимальный, но достаточный набор обязательных элементов библиографической записи (БЗ), соответствующих ГОСТ 7.1—84 (с учетом его предполагающихся изменений) и некоторых дополнительных элементов БЗ, необязательных с традиционной точки зрения, но важных для издательств и книжной торговли;

  • сформировать оптимальную библиографическую схему для составления описаний на вновь издаваемую печатную (и электронную) продукцию;

  • разработать универсальную версию библиографического формата представления, хранения и обмена библиографическими данными для нужд книгоиздания и книжной торговли, являющегося составной частью общего выбранного библиографического формата (при определенных соглашениях ею мог бы стать и РУСМАРК). Эту разработку необходимо проводить в тесном контакте с разработчиками основных библиотечно-информационных программ и проектов в стране и с учетом международного опыта.

 

 

5. Классификация и деление видов деятельности, связанной с издательским делом, полиграфией и книжной торговлей.

Назрела необходимость пересмотра и уточнения группировок Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), связанных с вышеперечисленными задачами.

 

 

 

6. Статистика печати, книготорговли и мониторинговые исследования.

Необходимо пересмотреть существующие схемы сбора статистики и отчетности в части выпуска и распространения изданий. В рамках новой программы следует разработать научно обоснованную практическую методику по сбору и анализу статистики печати и книжной торговли, по текущему мониторингу и прогнозированию. При этом необходимо обеспечить общедоступность и используемость статистической информации в интересах развития рынка и выработки государственной политики в области книгоиздания. Необходима система учета продаж как на региональном, так и на федеральном и международном уровнях, в том числе продаж в странах дальнего зарубежья, и возможность сбора и анализа таких данных специальной службой, например в РКП.

 

 

7. Спрос, его оценка и прогноз.

Важнейшим элементом новой программы должна стать система анализа и оценки как реального спроса по уже вышедшим изданиям, так и прогнозируемого спроса на издания, планируемые к выпуску. Следует разработать методологию анализа спроса на основе современных математических и компьютерных средств и довести ее до практических методик, позволяющих получать стоимостные оценки.

 

 

8. Идея НИИЦ.

Национальный информационно-издательский центр (НИИЦ) должен выполнять многоцелевые функции для издательств, книготорговых организаций, библиотек, музеев, архивов и информационных служб. Помимо формирования массива БЗ изданий (Электронный депозитарий), прошедших издательский цикл и предназначенных для координации деятельности и формирования первичных библиографических массивов (например в библиотеках), НИИЦ должен включать в себя и функцию обновленного "Books-in-print" и аналитическую службу. Его организационно-функциональная, технологическая и правовая структура требуют отдельной проработки.

 

 

9. Электронные издания.

Проблему электронных изданий необходимо тщательно проработать от аспекта авторского права до понятия тиража. Проблема не изучена, хотя спрос на электронные издания постоянно растет. Очевидно, что ее решение в данной программе необходимо осуществлять в соответствии с Межведомственной программой "Электронные библиотеки России", а также с учетом правовой основы и новыми технологиями библиотечно-информационного обслуживания пользователей, появившимися в результате интенсивного вхождения в систему электронной доставки документов.

 

 

10. Образование и книгоиздание.

Необходима скоординированная программа выпуска и распространения образовательной литературы и подготовки кадров для издательств и книжной торговли. Проблема книгоиздания для образования является одной из ключевой не только в рамках настоящей рассматриваемой программы, но и для страны в целом. Целый ряд факторов должен стать предметом тщательного изучения и учета при разработке программы;

среди них: выпуск большого числа дублированных учебников; отсутствие мер поощрения выпуска издательствами профессиональной и учебной литературы; отсутствие системы координации по выпуску образовательной литературы (важно подчеркнуть, что аргументы рынка и приоритетов бизнеса в случае образования не являются определяющими); необходимость корректировки программ вузовской подготовки специалистов для издательств и книжной торговли и ряд других.

 

 

11. Международная деятельность.

Требует отдельного рассмотрения сама концепция, включающая следующие аспекты:

  • выпуск книг на иностранных языках;

  • выпуск переводных книг на русском языке;

  • целевая работа с русскоязычной диаспорой;

  • открытие магазинов русской книги (включая Интернет-магазин) за рубежом и др.

 

 

12. Другие проблемные вопросы.

Необходимо также отразить в программе и детально проработать следующие проблемы и задачи, которые, вкупе с вышеотмеченными, составят полный концептуальный перечень направлений новой программы, в первую очередь:

  • правовые вопросы, лицензирование и борьба с контрабандными и пиратскими изданиями;

  • новые подходы к созданию рыночных информационных систем для книгоиздания и книжной торговли, в частности, системы тематического планирования, "Books-in-print", Интернет-каталогов и Интернет-справочных систем, баз данных, издательств (реестр) и книготорговых организаций—экспортеров и импортеров продукции, ориентированных групп пользователей и запросов и др.;

  • унификация подходов к организации книжных ярмарок, выставок, их тематическому профилю, подключение смежников — библиотек, компьютерных фирм, компаний, производящих издательское и книготорговое оборудование;

  • детальная разработка комплекса мероприятий по возможному устранению дублирования разработок и технологических операций по всей схеме "автор—потребитель";

  • разработка новых подходов, новых экономических ориентиров и тематических приоритетов для государственной политики в области книгоиздания и книжной торговли в целом и с учетом возрастания роли информатизации и информированности общества;

  • тщательное определение места данной программы и уточнение профессиональных взаимосвязей с другими федеральными, межведомственными и международными программами.

Стержнем новой программы должен стать системный подход и увязка всех ее идеологических и технологических решений в единую систему: от автора и издателя до библиотекаря и читателя. Устранение дублирования и некорректных решений, сокращение излишней избыточности и нахождение схем эффективного взаимодействия издательских, полиграфических, книготорговых и библиотечных процессов позволит не только сэкономить государственные и привлекаемые средства, но и создать реально действующую технологию века. В ней должны быть разумная плановость и расчет, единые библиографические и классификационные стандарты и правила, эффективное использование всей информации, устранение дублирования, рутинных операций и направленность на развитие книжного дела в интересах всего нашего общества.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России