Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Иванов В.С.

Центральный коллектор научных библиотек, Москва

Перспективная модель
экономического и информационного взаимодействия
библиотек с российскими издательствами:
система сводного тематического планирования выпуска
издательской продукции в России

Центральный коллектор научных библиотек (ЦКНБ) на протяжении 70 лет своего существования согласно принятым государственным актам об обязательном экземпляре документов призван обеспечивать комплектование библиотек отечественной литературой. В настоящее время, действуя в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" и Постановлением Правительства РФ от 24.07.95 "Об обязательном экземпляре изданий", ЦКНБ осуществляет комплектование фондов российских библиотек, а также библиотек стран СНГ. Данная работа выполняется с помощью публикуемого для библиотек Тематического плана, составленного с использованием сокращенного перечня рубрик УДК. Благодаря этой системе рубрик библиотеки могут заказать литературу по любым разделам ассортиментного наполнения книжного рынка. Наряду с этим ЦКНБ развивает ряд направлений, вытекающих из его особенностей и положения в издательском, книготорговом и библиотечном секторах экономики РФ. В соответствии с определением своего статуса ЦКНБ фактически является книжным перекрестком, так как он занимается вопросами издательской, распространительской и библиотечной деятельности.

По-прежнему одним из ключевых вопросов в сфере этой деятельности является книгораспространение. Издатели испытывают серьезные трудности в продаже своих изданий. Потребители сталкиваются с проблемами поиска и приобретения необходимой им литературы, а также с непомерно завышенными ценами на издательскую продукцию в сравнении с отпускными ценами самих издателей. Особенно остро эти вопросы стоят в российских регионах. Принимая во внимание низкую платежеспособность нашего российского покупателя, все участники книжного рынка в той или иной степени проигрывают. Поэтому важно использовать такие подходы в книгораспространении, которые учитывали бы экономические интересы всех участников книжного рынка, в том числе и библиотек. ЦКНБ предлагает восстановить ранее существовавшую систему сводного тематического планирования выпуска литературы в новых рыночных условиях с учетом экономической мотивации каждого из участников рынка печатной продукции. В настоящее время в рамках данного направления ЦКНБ внедрил новые технологии по комплектованию библиотечных фондов на основе периодической публикации Сводного тематического плана (СТП), состоящего из библиографических описаний (составленных в соответствии с действующими библиографическими нормативами) на готовящиеся к выпуску книги. В выпуск СТП на 1-е полугодие 2000 г. вошли около 50 издательств с 1 500 названиями книг для системы высшего, среднего и начального профобразования. В ближайшее время совместно с Российским фондом правовых реформ предполагается развернуть работы по тематическому планированию изданий по правовой литературе с соответствующим обеспечением, как и в предыдущем случае, сбора и выполнения заказов. Таким образом планируется объединить основные тематические направления выпуска литературы в стране. Восстановление тематического планирования дает следущие преимущества основным участникам книжного рынка — издателям и книгораспространителям:

  • планирование продаж на основе собранных заявок по СТП; определение емкости книжного рынка;

  • гарантированный доход;

  • эффективное книгораспространение на региональных книжных рынках; увеличение тиражей; в силу этого увеличение дохода;

  • установление обратной связи от библиотеки к издателю; оперативная реакция издателя на расходимость книг; планирование постоянной допечатки; полноценное информирование о планах выпуска книг и наличие их на книжном рынке;

  • продвижение на рынок небольших региональных издателей литературы;

  • снижение отпускных цен на издания и увеличение товарооборота.

Особенно следует обратить внимание на то, что издатели являются владельцами собранных по СТП заявок на литературу, планируемую ими к выпуску. Издатели принимают окончательное решение о том, кто будет реализовывать собранные заказы.

В сравнении с существующей практикой (когда многие библиотеки приобретают отечественные произведения печати в книжных магазинах, в точках уличной торговли, довольно часто у мелких перекупщиков, иногда у издателей и крупных книгораспространителей, что приводит к необоснованному перерасходу бюджетных и внебюджетных средств библиотек из-за чрезмерных надбавок различных посредников к отпускным ценам издательств) тематическое планирование позволит обеспечить:

  • снижение затрат на библиографическую обработку книг, полученных с помощью СТП;

  • оперативное предоставление новых книг читателям благодаря одновременному поступлению в библиотеку новой книги и соответствующей библиографической записи на нее;

  • гарантированное получение заказанных книг;

  • совпадение цены приобретаемой книги с отпускной ценой издателя (без учета доставки);

  • обеспечение более эффективного выполнения федерального закона "Об обязательном экземпляре документов".

Следует обратить внимание на то, что в системе сводного тематического планирования библиографические описания на планируемые к выпуску книги составляются в соответствии с действующими библиографическими нормативами. Это позволит библиотеке снизить затраты на библиографическую обработку книг, полученных с помощью СТП. Данная система способствует внедрению в технологии издателей и книгораспространителей соответствующих нормативов библиотечного сообщества. В ближайшем будущем библиографические записи из СТП будут предоставляться библиотекам бесплатно в формате RUSMARC.

Таким образом, в рамках системы сводного тематического планирования ЦКНБ придает особое значение созданию информационных технологий издателей и книготорговцев, совместимых с соответствующими технологиями библиотек. Основой таких технологий ЦКНБ считает информационные и лингвистические требования, сформулированные библиотечным сообществом в виде соответствующих стандартов и нормативов, а также требований де-факто, принятых российскими библиотеками. В этом плане мы содействуем внедрению в издательскую и книготорговую практику наиболее применяемых в России классификаций ББК и УДК, обеспечиваем структурную совместимость данных, используемых основными участниками рынка издательской продукции. Благодаря работам, проводимым в этом направлении, мы можем выйти на создание системы перспективной библиографии о планируемой издательской продукции, призванной обеспечить поддержку существующих каталогизационных процессов, выполняемых российскими библиотеками. В этих целях мы бесплатно распространяем среди издателей наш программный продукт, который позволяет на этапе подготовки издания достаточно корректно создать перспективную библиографическую запись. Это, с одной стороны, позволяет сосредоточить внимание издателя на библиографической информации, которая затем войдет в выходные сведения данного издания, а с другой — проработать вопросы более качественного предоставления информации об авторе для обеспечения библиотек авторитетными данными, подробными сведениями о содержании издания (аннотация), сведениями о правообладателях (копирайт) и т.д. Мы являемся сторонниками программ информатизации российских библиотек Министерства культуры РФ, например программы LIBNET, разрабатываемой Министерством культуры РФ. Мы будем содействовать внедрению указанных разработок также в библиотеках, работающих с нами, например в библиотеках Министерства образования РФ.

Вместе с тем необходимо обсудить вопросы, касающиеся проблем нормализации обмениваемых электронных данных, используемых в различных торговых системах книготорговцев и издателей. Это проистекает прежде всего из необходимости обмениваться электронными данными между коммерческими организациями. Актуальность данной проблемы усилилась в связи с активным использованием Интернет и необходимостью создания в организациях систем управления документооборотом или систем обработки электронных документов. Все больше и больше различные коммерческие структуры обращаются к Интернет с целью повышения своей коммерческой эффективности. Обмен указанной информацией в западных странах производится в соответствии со стандартом EDI (обмен электронными данными). EDI — далеко не новая концепция, она базируется на принципе однократного ввода данных и далее их обработки и передачи только в электронном виде. EDI впервые появился в странах Северной Америки в 1970-е гг. Он внедрен вначале в секторе транспортных услуг, затем в автомобильной промышленности и потом в фармацевтической. По оценкам западных пользователей при обработке одного бумажного документа необходимо затрачивать в среднем 70 долларов США или 1 доллар на один документ в электронном виде. EDI позволяет повысить эффективность и скорость обработки электронных документов, что повышает конкурентную способность организаций. И только сравнительно недавно EDI стал использоваться в среде западных издателей, книгораспространителей и, разумеется, библиотек. Под эгидой известной международной организации EAN подготовлены соответствующие рекомендации EDItEUR, которые регламентируют взаимодействие издателей, распространителей издательской продукции и библиотек.

Понятно, что такие же задачи стоят и перед нами. Интернет в России быстро развивается. В особенности это важно, если наша работа по распространению издательской продукции не будет ограничиваться только нашей страной. Взаимодействие с покупателями и продавцами издательской продукции из развитых стран вынудит нас перейти на стандарты обмена электронными документами, принятые в западных странах. Подавляющее большинство участников российского рынка печатной продукции использует ненормированные бумажные документы как во внутренних технологиях, так и при обмене информацией между собой. По моему мнению, целесообразно подумать о создании организма, который координировал бы работу в этой области. Целесообразно подумать не только о разработке структурной и синтаксической совместимости обмениваемых данных, но и об их семантической определенности. Условно можно рассмотреть следующие уровни нормализации данных.

1. Концептуальное моделирование данных, используемых при обмене информацией между участниками книжного рынка. Предусматривает определение концептуальных терминов, например, поставка, поставщик, заказ, уведомление об отправке товара и т.д. При этом понимается, что концептуальный термин — это не слово, а концепция. В этой области имеются большие наработки, выполненные библиотеками в их разработках по каталогизации.

2. Структурная и синтаксическая совместимость данных, которая должна обеспечить разработку соответствующих форматов, кодификаторов, лингвистического обеспечения в целом и т.д., независимых от способа передачи данных: передача онлайн, CD—ROM или на бумаге.

3. Нормы коннективности, методы и средства доступа к информации, например протокол ANSI Z 39.50.

4. Вопросы однозначной идентификации изданий: ISBN, ISSN, ISMN, ISRN, идентификация аудиовизуальных изданий, в том числе изданий телевизионных передач. Штрихкодирование.

5. Обеспечение непротиворечивости проводимой нормализации в среде книгораспространителей и издателей с соответствующей работой, проводимой библиотечным сообществом.

Интернет-торговля преобразует существенным образом саму концепцию организации торгового процесса и в том числе схему взаимодействия потребителя с торговой системой распространителя печатной продукции. В Интернет-торговле, например, выбор книжного издания (в этом случае удаленный выбор должен быть основан на достаточно качественном библиографическом описании) и последующий его заказ осуществляются покупателем без взаимодействия с продавцом. Таким образом с помощью браузера покупатель изучает печатную продукцию распространителя печатной продукции, выбирает товар и делает заказ, т.е. важные функции продавца: контроль товара (какой товар заказан, сколько штук, наличие на складе и т.д.) и контроль оплаты — передаются специальной системе, автоматически взаимодействующей с удаленным покупателем.

Рассмотрение Интернет-торговли печатной продукцией на простейшем уровне показывает, с одной стороны, необходимость пересмотра всего торгового бизнес-процесса, а с другой — потребность в нормализации торговой информации, не противоречащей существующим нормам, принятым в библиотечном сообществе. На фоне перечисленных проблем, связанных с организацией полноценной Интернет-торговли, довольно часто принимают за решение этой задачи проблему реализации соответствующего Web, при этом архитектура торговой системы, выделение из торговой системы средств автоматического взаимодействия с удаленным покупателем, логистика, складской учет остаются на периферии внимания разработчиков. В результате в нашей стране довольно часто за электронную коммерцию выдают различные веб-каталоги с простейшими видами поиска и формами ввода информации о покупателе для оформления заказов и выписки счетов.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России