Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Степанов В.К.

Московский государственный университет культуры и искусств

Библиотеки реальные и виртуальные
в эру цифровых коммуникаций

Формирующаяся на глазах нынешнего поколения система электронных информационных коммуникаций кардинально меняет ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки данных. Стремительно развивающиеся технологии глобальных компьютерных сетей создают в информационной области новую систему отношений, отражающую реалии технического уровня современного человечества. Интенсивность изменений в значительной степени диктуется тем огромным значением, которое приобретает информация в постиндустриальном обществе, становясь главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.

До недавнего времени позиции библиотеки как общественного института казались незыблемыми и неуязвимыми. Несмотря на возможные недостатки в работе конкретных книгохранилищ, библиотека как социальный институт была единственным учреждением, профессионально занимающимся сбором, систематизацией, хранением и доведением информации до потребителей. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке прочное место в традиционной системе информационных коммуникаций: ни в каком другом месте потенциальный читатель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам.

Интернет-технологии привели к ликвидации монополии библиотеки на владение данными в систематизированном виде. Резкое повышение роли, а следовательно, и стоимости информации привело к образованию огромного числа крупных корпораций и мелких фирм, выполняющих по сути традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронной форме. Примерами таких компаний служат всемирно известные LEXIS/NEXIS, Knight Ridder, Bell & Howell, EBSCO, STN, отечественные "Интегрум-Техно", "Гарант-Парк", "Национальная электронная библиотека" и многие другие. Их создание и стремительное развитие прежде всего обусловлены предоставляемой Интернетом возможностью вести обслуживание пользователей информацией непосредственно на рабочем месте или в любой другой точке, включая транспортные средства (автомобиль, поезд, самолет). Фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, доставляют свой товар прямо на рабочий стол клиента. Делают они это весьма оперативно, в большинстве случаев обеспечивая высокую степень полноты и релевантности данных и надлежащий уровень комфорта. Пользователю, состоящему на обслуживании в цифровой информационной службе, как правило, нет необходимости обращаться в реальные библиотеки. Причем в качестве пользовательской аудитории в большинстве случаев выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления, т. е. отраслей, где стоимость принимаемых на основе информации решений очень высока.

Складывается ситуация, когда для доступа к документам совершенно необязательно физически обращаться в библиотеку. Ярким отражением этой тенденции на практике является трансформация библиотек в учреждениях, деятельность которых построена прежде всего на анализе информации, в отделы или центры по управлению знаниями. Последние отличаются от библиотек тем, что их основной фонд представлен в виде удаленных электронных баз данных. Этот процесс находится пока в самом начале и сегодня затронул лишь наиболее продвинутые в техническом отношении бизнес-структуры, однако сама тенденция в высшей степени характерна.

При ее экстраполяции деятельность все большего числа наиболее значимых общественных институтов (банки, страховые, аудиторские, инвестиционные и прочие финансовые институты, системы управления территориями и производством) будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими дорогие, но высококачественные услуги. При этом библиотеки, вне зависимости от профиля, обеспечивающие бесплатное и в то же время менее качественное обслуживание, будут вытесняться с серьезного информационного рынка на периферию, сосредоточиваясь большей частью на удовлетворении образовательных и досуговых интересов.

В настоящее время библиотеки и фирмы, занимающиеся сбором, обработкой, хранением и распространением данных в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, жесткой конкуренции нет. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их характеристик в области поиска и доставки сведений число потребителей, пользующихся их услугами, будет расти. Число же читателей библиотек начнет постепенно снижаться. Таким образом в системе коммуникаций, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена в процессе обращения информации.

Перераспределение функций и соответственно ролей в системе информационных коммуникаций, обусловленное технологическими реалиями времени, — процесс объективный и неизбежный. Эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в документах (книгах), подходит к концу. Это объясняется такими исконными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость и невозможность быстро актуализировать материал. Постепенно все эти факторы приводят к тому, что бумажные издания становятся мало пригодными для использования в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще, безусловно, сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечений, где динамика обновления и сочетание всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах бумажные носители начинают испытывать давление со стороны электронных информационных массивов.

Основной упор библиотеки на работу с документами, а не с информацией приводит к тому, что библиотека перестает полностью удовлетворять требованиям информационного общества. Перечень и качество предоставляемых ею услуг полностью соответствует интересам лишь незначительной части потребителей информации, причем эта читательская аудитория не относится к категории лиц, принимающих решения, определяющие пути развития общества.

Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав неотъемлемой чертой своей деятельности работу с цифровыми массивами данных, которая, по нашему мнению, должна вестись одновременно в нескольких направлениях.

Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в киберпространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях.

Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных веб-серверов, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и периодических изданий из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставляемыми чисто виртуальными информационными службами.

Новая роль в новых условиях требует пересмотра многих представлений о библиотеке. Переориентация на новые формы и методы работы повлечет серьезные изменения во всех ее звеньях. В перспективе трансформации подвергнутся все аспекты библиотечной деятельности от смены теоретических доктрин до изменения внутренней структуры и системы подготовки кадров информационной сферы. В этой ситуации крайне важно видеть перспективы и не упустить момент для начала преобразований. Технологии, определяющие уровень современного цивилизованного человечества, развиваются стремительно. А отставших от времени ждать никто не будет.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России