Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Дрешер Ю.Н.

Республиканский медицинский
библиотечно-информационный центр, Казань

Ключенко Т.И.

Казанская государственная академия
культуры и искусств

К вопросу о приоритетах
в деятельности методической службы

В профессиональной печати последних десятилетий активно дискутируется проблема организации методической работы. Признавая, что ее границы в последнее время изменились, а стиль вместо командного все больше приобретает консультативный и рекомендательный характер, а также то, что методисты используют маркетинговую концепцию управления, авторы продолжают предлагать свои варианты решения данной проблемы (Суворова В. Дистанционное консультирование — оперативная помощь специалистам. — "Библиотека", 2000, № 1). И это является свидетельством тому, что библиотечная практика получила ответы далеко не на все насущные вопросы.

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан — РМБИЦ МЗ РТ (рис. 1) также включился в обсуждение этой проблемы. Основная цель — определение перспектив развития научно-методического отдела РМБИЦ.

Рис. 1. Организационная структура РМБИЦ МЗ РТ

 

Среди объективных факторов, обусловливающих и значимость самой проблемы, и необходимость исследовательской работы в данном направлении, следует выделить, на наш взгляд, три наиболее существенных.

1. Объективная тенденция информатизации жизни общества. В новых условиях трансформируются понятия о путях сбора, хранения, переработки и распространения информации, возможностях ее использования. Изменяются представления о характере библиотечной работы, степени самостоятельности отдельной библиотеки, ее структуре и т. д. С этой точки зрения изучение традиционно работающей библиотеки как научно-информационного учреждения должно быть связано с выявлением возможностей ее функционирования в новых условиях.

2. Объективная необходимость научно обоснованного подхода к соотношению новых и традиционных технологий, форм и методов библиотечно-информационной деятельности. К настоящему моменту закончился этап всеобщей увлеченности пересмотром привычных представлений о деятельности библиотеки как традиционного общественного института. Выяснилось, что возможности автоматизации не безграничны. Самое же главное — проблема ее будущего перестала рассматриваться как преимущественно техническая. Многое из того, что объявлялось отжившим и ненужным, приобрело значимость в условиях использования новейшей техники.

3. Изменение роли библиотек на региональном уровне. Тенденция к осмыслению традиционных форм и методов работы библиотеки как научно-информационного центра затрагивает прежде всего региональный уровень. В настоящее время повышается внимание к региональным проблемам разного характера, например к выявлению возможностей более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей самых различных категорий с применением преимущественно традиционных форм и методов работы к вопросам краеведческой деятельности. В связи с этим требуется проведение многочисленных исследований, сбор и анализ данных. Предметом анализа должны стать экономические, общественные, культурные условия и возможности, а также внутрибиблиотечные изменения, слабые звенья в работе библиотеки, формирование готовности и способности к инновационному развитию.

Изучение потока цитируемой литературы по проблемам организации методической работы за 1990—1999 гг. показало незначительное число обобщающих публикаций, слабые взаимосвязи между авторами, соавторами, неосознанную актуальность работ, отсутствие профильных "независимых" научных коллективов. Вместе с тем в обсуждении проблемы приняли участие ведущие ученые, специалисты крупных библиотечных центров страны (В. Фирсов, С. Матлина, В. Устиновский и др.), областных и республиканских (национальных) библиотек (Л. Курилина, Л. Боева, О. Белкова и др.), рядовые специалисты библиотек различных типов и видов. Значительная часть участников дискуссии поддерживает позицию С.А. Басова, который считает, что методическая помощь заключается в воздействии методических служб на результаты освоения нововведений библиотеками.

Изменение направленности методической работы объективно обусловлено переменами в государственном устройстве. В связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, а также негативными последствиями реформ — политической и финансовой нестабильностью — научно-методическая деятельность все больше превращается в оперативную систему поддержки принимаемых решений.

Особенности современного научного познания таковы, что теоретические знания в области библиотечно-информационной деятельности создаются на основе синтеза данных многих наук, в том числе социальных. Эти знания пригодны для определения исторических ситуаций и являются средством развития практической деятельности, совершенствования способов мышления высококвалифицированных специалистов библиотек. Поэтому весьма актуальной, на наш взгляд, является проблема реализации комплексного подхода к решению исследуемых проблем, в частности вопросов организации методической работы, когда требуется создать вариант перевода объекта в качественно новое состояние и сделать выбор лучшего, т. е. оптимального варианта.

Именно таким образом было решено подойти к упомянутому выше исследованию, проведенному в РМБИЦ. Основным методом выбрана "мозговая атака". Для получения исходного материала проводилось анкетирование 35 ведущих специалистов центра, из них 3 — представители администрации, 13 — заведующие отделами, 16 — заведующие секторами, 1 — главный библиограф, 1 — главный библиотекарь, 1 — начальник группы. Большинство из опрошенных (23 человека, 65,7%) проработали в центре 5—10 лет, 8 человек (23%) — 1—5 лет, 11% — 10 лет.

Вопросы анкеты касались комплекса приоритетных целей деятельности методического отдела, необходимости структурных изменений, расширения и изменения его функций, личностных качеств методистов, применения ими оргтехники и программного обеспечения. Обработка ответов осуществлялась в несколько этапов статистическими методами. Для определения приоритетов подсчитывались средневзвешенный балл и процент положительных ответов.

Результаты анкетирования показали, что большинство специалистов центра (94,3%) поддерживают сотрудничество и равноправное партнерство между методической службой и подразделениями центра. В зависимости от своего образования они по-разному оценивают приоритетность направлений деятельности научно-методического отдела (рис. 2). Оценка давалась по десятибалльной шкале.

По результатам исследования главными принципами деятельности методической службы названы: оперативное реагирование на происходящие изменения в потребностях подразделений центра, мобильность в организации работы, адресность, максимальная индивидуализация, полезность для библиотекарей-практиков.

Приоритет по важности направлений работы научно-методического отдела (НМО) респонденты отдали методической деятельности, а также повышению квалификации и переподготовке кадров, причем их питательной средой, как отметили опрошенные, должна стать научно-исследоватеьская работа, направленная на изучение и совершенствование деятельности РМБИЦ.

Рис. 2. Оценка приоритетности основных видов деятельности НМО
по десятибалльной шкале в зависимости от образования респондентов

(цифрами под осью абсцисс обозначены виды деятельности: 1 — информационная; 2 — научно-исследовательские работы в области библиотековедения и библиографоведения; 3 — научно-практические работы по методологии комплексного познания и совершенствованию деятельности РМБИЦ; 4 — теоретические разработки в области библиотековедения, библиографоведения и информатики; 5 — методическая; 6 — повышение квалификации и переподготовка кадров).

 

Определен набор личностных качеств, необходимых специалистам НМО:

  • инициативность и стремление повышать свой профессиональный уровень — 31 человек (88,6%);

  • логический ум, коммуникабельность, мобильность — 30 человек (88,0%);

  • умение четко определять цели краткосрочных и долгосрочных программ — 29 человек (82,8%);

  • ответственность за принимаемые решения — 29 человек (82,8%);

  • умение дерзать, творить — 29 человек (82,8%);

  • самокритичность — 29 человек (82,8%);

  • готовность рисковать — 20 человек (57,1%).

Все респонденты были единодушны относительно того, что специалисты научно-методического отдела должны уметь пользоваться компьютерными программами, позволяющими производить статистическую обработку результатов исследований и принимать управленческие решения.

При оценке форм повышения квалификации опрошенные отдали предпочтение самообразованию (24 человека — 68,5%), семинарам (22 человека — 63%), стажировкам (21 человек — 60%), "круглым столам" (20 человек — 57%). Среди методов повышения квалификации наиболее популярны оказались практические упражнения (16 человек — 46%), мозговая атака (15 человек — 42,8%), лекции с демонстрацией конкретного передового опыта (14 человек — 40%).

В процессе анкетирования респонденты обратили особое внимание на необходимость расширения номенклатуры информационных продуктов и услуг, предоставляемых научно-методическим отделом, и их качественный уровень. Актуальными признаны разработка рабочих программ по проведению социолого-статистических и экспериментальных исследований, обзоры-обобщения передового опыта и передовых технологий, аналитические обзоры-прогнозы по приоритетным направлениям научно-исследовательской работы Центра. В связи с этим должен вырасти уровень подготовки специалистов, занимающихся методической работой. Они должны владеть фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, позволяющими им работать на опережение, обеспечивать быструю реакцию на требования времени и, следовательно, конкурентоспособность Центра на информационном рынке.

Обсуждение всех полученных в ходе исследования материалов завершилось выработкой структуры научно-методического отдела РМБИЦ (рис. 3). Согласно ей в Центре ведется перестройка работы.

Рис. 3. Структура НМО РМБИЦ МЗ РТ


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России