Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 025.2.008.03

Калинин В.Н.

Сотрудничество подписного агентства
с издателями и библиотеками

Рассмотрены вопросы взаимодействия издателей, распространителей, библиотек как основных субъектов формирования рынка информационных продуктов. На примере деятельности фирмы «МК-Периодика» раскрыты возможности сотрудничества подписного агентства и библиотеки для наиболее полного информационного обеспечения потребителя.

Главной целью взаимодействия субъектов книжного рынка (издателей, распространителей печатной и электронной продукции) с библиотеками является удовлетворение информационных запросов потребителя. Каждый участник схемы книжный рынок – библиотека - потребитель связан с информационным продуктом и влияет на качественное и количественное наполнение информационного пространства. Издатель является производителем информационного продукта, книготорговая организация, подписное агентство и библиотека – распространителями. При этом каждый из них оказывает влияние на насыщение информационного пространства. Издатель, распространитель, библиотека, пользователь всегда находились во взаимодействии. Но лишь в последние годы все участники поняли, как тесно они связаны общими целями и задачами и что добиться хороших результатов можно только сообща. Конечным же результатом является предоставление наиболее полных возможностей для получения необходимой информации высокого качества, отвечающей потребностям общества в целом и отдельно взятого человека.

Издатель должен не только знать потребности и чутко реагировать на них, но в какой-то степени и влиять на них в процессе формирования книжного рынка.

Распространитель и библиотека являются структурами, наиболее осведомленными в потребностях на печатную продукцию и другие виды информационных продуктов. Имеются сведения, что за рубежом около 20% выпускаемой литературы закупается библиотеками. О России точных данных нет. Зная финансовое положение библиотек, можно предположить, что этот процент не столь велик. Но в России сегодня свыше 100 тыс. библиотек, поэтому можно говорить о том, что они оказывают серьезное влияние на удовлетворение информационных потребностей общества и даже в некоторой степени формируют их.

Важную роль в распространении информации играют книготорговые организации и подписные агентства. Именно подписное агентство стоит между издателем и библиотекой, а также потребителем и поэтому знает не только конъюнктуру рынка информационных продуктов, тенденции его развития, но и потребности библиотек и потребителей. При хорошей организации работы распространитель становится звеном, необходимым как издателю, так и потребителю (библиотеке, научному учреждению, индивидуальному лицу).

Основной задачей библиотеки является формирование фондов для наилучшего удовлетворения информационных потребностей читателей. Чтобы грамотно и профессионально выполнить эту задачу, библиотека должна иметь как можно больше информации о печатной продукции, в том числе и о периодике, выходящей в России и в мире, а также иметь возможность приобрести всю необходимую литературу по оптимальным ценам при хорошем исполнении заказа. Именно такие услуги может предложить подписное агентство. Причем совершенно ясно, что услуги различных подписных агентств не могут существенно отличаться по цене, хотя качество исполнения и набор этих услуг могут быть разными.

Библиотека будет сотрудничать с распространителем, который предоставит наиболее полный комплекс услуг при качественном исполнении. Именно к этому и стремится фирма «МК-Периодика», являющаяся дочерней фирмой «Международной книги». У такого «родства» имеются как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, в условиях социалистического монополизма услуги «Международной книги» не всегда были безупречны и у некоторых клиентов остались негативные воспоминания об этом периоде. Кроме того, финансовый обвал 1990-х гг. не пошел на пользу ни нам, ни библиотекам. С другой стороны, опыт, кадровый состав и имидж международной организации, существующей с 1923 г., позволяет грамотно работать и сегодня, используя современные возможности в сочетании с традиционными. Сохранились старые партнерские связи и добавились новые. Сегодня «МК-Периодика» имеет партнеров в 46 странах мира и работает более чем с 500 зарубежными организациями, занимаясь экспортом и импортом периодических изданий.

Неотъемлемой частью нашей деятельности мы считаем информационную. Фирма выпускает каталоги как для российских клиентов, так и для клиентов за рубежом. Так, каталог периодических изданий для зарубежных пользователей включает свыше 3 400 наименований газет и журналов на бумажных носителях и более 500 наименований периодических изданий на CD–ROM, выпускаемых в России, странах СНГ и Балтии. Мы рады, что этим каталогом пользуются и российские библиотеки. По условиям издателей цены на издания для российского и зарубежного рынка могут отличаться, в частности расходы по доставке за рубеж существенно увеличивают стоимость издания. Библиотекам, ведущим международный книгообмен, необходимо знать реальную, сопоставимую с местными аналогами цену издания за рубежом для определения эквивалента при обмене. В этом им помогает наш каталог. При появлении новых изданий мы выпускаем приложения к основному каталогу.

Приобретение иностранных журналов для российских организаций является традиционной услугой фирмы. Мы предлагаем более 80 тыс. наименований иностранных журналов, но возможности подбора не ограничены и можно оформить подписку практически на любой иностранный журнал. Для удобства клиента создана страница в Интернете, над усовершенствованием которой мы работаем постоянно, стараясь сделать ее более информативной. В ближайшее время мы предполагаем организовать доступ к библиографической информации ведущих научных издательств мира, предоставляя тем самым клиентам исчерпывающую информацию об изданиях, которые они могут приобрести, пользуясь услугами нашей фирмы. Основными клиентами фирмы являются ведущие научные библиотеки и информационные центры России (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ИНИОН, библиотеки предприятий, крупных коммерческих структур). Индивидуальный заказчик также может оформить подписку.

Сравнительно новым видом деятельности является обслуживание библиотек российской (центральной и региональной) периодикой. Для осуществления этого вида деятельности фирма «МК-Периодика» участвует в объединенном каталоге «Пресса России», включающем российские и зарубежные газеты и журналы. При покупке отечественной периодики российские клиенты могут пользоваться общероссийскими каталогами, так как за основу расчетов берутся цены именно этих каталогов. Можно также воспользоваться нашим экспортным каталогом, но лишь для поиска нужного издания, не принимая во внимание цену, указанную в каталоге (она, как вы уже знаете, для зарубежного покупателя). В этом каталоге вы найдете ряд изданий, которые не представлены в общероссийских каталогах. Это региональные газеты и журналы, издания вузов, стран СНГ. Мы предлагаем их российским покупателям, используя гибкую систему скидок и стремясь тем самым приблизить наши цены к издательским. Российские организации могут оформить полугодовую подписку, причем за основу расчетов берутся цены общероссийских подписных каталогов. Издание можно выписать, начиная с любого следующего месяца, а не только с начала года или полугодия. Мы понимаем, что при подписке пользоваться несколькими каталогами, в том числе нашим экспортным каталогом, неудобно. Поэтому мы планируем начать выпуск каталога периодических изданий России, стран СНГ и Балтии специально для библиотек (в печатной или электронной форме).

Новым направлением в нашей работе с библиотеками является услуга по отправке литературы за рубеж в рамках международного книгообмена. Библиотека может сделать подписку на российскую периодику и указать по каким адресам ее надо отправить. Периодика отправляется авиапочтой, газеты - ежедневно, журналы – по мере выхода. Ежемесячно библиотеке представляются отчеты об отправке литературы. Подчеркиваю, это новая услуга, которую фирма оказывает российским организациям, но не новый вид деятельности. Отправкой литературы за рубеж «Международная книга» занималась с момента ее основания и фирма «МК-Периодика» как ее преемник имеет отлаженную технологию и договоры с надежными почтовыми организациями. Это позволяет нам осуществлять благоприятную ценовую политику и дает уверенность, что вся литература будет получена адресатом.

В связи с нехваткой средств в фондах библиотек подчас образуются лакуны, которые необходимо ликвидировать. У нас имеется резервный фонд отечественных журналов за последние три года. Чтобы помочь библиотекам, мы можем предложить журналы из этого фонда во временное пользование для изготовления микроформ, ксерокопий или сканирования. По истечении трех лет журналы передаются заинтересованным организациям, в том числе и библиотекам.

Появление новых информационных носителей (я имею в виду электронные) существенно влияет на подходы библиотек к формированию фондов и определению своих потребностей. Библиотека может выбирать между традиционным изданием и его электронным аналогом, хотя печатное и электронное издания не всегда являются полными аналогами. При выборе библиотека учитывает ценовой фактор, временные факторы издания, содержательную сторону, а также возможности использования обеих форм. Библиотека с удовольствием использует возможность электронного доступа в том случае, если это выгодно по цене и если наряду с электронным доступом у нее имеется печатная версия как страховочный экземпляр, чтобы в случае прекращения электронного доступа не потерять информацию. Наилучшим способом соблюдения этих требований является создание консорциумов библиотек по корпоративному использованию электронного доступа к полнотекстовым изданиям на льготных условиях. Здесь большое значение имеет то, насколько удачно распространитель сможет договориться с владельцем электронного информационного продукта и заинтересовать своим проектом библиотеки. Фирма «МК-Периодика» работает в этом направлении и в качестве первого шага объявляет о создании консорциума по электронному доступу к изданиям Cambridge Scientific Abstracts.

Конечно, возможности сотрудничества подписного агентства и библиотек гораздо шире. Мы готовы откликнуться на предложения библиотек и развивать новые направления в совместной работе. Так, именно пожелание одной из библиотек послужило поводом к организации услуг по рассылке литературы в рамках международного книгообмена. Только тесные контакты с библиотеками позволяют нам формулировать предложения, направленные на докомплектование их фондов.

Приглашаем вас к сотрудничеству и всегда рады видеть вас в нашем офисе.

 

Наши координаты:

тел.: 

  (095) 284-50-08;

факс:

 (095) 281-37-98;

тел./факс: 

 (095) 281-33-22;

E-mail:

  ivanova@periodicals.ru 


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России