Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


Зарубежные новости

От редакции. Мы продолжаем знакомить читателей с новинками информационных и компьютерных технологий, которые могут оказаться востребованными в библиотеках.

Пожалуйста, обратите внимание на разницу в понятиях электронная книга – формат предоставления текста и некий физический объект, текст, доступный через Интернет; в предлагаемом материале (обзор публикации: Falk Howard. E-Book Currents. – Library Hi Tech News, Vol. 18, № 4, 2001) эта разница показана достаточно выпукло.

Использование электронных текстов принимает самые разнообразные формы: справочные материалы по медицине, инструкции, анонсирование и продвижение печатных книг, выпуск электронных журналов. Можно считать, что состоялось рождение клуба любителей электронных книг: на рынке появляются все новые образцы аппаратов для чтения электронных книг, а издатели традиционных печатных книг с энтузиазмом изучают возможности пробных выпусков электронных публикаций.

 

УДК 025:65.011.56+004

Новости из мира электронных книг

Медицинские справочные материалы
в формате электронной книги

Издательство Ingenix, выпускающее печатные справочные издания по медицине – The Physician Documentation Handbook (Справочник документов для терапевта; цена 65 долларов), содержащий различные документы, необходимые практикующему врачу, и E/M Fact Finder (Справочник примеров из практической диагностики и рекомендованного процесса лечения; цена 25 долларов) – договорилось с производителем портативного оборудования для чтения электронных книг – компанией Franklin Electronic Publishers — о выпуске электронной версии названных справочников, начиная с 2001 г. Комплект из двух электронных книг будет продаваться за 75 долларов; соответствующая аппаратура имеет 16 Мб память и экран с подсветкой для чтения на свету. Имея такой прибор, врач сможет получить консультацию прямо у постели больного.

 

Электронные книги – в канадских колледжах

Исследования канадского отделения компании McGraw-Hill показали, что больше половины сотрудников университетских факультетов считают исключительно важным для образовательной работы иметь методические, технологические и инструктивные материалы; при этом электронные книги названы в числе основных инструментов процесса обучения.

Многие считают, что электронные книги обходятся дешевле, чем печатные учебные материалы, так как в одном аппарате помещаются несколько учебников сразу. К другим преимуществам электронных книг отнесены возможность быстрого, оперативного обновления учебного материала, простота адаптации под конкретные потребности, удобство пользования, а также возможность обеспечить оперативное взаимодействие между студентами и преподавателем.

 

Электронная реклама книги

В марте 2001 г. посетители сайта журнала «Тайм» ( Time Magazine) имели возможность бесплатно ознакомиться с довольно длинными выдержками из новой повести Стивена Кинга «Ловец снов» (Stephen King. Dreamcatcher).

Издательство «Саймон и Шустер» (Simon @ Schuster) выпустило печатную версию повести в конце марта 2001 г. и перед ее поступлением в продажу разрешило разместить на сайте журнала три отрывка из повести, полагая, что, если читателям понравятся эти эпизоды, то они, весьма вероятно, купят и саму книгу.

По соглашению между «Тайм» и издательством, журнал получит свою долю прибыли в том случае, если посетитель сайта сразу с него перейдет к электронному оформлению заказа на книгу через компанию «Барнс и Нобл» (Barnes @ Noble). Соответствующий элемент управления был встроен в электронный текст на сайте. Чтобы усилить заинтересованность читателя, отрывки из повести «Ловец снов» в электронной версии сопровождались музыкой, графикой и чтением отрывка в исполнении актера Джеффри ДеМанна (Jaffrey DeMann).

 

Новый вариант цифровой версии газеты
«Нью Йорк Таймс»

Цифровая версия газеты «Нью Йорк Таймс» (New York Times) выпускается в течение нескольких лет, однако новый вариант будет доступен с конца 2001 г. При этом электронная верстка страниц будет максимально приближена к привычному для читателей варианту; просмотрев газету в целом, читатель сможет затем сосредоточиться на выбранной им заметке, а размер шрифта может быть отрегулирован по желанию; предусмотрены и особо крупные буквы для слабовидящих.

Газетные объявления предполагается снабдить средствами для немедленного перехода от рекламного объявления к сайту компании, чей товар или услуга рекламируется. Точно так же будут даваться сетевые отсылки к тем адресам, которые встречаются в текстах газетных статей. Предусмотрен поиск по ключевым словам, а также выгрузка текста из сети на персональный компьютер пользователя. Столичный вариант издания будет доступен через Интернет по всему миру.

Весьма обнадеживающе выглядит экономическая сторона проекта: если себестоимость публикации и распространения печатной копии газеты обходится в 60 центов, то электронная версия (как предполагается) будет существенно дешевле в производстве и распространении. Читатель сможет купить и отдельный номер цифровой версии, и подписаться на какой-либо период.

Конверсия печатной копии газеты в электронную будет осуществляться компанией Ньюс Стенд ( News Stand, «Газетный киоск») в городе Остин, штат Техас. Объем довольно большого воскресного выпуска «Санди Таймс» (Sunday Times) составит в режиме компрессии около 20 Мб. Компания готовится выпускать цифровые версии и других газет, как американских, так и международных.

 

Клуб читателей электронных книг

«Слэйт» ( Slate – грифельная доска) – сетевой онлайновый журнал – начиная с середины 2000 г. предлагает своим пользователям (их 3,5 млн) версию журнала в формате электронной книги Майкрософт Ридер (Microsoft Reader). Вслед за самим журналом, в данном формате предложены такие издания, как «Дневник Слэйт» (The Slate Diaries) и «Дорога в Чэдвиль: Президентская кампания 2000 г., как она видится из киберпространства» (The Road to Chadville: Campaign 2000 as Seen from Cyberspace).

Опрос читателей показал, что 68% из них хотели бы иметь доступ к журналу со своих карманных персональных компьютеров. Учитывая это, издатели журнала объявили о создании Клуба читателей электронной книги. Читатели, записавшиеся в члены клуба, будут ежемесячно получать по электронной почте список доступных для пользования электронных книг. Одно из первых предложений – сборник бушизмов, публикующий наиболее типичные оговорки, ошибки в родном языке и т.п., допущенные Президентом США Джорджем Бушем. Членам клуба этот сборник будет выдаваться бесплатно; они также получат ваучер на скидку в 100 долларов при покупке карманного персонального компьютера фирмы Касио (Casio) и скидки при покупке электронных книг через магазин компании Барнс и Нобл.

 

Распространение аппаратов для чтения
электронных книг

По данным обзора рынка электронной продукции, в распоряжении пользователей находятся около 10 млн ручных компьютеров типа Палм ( Palm), способных воспроизводить электронные книги. Кроме того, продано 3 млн устройств типа Хэндспринг Визор (Handspring Visor), 750 тыс. карманных персональных компьютеров Покет (Pocket PC), 100 тыс. устройств типа Джемстар ( Gemstar) – все они также пригодны для чтения электронных книг.

Наиболее популярным программным продуктом для чтения в формате электронная книга на портативных и настольных компьютерах является хорошо известная система Адоб Акробат Ридер (Adobe Acrobat Reader), имеющая более 100 млн пользователей по всему миру.

Новейшее устройство для чтения электронных книг – Хайбук (Hiebook), ручной аппарат весом 300 г. Его выход на рынок предполагается в третьем квартале 2001 г.

Экран (5,6 дюйма по диагонали) снабжен подсветкой, чтоб можно было читать при ярком свете; передается 16 оттенков серого цвета. Кнопки управления на левой стороне аппарата позволяют листать страницы и сменять тексты, на правой стороне – управление воспроизведением звукозаписей (речь и музыка), записанных в стандарте МПЗ, на верхней панели – управление контрастом экрана. Энергопитание от перезаряжаемых никель-водородных элементов или стандартных щелочных типоразмера АА, подзарядка от сети 110—240 вольт. При проигрывании музыки формата МПЗ обеспечивается более 10 часов звучания. Предусмотрены такие функции, как книжная закладка, заметки на полях, подчеркивание, рисунки, поиск по тексту, гиперсвязи и примечания. Цена пока не названа, но ожидается, что она будет сравнима с ныне продающимися аппаратами для чтения электронных книг.

С февраля 2000 г. продаются три модели аппарата Franklin
e-Book Man (модель ЕВМ-900 имеет память на 8 Мб и стоит 130 долларов; модель ЕВМ-901 с памятью на 8 Мб и подсветкой экрана стоит 180 долларов, модель ЕВМ-91116 – 230 долларов). Помимо чтения текстов в формате электронная книга — аппарат позволяет записывать и воспроизводить звуковой сигнал в цифровой форме в течение 28 тыс. часов. Пользователь, оформивший годовую подписку и выплачивающий за нее 13 долларов в месяц, получает ежемесячно 2 аудиокниги и 50 долларов скидку с цены аппарата

 

В дело вступают издатели

Харпер Коллинз ( Harper Collins), один из немногих крупных издателей традиционной литературы, до последнего времени воздерживавшийся от работы с электронными изданиями, изменил свою позицию и приступил (с февраля 2001 г.) к реализации крупного проекта Перфект Баунд (Perfect Bound) по выпуску электронных книг. Тем самым издательство Харпер Коллинз присоединилось к уже работающим на этой части рынка публикаций издательствам Саймон и Шустер (Simon & Schuster), Рэндом Хауз (Random House), Уорнер Букс (Warner Books). В 2001 г. планируется выпустить 100 наименований книг.

Электронные издания будут продаваться на 20% дешевле печатных; на первых порах предполагается выпускать в основном электронные версии того, что ранее выпускалось данным издательством в печатном виде.

Проект издательства Харпер Коллинз направлен на испытание технологий публикации и продвижения на рынок электронных книг. Идет опробование оптимального с точки зрения стимулирования продаж разброса во времени между выпусками электронной и печатной версий (за неделю, за три недели до выхода в свет традиционного издания); до публикации электронного издания планируется также выпускать отдельные части книг бесплатно.

 

Жалобы на высокую стоимость электронных книг

Начальник отдела распространения публикаций компании АОЛ Тайм Уорнер (AOL Time Warner Inc.) г-н Лоуренс Киршбаум (Lawrence Kirshbaum) удивляется сложности технологии электронных публикаций и сетует на высокую стоимость конверсии из одного электронного формата в другой (при обнаружении ошибки приходится два-три раза считывать весь текст заново). Он считает процесс конверсии медленным и тяжелым (поэтому стоимость рекламирования изданий и их продвижения на рынок, к сожалению, высока). Если г-н Киршбаум пытается создать впечатление, что установление добавочной цены на предлагаемые электронные издания справедливо и оправдано, то в этом он может убедить только самого себя…

Недавнее обследование, проведенное консультационно-аналитическим агентством Артур Андерсен (Arthur Andersen), показало, что именно высокая стоимость электронных книг и аппаратов для их чтения являются факторами, ограничивающими рост продаж. Около 10% опрошенных сказали, что они купили за последний год по крайней мере одну электронную книгу; более половины респондентов считают высокую стоимость главным препятствием для повторной покупки электронной книги. Примерно три четверти полагают, что электронная книга должна стоить вдвое дешевле печатной (в мягком переплете); что же касается аппарата для чтения электронной книги, то цена выше 100 долларов неприемлема для многих.

 

Почему компания Квестия не помогает библиотекам?

Интернет-служба Квестия (Questia) предлагает в онлайновом режиме более 50 тыс. наименований книг в основном по так называемому либеральному искусству. Однако данная служба не готова работать с организациями, в том числе с библиотеками. Причина в том, что издателям не нравится система выдачи пользовательских лицензий в организации – они опасаются, что при таком раскладе упадет спрос на печатные версии со стороны библиотек. Именно поэтому Квестия предлагает свои услуги индивидуальным пользователям – студентам, преподавателям и др. (Индивидуальная годовая подписка – 150 долларов, подписка на 48 часов доступа – 15 долларов.)

Компания Квестия считает, что ее онлайновый сервис должен рассматриваться как дополнение к обычному. Например, библиотекам очень трудно обеспечить пиковый спрос на литературу, только что рекомендованную к изучению; сотни студентов бросаются ее искать в одно и то же время и, конечно, никакого запаса одинаковых экземпляров на них не хватит. Вот тут вступает в дело служба Квестия, которая предоставляет неограниченный доступ к текстам на своих серверах. Быть может, для кого-либо покажется существенной разница между чтением с экрана компьютера и чтением переплетенной книги, выдаваемой в библиотеке; у компании Квестия и на это имеется ответ: оба способа чтения могут дополнять друг друга. Пусть студент определится с помощью компьютера, какая именно книга ему нужна и после этого идет в библиотеку.

Компания Квестия активно стремится узнать мнение библиотек относительно подготовки тех или иных наименований электронных изданий, для этого создан библиотечный совет, который анализирует предложения по комплектованию с привлечением сотрудников университетов.

 

От редакции. Мы публикуем обзор некоторых материалов из журнала «Управление информацией» (Managing Information, December, 2000). Их темы показались нам интересными и актуальными и для нашей библиотечной системы.

Стремление укрепить взаимодействие публичных библиотек с национальной библиотекой и необходимость полнее использовать огромный потенциал сети специальных библиотек путем организации их взаимодействия с национальной библиотекой – эти проблемы очевидны и для российской библиотечной практики. Например, для сообщества НТБ организация единого доступа к ресурсам обеих национальных библиотек (РГБ и РНБ), крупнейших академических и научно-технических библиотек вкупе со всей системой НТБ и других специальных библиотек – заветная мечта создателей Государственной системы научно-технической информации.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России