Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шрайберг Я.Л.

ГПНТБ России

Современные тенденции в автоматизации
библиотечно-информационных технологий

На современном этапе развития автоматизированных библиотечно-информационных технологий четко прослеживается ряд основополагающих тенденций, характерных как для деятельности и взаимодействия библиотек, так и для сегодняшних реалий в целом. Их необходимо знать, учитывать в разработках и технологиях и следовать им в интересах интеграции библиотечно-информационного ресурса и кооперации работ. Проанализируем кратко основные тенденции.

 

 

1. Информационное общество

Можно сколь угодно спорить о том, какого уровня информационности общества мы уже достигли и достигли ли вообще, можно ли говорить о том, что мы уже живем в информационном обществе, или еще нет и т.д. В любом случае очевидно, что мы уже вступили на путь к информационному обществу и эта тенденция характерна для всех стран на пороге третьего тысячелетия.

Конечно, уровень информационности общества во всех странах разный; он выше там, где созданы основы гражданского общества, развита информационная и телекоммуникационная индустрия, а компьютерные технологии стали такой же неотъемлемой частью жизни, как жилье, еда, транспорт. Мы не можем похвалиться высоким уровнем информационности, но, с другой стороны, наш уровень неуклонно развивается и повышается. Интернет, вытеснив другие сети, прочно обосновался в стране и уже становится, как и в мире, единой коммуникационной и информационной средой.

Огромное количество компьютеров ежедневно прибывает в страну, причем абсолютное их большинство собирается здесь же. Компьютерно-телекоммуникационные технологии прочно вошли в жизнь общества, как и нарастающая тенденция создания и использования электронных ресурсов. Постоянно увеличивается репертуар и количество электронных изданий, в том числе и комплектуемых библиотеками. Повысился уровень подготовки читателей/пользователей библиотек, их информированности и желания получать полную информацию в кратчайшие сроки с помощью современных информационных технологий.

Эти и еще целый ряд других показателей информационности общества заставляют библиотеки по-новому подходить не только к совершенствованию своих технологий, но и к системе и уровню обслуживания пользователей.

 

 

2. Корпоративность библиотечных технологий

Эта тенденция постепенно нарастала и сегодня из факультативной превратилась в необходимую для библиотек страны. Ранее корпоративность, как правило, состояла в участии библиотек в информационно-справочных системах, ярким примером которых являются сводные каталоги. Более того, несмотря на все декларации и многочисленные проекты, по-прежнему единственной функционирующей автоматизированной подобной системой в масштабе страны остается Автоматизированная система Российского Сводного Каталога по научно-технической литературе (АС РСвК), поддерживаемая ГПНТБ России с 1987 г. Вместе с тем налицо тенденция к созданию и развитию подобных систем в рамках регионов (Москва, Кемерово, С.-Петербург, Томск и др.) и с выходом на межрегиональный уровень.

Сводные каталоги можно обозначить как 1-й уровень корпоративности, состоящий в совместном формировании библиотеками-фондодержателями адресно-справочной информации о месте расположения документов распределенного библиотечного фонда организаций — участниц системы. Корпоративным продуктом в данном случае выступает библиографическое описание, дополненное индексами классификаций и кодами (сиглами) фондодержателей. Несмотря на наличие библиографического описания, данная система (системы) не относится к библиографическим (каталогизационным) корпоративным системам, которые можно рассматривать уже как системы 2-го уровня корпоративности. Примерами могут служить известные зарубежные системы OCLC, RLIN, PICA и некоторые другие.

В нашей стране подобных систем пока нет, во всяком случае на уровне функционирующих в автоматизированных интерактивных режимах. Первой попыткой построения подобных систем является проект Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), разработанный ГПНТБ России в кооперации с рядом библиотек по инициативе Министерства культуры РФ. Несмотря на тщательную проработку проектных решений и экспериментальную отработку технологических режимов среди 20 российских библиотек разного вида и статуса, проект до сих пор не внедрен. И это — один из парадоксальных результатов, характерных именно для наших условий и особенностей; несмотря на очевидные технологические преимущества наличествует неготовность платить за информацию. Корпоративные системы 2-го уровня могут строиться только на финансовой основе, и именно финансовый механизм определяет развитие системы и всеобщую заинтересованность поставщиков библиографической информации, ее пользователей и, наконец, самих центров. Все в выигрыше, но система у нас не работает. Необходимо время, которое заставит уже на следующем уровне развития информационных технологий прийти к участию в таких системах. Может быть, его понадобится уже немного.

Такую уверенность дает тот факт, что в стране начался подлинный бум в создании корпоративных систем нового типа, которым посвящена целая программа в рамках мегапроекта "Пушкинская библиотека" Фонда Сороса. Еще во многом неясно, какая именно корпоративность будет реализована, но это будут уже новые системы 3-го уровня, сочетающие не только каталогизационные и адресно-справочные данные, но и другие корпоративные технологии, например электронную доставку документов, ретроспективную конверсию и даже корпоративное комплектование. В любом случае эта тенденция будет нарастать, и по всем признакам корпоративность станет определяющей тенденцией развития библиотечно-информационных систем и технологий.

 

 

3. Двойственность информационно-библиографической среды

Данная тенденция связана с состоянием и развитием библиографических форматов, стандартов и систем классификации и индексирования, всю совокупность которых можно условно назвать информационно-библиографической средой.

Двойственность этой среды заключается, с одной стороны, в стремлении библиотечного сообщества иметь единые, используемые всеми компоненты указанной среды, однако с другой — практические реалии не только допускают множественность этих компонентов, но и ведут к их нарастанию. Кратко рассмотрим компоненты по отдельности.

 

1) Стандарты. Здесь все более или менее благополучно. ГОСТ 7.1—84 как священное табу неприкосновенен и соблюдается (к удивлению!) всеми, причем не только в России, но и во многих других странах СНГ. Даже работа по гармонизации отечественного стандарта с AACR-II и разработка нового стандарта осуществляются планомерно, без спешки и скорее всего все предложения по ревизии этого стандарта будут приняты абсолютным большинством, если не всеми библиотеками.

 

2) Библиографические форматы. Здесь положение более сложное. Сегодня сложилась ситуация, когда в стране де-факто существуют 4 библиографических коммуникативных формата:

МЕКОФ/ГКФ (ГОСТ 7.19.19), распространенный в СССР в 1980-е гг. и никем не отмененный, хотя сегодня его используют только несколько организаций. Вместе с тем в ВИНИТИ начались работы по его обновлению и модернизации;

UNIMARC, переведенный на русский язык ГПНТБ России совместно с РГБ и РКП и адаптированный к отечественным автоматизированным системам, работающим на платформе CDS/ISIS и ряде других программных систем (по оценочным данным имеет свыше 200 организаций-пользователей);

USMARC, распространяемый как основной формат систем автоматизации МАРК ("Информ-система"), "Библиотека" (НБ МГУ/компания "БИС"), системы ГИВЦ Минкультуры РФ и ряда других и имеющий более 1,5 тыс. организаций-пользователей;

РУСМАРК, разработанный в рамках программы ЛИБНЕТ творческим коллективом РБА при активном руководстве и продвижении Российской национальной библиотекой и рекомендованный Министерством культуры РФ в качестве единого формата для всех библиотек страны.

Проблема Национального формата каталогизации требует отдельного рассмотрения, поэтому в рамках данного доклада представлена не будет.

Безусловно, идея единого формата на базе РУСМАРК заслуживает одобрения, конечно, при условии его полной совместимости с форматом UNIMARC, прототипом которого РУСМАРК и является. Между этими форматами не должно быть конвертора — их с избытком хватит при взаимодействии с другими форматами, особенно с различными версиями USMARC, реализованными при внедрении вышеуказанных систем. Практически же сегодня очень сложно осуществить переход библиотек страны на единый коммуникативный формат, не говоря уже о формате каталогизации. Цели у этой задачи понятные, непонятны пока реальные схемы и алгоритмы реализации. Эта проблема, пожалуй, — ключевая, характеризующая не только данную тенденцию, но и в целом определяющая пути межбиблиотечного взаимодействия и интеграции ресурсов и заслуживающая тщательного обсуждения. Но уже ясно, что многие библиотеки понимают важность этой проблемы и это — главное, что позволит в будущем найти правильные шаги по ее решению.

Сегодня разговоры о едином формате проходят на фоне нарастающего числа различных форматов, используемых в библиотечной практике. Это противоречие также необходимо учитывать при планировании работ по развитию автоматизированных систем.

 

 

3) Системы классификации и индексирования. Здесь сегодня четкий "дуализм": ББК и УДК. Можно, конечно, добавить и Рубрикатор ГРНТИ, но он является не универсальной системой, а, скорее, дополняющей для фондов научно-технической литературы. По-видимому, обе системы — ББК и УДК — еще долго будут сосуществовать, хотя интенсивное развитие электронных версий УДК, осуществляемое ГПНТБ России, развернет часть библиотек в сторону последней.

Ситуацию может усложнить приход системы Дьюи, являющейся сегодня самой распространенной в мире. Завершенный полный перевод 4-томного 21-го издания Дьюи, выполненный ГПНТБ России, и начало создания полноценной электронной версии на русском языке в ближайшем будущем внесут свои коррективы и поставят библиотеки страны перед выбором.

Одной из альтернатив можно считать совместное использование всех или двух систем, но, конечно, при условии, их электронной реализации.

 

 

4. Превращение библиотек в центры информационных
электронных ресурсов

Сегодня уже неудивительно, когда читатель (пользователь), приходя в библиотеку и проводя в ней определенное количество времени, не только не пользуется ее фондом, но даже и не делает попытки заказать литературу. Многие свои потребности пользователи удовлетворяют на информационном уровне, т.е. вполне довольствуются библиографической, реферативной, справочной и иной электронной информацией, полученной через Интернет, с помощью CD—ROM или иным способом. Более того, развитие электронного ресурса приводит к тому, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование зарубежных изданий, находят возможность организовать для своих пользователей доступ к полнотекстовым электронным ресурсам, и эти тенденции набирают силу (электронная научная библиотека РФФИ, электронные издания Института "Открытое общество" — Россия и др. предоставили бесплатный доступ многим библиотекам к нескольким тысячам названий зарубежных журналов). Кроме того, все большее распространение получает электронная доставка документов, которая позволяет пользователям библиотек, не приходя в саму библиотеку, заказать со своего рабочего места (или из дома) электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги и в считанные мгновения получить ее. При этом нельзя не отметить, что уже во многих библиотеках число удаленных обращений (посещений) к Интернет-сайту библиотеки во много раз превосходит число обычных физических посещений. (В 1999 г. в ГПНТБ России число удаленных посещений в 8—9 раз превысило число реальных, зарегистрированных посещений.)

Вышеизложенное подтверждает, что старые представления о библиотеке рушатся на глазах. Читатель уже далеко не всегда приходит в библиотеку за документом, он приходит за информацией и/или электронным ресурсом. Библиотека постепенно превращается в центр информационных электронных ресурсов, сохраняя тем не менее за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию пользователей печатными документами. Эта новая функция современной библиотеки не только наглядно иллюстрирует одну из главных тенденций современной библиотечной деятельности, но и должна учитываться как в планировании развития автоматизированных библиотечно-информационных технологий, так и в целом для пересмотра уже устаревшей концепции традиционной библиотеки.

 

 

5. Электронные библиотеки

Сегодня это направление развития электронных ресурсов— одна из ключевых примет нашего времени и во многом определяет политику библиотек в планировании деятельности в области автоматизации.

Электронные библиотеки (ЭБ) отнюдь не являются альтернативой ни традиционным библиотекам, ни технологиям автоматизации библиотечных процессов. ЭБ — явление гораздо более широкое, чем сама библиотека, и в самом общем смысле понимается как распределенная совокупность электронных ресурсов, объединенных общей идеологией доступа (определение не претендует на однозначность и отражает точку зрения автора). В любом случае понятие ЭБ затрагивает сегодня, кроме библиотек, музеи, архивы, органы власти, статистику и многое другое. Для библиотек развитие направления ЭБ означает прежде всего сканирование и формирование части своей коллекции в электронном виде, ее организацию и обслуживание локальных и удаленных пользователей.

Для библиотек формирование ЭБ приводит к необходимости пересмотра ряда работ по совершенствованию автоматизированных технологий, но отнюдь не к их свертыванию. Никакие ЭБ не заменят электронный каталог, автоматизированные технологии возврата/выдачи, учета и поиска документов и другие компоненты автоматизированных технологий. ЭБ призваны существенно расширить спектр услуг, предлагаемых пользователям библиотек, помочь в оптимизации организации фонда, предоставить новый сервис службам МБА и доставки документов и в целом существенно продвинуть общество на пути к его превращению в информационное.

ЭБ, безусловно, вносят свой существенный вклад в модернизацию автоматизированных библиотечно-информационных технологий и являются одной из характерных тенденций их развития на современном этапе.

Разумеется, к пяти выделенным основным тенденциям следует добавить и такие аспекты сегодняшнего состояния автоматизированных библиотечно-информационных технологий, как электронная доставка документов, превращение Интернет из телекоммуникационной сети связи в коммуникационную среду межбиблиотечного взаимодействия и кооперации, постепенное вхождение отечественного библиотечно-информационного ресурса в мировую информационную инфраструктуру и ряд других.

Все вышеперечисленные тенденции и факты не могут не учитываться сегодня библиотеками, их администрацией и разработчиками автоматизированных систем и технологий при планировании работ по автоматизации и внедрению информационных технологий, в том числе и при совершенствовании (модернизации) уже действующих систем, включая их возможную замену.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России