Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Стрелкова Е.В. Ленинградская областная
детская Система приоритетов в совместной
работе Каждая библиотека в структуре региональных и глобальных ресурсов представляет собой элемент системы библиотек и информационных центров. Степень интеграции с такой системой во многом определяет качество и спектр предоставляемых услуг. Уровень обслуживания читателей уже не считается достаточным без применения информационных технологий, что обусловлено компьютеризацией повседневной жизни. Степень автоматизации мощных библиотек для взрослых в сопоставлении с потребностями сегодняшних детей убеждает в необходимости поддержки ребенка в предоставлении ему адекватных технологий доступа к информации. Стратегией информатизации детской библиотеки в настоящее время может быть сохранение ее специфики в сочетании с использованием внешних ресурсов. Эта деятельность включает в себя формирование проблемно-ориентированных баз данных, гармонизацию информационно-поискового пространства с форматами машиночитаемой каталогизации и протоколами передачи данных, подключение к телекоммуникациям. Вышеперечисленное развивает собственно библиотеку, но не устраняет информационную изоляцию неподготовленного пользователя, который часто воспринимает компьютер в библиотеке для детей как показатель финансового благополучия или наличия небиблиотечных услуг. Образовательный стандарт российских школ предусматривает формирование навыков компьютерной грамотности, не включая в себя умение строить модели информационного поведения для получения знаний и читательского развития. Путь к эффективной информационной поддержке ребенка в современных условиях не только в переоснащении библиотек, повсеместном включении компьютерных технологий в профессиональную деятельность специалистов, но и в преодолении межведомственных барьеров с целью обеспечения равенства пользователей в поиске общедоступной информации. Сотрудничество в ходе информатизации — объективная необходимость для школ и библиотек и сегодня, и в долгосрочной перспективе. Вот почему такая работа ведется в рамках регионального проекта Ленинградской областной детской библиотеки (ЛОДБ), который назван "Информационные ресурсы для детей — обмен, трансляция, доступ". Для участников проекта определены следующие приоритеты. 1. Ребенок, читающий пользователь, должен получать доступ к машиночитаемым ресурсам с первых шагов компьютеризации библиотеки. Иными словами, первый компьютер в библиотеке для детей оснащается для предоставления совокупных ресурсов участников проекта, включая режим удаленного доступа. Вариант стартового оснащения библиотеки на начальном этапе информатизации (в условиях ресурсной поддержки со стороны ЛОДБ) определен в ходе разработки и реализации проекта 1997—1998 гг. "Базовый модуль информатизации детской библиотеки". С тех пор три библиотеки Ленинградской области имеют одинаковый программно-технический комплекс для сотрудничества с ЛОДБ в предоставлении услуг и выполнении внутренних работ. Кроме них ни одна детская библиотека Ленинградской области не оснащена в минимально необходимом объеме, что неоправданно усиливает интенсификацию труда специалистов, связанных с реализацией проекта. 2. Участники проекта не ограничивают ресурсную базу каким-либо видом носителя или способом представления содержания фондов. Это означает, что участвовать в проекте может библиотека, в которой нет компьютеров, и организация, в которой нет книг. Например, негосударственное образовательное учреждение "Невский институт компьютерного образования", не имея книжных фондов, обеспечивает интеллектуальную поддержку исполнителей работ по проекту и предоставляет возможность телекоммуникационного доступа к библиотечным ресурсам своим посетителям. А Центральная детская библиотека (ЦДБ) г. Сланцы без технических средств приступает к созданию на базе ЛОДБ машиночитаемых материалов по теме "Детское чтение как духовный ресурс региональной культуры" (читательские интерпретации современных подростков). Техническое переоснащение библиотеки не ведет к автоматическому изменению ее статуса в сознании общества, а отсутствие техники не освобождает детского библиотекаря от необходимости профессионального использования новых технологий. Задачей библиотек для детей становится поиск путей раскрытия возможностей библиотечных систем в сочетании с разнообразием современных способов получения информации. Профессиональное сознание библиотекарей — один из факторов преодоления противоречий между стереотипами представлений о библиотечной деятельности и реализованным потенциалом в условиях совместной работы. 3. Эффективное использование предоставляемых совокупных ресурсов в ходе освоения новых технологий приоритетно по отношению к созданию собственных электронных ресурсов на местах. Это направление работ содержит в себе включение электронного каталога и проблемно-ориентированных баз данных ЛОДБ в информационно-поисковое пространство библиотек—участниц проекта, поддержку пользователей в восприятии машиночитаемых документов различного уровня, развитие технологий обращения к системам электронной доставки документов, сочетание традиционных и новых форм обслуживания различных категорий пользователей. Модели информационного поведения специалистов, связанных с проблемами детства и детского чтения, требуют корректировки, адекватной современным требованиям. Их формирование легче вести, совместно уменьшая долю технологической рутины и раскрывая содержание библиотечных фондов в разнообразии форм доступа к информации и документам. В числе участников проекта 10 юридических лиц, поддерживающих сотрудничество 11 организаций—исполнителей работ. Из них не имеют электронной почты 3 библиотеки, доступа в Интернет — 4 библиотеки. Это определяет периодичность актуализации программ, программных продуктов, машиночитаемых материалов и документов на бумажных носителях. Координация действий, накопление материалов и их интеграция выполняются на базе ЛОДБ в ходе профессионального сотрудничества. Доступ к совокупным ресурсам предоставляется локальным и удаленным пользователям. С 1998 г. силами ЛОДБ при поддержке спонсоров ведется региональный сайт детских библиотек Ленинградской области (www.deti.spb.ru). Представить в гипертекстовой форме материалы для детей-читателей может любая библиотека, независимо от участия в проекте. С 2000 г. на сайте стала появляться информация, подготовленная библиотечными специалистами С.-Петербурга и адресованная всем детям региона. 4. Отражение специфики участников проекта в совместном создании электронных ресурсов для детей с целью развития учреждений образования и культуры в регионе. Эффективность этой работы может быть усилена не только повышением уровня компьютерной грамотности на местах, но и новым взглядом на составляющие информационной культуры в сферах образования и управления. 5. Совместная работа предполагает интеллектуальную ответственность, правовую культуру и легальное использование программных продуктов. Информатизация ЛОДБ ведется с использованием лицензионного программного обеспечения. Легальное предоставление ресурсов и услуг пользователям различных категорий делает библиотеку учреждением, где предполагается соблюдение "принципа честного использования" со стороны читателей, что позволяет им ощутить правовой комфорт в доступе к документам и информации, усвоить азы защиты авторского права и интеллектуальной собственности, оценить разнообразие первичных и вторичных машиночитаемых документов, соотнести их с традиционными составляющими библиотечных фондов. Следование перечисленным приоритетам позволяет участникам проекта приближаться в обслуживании детей области к спектру услуг, сопоставимому с объемом услуг ЛОДБ. Новые формы сотрудничества создают основу адаптации специалистов к современному информационно-поисковому пространству. Основная нагрузка в реализации этого проекта ложится на ЛОДБ. Проект "Информационные ресурсы для детей — обмен, трансляция, доступ" и все другие проекты по информатизации детских библиотек региона, возглавляемые ЛОДБ, представляют собой ступени создания детского библиотечного компьютеризованного центра — регионального транслятора информационных ресурсов для детей. 6. Услуги, предоставляемые на компьютерной технике, не должны поглощать библиотеку. Специфика детской библиотеки включает в себя создание и органичное развитие библиотечного пространства. Стереотип восприятия компьютера с трудом преодолевается детьми и взрослыми при работе с ресурсами библиотек. ЛОДБ имеет опыт предоставления читателям машиночитаемых материалов в локальном доступе с 1995 г. Восемь библиотек Ленинградской области с 1999 г. включены в Российский проект "Интернет" Института "Открытое общество". Среди них две детские библиотеки: ЛОДБ и Центральная районная детская библиотека г. Всеволжска. По условиям гранта полученное оборудование не должно использоваться для автоматизации собственно библиотечной деятельности. Это определило схему размещения новой техники для доступа к ней более широкого круга потребителей информации в форме дорегистрационного обслуживания с сохранением роли компьютеров в залах для читателей. В конце 1999 г. в ЛОДБ открыт Интернет-кабинет. Доступный всем посетителям библиотеки, он стал основой развития дорегистрационного обслуживания в локальном и удаленном доступе. В Интернет-кабинете сосредоточены:
Дифференцированный подход к организации рабочих мест специалистов позволяет, развивая сферу обслуживания детей-читателей, помогать семье ребенка в ситуациях, когда есть потребность в стандартной технологической услуге (электронная почта, ресурсы Интернета, сканирование, работа в популярных программах), не нарушая ритма обслуживания читателей. Для всех пользователей библиотеки возможно обучение в кружке компьютерной грамотности с индивидуальным планированием занятий и самопроверкой на предоставляемых тренинг-машинах. Такие формы самообразования нужны, как правило, не только детям, но и родителям для принятия важных решений о профессиональной ориентации в обучении ребенка или оценки своих сил перед покупкой домашнего компьютера. Профессиональные и личные задачи пользователей определяют формы и методы их поддержки при формировании алгоритмов информационного поведения в современных условиях развития библиотек. Самым трудоемким подходом к автоматизации библиотеки для детей был и остается путь включения ее в систему библиотечно-информационных центров, отвечающих современным требованиям читателей. Становясь элементом такой системы, библиотека усиливает свой ресурсный потенциал для социальной и информационной поддержки пользователей, приобретает качественно новые характеристики. Во-первых, она может рассматриваться как точка доступа к совокупности внешних информационных ресурсов, относящихся не только к сфере деятельности учреждения культуры. Во-вторых, профессиональное использование телекоммуникаций позволяет расширить поддержку читателей при обращении к информации и фондам других библиотек. В-третьих, раскрытие собственных ресурсов в машиночитаемых формах представления приводит к осознанию необходимости углубления специализации и сотрудничества в решении общих задач. |
Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России |