Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шрайберг Я.Л.

ГПНТБ России

Электронные библиотеки России:
программная стратегия и проектная тактика

Электронные библиотеки (ЭБ) сегодня представляют собой даже не направление, это — идеология. ЭБ становятся неотъемлемой частью деятельности практически в любой области; с необходимостью иметь, развивать и использовать ЭБ сегодня сталкиваются практически все. Как ранее все стремились получить компьютеры, так сейчас, когда уже произошло определенное насыщение компьютерами, говорят в основном о двух вещах — Интернете и ЭБ. Причем все больше и больше об ЭБ. В этом смысле больше всех не повезло обычным библиотекам: с одной стороны, именно библиотеки являются одной из главных движущих сил развития ЭБ, а с другой — само слово библиотека в названии электронные библиотеки путает многих и часто нивелирует данное понятие, низводя его до задачи оцифровки каких-то фрагментов или (не дай Бог!) всего фонда библиотеки.

Многие библиотекари стали понимать электронные библиотеки как панацею, которая быстро превратит их библиотеку в полностью автоматизированную электронную систему, после чего не нужны будут традиционные фонды. Все это не так; просто слово библиотека в понятии электронные библиотеки понимается гораздо шире — как некое объединительное, каким-то образом упорядоченное (структурированное) собрание электронных ресурсов. А в целом ЭБ можно представить как объединение разнородных и распределенных ресурсов в рамках единой идеологии организации и доступа. Впрочем, точного определения ЭБ еще пока никто не дал, но смысл многие понимают одинаково. Что же касается библиотек, то, безусловно, следует разделять понятия автоматизированная библиотека и электронная библиотека, понимая под первым больший крен в сторону технологий, а под вторым — в сторону ресурсов. Хотя и пересечение, конечно, есть, но важно одно: электронной любая библиотека становится даже фрагментарно (имея в виду часть оцифрованного фонда) только на базе уже осуществленной автоматизации. Диалектика.

ЭБ получили широкое распространение на Западе, и мы не сильно опоздали: если в США и Западной Европе этими проблемами начали заниматься в 1992—1994 гг., то в России первые проекты появились уже в 1996—1999 гг., т. е. мы извлекли уроки из прошлого, чтобы не отставать на 15—20 лет, как это случилось с hardware и software.

Именно поэтому в столь рекордные сроки — меньше чем за 1,5 месяца после поручения Правительства РФ — объединенная рабочая группа представителей организаций 9 министерств и федеральных ведомств (головное ведомство — Министерство промышленности, науки и технологий РФ; базовая организация — ГПНТБ России) разработали, в целом согласовали и представили в Правительство РФ концепцию и проект Межведомственной программы "Электронные библиотеки России". Текст этих документов хорошо известен; он опубликован в ряде журналов ("Науч. и техн. б-ки", 1999, № 7, "Информ. ресурсы России", 2000, № 2; Сборник научных трудов ГПНТБ России, 2000 г.), доступен в Интернете (www.gpntb.ru), неоднократно представлялся и обсуждался на отечественных и международных семинарах и конференциях.

В настоящее время завершены все подготовительные работы по согласованию основного состава вовлеченных организаций и персоналий, и в ближайшее время мы ожидаем реального проектного старта программы. Отметим, что она разрабатывалась не на пустом месте; уже был сделан определенный задел и достигнут определенный уровень разработок благодаря смежным и предшествующим программам Миннауки РФ, РФФИ, инициативным проектам крупных библиотек, информационных центров и университетов. Поэтому имеющийся задел, знание зарубежного опыта и разработанные концептуальные положения программы позволяют сформулировать основные стратегические направления и тактику на ближайшую перспективу.

К основным стратегическим направлениям программы следует отнести:

 

1. Определение сферы создания и развития электронного информационного ресурса. Что это будет: только область науки, культуры, образования и, допустим, экономики, здравоохранения, медицины, а еще? Или только эти области деятельности? Возможно поэтапное расширение сфер охвата.

 

2. Точное и протокольно зафиксированное разграничение сферы деятельности данной программы с уже существующими федеральными, межведомственными, ведомственными и институциальными программами и проектами; уточнение границ ответственности, взаимодействия и разграничения. Необходимо полностью исключить дублирование работ (особенно тех, которые финансируются из одного бюджетного ручейка) и ненужную соревновательность, особенно на уровне межведомственного взаимодействия.

 

3. Разработку и определение организационной и информационной инфраструктуры системы электронных библиотек России. Это направление является одним из самых сложных и пока неясных фактически, здесь должен быть определен компромисс уровней централизации и децентрализации и обозначена техническая связь производителей и хранителей коллекций электронных ресурсов.

 

4. Совершенствование, доработка и разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения производителей, хранителей и потребителей электронной продукции с учетом международных правил.

Отсутствие полной правовой базы и правовых знаний существенно тормозит цивилизованное развитие системы создания и использование электронной продукции, в частности, большие проблемы возникнут с развитием системы электронной доставки документов, с организацией и использованием электронных депозитариев и т. д.

 

5. Определение существующей среды поддержки и развития электронных библиотек. Это подразумевает, с одной стороны, определение комплекса программных, технических и информационно-технологических средств создания и регистрации электронных коллекций, а с другой — определение существующего состояния (количество, качество, виды и т. д.) в данной области; все это должно помочь определить наиболее оптимальные и эффективные пути развития системы ЭБ страны.

В тексте вышеуказанной программы достаточно ясно приведен перечень главных дел; представляется все же, что выделенные стратегические направления должны определить начальный этап проектных работ и уточнить состав проектов первой очереди, включая и то ядро, которое войдет в квоту первоочередного бюджетного финансирования.

Тактика определения и уточнения ближайших проектов программы должна подчиняться обозначенным стратегическим задачам и учитывать сроки и объемы реального финансирования. Уже ясно, что число предложенных и прилагаемых проектов во много раз превышает планируемые нормы бюджетных средств; здесь тем более важна функция экспертного (научного) совета программы, которому предстоят тяжелейшие задачи по выбору приоритетов среди представляемых и необходимых работ (проектов).

Тем не менее представляется целесообразным изложить свой взгляд на тактику ближайшего периода и перспективу. На ближайшее время следует, по нашему мнению, выделить следующие проекты, разработка которых поможет дать реальный старт программе и более точно определит горизонты перспективы:

 

1. Организационный проект. Определяет положение о задачах и конкурсных проектах, исходные требования и необходимую документацию для заявок.

 

2. Веб-проект. Создает веб-сервер программы, в оперативном режиме информирующий всех реальных и потенциальных участников программы о новостях и решениях директивных органов программы, а также содержит все необходимые тексты принятых документов и справочную информацию по программе.

 

3. Технический проект. 1-я стадия. Представляет собой, по сути, технический проект программы, описывающий ее организационно-управленческую структуру, архитектуру системы ЭБ, стандарты и протоколы, единые принципы доступа к ресурсам ЭБ, рекомендации по выбору типовых программно-технологических и технических средств и ряд других моментов. Этот проект предусматривает последующую доработку и постоянный мониторинг с учетом развития основных ресурсов ЭБ, поэтому на ближайшую перспективу предполагается только 1-я стадия.

 

4. Аналитический проект. В соответствии со стратегическими задачами обеспечивает аналитическое исследование состояния дел в области российских электронных ресурсов, в том числе проводит оценку значимости тех или иных ресурсов для программы (предусмотрена разработка соответствующей методики оценки).

 

5. Правовой проект. Предполагает учет существующих и срочную разработку необходимых, но отсутствующих нормативно-правовых документов по порядку формирования фондов ЭБ, их хранению и обеспечению доступа к ним, а также схему дальнейшего продвижения этих документов.

 

6. Стандартный проект. Необходима разработка стандарта на унифицированное описание информационных ресурсов в системе ЭБ России и на сами электронные издания и единицы электронного ресурса как составные части системы ЭБ.

 

7. Программно-технический проект. Одна из самых сложных проблем — что и как использовать из уже доступного программного обеспечения (ПО), надо ли рекомендовать какое-то ПО как типовое, надо ли вообще разрабатывать или адаптировать уже имеющееся ПО, с учетом полнотекстовой и графической информации. Проект должен обозначить контуры возможных будущих исследований, дать анализ пригодного ПО и сравнительные характеристики вариантов, обозначить элементы типового ПО и определить рекомендации разработчикам электронных ресурсов.

 

8. Информационно-лингвистический проект. Одной из первых задач построения системы ЭБ России станет разработка нормативного методического документа по составу и структуре лингвистического обеспечения ЭБ, средствах идентификации и классификации объектов системы ЭБ и интерфейса запросов к их ресурсам. Эти задачи и являются предметом реализации данного проекта на первом этапе развития системы ЭБ России. В перспективе данный проект разовьется и по направлениям создания банка данных классификационных средств, авторских файлов и др.

Кроме вышеперечисленных основных тактических проектов на первом этапе работ по программе необходимо предусмотреть еще три документа:

1) справку-анализ уже представленных проектов по формированию информационных электронных ресурсов, включая создание новых и актуализацию созданных на текущий год. При этом, кроме характеристики предлагаемого ресурса и его сопоставительных параметров, необходима экспертная оценка значимости и рекомендации по поддержке, т. е. фактически данный документ после утверждения экспертным (научным) советом определит конкретный план работ на текущий год;

2) справку-анализ перспективных проектов на 2001 г. и далее, которая позволит оценить финансовые потребности, оптимально спланировать работы и, возможно, получить средства в требуемых объемах;

3) аналитическую записку о качестве представленных заявок и их соответствии уже принятым правилам и подходам в международном масштабе. Одним из полезных документов может стать "Московский манифест" — программно-итоговый документ, разработанный (по итогам прошедшей в апреле 2000 г. в РГБ Международной конференции по управлению электронными ресурсами библиотек) группой специалистов под руководством г-жи Моники Зигберт, руководителя проекта TACIS в РГБ. Кроме того, в эту записку должны быть включены и другие международные документы, отражающие мировой опыт в создании и поддержке электронного ресурса и ЭБ.

Сегодня в этой области как раз тот счастливый случай, когда мы находимся недалеко от продвинутых западных разработчиков и держателей ЭБ, и у нас есть шансы встать с ними в один ряд. Давайте не упустим этот случай.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России